ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3484/18 от 31.10.2018 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-3484/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 31 октября 2018 года.

Кировский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующей судьи Елькиной С.Л.,

с участием адвоката Цепова Г.В.,

при секретаре Аверьяновой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области об оспаривании решения, административный истец ФИО1 просит решением суда;

- признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, оформленный письмом от 16.03.2017 исх. № А-1519, в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 880 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, подготовленной Обществом с ограниченной ответственностью «Леноблкадастр».

- обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 880 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно схеме, подготовленной Обществом с ограниченной ответственностью «Леноблкадастр».

В обоснование административного иска ФИО1 указывает, что отказ в согласовании предоставления земельного участка не содержит обоснования норм права к фактическим обстоятельствам, а документы, поданные для предварительного согласования предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка соответствуют требованиям действующего законодательства РФ.

10.10.2017 года по данному административному делу Кировским районным судом было постановлено решение (л.д. (л.д. 63-69), которое апелляционным определением Санкт-петербургского городского суда от 07.05.2018 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Кировский районный суд СПб (л.д. 108-113).

В ходе рассмотрения дела истцом было предоставлено уточенное исковое заявление, согласно которому административный истец просит:

- признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, оформленный письмом от 16.03.2017 исх. № А-1519, в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 880 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, подготовленной Обществом с ограниченной ответственностью «Леноблкадастр».

- обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области исполнитель требования, предусмотренные п.1 ч. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, а именно: обеспечить публикацию извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д. 116-117).

Представитель административного истца в судебное заседание явился, на удовлетворении иска настаивал, представил в материалы дела объяснения по делу (л.д. 118-120).

Административный истец судом извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Административный ответчик извещен судом о существе административного иска и дате его рассмотрения судом, своего представителя в судебное заседание не направил, в материалы дела представил возражения на исковое заявление (л.д. 122) и возражения на уточненное исковое заявление.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет по природным ресурсам ЛО, извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил в материалы дела возражения по заявленным требованиям (л.д. 133-134).

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, полагая, что их неявка в судебное заседание препятствует рассмотрению дела.

Суд, выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как видно из материалов дела 01.02.2017г. ФИО1, в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) через ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», филиал «Выборгский», в Администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области было подано заявление, регистрационный №19 от 01.02.2017г., о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 880 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

18.03.2017г., т.е. с нарушением срока, установленного ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ФИО1 через ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», филиал «Выборгский», было выдано письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (далее также – КУМИГ), исх. от 16.03.2017 № А-1519, которым в удовлетворении требований о предварительном согласовании предоставления Земельного участка и утверждении схемы расположения Земельного участка было отказано.

Как следует из письма исх. от 16.03.2017 № А-1519 отказ дан по следующим основаниям:

в соответствии с п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ отказано по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 39.16, а именно: не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков в соответствии с п. 7. ст. 11.9 ЗК РФ;

представленная схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно: подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом земельных участков общего пользования, красных линий согласно п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного Кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно подпункту 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.

Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктом 17 той же статьи предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В силу пп. 3, п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Так, в соответствии с пунктом 7 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 года № 341 утверждено Положение о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области.

Согласно п. 1.1 Положения Комитет по природным ресурсам ЛО является отраслевым органом исполнительной власти ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.

Из п. 2.2 Положения следует, что в сфере лесных отношений Комитет по природным ресурсам ЛО осуществляет в том числе, следующие полномочия:

владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Ленинградской области;

определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон;

предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;

ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области;

утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда.

С целью установления обстоятельств, имеющих значение для дела- нахождение спорного земельного участка в границах лесного фонда, судом сделан соответствующий запрос в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, учреждение, целью деятельности которого, является государственная инвентаризация лесов, в том числе дистанционный мониторинг использования лесов; обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре.

Ответом N 02-15815/2018 от 18.09.2018 года Комитета по природным ресурсам Ленинградской области подтверждено, что в результате сопоставления сведений, указанных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, комитетом установлено, что рассматриваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда в выделе 20 квартала 115 Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества (л.д. 137-140). К данному ответу приложена схема расположения земельного участка на картографических материалах государственного лесного реестра.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области от 16.07.2011 года, право собственности на объект: Ленинское участковое лесничество кв. 1-145 Рощинского лесничества зарегистрировано за Российской Федерацией (л.д. 140).

Как следует из уведомления Росреестра по ленинградской области сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: земельный участок, адрес: площадью 880 кв. метров – отсутствуют.

Статьей 7 Лесного кодекса РФ определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу ст. 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

Статьей 25 действующего Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Учитывая, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок находится на землях государственного лесного фонда, то Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области не имел полномочий по согласованию схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства и дальнейшему предоставлению этого земельного участка истцу ни в пользование, ни в аренду, ни в собственность.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ земельный участок должен относиться только к одной категории земель и образование земельного участка, относящегося одновременно к двум категориям земель, недопустимо.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Из приведенных норм закона следует, что даже с включением земель государственного лесного фонда в границы поселения, автоматического перевода земель в муниципальную собственность не происходит. Лесной контроль на землях государственного лесного фонда, в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.

Поскольку предоставление истцу испрашиваемого земельного участка фактически приведет к нарушению права собственности Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не может выбыть из владения его собственника помимо его воли.

Заявление о согласии на возможное изменение органом местного самоуправления границ земельного участка, истцом в материалы дела не представлено.

Доводы административного истца о том, что иные участки, граничащие с испрашиваемым земельным участком, предоставлены ранее ответчиком гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, на принятие решения судом не влияют, поскольку предоставление иных земельных участков осуществлялось при других фактических обстоятельствах, которые аналогичными данному делу не являются.

В целом позиция административного истца основаны на неверном толковании норм материального права.

На основании изложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения требования о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, оформленный письмом от 16.03.2017 исх. № А-1519, в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 880 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> подготовленной Обществом с ограниченной ответственностью «Леноблкадастр».

Учитывая, что требование об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области исполнить требования, предусмотренные п.1 ч. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, а именно: обеспечить публикацию извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», является производным о первого, то в его удовлетворении также следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.14, ст.59, ст.60, ст.61, ст.62 ст.175, ст.180 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области об оспаривании решения, оформленного письмом от 16.03.2017 года № А-1519 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 880 кв. метров, расположенного по адресу<адрес>, обязании ответчика исполнить требования п. 1 ч. 1 ст. 39.18 Земельного Кодекса РФ, - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию по гражданским делам Кировского районного суда Санкт-Петербурга.

Судья: С.Л. Елькина

Решение изготовлено в окончательной

форме 13.12.2018 года