ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3486/2027 от 21.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

46RS0030-01-2019-003675-59

Дело №2а-3486/27-2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2019 года г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Токмаковой Е.В.,

при секретаре Богомазовой Н.А.,

с участием:

административного истца Ефремовой Л.А.,

представителя административного истца Ефремовой Л.А. – Ивановой Л.В., действующей на основании устного ходатайства, имеющей высшее юридическое образование,

представителя административных ответчиков Администрации г.Курска и Земельного комитета г.Курска Солодиловой Л.В., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей высшее юридическое образование,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Ефремовой Любови Анатольевны к административным ответчикам Администрации г. Курска и Земельному комитету г.Курска об оспаривании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Ефремова Л.А. обратилась в Ленинский районный суд г.Курска с административным иском к Администрации г. Курска и Земельному комитету г.Курска, в котором, с учетом уточнения, просит признать незаконным отказ Земельного комитета г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 1500 кв.м., с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>; обязать Администрацию г. Курска в течение 30 дней утвердить схему расположения земельного участка, общей площадью 1500 кв.м., с кадастровым , по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории и выдать ей постановление об утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым , по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории; обязать Земельный комитет г. Курска заключить соглашение о перераспределении земельного участка, общей площадью 520 кв.м, с кадастровым , по адресу: <адрес>, находящегося у нее на праве собственности, указав, что она является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Земельный участок, расположенный по данному адресу, с кадастровым , площадью 2020 кв.м., (категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования под индивидуальное жилищное строительство) был разделён, с формированием межевых планов и постановкой на кадастровый учёт на два участка. Вновь образованные земельные участки - площадью 1500 кв.м., с кадастровым и площадью 520 кв.м., с кадастровым . В сентябре 2018 года ею были подготовлены и поданы в Земельный комитет г. Курска документы для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым , площадью 1500 кв.м. В ответ на обращение был получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ. Причина отказа - при формировании испрашиваемого земельного участка, указанный земельный участок не будет иметь самостоятельного подъезда, что нарушает требования, установленные ст.11.9 Земельного кодекса РФ. На приёме у председателя Земельного комитета ей пояснили, что необходимо зарегистрировать сервитут, для обеспечения прохода проезда на вновь образуемый участок. Поскольку Земельный комитет г. Курска является собственником земельного участка, присоединяемого к участку с кадастровым , ДД.ММ.ГГГГг. ею было направлено в Земельный комитет г. Курска предложение о заключении соглашения об установлении частного сервитута и проект соглашения об установлении частного сервитута. В ответ на это обращение был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ. Основания для заключения соглашения о сервитуте отсутствуют в связи с тем, что не произведён кадастровый учёт земель, смежных с земельным участком с кадастровым и данная территория не является собственностью муниципального образования «Город Курск». На приёме у председателя Земельного комитета ей пояснили, что достаточно просто приложенной схемы границ образуемой части земельного участка (сервитута) с указанием площади на топоплане земельного участка. Схема была подготовлена, но 11.02.2019г. был получен отказ за . Причина отказа - подъезд через земельный участок с кадастровым должен быть шириной не менее 3,5 м. Схема была переделана и подана в Земельный комитет г. Курска. В ответе от 21.03.2018г. был получен отказ в утверждении схемы земельного участка. Причина отказа - нарушение требований, предусмотренных ст.11.9. Земельного кодекса РФ. Также было указано на использование ею права на приобретение земельного участка под ИЖС за счёт земель, собственность на которые не разграничена. Считает, что отказ является незаконным и необоснованным. Согласно схеме расположения земельного участка с кадастровым , земельный участок, обозначенный точками 2,6,9,10 и на который она претендует, не является обособленным и граничит с участками, находящимися в частной собственности и поставленными на кадастровый учёт. Испрашиваемый земельный участок не может быть сформирован в качестве самостоятельного, по причине, указанной в ответе на ее обращение за от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на КИТ в отношении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>. не соответствует ни одному из оснований, указанных в законе. Данный земельный участок полностью ею обрабатывается и содержится в надлежащем состоянии более 30 лет. Увеличение площади земли необходимо для эффективного использования уже имеющегося участка, т.к. спорный земельный участок зарастает травой и она вынуждена выкашивать его, чтобы остановить распространение сорной травы на ее участке. Кроме того, она не пользовалась правом на приобретение земельного участка за счёт земель, собственность на которые не разграничена, в соответствии с положением ЗК РФ.

В судебном заседании представитель административного истца Ефремовой Л.А. - Иванова Л.В. заявленные требования, с учетом их уточнения, по изложенным в административном иске основаниям, поддержала, просила требования удовлетворить в полном объеме.

Административный истец Ефремова Л.А. после объявленного перерыва в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель Администрации г.Курска и Земельного комитета г.Курска по доверенностям Солодилова Л.В. не признала заявленные требования, с учетом их уточнения, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в представленном ею письменном отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 3 КАС Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и публичных правоотношений.

В соответствии со ст. 62 КАС Российской Федерации, административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

При этом в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд может признать оспариваемые решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с положениями ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в том числе в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с Положением о Земельном комитете г. Курска, утв. решением Курского городского собрания от 29.05.2008 года № 44-4-РС, Земельный комитет города Курска является отраслевым органом Администрации города Курска, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами и лесными участками на территории города Курска, функции контроля за использованием земель (п.1.1); основными целями и задачами Земельного комитета г. Курска являются, в том числе управление и распоряжение земельными и лесными участками, находящимися в собственности муниципального образования "Город Курск", а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Курска, в случае, если иное не установлено законом Курской области, в пределах своей компетенции (п. 2.2); в соответствии с основными целями и задачами Земельный комитет г. Курска выполняет функции, в частности разрабатывает проекты муниципальных правовых актов города Курска по вопросам управления и распоряжения земельными ресурсами и лесными участками (п. 3.12).

Согласно положениям п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (п. 8 указанной нормы).

В соответствии с п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

Согласно п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В судебном заседании установлено, что Ефремовой Л.А. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

Впоследствии указанный земельный участок, площадью 2020 кв.м., с кадастровым номером (категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования под индивидуальное жилищное строительство) был разделён на два земельных участка с формированием межевых планов и постановкой на кадастровый учёт: земельный участок, площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером и земельный участок, площадью 520 кв.м. с кадастровым номером

В сентябре 2018 года Ефремовой Л.А. были подготовлены и поданы в Земельный комитет г. Курска документы для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым , площадью 1500 кв.м.

Однако истцом был получен отказ за от ДД.ММ.ГГГГ., с указанием причины, что при формировании испрашиваемого земельного участка, указанный земельный участок не будет иметь самостоятельного подъезда, что нарушает требования, установленные ст.11.9 Земельного кодекса РФ.

В последующем, в Земельном комитете г.Курска Ефремовой Л.А. было разъяснено о необходимости зарегистрировать сервитут, для обеспечения прохода проезда на вновь образуемый участок.

Поскольку Земельный комитет г. Курска является собственником земельного участка, присоединяемого к участку с кадастровым , ДД.ММ.ГГГГг. Ефремовой Л.А. было направлено в Земельный комитет г. Курска предложение о заключении соглашения об установлении частного сервитута на земельный участок и проект соглашения об установлении частного сервитута земельного участка.

В ответ на это обращение был получен ответ за от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которого, в отношении земель, являющихся смежными с земельным участком с кадастровым номером , кадастровый учет не проведен, данная территория не является собственностью муниципального образования «Город Курск». Основания для заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, без организации прохода, проезда, отсутствуют.

Согласно разъяснениям, полученным в Земельном комитете г. Курска, Ефремовой Л.А. была подготовлена схема, но ДД.ММ.ГГГГ. был получен отказ за , согласно которого, ей был направлен согласованный проект по земельному участку площадью 1500 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, при условии организации к нему подъезда шириной не менее 3,5 метра, через земельный участок с кадастровым номером

Схема была переделана и подана в Земельный комитет г. Курска, но ДД.ММ.ГГГГ. был получен отказ за в утверждении схемы земельного участка, причиной отказа указано нарушение требований, предусмотренных ст.11.9. Земельного кодекса РФ.

Пунктом 1 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Подпунктом 2 ч.5 п. 11.2.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утв. решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 года № 388-3-РС, установлен максимальный размер земельного участка, вновь предоставляемого гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства, - 1500 кв. м.

Исходя из анализа приведенных выше правовых норм Земельного кодекса РФ, в случае соответствия схемы расположения земельного участка требованиям закона, такая схема утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, а в случае несоответствия такой схемы требованиям закона, в ее утверждении соответствующим органом мотивированно отказывается.

Отказывая Ефремовой Л.А. в утверждении схемы расположения земельного участка по тому основанию, что образование испрашиваемого ею земельного участка нарушает требования п. 11.2.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск» ввиду того, что ранее Ефремовой Л.А. было использовано право на приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства за счет земель, собственность на которые не разграничена, в максимально допустимых размерах градостроительным регламентом площади земельного участка, в последствии, вновь образованный земельный участок она разделила на 2 земельных участка с кадастровым номером и кадастровым номером , последний из которых она повторно просит перераспределить до 1500 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, Земельный комитет г. Курска принятое им решение от ДД.ММ.ГГГГ не мотивировал.

Так, из представленной Ефремовой Л.А. схемы расположения земельного участка следует, что испрашиваемый ею земельный участок действительно граничит с принадлежащим ей земельным участком с кадастровым номером .

Между тем, пунктом 11.2.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск» установлен предельный максимальный размер для вновь предоставляемого в собственность земельного участка, при этом, ни Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», ни иные нормы действующего законодательства не предусматривают при определении предельного максимального размера земельного участка суммирование площади образуемого земельного участка с площадью уже образованных земельных участков, находящихся в собственности.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела сторона административного ответчика не доказала наличие фактических обстоятельств, на которых основано принятое и оспариваемое административным истцом решение. Применительно к положениям ст. ст. 226, 227 КАС РФ данное обстоятельство является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.

В связи с этим, требование административного истца о признании такого решения незаконным подлежит удовлетворению.

Требования Ефремовой Л.А. о возложении на Администрацию г. Курска обязанности утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка, возложении на Земельный комитет г. Курска обязанности заключить соглашение о перераспределении испрашиваемого земельного участка, также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать решение Земельного комитета г. Курска, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 1500 кв.м., с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать Администрацию г. Курска в течение 30 дней утвердить схему расположения земельного участка, общей площадью 1500 кв.м., с кадастровым , по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории и выдать Ефремовой Любови Анатольевне постановление об утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым , по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории.

Обязать Земельный комитет г. Курска заключить с Ефремовой Любовью Анатольевной соглашение о перераспределении земельного участка, общей площадью 520 кв.м, с кадастровым , по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: