Дело № 2а-3489/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сочи 30 мая 2016 г.
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Юркиной М.Р., с участием представителя административного истца Барахович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Сочи в интересах Российской Федерации к судебному приставу-исполнителю Центрального РОСП г. Сочи УФССП по КК Габараеву В.О. и Центральному РОСП г. Сочи УФССП по КК о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное бездействие и обязать соблюдать установленные законом сроки совершения исполнительных действий в ходе принудительного исполнения исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к судебному приставу-исполнителю Центрального РОСП г. Сочи УФССП по Краснодарскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное бездействие.
Административный истец в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Валуева Н.С. в интересах жителей п. Лазаревское о неисполнении судебных решений, связанных с обеспечением финансирования работ по газификации ул. Победы, Новая, Седова в г. Сочи и по другим вопросам, и установлено, что в Центральном районном отделе судебных приставов г. Сочи Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (далее по тексту - Отдел) на принудительном исполнении находится исполнительное производство № 69579/13/72/23 от 30.10.2013, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Сочи по делу № 2-3022/13 от 08.07.2013 в отношении должника - администрация г. Сочи, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившегося в непринятии мер, направленных на обеспечение газификации улиц Новая, Седова и Победы Лазаревского района г. Сочи, а также включить данные расходные обязательства в бюджет города Сочи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, впоследствии осуществить финансирование таких работ, обеспечить контроль за их реальным исполнением. Вместе с тем, в ходе проверки обращения Шевченко А.П., поступившего из прокуратуры г. Сочи 27.11.2015 (вх. № 5630), прокуратурой района выявлено, что указанное исполнительное производство находится на исполнении в Отделе с 2013 года, по исполнительному производству не принят исчерпывающий комплекс мер, направленных на исполнение решения суда, в связи с чем, 14.01.2016 прокуратурой района внесено Представление руководителю УФССП России по краю Кумирову А.В. для устранения выявленных нарушений и рассмотрения вопроса о привлечении судебного пристава-исполнителя к дисциплинарной ответственности. В тоже время, повторная проверка показала, что ранее выявленные нарушения законодательства об исполнительном производстве до настоящего времени не устранены. Так, повторный анализ настоящего исполнительного производства показал, что судебный пристав-исполнитель продолжает допускать формальный подход при вынесении в отношении должников Постановлений по делам об административных правонарушениях по ст. 17.15 КоАП РФ. Так, по исполнительному производству № 69579/13/72/23 от 30.10.2013 составлено шесть постановлений о привлечении должника к административной ответственности (по ст. 17.15 КоАП РФ (25.12.2013 - по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в размере 30 000,00 руб.; 20.05.2015, 01.07.2015, 06.08.2015, 19.01.2016, 23.02.2016 г. - по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в размере 50 000,00 руб.). Вышеуказанные постановления должником не обжалованы, вступили в законную силу. Установлено, что наложенные административные штрафы правонарушителем не оплачены. При этом вопреки п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в отношении должника по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания) приставом не возбуждались, чем нарушены нормы ст. 113 Закона № 229-ФЗ. Прокурор также указывает, что с момента возбуждения исполнительного производства должник не предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (злостное неисполнение решения суда). Таким образом, в нарушение требований ст.ст. 2, 4, 36, 64 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», судебным приставом-исполнителем не принято должных мер, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов. Кроме того, проверкой установлено, что в постановление от 18.12.2015 № 3544 И.О. Главы города Сочи С.П. Юрина «Об утверждении муниципальной программы города Сочи «Развитие инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи» пунктом 1.2.1.23 включено газоснабжение жилых домов по ул. Победы, ул. Новая, ул. Седова в Лазаревском районе г. Сочи с объемом финансирования 2 млн. рублей. Реализация указанной программы рассчитана до 2020 года. В соответствии с ч. 1 ст. 202 ГПК РФ в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержание. При указанных обстоятельствах имеется необходимость в разъяснении порядка исполнения решения суда о возможности включения расходных обязательств в бюджет города Сочи на 2016 год и плановый период вышеназванной муниципальной программы, впоследствии осуществить финансирование таких работ, обеспечить контроль за их реальным исполнением. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 218 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит признать бездействие судебного пристава-исполнителя Габараева В.О. Центрального районного отдела судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов, незаконным, обязать судебного пристава-исполнителя Габараева В.О. Центрального районного отдела судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю соблюдать в дальнейшем установленные законом сроки совершения исполнительных действий в ходе принудительного исполнения исполнительного производства № 69579/13/72/23 от 30.10.2013 в отношении должника администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившегося в непринятии мер, направленных на обеспечение газификации улиц Новая, Седова и Победы Лазаревского района г. Сочи, а также включить данные расходные обязательства в бюджет города Сочи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, впоследствии осуществить финансирование таких работ, обеспечить контроль за их реальным исполнением.
Представитель административного истца - прокурора Центрального района г. Сочи – Барахович С.В. в судебном заседании просила суд удовлетворить требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Центрального РОСП г. Сочи УФССП по Краснодарскому краю Габараев В.О., представляющий по доверенности также интересы административного ответчика - Центрального РОСП г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, причину своей неявки суду не сообщил, в связи с чем, в соответствии с ч.2 ст. 150 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика и представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца Барахович С.В., изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку прокурором оспаривается бездействие судебного пристава-исполнителя, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с данным административным исковым заявлением прокурором не пропущен.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Сочи от 08 июля 2013 года, вступившим в законную силу 12 сентября 2013 года, удовлетворены исковые требования прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Сочи, возложении обязанности на администрацию г. Сочи принять меры к обеспечению финансирования работ по газификации, и на администрацию города Сочи возложена обязанность в срок до 01 ноября 2013 года принять меры, направленные на обеспечение финансирования работ по газификации улиц Новая, Седова и Победы Лазаревского района г. Сочи, включить данные расходные обязательства в бюджет города Сочи на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов, впоследствии осуществить финансирование таких работ, обеспечить контроль за их реальным исполнением, признано незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение газификации улиц Новая, Седова и Победы Лазаревского района г. Сочи (л.д. 38-39).
30.10.2013г. судебным приставом-исполнителем Центрального РОСП г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю Харлановым С.В. возбуждено исполнительное производство № 69579/13/72/23 (л.д. 37).
В дальнейшем указанное исполнительное производство находилось в производстве судебных приставов – исполнителей Ваганова В.А., Устинова Р.В., в настоящее время находится в производстве судебного пристава-исполнителя Габараева В.О.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее по тексту ФЗ «О судебных приставах») в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту ФЗ «Об исполнительном производстве») исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу п.1 ст.36 «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Вместе с тем, из представленной в материалы гражданского дела копии исполнительного производства в отношении должника администрации города Сочи следует, что судебным приставом-исполнителем, несмотря на то, что производство было возбуждено 30.10.2013 г., требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены.
На день рассмотрения дела судом исполнительное производство не окончено и не приостановлено.
Согласно п.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы прокурора о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя исполнении указанного выше судебного акта суд признает состоятельными.
Так, судебным приставом-исполнителем вынесено в отношении администрации города Сочи 6 постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.15 КоАП РФ, а именно:
- 25.12.2013 - по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000,00 руб.;
- 20.05.2015, 01.07.2015, 06.08.2015, 19.01.2016, 23.02.2016 г. - по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000,00 руб.
Вышеуказанные постановления должником не обжалованы, вступили в законную силу, но должником не оплачены.
При этом вопреки п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в отношении должника по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания) приставом не возбуждались, чем нарушены нормы ст. 113 Закона № 229-ФЗ.
Обоснованны также и доводы прокурора о том, что с момента возбуждения исполнительного производства должник не предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (злостное неисполнение решения суда).
На основании изложенного, суд, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным.
Данным бездействием нарушены требования ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», вследствие чего, ущемлены интересы Российской Федерации, так как в течение предусмотренного законом срока требования исполнительного документа по вышеуказанному судебному акту не исполнены.
В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Кроме того, в соответствии со ст. 227 КАС РФ административный ответчик обязан в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения прав административного ответчика и об исполнении решения суда сообщить в суд и административному истцу по этому административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования прокурора о возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю Габараева В.О. соблюдать в дальнейшем установленные законом сроки совершения исполнительных действий в рамках исполнительного производства № 69579/13/72/23 от 30.10.2013 в отношении должника администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившегося в непринятии мер, направленных на обеспечение газификации улиц Новая, Седова и Победы Лазаревского района г. Сочи, а также включить данные расходные обязательства в бюджет города Сочи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, впоследствии осуществить финансирование таких работ, обеспечить контроль за их реальным исполнением, поскольку обязанность соблюдать установленные законом сроки совершения исполнительных действий возложена на судебных приставов-исполнителей федеральным законодательством и дополнительного принятия решения суда в этой части не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Центрального района г. Сочи в интересах Российской Федерации к судебному приставу-исполнителю Центрального РОСП г. Сочи УФССП по КК Габараеву В.О. и Центральному РОСП г. Сочи УФССП по КК о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное бездействие и обязать соблюдать установленные законом сроки совершения исполнительных действий в ходе принудительного исполнения исполнительного производства – удовлетворить в части.
Признать незаконным, как несоответствующим требованиям Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, бездействие судебного пристава-исполнителя Центрального РОСП г. Сочи УФССП по КК Габараева В.О. и Центрального РОСП г. Сочи УФССП по КК, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительного документа, выданного на основании решения Центрального районного суда г. Сочи от 08 июля 2013 года о признании незаконным бездействия администрации города Сочи, возложении обязанности на администрацию г. Сочи в срок до 01 ноября 2013 года принять меры, направленные на обеспечение финансирования работ по газификации улиц Новая, Седова и Победы Лазаревского района г. Сочи, включить данные расходные обязательства в бюджет города Сочи на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов, впоследствии осуществить финансирование таких работ, обеспечить контроль за их реальным исполнением.
Обязать Центральный районный отдел судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации.
Об исполнении решения суда сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.177 Кодекса административного судопроизводства РФ мотивированное решение суда составлено 03 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: