ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-348/20 от 04.08.2020 Благовещенского районного суда (Алтайский край)

<данные изъяты>

Дело №2а-348/2020

УИД 22RS0004-01-2020-000256-88

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

р.п. Благовещенка 4 августа 2020 года.

Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Еременко В.И.,

при секретаре Лебедевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Евдокимова Максима Николаевича к начальнику инспекции главному государственному инженеру-инспектору Гостехнадзора Благовещенского района Алтайского края о признании незаконными действий по отказу в постановке на регистрационный учет трактора и возложению обязанности поставить трактор на государственный учет,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец Евдокимов М.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит: признать незаконными отказ начальника инспекции главного государственного инженера-инспектора Гостехнадзора Благовещенского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на регистрационный учет трактора марки Т-40 АМН, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, заводской , двигатель , цвет синий и возложить на него обязанность по регистрации трактора.

В обоснование административных исковых требований Евдокимов М.Н. указывает, что в соответствии договором купли-продажи от 10 сентября 2016 года он приобрел у ФИО6 трактора марки Т-40 АМН, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, заводской , двигатель , цвет синий. Обязательства по договору между сторонами исполнены.

Административный истец указывает, что он обратился к начальнику инспекции главному государственному инженеру-инспектору Гостехнадзора Благовещенского района Алтайского края с заявлением о постановке на учет указанного трактора. Ответом административного ответчика ему было отказано в совершении регистрационных действий из-за отсутствия документов, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.8.6 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним.

Административный истец полагает, что данный отказ является незаконным, данным отказом нарушены его права как собственника на приобретенный трактор, лишает его возможности пользоваться им на законных основаниях.

В судебном заседании административный истец Евдокимов М.Н. поддержал доводы поданного административного заявления, по обстоятельствам и основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик Греднев В.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований пояснив, что при осмотре трактора им было установлено, что заводской номер (шильдик) на тракторе отсутствует. Кроме того, административный ответчик пояснил, что данный трактор являлся учебным пособием, был списан Благовещенским профессиональным лицеем и утилизирован ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО6 пояснил, что данный трактор достался ему после смерти отца, каких-либо документов на трактор не было, трактор был не на ходу, Евдокимов М.Н. попросил продать ему трактор на запасные части, но в последующем его восстановил. С каким-либо заявлениями о постановке на регистрационный учет, получением технического паспорта, в регистрационные органы он не обращался.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решения, действия должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое требование только в том случае, если установит, что решение, действие должностного лица не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 1 сентября 1995 года введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины (далее именуются - самоходные машины и другие виды техники), кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования.

Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством Российской Федерации, допускалось до 01 января 2016 года (Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100 и от 22 сентября 2015 года N 122).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" до 01 января 2016 года допускается оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена.

С 01 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.

Согласно пункту 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100.

Обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники, порядок выдачи которых регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники".

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 N 460 установлено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 года; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 года, - при предъявлении их к регистрации.

В соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации от 13 декабря 1993 года N 1291 и вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" разработаны Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Гостехнадзора, утвержденные первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ 16 января 1995 года (далее Правила).

Данные Правила обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (пункт 1.3).

В соответствии с пунктом 2.8 Правил регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в пункте 2.8.2. настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат (пункт 2.8.6. Правил).

Согласно пункту 2.8.6.1 Правил документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются: выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки - передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.

Пунктом 2.8.6.2. Правил предусмотрено, что при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном частью 1 пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и с гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в пункте 2.8.6.1 настоящих Правил.

Таким образом, Правила различают порядок регистрации машин и агрегатов впервые за юридическим или физическим лицом и приобретенных машин и агрегатов, ранее состоявших на учете, и в соответствии с этим предусматривают перечень документов, предоставляемых заявителем для проведения таких регистраций.

В соответствии с п.30 административного регламента по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края предоставление государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденного приказом инспекции гостехнадзора Алтайского края от 10.12.2019 №24-нпа, основанием для отказа в приеме документов, необходимых для оказания государственной услуги, являются:

отсутствие одного или нескольких документов, указанных в пунктах 23-25 настоящего Регламента (пп.3 п.23 - паспорт самоходной машины (с отметкой о заявителе как о новом владельце машины);

несоответствие одного или нескольких документов, указанных в пунктах 23-25 настоящего Регламента, требованиям пункта 27 настоящего Регламента.

Должностное лицо Райгоринспекции обязано сообщить заявителю в письменной форме об отказе в приеме документов.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором купли-продажи от 10.09.2016 ФИО6 продал, а Евдокимов М.Н. купил трактор колесный марки Т-40 АМН, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, заводской , двигатель , цвет синий.

Обращаясь с заявлением в государственную инспекцию гостехнадзора Благовещенского района Алтайского края административный истец указал марку трактора: Т-40 АМ, заводской номер отсутствует, номер двигателя , цвет синий.

В ходе судебного разбирательства стороны не оспаривали, что заводской номер (шильдик) на тракторе отсутствует.

Таким образом, идентифицировать трактор, представленный для регистрации, не представляется возможным, в связи с отсутствием заводского номера.

В судебном заседании установлено, что 14 апреля 2020 года Евдокимов М.Н. обратился в государственную инспекцию гостехнадзора Благовещенского района Алтайского края с заявлением о постановке трактора на учет, приложив к нему вышеуказанный договор купли-продажи от 10.09.2016. В заявлении указан номер двигателя, при этом, заводской номер машины (рамы) отсутствует.

14.04.2020 главным государственным инженером-инспектором Гостехнадзора Благовещенского района Алтайского края Гредневым В.М. заявителю отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации самоходной машины, в связи с отсутствием паспорта самоходной машины, свидетельства о регистрации.

В соответствии с формуляром трактор колесный марки Т-40 АМН, год выпуска 1984, заводской , двигатель , цвет синий, выпущен производственным объединением «Липецкий Тракторный завод имени ХХIII съезда КПСС», соответствует техническим условиям и признан пригодным к эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ. Из формуляра колесного трактора также следует, что ДД.ММ.ГГГГ он получен на складе завода-изготовителя.

Исходя из того, что трактор, который приобрел административный истец, выпущен в 1984 году, то есть, до введения с ДД.ММ.ГГГГ паспортов на тракторы, прицепы и полуприцепы, то в соответствии с Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 460 паспорт на такую технику подлежит выдаче органами гостехнадзора при регистрации.

Между тем, данный порядок был бы применим при обращении за регистрацией и выдачей паспорта на трактор ФИО6 при соблюдении им требований пункта 2.8 указанных Правил, то есть, при предоставлении документов, подтверждающих приобретение трактора в собственность.

Поскольку административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в том числе о возложении обязанности на начальника инспекции поставить трактор на регистрационный учет в результате совершения письменной сделки, то для проведения государственной регистрации в порядке, предусмотренном 2.8.6.2. Правил, необходимо, чтобы данный трактор был зарегистрирован за прежним владельцем в органе гостехнадзора либо на него должен быть предоставлены паспорт с соответствующей отметкой о прежнем владельце.

Проведение регистрации машины за новым собственником, приобретшим на нее право в результате совершения письменной сделки, без документов, подтверждающих регистрацию машин в органе гостехнадзора за прежним владельцем, а также паспорта машины либо в отсутствие документов, подтверждающих приобретение машин в собственность прежнего владельца, вышеназванными Правилами не предусмотрено.

В судебном заседании также установлено, что трактор марки Т-40 АНМ, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, заводской , двигатель , находился на балансовом учете в качестве учебного пособия в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Благовещенский профессиональный лицей» с 1 марта 1984 года по 2 июля 2018 года, что подтверждается представленной инвентаризационной карточкой нефинансовых активов №000010.

В соответствии с актом о списании транспортного средства, справкой №658 от 31.07.2020 и приходно-кассовым ордером №195 от 17.09.2018, трактор колесный марки Т-40 АНМ, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ заводской , двигатель был списан, утилизирован 2 июля 2018 года и сдан на металлолом 17.09.2018 в ООО «Алтайтранслом».

Оценив в совокупности вышеизложенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования Евдокимова М.Н. к начальнику инспекции главному государственному инженеру-инспектору Гостехнадзора Благовещенского района Алтайского края о признании незаконными действий по отказу в постановке на регистрационный учет трактора и возложению обязанности поставить трактор на государственный учет, не подлежат удовлетворению.

Начальник инспекции – главный государственный инженер-инспектор гостехнадзора Благовещенского района Алтайского края Греднев В.М., отказывая в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации самоходной машины, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, в соответствии с представленными ему документами, в рамках действующего законодательства, административного регламента по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края предоставление государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденного приказом инспекции гостехнадзора Алтайского края от 10.12.2019 №24-нпа.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.ст.175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных административных исковых требований Евдокимова Максима Николаевича к начальнику инспекции главному государственному инженеру-инспектору Гостехнадзора Благовещенского района Алтайского края о признании незаконными действий по отказу в постановке на регистрационный учет трактора и возложению обязанности поставить трактор на государственный учет – отказать.

Решение в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Благовещенский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: В.И. Еременко.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>