66RS0016-01-2020-000397-63
Дело № 2а-348/2020
Мотивированное решение составлено 08.06.2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Артемовский 27.05.2020
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Нигматзяновой О.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административных ответчиков Администрации Артемовского городского округа, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию интересов ФИО3, при секретаре Новиковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Артемовского городского округа, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа об обжаловании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов от 31.03.2020,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Артемовского городского округа об обжаловании решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов от 31.03.2020.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов.
В обоснование требований административный истец указал в административном исковом заявлении, что с 11.02.2020 работал в Администрации Артемовского городского округа в должности заместителя главы Администрации по социальным вопросам. 31.03.2020 в отношении него было проведено заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов. Согласно решению Комиссии им нарушен запрет, установленный п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». С указанным решением он не согласен, поскольку оно не обоснованно и не справедливо и противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Административный истец не нарушал п. 9 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В своем обращении 12.03.2020 перед внеочередным заседанием Думы Артемовского городского округа он сказал, что нужно работать и решать проблемы жителей Артемовского городского округа. 18.03.2020 в студии теле - радиокомпании ООО «Альтекс Медиа» административный истец рассказал о том, что с ним произошло после обращения к Думе, никого административный истец не критиковал и никакой оценки никому не давал, а говорил о своей работе. Комиссией не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия справедливого и законного решения в отношении него. Председателем Комиссии ФИО4 было отказано в его ходатайствах в полном объеме и в нарушение пункта 17 подпункта «б» Положения о Комиссии он не был ознакомлен с информацией, поступившей в Комиссию и с результатами ее проверки до проведения заседания Комиссии. Кроме того, в протоколе Комиссии не указано, что конкретно административный истец нарушил. Решением Комиссии был нарушен пункт 2 Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулирования конфликта интересов - Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, законодательными актами Свердловской области, Уставом Артемовского городского округа, иными муниципальными актами, а так же настоящим Положением. Поскольку Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию Демократическим правовым государством (статья 1, часть 1), в котором права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2). Конституция Российской Федерации закрепляет, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации, в том числе согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17, часть 1), являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Свобода слова, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, предусматривает возможность выражения посредством устного или печатного слова своих суждений по самым разным вопросам, а также является условием эффективности общественного контроля за действиями публичной власти. Конституционное требование о недопустимости принуждения к отказу от своих мнений и убеждений адресовано государственным органам, органам местного самоуправления, политическим партиям, другим общественным объединениям, их должностным лицам, всем членам общества. Комиссией были нарушены его права на свободу слова (л.д. 3- 5).
Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании на административном иске настаивали по изложенным доводам, пояснили, что обращение истца к депутатам на внеочередном заседании Думы Артемовского городского округа носило общественный интерес для жителей Артемовского городского округа и касалось внебюджетного финансирования базы «Снежинка». Также на заседании Думы Артемовского городского округа им затрагивался вопрос наделения его полномочиями в соответствии со ст. 37 Устава Артемовского городского округа. Полагают, что Комиссией нарушены права ФИО1 и п. 17 Положения о Комиссии- до заседания Комиссии его не ознакомили со всеми документами. Ему не сообщили какой вопрос будет рассматриваться на Комиссии. Ему отказали в удовлетворении ходатайства об участии его представителя, присутствия на заседании комиссии депутатов Думы АГО, средств массовой информации. В отношении него не была проведена проверка. Состав Комиссии также не является легитимным, так как 90 % членов Комиссии являются подчиненными главы Артемовского городского округа. Служебная записка, которая явилась основанием для проведения заседания Комиссии, не является представлением. Представления главы Артемовского городского округа не имеется.
Представитель административных соответчиков Администрации Артемовского городского округа, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию интересов ФИО3, действуя на основании доверенностей, возражала против удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям: ФИО1 замещал должность муниципальной службы заместителя главы Администрации Артемовского городского округа по социальным вопросам с 11.02.2020 на основании распоряжения главы Артемовского городского округа от 11.02.2020 № 20. В соответствии с Кодексом этики и служебного поведения муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, утвержденным постановлением главы Артемовского городского округа от 08.02.2019 № 6-ПГ, муниципальные служащие призваны избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органа местного самоуправления Артемовского городского округа; воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов местного самоуправления Артемовского городского округа и их руководителей.
12.03.2020 в зале заседаний Администрации Артемовского городского округа, перед внеочередным заседанием Думы Артемовского городского округа, ФИО1- заместитель главы Администрации Артемовского городского округа по социальным вопросам, допустил публичные высказывания, суждения и оценки отрицательного характера в отношении деятельности органа местного самоуправления- Администрации Артемовского городского округа и его руководителя- главы Артемовского городского округа.
Выступление ФИО1 носило публичный характер, так как в зале заседаний присутствовали, кроме депутатов Думы Артемовского городского округа, заместитель управляющего Восточным управленческим округом Свердловской области, работники органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Артемовского городского округа, представители средств массовой информации, иные лица и стало общеизвестным фактом, поскольку нашло отражение в средствах массовой информации: 12.03.2020 на сайте городской газеты «Егоршинские вести» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» под заголовком «Не дают работать!» Зам. главы по соцвопросам главы Артемовского городского округа попросил поддержки у депутатов», в новостях сайта ООО «Альтекс Медиа» от 12.03.2020 размещен видеоролик с выступлением ФИО1 под заголовком «Не сошлись взглядами в работе. В Администрации разразился громкий скандал», на главной странице печатного издания газеты «Егоршинские вести» от 18.03.2020 № 12 (1457) опубликована статья «Новый замглавы пошел против ФИО5. С резкой критикой он выступил перед депутатами Думы...».
На основании представления главы Артемовского городского округа о несоблюдении муниципальным служащим требований к служебному поведению выступление ФИО1 явилось предметом рассмотрения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов.
Порядок деятельности по Комиссии соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, определен Положением, утвержденным постановлением Администрации Артемовского городского округа от 31.12.2014 № 1914-ПА (с изменениями).
О дате и времени заседания комиссии ФИО1 уведомлен, представил письменные ходатайства от 27.03.2020, заявление от 31.03.2020.
В соответствии с п. 9 Положения о Комиссии по решению председателя Комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно, не менее чем за три дня до дня заседания Комиссии на основании ходатайства муниципального служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается этот вопрос, или любого члена Комиссии могут принимать участие другие муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам муниципальной службы и вопросам, рассматриваемым Комиссией; должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления; представители заинтересованных организаций; представитель муниципального служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
Согласно п. 17 Положения о комиссии рассматривает ходатайства о приглашении на заседание Комиссии лиц, указанных в пункте 9 настоящего Положения, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания Комиссии дополнительных материалов.
Ходатайства рассмотрены председателем Комиссии в установленном порядке. О рассмотрении ходатайств истец уведомлен 27.03.2020.
Правом на участие в заседании Комиссии, а также правом на представление объяснений ФИО1 не воспользовался.
Как следует из искового заявления, решением Комиссии нарушен пункт 2 Положения, согласно которому комиссия в свой деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательными актами Свердловской области, Уставом Артемовского городского округа, а также настоящим Положением. Однако какое именно положение законодательства нарушено комиссией, из содержания искового заявления установить не представляется возможным.
С доводом истца о нарушении Комиссией права на свободу слова Администрация не согласна.
Муниципальный служащий, являясь гражданином, в этом качестве реализует свои гражданские права и свободы, однако, обладая статусом служащего, не всегда может выражать свое мнение, поскольку такими выступлениями может быть создана угроза надежному функционированию органов местного самоуправления. Служебные взаимоотношения муниципального служащего с руководителем подчинены принципу субординации, его политические пристрастия должны быть скрыты под искусством администрирования и управления.
В связи с этим, довод административного истца о нарушении Комиссией принадлежащего ему права на свободу слова является несостоятельным.
Процедура проведения заседания Комиссии нарушена не была, оспариваемый протокол вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства на момент принятия.
Просила суд отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований в полном объеме.
Заслушав пояснения лиц, участвующих деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд переходит к следующему:
в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих; полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25 -Ф3 «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14.2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25 -Ф3 «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.
В соответствии с Кодексом этики и служебного поведения муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, утвержденным постановлением главы Артемовского городского округа от 08.02.2019 № 6–ПГ муниципальные служащие призваны избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органа местного самоуправления Артемовского городского округа; воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов местного самоуправления Артемовского городского округа и их руководителей.
Истец ФИО1 обратился в суд с административным иском об обжаловании решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов от 31.03.2020, оформленного в виде протокола заседания Комиссии.
Судом установлено, следует из письменных материалов дела, что на основании распоряжения главы Артемовского городского округа от 11.02.2020 № 20 ФИО1 назначен на должность муниципальной службы заместителя главы Администрации Артемовского городского округа по социальным вопросам на период с 11.02.2020 по 11.02.2021 (л.д. 163).
12.03.2020 в зале заседаний Администрации Артемовского городского округа, состоялось внеочередное заседание Думы Артемовского городского округа, где участвовал заместитель главы Администрации Артемовского городского округа по социальным вопросам ФИО1
Его высказывания носили публичный характер, были опубликованы в средствах массовой информации 12.03.2020 на сайте городской газеты «Егоршинские вести» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» под заголовком «Не дают работать!» Зам. главы по соцвопросам главы Артемовского городского округа попросил поддержки у депутатов» (https://vestart.ru/grand/2051-ne-dayut-rabotat-zam-glavy-po-sotsvoprosam- poprosil-podderzhki-u-deputatov-dumy-artemovskogo.html), в новостях сайта ООО «Альтекс Медиа» от 12.03.2020 размещен видеоролик с выступлением ФИО1 под заголовком «Не сошлись взглядами в работе. В Администрации разразился громкий скандал» (http://www.altexmedia.ru/news/2020-03-12-9631), на главной странице печатного издания газеты «Егоршинские вести» от 18.03.2020 № 12 (1457) опубликована статья «Новый замглавы пошел против ФИО5. С резкой критикой он выступил перед депутатами Думы...» (л.д. 106-109).
Согласно докладной записке советника главы Артемовского городского округа Касьянова М.А., в ходе проведения анализа материалов СМИ о деятельности главы Артемовского городского округа установлено, что на сайте городской газеты «Егоршинские вести», в новостях сайта ООО «Альтекс Медиа» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещены указанные выше материалы. ФИО1 заместителем главы по социальным вопросам допущены публичные высказывания, суждения и оценки негативного характера в отношении деятельности главы Артемовского городского округа в Администрации Артемовского городского округа (л.д. 101-102).
Данная докладная записка, публикации в средствах массовой информации о выступлении ФИО1 на заседании Думы Артемовского городского округа 12.03.2020 явилась предметом рассмотрения на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов.
Согласно Повестке дня заседания Комиссии на 31.03.2020 в зале заседаний Администрации Артемовского городского округа запланировано рассмотреть представление руководителя органа местного самоуправления, касающееся обеспечения соблюдения муниципальным служащим требований к служебному поведению заместителем главы Администрации Артемовского городского округа ФИО1
Протоколом заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов от 31.03.2020 № 4 установлено, что муниципальным служащим ФИО1 нарушен запрет, установленный п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (проголосовало членов комиссии «за» - 8, «против» -0, «воздержался» -1). Главе Артемовского городского округа ФИО5 рекомендовано на основании п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» расторгнуть трудовой договор, заключенный с ФИО1, заместителем главы Администрации Артемовского городского округа по социальным вопросам, за нарушение запрета, связанного с муниципальной службой, установленного ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно: допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления муниципального образования и его руководителя (проголосовало членов комиссии «за» - 8, «против» -1, «воздержался» - 0) (л.д. 103- 105).
Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 31.12.2014 № 1914-ПА утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов л.д. 75- 100 ( л.д. 75- 79).
Постановлениями Администрации Артемовского городского округа от 30.04.2014 № 573- ПА, 22.05.2015 № 682-ПА, 03.03.2016 № 234-ПА, 22.07.2016 № 832-ПА, 09.09.2016 № 1020-ПА, 28.12.2016 № 1505- ПА, 25.05.2017 № 480- ПА, 14.04.2017 № 451-ПА, 03.07.2017 № 754-ПА, 29.01.2019 № 82-ПА (л.д. 80- 81, 82-84, 85-86, 88, 89, 90- 91, 94, 96, 97- 98, 99- 100) внесены изменения в Положение о Комиссии и в состав Комиссии.
Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов определяет порядок формирования и деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательными актами Свердловской области, Уставом Артемовского городского округа, иными муниципальными правовыми актами, а также указанным выше Положением.
Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов в отношении муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа (далее - должности муниципальной службы).
В целях настоящего Положения к органам местного самоуправления Артемовского городского округа относятся: Администрация Артемовского городского округа, Управление образования Артемовского городского округа, Комитет по архитектуре и градостроительству Артемовского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа, территориальные органы местного самоуправления Артемовского городского округа (далее по тексту - органы местного самоуправления) (п. 4).
В соответствии с п. 7 Положения о комиссии, число членов Комиссии, не замещающих должности муниципальной службы в Артемовском городском округе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии (л.д. 75 оборот).
Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. Проведение заседаний с участием только членов Комиссии, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, недопустимо (п. 10).
Основаниями для проведения заседания Комиссии являются:
а) представление руководителем органа местного самоуправления Артемовского городского округа материалов проверки, свидетельствующих:
- о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- о несоблюдении муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
б) поступившее в орган местного самоуправления Артемовского городского округа:
- обращение гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей муниципальной службы, утвержденный муниципальным нормативным правовым актом Артемовского городского округа, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с муниципальной службы;
- заявление муниципального служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- заявление муниципального служащего, замещающего должность главы Администрации Артемовского городского округа, о невозможности выполнить требования Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- уведомление муниципального служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
в) представление руководителя органа местного самоуправления или любого члена Комиссии, касающееся обеспечения соблюдения муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в органе местного самоуправления мер по предупреждению коррупции;
г) представление руководителем органа местного самоуправления Артемовского городского округа материалов проверки, свидетельствующих о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки);
д) поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в орган местного самоуправления уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность муниципальной службы в органе местного самоуправления, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в органе местного самоуправления, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался (п. 12).
Как установлено судом, следует из материалов дела о дате и времени заседания комиссии ФИО1 уведомлен своевременно- 25.03.2020 (л.д. 110). До заседания Комиссии он был ознакомлен с докладной запиской.
Согласно заявлению от 31.03.2020, ФИО2 просил о рассмотрении представления на Комиссии в его отсутствие (л.д. 114).
На заседании комиссии присутствовало 9 из 11 членов комиссии (более двух третей от общего числа членов Комиссии). При этом 3 из них являются независимыми экспертами, что составляет более одной четверти от общего числа членов комиссии. Таким образом, состав комиссии является правомочным.
Согласно доводам представителя административных соответчиков представление главы Артемовского городского округа о несоблюдении ФИО1 требований к служебному поведению явилось основанием для проведения заседания Комиссии.
Однако данного представления не представлено в суд, также не представлено в суд доказательств направления главой Артемовского городского округа в комиссию материалов проверки. Фактически проверка в отношении ФИО1 не проводилась. Из объяснений представителя административных ответчиков следует, что представлением является докладная записка советника главы Администрации Артемовского городского округа Касьянова М.А., на которой стоит резолюция Главы Артемовского городского округа о рассмотрении ее на комиссии.
Таким образом, указанных в п. 12 Положения о комиссии оснований для рассмотрения на заседании комиссии судом не установлено.
26.03.2020 ФИО1 обратился к председателю комиссии ФИО4 с ходатайством о приглашении на заседание комиссии председателя Думы Артемовского городского округа, заинтересованных СМИ, участвовавших на заседании Думы Артемовского городского округа 12.03.2020, заявителя, представление которого явилось основанием для разбирательства (л.д. 111).
27.03.2020 ФИО2 обратился к председателю Комиссии ФИО4 с ходатайством о представлении на заседании Комиссии его интересов ФИО2 (л.д. 112).
Председатель Комиссии ФИО4 в удовлетворении ходатайств ФИО1 в части приглашения на заседание Комиссии председателя Думы Артемовского городского округа, заинтересованных СМИ, участвовавших на заседании Думы Артемовского городского округа 12.03.2020, представителя ФИО2, ответила отказом, удовлетворила ходатайство в части приглашения заявителя, представление которого явилось основанием для разбирательства (л.д. 113).
Согласно п. 9 Положения о Комиссии, по решению председателя Комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно, не менее чем за три дня до дня заседания Комиссии на основании ходатайства муниципального служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается этот вопрос, или любого члена Комиссии могут принимать участие другие муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам муниципальной службы и вопросам, рассматриваемым Комиссией; должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления; представители заинтересованных организаций; представитель муниципального служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
Данный отказ в удовлетворении ходатайства не мотивирован.
Права ФИО1 на участие в заседании Комиссии его представителя были ущемлены.
Таким образом, требования административного истца о признании решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа и урегулированию конфликта интересов, оформленное в виде протокола от 31.03.2020 № 4, незаконным, подлежат удовлетворению в связи с нарушением процедуры проведения заседания Комисии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175- 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов от 31.03.2020 № 4 незаконным.
На Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, и урегулированию конфликта интересов возложить обязанность по устранению допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области.
Судья: О.А. Нигматзянова