ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3482/2017 от 13.02.2018 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело №2а-414/2018

(2а-3482/2017)

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Гордиенко О.А.,

при секретаре Абибуллаевой Д.И.,

с участием представителя административного истца – Дударева Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, действуя через своего представителя ФИО7, обратился в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО2 в котором просит признать незаконным и отменить решение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности ФИО6 на нежилое здание (гараж), площадью 88,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, в соответствии с документами, предоставленными согласно описи ГБУ РК «МФЦ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявленные требования мотивированы тем, что Ваниян Э.Г. были представлены все необходимые и надлежащие документы для регистрации права собственности на объект гаражного назначения, а государственным регистратором истребованы дополнительные документы, не предусмотренные законом, и, в свою очередь, именно отсутствием этих документов и мотивирован отказ в осуществлении государственной регистрации. Кроме того, не предоставление сведений на межведомственный запрос не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.

В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ административный истец не явился, о дате времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, обеспечил явку в судебное заседание полномочного представителя.

Представитель административного истца Дударев Д.С. заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по доводам в нем изложенным.

Административные ответчикиявку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исходя из положений части 8 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Права и обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании статьи 65 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» возложены на государственного регистратора.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

При этом в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ года Ваниян Э.Г., действуя через своего представителя, обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью регистрации права собственности на принадлежащий объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, напротив <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором в адрес административного истца направлено уведомление о том, что государственная регистрация прав была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поступили ответы на межведомственные запросы, направленные государственным регистратором в Администрацию <адрес> Республики Крым, Архитектурно-градостроительный совет Министерства строительства и архитектуры Республики Крым и в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым.

По истечении установленного срока сообщением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу в осуществлении государственной регистрации прав отказано в связи с не устранением причин, которые послужили основанием для приостановления государственной регистрации, а именно в связи с отсутствием сведений по направленным межведомственным запросам.

Определяя правомерность принятого государственным регистратором решения об отказе в проведении государственной регистрации, судом установлено следующее.

В силу пункта 9 части 1 статьи 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 29 Закона).

В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как указывалось выше, основанием для приостановления государственной регистрации и, следовательно, основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий послужило отсутствие у государственного регистратора сведений по направленным межведомственным запросам.

Так, как следует из материалов дела, в рамках осуществления межведомственного взаимодействия государственным регистратором были направлены следующие запросы:

ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Центральный районный суд <адрес> с целью подтверждения подлинности представленного на регистрацию решения Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Архитектурно-градостроительный совет о том, существуют ли препятствия для осуществления государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, кадастровый , площадью 88,2 кв.м., количество этажей – 2, с приложением документального подтверждения;

ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Администрацию <адрес> о том, существуют ли препятствия для осуществления государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, кадастровый , площадью 88,2 кв.м., количество этажей – 2, с приложением документального подтверждения.

В связи с отсутствием ответов на вышеуказанные запросы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении регистрации прав административного истца на объект недвижимого имущества было отказано.

Однако при этом государственным регистратором не было учтено, что в силу предписаний части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственной регистрации может быть приостановлено для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, на срок до трех месяцев.

При этом регистрация прав по заявлению административного истца была приостановлена на один месяц (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, не получение государственным регистратором информации в указанный срок не препятствовало последнему продлить срок приостановления государственной регистрации в пределах, установленных частью 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Суд также учитывает, что в соответствии с частью 6 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Между тем, принимая во внимание, что государственным регистратором фактически не были запрошены дополнительные документы, необходимые для государственной регистрации, а были направлены межведомственные запросы с целью подтверждения сведений, содержащихся в уже представленных документах, у Ваниян Э.Г. объективно отсутствовала возможность предоставить указанные сведения в порядке части 6 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 7.1 Федеральный закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.

Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что принятое государственным регистратором решение противоречит требованиям действующего законодательства, в силу чего является незаконным.

Относительно заявленных исковых требований в остальной части судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Одновременно статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Таким образом, установление обязанности для административного ответчика принять решение и зарегистрировать право собственности будет являться вмешательством в исключительную компетенцию ответчика, в связи с чем суд в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, считает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГс учетом установленных в ходе рассмотрения данного административного дела обстоятельств.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

Административным истцом требования о взыскании с административного ответчика судебных расходов заявлены не были. Представитель административного истца в судебном заседании указал на отсутствие необходимости взыскания с ответчика суммы судебных издержек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крымот ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации прав ФИО3 нежилое здание (гараж), площадью 88,2 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, напротив <адрес>.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья /подпись/ О.А. Гордиенко

Решение принято судом в окончательной форме 19.02.2018 года.