ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-348/2023 от 10.08.2023 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-348/2023

10RS0006-01-2023-00424-20

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 10 августа 2023 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Снетковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вохмина Дмитрия Дмитриевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Вохмин Д.Д. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, поданным в его интересах Сутягиным А.Н.

Иск мотивирован тем, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства». На спорном земельном участке Вохминым Д.Д. простроен жилой дом с КН , в отношении которого за административным истцом зарегистрировано право собственности в установленном законом порядке. На момент окончания строительства земельный участок с КН находился в аренде Вохмина Д.Д. (договор -м/12 от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Министерством в ответ на заявление административного истца дан ответ, из которого следует, что в силу пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. С принятым решением административный истец категорически не согласен. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 39.20, п. 1 ст. 46, ЗК РФ, ст.ст. 450, 452, п. 1 ст. 615 ГК РФ, административный истец указал, что цель заключенного между Министерством и Вохминым Д.Д. договора аренды достигнута, осуществлено строительство жилого дома. У Вохмина Д.Д. возникло право на приобретение земельного участка в собственность на основании п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ. Доводы Министерства о нахождении земельного участка в ЗОУИТ, исходя из положений ст. 107 ЗК РФ, не могут препятствовать реализации права Вохмина Д.Д. на приобретение земельного участка в собственность, поскольку, как указано выше, цель заключенного между сторонами договора достигнута. То есть, установленные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ запреты на осуществление хозяйственной деятельности, в том числе осуществления строительства, не будут нарушены.

На основании вышеизложенного, административный истец просил признать незаконным решение Министерства за .4-21 от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство заключить с Вохминым Д.Д. договор купли-продажи земельного участка с КН ; взыскать с Министерства государственную пошлину в размере 300 рулей.

В судебном заседании административный истец Вохмин Д.Д. и его представитель, действующий на основании доверенности Сутягин А.Н., при надлежащем извещении не явились. Ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.

Представители заинтересованных лиц администрации Лахденпохского муниципального района, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Хвойного лесничества Министерства обороны РФ - ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ», Западного военного округа, Департамента военного имущества Минобороны России, ФГКУ «Западное региональное управление Правового обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Балтийский отдел имущественных отношений» Министерства обороны РФ при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали.

От представителя Хвойного лесничества Министерства обороны РФ - ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ» поступил письменный отзыв на иск, в котором представитель указал следующее. Учреждением установлено, что земельный участок с КН , согласно материалам лесоустройства Островского участкового лесничества от ДД.ММ.ГГГГ года, входит в границы <данные изъяты> (далее - Хвойное лесничество). Леса Островского участкового лесничества Хвойного лесничества исключены из состава земель лесного фонда, переданы и закреплены за Минобороны России на основании Постановления , приказа Федеральной службы лесного хозяйства России и Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны», акта на передачу (приемку) лесов, расположенных на землях обороны от ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на положения п. 10 ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пп. 71 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», п.п. 4,5 ст. 27 ЗК РФ, указал, что в отношении военного объекта - Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации, установлена запретная зона военного объекта, принятая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (далее - Постановление № 405). Согласно п. 2 Постановления № 405 «запретная зона» - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим постановлением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; к военным объектам относятся существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно - исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны. В п. 5 Постановления № 405 указаны цели установления запретных зон. Пунктом 12 Постановления № 405 установлено, что на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Согласно п. 12.1. Постановления № 405 следует, что на территории специальной зоны ведение хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект. Принятие судом решения об удовлетворении исковых требований административного истца Вохмина Д.Д. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером приведет к нарушению имущественных прав Министерства обороны Российской Федерации. На основании изложенного, представитель просил в удовлетворении исковых требований Вохмина Д.Д. отказать в полном объеме.

От представителя Департамента военного имущества Минобороны России поступил письменный отзыв на иск, в котором он просил оставить административное исковое заявление Вохмина Д.Д. без удовлетворения.

Представитель ФГКУ «Балтийский отдел имущественных отношений» Министерства обороны РФ просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Указал, что земельный участок с КН на праве постоянного (бессрочного) пользования за Учреждением не зарегистрирован, на балансовом учете не состоит. Информация о принадлежности, использовании и правообладателе данного земельного участка в Учреждении отсутствует.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков в собственность относится к компетенции административного ответчика.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Положениями п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ установлены случаи осуществления продажи земельных участков без проведения торгов, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса (пп. 6).

В силу п. 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.16 ЗК РФ.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Как следует из п. 2 вышеуказанной статьи, земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно абзацу второму п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно положениям п. 2, пп. 2 п. 4, пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, являются землями, ограниченными в обороте. Указанные земли не передаются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен п. 5 той же статьи, в соответствии с п.п. 5 которого ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в п. 4 этой же статьи.

Как следует из положений пп. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Вохмину Д.Д. в аренду сроком на пять лет предоставлен земельный участок с КН площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> (л.д. 105).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лахденпохского муниципального района и Вохминым Д.Д. был заключен договор аренды земельного участка с КН . Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 102-108).

Далее, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Вохминым Д.Д. был заключен договор аренды указанного земельного участка сроком на три года для завершения строительства. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 114-118).

На вышеназванном земельном участке Вохминым Д.Д. простроен жилой дом с КН , право собственности на который зарегистрировано за истцом.

ЕГРН содержит сведения о земельном участке с КН , дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ, площадь – <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства». В пределах земельного участка расположен объект недвижимости с КН . В пользу Вохмина Д.Д. зарегистрировано обременение в виде аренды с ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года. Земельный участок полностью расположен в запретной зоне военного объекта - <данные изъяты> (т. 1 л.д. 31-39).

Также ЕГРН содержит сведения о жилом доме с КН , площадью <данные изъяты> кв.м., дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ, год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ. В отношении указанного жилого дома ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Вохмина Д.Д. Жилой дом расположен на земельном участке с КН .

ДД.ММ.ГГГГ Вохмин Д.Д. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с КН на основании п.1 ст. 39.20 ЗК РФ (т. 1 ст. 228, оборот).

Из оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ исх..4-21 следует, что Министерство отказало Вохмину Д.Д. в предоставлении в собственность земельного участка в связи с его расположением в запретной зоне <данные изъяты>, что создает особый режим охраны и использования указанной территории, установленный Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Анализируя сложившуюся ситуацию, суд приходит к выводу, что решение Министерства, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх..4-21, нельзя признать законным по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Как установлено в судебном заседании, спорный земельный участок с КН который истец просит предоставить ему в собственность, относится к категории земель «земли населенных пунктов», имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Административный истец возвел на указанном земельном участке жилой дом с КН в соответствии с видом разрешенного использования, и зарегистрировал право собственности в установленном законом порядке.

Таким образом, единственным препятствием приобретения в собственность земельного участка с КН для истца явился тот факт, что земельный участок полностью расположен в границах запретной зоны <данные изъяты>.

На запрос суда Хвойное лесничество Министерства обороны РФ - ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ» сообщило, что земельный участок с КН входит в границы Хвойного лесничества Министерства обороны РФ – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, также входит в границы запретной зоны военного объекта – <данные изъяты>. Участок располагается в границах <данные изъяты>. Данный земельный участок лесничеством не используется. Информация об использовании земельного участка с КН вооруженными силами Российской Федерации в лесничество не поступала (т. 1 л.д. 215). У Хвойного лесничества Минобороны России отсутствуют полномочия по вопросу исключения земельных участков из границ запретных зон военных объектов (т. 1 л.д. 236).

Согласно сообщению ФГКУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации земельный участок с КН на учете учреждения не состоит и в рамках реорганизации организаций подведомственных Минобороны России на учет не передавался. По сведениям Росреестра земельный участок расположен в запретной зоне военного объекта - <данные изъяты> (т. 1 л.д. 217). Решение об изменении границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта принимается в порядке, предусмотренном Положением для их установления. Учреждение не входит в состав межведомственной комиссии, сведениями о причинах, по которым земельный участок с КН не исключен из зоны с особыми условиями использования земель, Учреждение не обладает (т. 1 л.д. 237-238).

Министерством обороны Российской Федерации разъяснено, что границы ЗОУИТ <данные изъяты> внесены в ЕГРН в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405. По сведениям публичной кадастровой карты, испрашиваемый земельный участок расположен в указанной запретной зоне. Вопросы предоставления земельных участков в границах ЗОУИТ Положением, утвержденным вышеназванным Постановлением № 405, не регламентировано. Вместе с тем, согласно п. 12 Положения, на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества (т. 1 л.д. 232-233).

Согласно представленной суду информации от ФГКУ «Балтийский отдел имущественных отношений» Министерства обороны РФ земельный участок с КН на праве постоянного (бессрочного) пользования за Учреждением не зарегистрирован, на балансовом учете не состоит. Информация о принадлежности, использовании и правообладателе данного земельного участка в Учреждении отсутствует.

Анализ представленных доказательств позволяет суду прийти к следующим выводам.

Материалы дела свидетельствуют, что земельный участок с КН , на котором в силу закона допускается строительство жилого дома, был сформирован и предоставлен административному истцу в аренду в <данные изъяты> году, то есть задолго до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 «Об установлении запретных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».

Также, в судебном заседании установлено, что при установлении границ указанной запретной зоны в ДД.ММ.ГГГГ году, ЕГРН содержал сведения о земельном участке с КН . Однако, при постановке на кадастровый учет границ военной зоны указанное обстоятельства никак учтено не было.

Более того, судом установлено, что близлежащими и смежными, по отношению к земельному участку административного истца с КН , являются земельные участки с КН , которые исключены из границ запретной зоны «<данные изъяты>» Приказом Заместителя Минобороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Также, вблизи (вокруг) указанных земельных участков расположены земельные участки с КН , которые также исключены из границ запретной зоны «<данные изъяты>» Приказом Заместителя Минобороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Департаментом военного имущества Министерства обороны Российской Федерации на запрос суда о расположения земельного участка с КН в границах зоны с особыми условиями использования территории военного объекта (далее - ЗОУИТ), и наличии (отсутствия) препятствий в предоставлении данного земельного участка в собственность гражданину Вохмину Д.Д. разъяснено следующее. По вопросу исключения земельных участков с кадастровыми номерами сообщается, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Положение). В соответствии с п. 16 и п. 24 Положения решения о необходимости установления, изменении, упразднении границ ЗОУИТ принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов (далее - Комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект. На основании решений Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ/МК вышеуказанные земельные участки были исключены из границ ЗОУИТ. Решением председателя Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Департамент определен секретарем Комиссии, в обязанности которого входит обобщение предложений федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) и органов военного управления. Материалы по корректировке границ ЗОУИТ в части исключения из ее границ территории Земельного участка от ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в адрес Департамента не поступали. В связи с чем вопрос об исключении Земельного участка с КН из границ ЗОУИТ на повестку заседания Комиссии не выносился.

На неоднократные запросы суда в Министерство обороны Российской Федерации и в учреждения, подведомственные Минобороны России, о фактическом использования земельного участка с КН для нужд обороны, о планируемом его использовании и видах военных объектов, расположенных на данном земельном участке, конкретных разъяснений не поступило.

Из анализа приведенных выше норм следует, что при определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, т.е. к ограниченным в обороте отнесены те земельные участки, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности.

Вместе с тем, доказательств фактического использования либо планируемого использования земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности суду не представлено.

Как указано выше, выписка из ЕГРН, содержащая сведения о характеристиках объекта недвижимости, свидетельствует, что испрашиваемый земельный участок с КН отнесен к категории «земли населенных пунктов», вид его разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства». Таким образом, указанный земельный участок расположен в черте <адрес> и используется истцом по целевому назначению. При этом, для нужд обороны данный земельный участок не используется, военные объекты на земельном участке отсутствуют.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации, положения абзаца второго п. 2, пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ не подлежали применению при рассмотрении административным ответчиком заявления Вохмина Д.Д. о предоставлении земельного участка в собственность на основании ст. 39.20 ЗК РФ.

Ни глава XIX Земельного кодекса Российской Федерации, ни Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 405, устанавливая ограничения на использование земельных участков, расположенных в границах запретных зон, запрета на приватизацию таких земельных участков не содержат.

Расположение земельного участка в пределах границ запретной зоны само по себе не является достаточным основанием для вывода о том, что данный земельный участок отнесен к ограниченным в обороте.

Кроме того, как указано выше, приказом Заместителя Минобороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ из границ военной зоны исключены все смежные и близлежащие земельные участки, по отношению к испрашиваемому истцом земельному участку с КН . Таким образом, даже будущее использование для нужд обороны спорного земельного участка, площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м., представляется маловероятным.

Как следует из материалов дела, на момент обращения Вохмина Д.Д. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов его право собственности на расположенный на этом участке жилой дом с КН было зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспорено, в ЕГРН содержатся сведения о расположении указанного объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке, доказательств незаконности его нахождения на этом участке в материалах дела не имеется, что в силу статьи 39.20 ЗК РФ обусловливает исключительное право административного истца на приобретение спорного земельного участка в собственность.

Суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ.4-21 создает административному истцу препятствие в реализации его права как собственника жилого дома на получение расположенного под ним земельного участка в собственность для эксплуатации этого объекта.

Иных оснований для отказа в предоставлении Вохмину Д.Д. испрашиваемого земельного участка с КН оспариваемый отказ не содержит.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка с КН в собственность по основаниям расположения испрашиваемого земельного участка в границах запретной зоны военного объекта <данные изъяты> нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению, а заявленные требования – удовлетворению.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.4-21, об отказе Вохмину Дмитрию Дмитриевичу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером .

В случае отсутствия иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в полном объеме устранить допущенное нарушение путем передачи земельного участка без проведения торгов в собственность Вохмина Дмитрия Дмитриевича и заключения с ним договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Вохмина Дмитрия Дмитриевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 24.08.2023.