№ 2а-3494/18
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2018 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Владимировой А.А.,
при секретаре Глуховой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, ФИО2 о признании незаконным уведомления о возврате документов без рассмотрения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР (далее – ответчик, Управление Росреестра по УР) о признании незаконным уведомления о возврате документов без рассмотрения. В обоснование требований указал, что <дата> ею было подано заявление о регистрации права собственности № на объект недвижимости кадастровый № (гараж площадью 30 кв.м. по адресу: <адрес>). Данный гараж она приобрела по договору купли-продажи от <дата> у ФИО3
<дата> она получила уведомление о возврате документов без рассмотрения от <дата>№. Причиной для возврата указано отсутствие информации об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав и документ об оплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Данное уведомление считает незаконным и не обоснованным. Согласно описи документов принятых для оказания государственных услуг от <дата>. В числе прочих документов указан чек от <дата>№ об оплате государственной пошлины в сумме 350 руб.
Таким образом, оснований для возврата документов без рассмотрения нет. В соответствии со ст.17 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ, госпошлина уплачена согласно пп.24 п.1 ст.333.33 НК РФ.
<дата> ею была подана жалоба на действия государственного регистратора ФИО2 и необоснованности возврата документов без рассмотрения.
На данную жалобу был получен ответ, в просьбе отказано.
В ответе указано- право собственности на указанный выше гараж зарегистрировано в <дата> и размер государственной пошлины за регистрацию права собственности устанавливается в размере 2000 руб.
Согласно ст.333.33 НК РФ п.22 за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, составляет 2000 руб. для физических лиц за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп.21, 22.1, 23-26, 28-31, 61 и 80.1.
В соответствии с данной статьей НК РФ и была уплачена госпошлина.
Просит отменить уведомление о возврате документов без рассмотрения. Обязать Управление Росреестра по УР зарегистрировать право собственности на вышеуказанный объект (гараж).
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве ответчика привлечена государственный регистратор ФИО2
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1, уведомленной о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суду представлен отзыв на возражения ответчика на исковое заявление из которого следует, что документ об оплате госпошлины был предоставлен. Пп.24 п.1 ст.333.33 НК РФ предусмотрен размер госпошлины в случае регистрации права собственности, в том числе на созданный на земельном участке для индивидуального гаражного строительства объект недвижимости (гараж).
Предположение ответчика, что госпошлина за регистрацию права собственности на гараж должна составлять 2000 руб., ошибочно, так как действующим законодательством, в том числе и НК РФ, не предусмотрено, что размер госпошлины может трактоваться произвольно.
Размер госпошлины за регистрацию права собственности на земельные участки указанные в пп.24 п.1 ст.333.33 НК РФ также не меняется, независимо от количества перехода прав на данные участки и составляет 350 руб.
Ответчик пишет, что не проверяли документы на их достаточность и соответствие требованиям закона, правовую экспертизу представленных документов Управление не проводило.
Рассматривать заявление и приложенные к нему документы является прямой обязанностью ответчика.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика государственного регистратора ФИО2, уведомленной о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Управления Росреестра по УР ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считает их необоснованными. Поддержала письменные возражения из которых следует, что пп.24 п.1 ст.333.33 НК РФ предусмотрен размер государственной пошлины в случае регистрации права собственности, в том числе на создаваемый или созданный на земельном участке для индивидуального гаражного строительства объект недвижимости.
В пп.22 п.1 ст.333.33 НК РФ установлен размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав в размере 2000 руб. для физических лиц; указаны исключения в отношении юридически значимых действий, в том числе предусмотренных пп.24 п.1 ст.333.33 НК РФ, в случае регистрации права собственности на созданный объект недвижимости на земельном участке для индивидуального гаражного строительства- 350 руб.
Право собственности на гараж зарегистрировано в <дата>.
В данном случае основанием приобретения права собственности у ФИО1 является договор купли-продажи, то есть в результате перехода права собственности от продавца к покупателю. Соответственно, в данном случае государственная пошлина должна быть уплачена в размере 2000 руб., поскольку данное юридически значимое действие не относится к исключениям, предусмотренным подпунктами 21, 22.1, 23-26, 28-31, 61 и 80.1 п.1 ст.333.33 НК РФ.
К заявлению приложен чек на 350 руб., для проведения государственной регистрации прав не представлен документ об уплате государственной пошлины в необходимом размере, то есть отсутствует документ об уплате государственной пошлины, что является основанием для возврата заявления и документов без рассмотрения.
Требования должны быть заявлены возложить на Управление обязанность рассмотреть заявление истца и приложенные документы, поступившие в Управление <дата>.
С учетом вышеизложенного Управление считает, что уведомление о возврате документов без рассмотрения от <дата> является законным. Управление просит в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать в полном объеме.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что <дата> ФИО3 и ФИО1 обратились с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на гараж <адрес>, кадастровый № на основании договора купли-продажи гаража от <дата>, заключенного между ФИО3 (продавец) и ФИО1 (покупатель).
К заявлению представлен договор купли-продажи, чек-ордер № от <дата> на сумму 350 руб., плательщик – ФИО1
<дата> государственным регистратором ФИО2 принято решение № о возврате заявления о государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, без рассмотрения в соответствии с п.3 ст.25 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и иными доказательствами исследованными по делу, сторонами не оспариваются.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Истцом оспаривается уведомление о возврате документов без рассмотрения от <дата>№.
<дата> ФИО1 была подана жалоба на действия государственного регистратора ФИО2 руководителю Росреестра по УР.
Письмом от <дата> ФИО1 отказано в удовлетворении жалобы.
Поскольку исковое заявление подано в суд <дата> срок для обращения в суд, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ истцом не пропущен.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (ст.3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Управление Росреестра по Удмуртской Республике является территориальным органом.
Полномочия органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, предусмотрены Законом о регистрации.
В соответствии с п.3 ст.25 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Согласно ст.17 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Подпунктом 22 п.1 ст.333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23-26, 28-31, 61 и 80.1 настоящего пункта в размере 2000 руб. для физических лиц.
Подпунктом 24 п.1 ст.333.33 НК РФ предусмотрена государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества – 350 руб.
Таким образом, положение пп.24 п.1 ст.333.33 НК РФ применяется только при первичной государственной регистрации прав собственности на отдельные объекты недвижимого имущества, созданные на земельных участках, отнесенных к определенным видам разрешенного использования (для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства).
В силу п.2 ст.223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В данном случае право собственности на гараж <адрес> кадастровый № зарегистрировано в <дата> (п.3 договора купли-продажи), то есть права на созданный объект – гараж возникли.
Основанием приобретения права собственности у ФИО1 является договор купли-продажи данного гаража от <дата>, то есть в результате перехода права собственности от продавца к покупателю.
Соответственно, в данном случае государственная пошлина должна быть уплачена в размере 2000 руб., поскольку данное юридически значимое действие не относится к исключениям, предусмотренным подпунктами 21, 22.1, 23-26, 28-31, 61 и 80.1 п.1 ст.333.33 НК РФ.
ФИО1 к заявлению был приложен чек-ордер № на сумму 350 руб., для проведения государственной регистрации прав не представлен документ об уплате государственной пошлины в необходимом размере 2000 руб., то есть отсутствует документ об уплате государственной пошлины, что является основанием для возврата заявления и документов без рассмотрения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что регистрирующий орган имел все основания для вынесения уведомления о возврате документов без рассмотрения.
Установив изложенное, суд отмечает, что государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР действовал в пределах своих полномочий, нарушения действующего законодательства отсутствуют, права истца не нарушены. В связи с чем, считает необходимым исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, ФИО2 о признании незаконным уведомления о возврате документов без рассмотрения оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, ФИО2 о признании незаконным уведомления о возврате документов без рассмотрения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья: А.А. Владимирова