ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-348/18 от 05.04.2018 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

К делу №2а-348/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 апреля 2018 года г. Армавир Краснодарского края

Армавирский городской суд

Краснодарского края в составе

председательствующего Лантух В.В.

при секретаре ВыходцевойК.Ю.,

с участием: представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 (дов. б/н от 06.03.2017 года), представителя административного ответчика – администрации МО г. Армавир – ФИО3 (дов. №01-97/10/12 от 09.01.2018 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску административного истца ФИО1 к административному ответчику - администрации муниципального образования город Армавир о признании постановления главы администрации МО г. Армавир недействительным,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО город Армавир о признании постановления главы администрации МО г. Армавир №2344 от 10.11.2017 года «Об отмене разрешения на строительство от 08.10.2013 года № RU 23302000-642» многоквартирного дома №75 по ул. Новороссийской в г. Армавире Краснодарского края недействительным, мотивировав тем, что уполномоченным органом, в соответствии с положением п. 21.4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ может быть принято решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в ч.21.2 вышеназванной статьи, при получении одного из следующих документов:

-уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;

-уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.

Однако ни одного из случаев, предусмотренных вышеуказанной нормой права, которые бы явились основанием для прекращения действия разрешения на строительство, в данном случае, органом местного самоуправления не установлено и в оспариваемом постановлении о них не указано.

В тоже время, решением Армавирского городского суда от 17.10.2017 года признано право собственности на оконченный строительством многоквартирный жилой дом №75 по ул. Новороссийской в г. Армавире. Ответчик, отменяя своим постановлением разрешение на строительство, фактически лишает Истца права собственности на объект строительства, поскольку объект недвижимости получает статус нелегально (незаконно) возведенного.

Разрешение на строительство на основании которого признано право собственности в судебном порядке, может быть отменено только в судебном порядке, а не решением Ответчика в порядке постконтроля.

Мотивировка оспариваемого постановления о нарушении норм и правил при строительстве объекта не могут быть основанием для отмены ранее выданного разрешения на строительство объекта, право собственности на которое признано в установленном порядке. Отмена разрешения по указанным мотивам возможна только в судебном порядке.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, при этом пояснил, что в настоящее время имеется вступившее в законную силу решение Армавирского городского суда от 17.10.2017 года, которым признано право собственности на оконченный строительством многоквартирный жилой дом №75 по ул. Новороссийской в г. Армавире.

Установленные вступившим в законную силу решением суда обстоятельства по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Во вступившем в законную силу решении Армавирского городского суда от 17.10.2017 года суд указал на то обстоятельство, что ФИО1 получил разрешение на строительство трех этажного многоквартирного жилого дома № RU 23302000-642 от 08.10.2013 года, при этом после признания за ним права собственности на незавершенный строительством объект и до отмены его судом вышестоящей инстанции, предпринял все меры к легализации самовольной постройки, т.е. получению нового разрешения на строительство, однако ему в выдачи нового разрешения на строительство было отказано.

Также суд пришел к выводу о том, что ФИО1 неправомерно было отказано в выдаче нового разрешения на строительство, поскольку согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 и частью 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, в связи с чем суд пришел к выводу, о том, что факт, того что ФИО1 приступил к строительным работам до получения на то разрешения компетентного органа - не является законным основанием для отказа в выдаче разрешения, возможность получения разрешения на строительство в случае, если оно уже начато, не исключается действующим законодательством и служит способом устранения допущенного нарушения.

С учетом вышеприведенных юридически значимых обстоятельств, принимая во внимание, что Армавирский городской суд пришел к выводу, что Администрация МО г. Армавир 18.12.2015 года незаконно отказала ФИО1 в выдачи разрешения на строительство семиэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, поскольку многоквартирный жилой уже возведен, а выдача разрешения на строительство должна предшествовать строительству, по указанным основаниям просил требование удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации МО г. Армавир – ФИО3 возражала по существу заявленного административного иска, мотивировав тем, ФИО1 допустил отклонения от разрешенных параметров строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, нарушил разрешенную этажность, вместо трех этажей возвел семь, чем допустил нарушение закона. По указанным основаниям полагала, что оспариваемое постановление главы Администрации МО г. Армавир от 10.11.2017 года №2344 «Об отмене разрешения на строительство от 08.10.2013 года № RU 23302000-642» является законным и обоснованным, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов настоящего дела, а так же исследованных в ходе судебного разбирательства гражданского дела №202876/17 по иску администрации МО г. Армавир к ФИО1 о сносе самовольной постройки, встречному иску ФИО1 и др. к администрации МО г. Армавир о признании права собственности на незавершенный строительством многоквартирный жилой дом, следует, что 08 октября 2013 года, то есть до начала строительства, ФИО1 получил разрешение на строительство трех этажного многоквартирного дома (№ RU 23302000-642) по ул. Новороссийской, д. 75 в г. Армавире. После получения указанного разрешения, истец приступил к строительству.

Вместе с тем, 24.11.2017 года посредством почтовой связи ФИО1 получил письмо, из содержания которого ему стало известно, что постановлением Главы Администрации МО г. Армавир от 10.11.2017 года № 2344, было отменено разрешение на строительство от 08.10.2013 года № RU 23302000-642.

В тоже время, решением Армавирского городского суда от 17.10.2017 года (дело №2-2876/17) за гражданами и ООО «Траст-Т» признано право собственности на объекты недвижимости (квартиры и нежилые помещения) в оконченном строительством многоквартирном жилом доме по ул. Новороссийской, д. 75 в г. Армавире.

В указанном решении суда от 17.10.2017 года, суд пришёл к выводу о том, что ФИО1 получил разрешение на строительство трех этажного многоквартирного жилого дома № RU 23302000-642 от 08.10.2013 года, при этом после признания за ним права собственности на незавершенный строительством объект и до отмены его судом вышестоящей инстанции, предпринял все меры к легализации самовольной постройки, т.е. получению нового разрешения на строительство, однако ему в выдачи нового разрешения на строительство было отказано. Также суд пришел к выводу о том, что ФИО1 неправомерно было отказано в выдаче нового разрешения на строительство, т.к. согласно части 13 статьи 51 ГрКРФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 и частью 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, в связи с чем Армавирский городской суд в своем решении от 17.10.2017 года пришел к выводу, о том, что факт, того что ФИО1 приступил к строительным работам до получения на то разрешения компетентного органа - не является законным основанием для отказа в выдаче разрешения, возможность получения разрешения на строительство в случае, если оно уже начато, не исключается действующим законодательством и служит способом устранения допущенного нарушения. Следовательно, Армавирский городской суд ранее в решении от 17.10.2017 года пришел к выводу о том, что Администрация МО г. Армавир 18.12.2015 года незаконно отказала в выдачи разрешения на строительство семиэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, в связи с тем, что уже возведен многоквартирный жилой дом по адресу: <...> состоящий из 6 этажей, а выдача разрешения на строительство должна предшествовать строительству.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 февраля 2018 года указанное решение оставлено без изменения.

Пунктом 2 ст.64 КАС РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, факт незаконности отказала в выдачи разрешения на строительство семиэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, установлен вступившим в законную силу Решением Армавирского городского суда от 17.10.2017 года и подлежит оспариванию и доказыванию вновь.

Из положений п.2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 22.03.2012 года №486-О-О, Определения от 26.05.2011 года №739-О-О, во взаимосвязи с положением части 1 статьи 48 Закона №131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающихся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, следует, что контроль направлен на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и сам по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом он не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу частей 1 и 2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Согласно п.19 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

ФИО1 было выдано разрешение на строительство трех этажного многоквартирного жилого дома № RU 23302000-642 от 08.10.2013 года, следовательно истцом был предоставлен весь пакет документов необходимый для выдачи разрешения на строительство.

Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень случаев, когда уполномоченный орган на основании собственного решения прекращает действие разрешения на строительство (ч.ч. 21.1ч.ч. 21.1 - 21.4 ст. 51 Кодекса).

В ч.21.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае:

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Как следует из п.21.4 ст.51 ГрК РФ, уполномоченными органами принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в ч. 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов: уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок; уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.

Между тем, административный ответчик впостановлении главы Администрации МО г. Армавир от 10.11.2017 года №2344, которым отменено разрешение на строительство от 08.10.2013 года №RU 23302000-642 не указывает не одного из оснований для отмены ранее выданного разрешения, поименованных в п.21.4 ст.51 ГрК РФ.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.48 Закона №131-ФЗ, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, кполномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.

При этом, реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, принимаемые ими решения не могут быть произвольными. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть обоснованным и мотивированным, и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций.

Вместе с тем указанные требования закона административным ответчиком не выполнены, тем самым нарушаются права и законные интересы граждан и организаций, в том числе и административного истца.

Кроме того, суд приходи к выводу о том, что отменена разрешения на строительство от 08.10.2013 года № RU 23302000-642 административным ответчиком является злоупотреблением правом, выразившемся в несогласии с вступившим в законную силу решением Армавирского городского суда от 17.10.2017 года и фактически требует его пересмотра, что не допустимо в силу требований ч.2 ст.64 КАС РФ, ст. 13 ГПК РФ, ст.10 ГК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.174-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Удовлетворить исковые требования ФИО1 в полном объеме.

Признать недействительным постановление главы администрации муниципального образования город Армавир от 10.11.2017 года № 2344«Об отмене разрешения на строительство от 08.10.2013 года № RU 23302000-642».

Резолютивная часть решения объявлена участникам процесса 05.04.2018 года, мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Председательствующий судья Лнтух В.В. Подпись. Решение не вступило в законную силу.