РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2018 г. Промышленный районный суд г. Самары
в составе: председательствующего судьи Пискаревой И.В.,
при секретаре Егорове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3498/18 по административному исковому заявлению ФИО1 к Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров регионов Урала и Поволжья» о признании незаконным решения от 26.01.2018 об исключении из организации и обязании рассмотреть ее заявление о выходе,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров регионов Урала и Поволжья», в котором, с учетом изменений заявленных требований просила:
- восстановить пропущенный по уважительной причине срок на подачу административного искового заявления,
- признать незаконным решение Правления Ассоциации «СРО КИРУиП» от 26.01.2018 по рассмотрению ее заявления о выходе из членов ассоциации от 18.12.2017,
- обязать Правление Ассоциации «СРО КИРУиП» рассмотреть заявление о выходе из членов ассоциации от 18.12.207.
В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что 06.07.2012 ею получен квалификационный аттестат кадастрового инженера №.
03.10.2016 между ней и ООО «БТИ –Поволжье» заключен трудовой договор.
15.11.2016 на основании заявления она была принята в члены Ассоциации «СРО КИРУиП» (далее Ассоциация).
В соответствии с п.2 п.7 ч.15 ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 №221- ФЗ «О кадастровой деятельности» 18.12.2017 ею подано заявление о выходе из Ассоциации, которое рассмотрено на заочном заседании Правления Ассоциации 26.01.2018.
Решением Правления Ассоциации «СРО КИРУиП» от 26.01.2018 (далее Решение Правления Ассоциации) она исключена на основании п.7 ч.15 ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с ограничением на право осуществления кадастровой деятельности в течение двух лет, о чем мне стало известно лишь 01.06.2018.
Истец считает, что Ассоциацией нарушен порядок, предусмотренный ч.16 ст.29 Федерального закона от 24.07.2007№221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Решение Правления Ассоциации было вынесено 26.01.2018. Сведений, материалов, подтверждающих факты, предусмотренные частью 15 статьи ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», поступивших в Ассоциацию в течение 20 рабочих дней при принятии Решения Правления Ассоциации не было.
Решение Правления Ассоциации основано на письме Росреестра от 22.11.2017, которое содержит сведения по состоянию на 25.10.2017.
Оснований в виде сведений и материалов для вынесения Решения Правления Ассоциации по п.7 ч.15 ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» у Ассоциации не было.
Копия решения Правления Ассоциации, заверенная уполномоченным лицом, ей направлена не была.
Кадастровая деятельность в указанный в решении период времени ею осуществлялась. ею по заказу ТДМ и заданию работодателя был подготовлен межевой план, выполнена схема расположения земельных участков в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером № и образованием из него земельных участков с кадастровыми номерами № и № Дата подготовки межевого плана - 21.09.2017. Однако полномочиями на предоставление межевых планов в органы регистрации она не обладает. Для остановки участков на кадастровый учет требовалось оформление правоустанавливающих документов, дата обращения заказчика в с заявлением о постановке земельных участков на кадастровый учет ей не известна. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельные участки, образованные на основании подготовленного ею межевого плана поставлены на кадастровый учет 23.03.2018.
15.08.2018 к участию в деле в качестве административного заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Самарской области.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала уточненное административное исковое заявление в полном объеме и пояснила, что на ее иждивении находятся двое несовершеннолетних детей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С 2014 по сентябрь 2017 она находилась в отпуске по уходу за ребенком. Трудовая деятельность в качестве <данные изъяты> является единственным финансовым источником для ее семьи. О решении Правления Ассоциации «СРО КИРУиП» от 26.01.2018 она узнала 01.06.2018 от сотрудников ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ». Тогда же ей сообщили о том, что их попытки убедить Ассоциацию изменить решение не привели к успеху и ей необходимо самостоятельно обжаловать данное решение Правления Ассоциации. В нарушение ч.16 ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ ей не направлена копия обжалуемого решения, что не оспаривается административным ответчиком, что привело к пропуску срока на обжалование. После выхода из отпуска по уходу за ребенком кадастровая деятельность ею осуществлялась. 21.09.2017 был подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером № (дата постановки на учет 23.03.2018). Полномочиями на представления в Росреестр межевых планов, не обладает, когда заказчиком был сдан межевой план мне не известно. При принятии оспариваемого решения от 26.01.2018 Правлением Ассоциации не учеты сведения, внесенные Росреестром до 25.01.2018, решение вынесено на основании сведений от 25.10.2017. Кроме того, неясно с какого времени принято Ассоциацией течение трехлетнего срока, в течение которого не осуществлялась кадастровая деятельность. Установленная законом процедура Ассоциацией нарушена, что привело к незаконному решению. Просила удовлетворить требования по административному исковому заявлению в полном объеме.
Административный ответчик - Ассоциация «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров регионов Урала и Поволжья» своих представителей в судебное заседание не направил, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что права ФИО1 не нарушены, о принятом решении ФИО1 известили по известному адресу электронной почты, и месту регистрации, также решение направлено в адрес работодателя ООО «БТИ-Поволжье», с которым велась переписка по вопросу неосуществления ФИО1 кадастровой деятельности. Считает принятое решение об исключении ФИО1 из членов Ассоциации правомерным, поскольку срок осуществления кадастровой деятельности учитывается за весь период деятельности кадастрового инженера, а не с момента вступления в члены Ассоциации. Сведения о неосуществлении деятельности кадастровым инженером ФИО1 в течение 3-х лет получены из письма Управления Росреестра по Самарской области от 22.11. 2017, которое вместе с завлением о выходе из членов ассоциации было рассмотрено 26.01.2018 на заседании Правления Ассоциации и принято решение об исключении ФИО1 из членов ассоциации. Выписка из протокола заседания Правления в тот же день направлена в ООО «БТИ-Повволжье». Просил рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель административного заинтересованного лица ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ» в судебное заседание не явился, представил отзыв на административный иск, в котором указал, что считает принятое Правлением Ассоциации «СРО КИРУиП» решение от 26.01.2018 незаконным. Оснований для применения Правлением Ассоциации ч.19 ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» при рассмотрении заявления ФИО1 от 08.12.2017 не было в связи с тем, что информация предоставленная Управлением по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестра от 22.11.2017 № за период 2014-2017 годы должна была рассматриваться с учетом даты вступления в силу Федерального закона от 30.12.2015 №452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и с учетом нахождения ФИО1 в декретном отпуске.
После того, как обществу стало известно об ограничениях наложенных на ФИО1, обществом предпринимались неоднократные попытки разрешения спора с Ассоциацией во внесудебном порядке: направлялись письма о пересмотре решения, велись телефонные переговоры, что является основанием для приостановления срока исковой давности. 01.06.2018 ФИО1 известили о принятом ассоциацией решения от 26.01.2018, после того как от Ассоциации был получен отказ в пересмотре решения и стало известно, что Ассоциацией ФИО1 извещена не была.
В информации предоставленной Управлением по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестра от 22.11.2017 № за период 2014-2017 годы не учтен межевой план, подготовленный кадастровым инженером ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером № (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ).
Представитель административного заинтересованного лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6) КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Неявка в судебное заседание представителей административного ответчика Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров регионов Урала и Поволжья», административного заинтересованного лица Управления Росреестра по Самарской области не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1, 2 ст.3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" саморегулируемые организации кадастровых инженеров создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), основанных на членстве в них кадастровых инженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, разработки и утверждения для членов таких саморегулируемых организаций стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением кадастровыми инженерами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений и установленных саморегулируемой организацией кадастровых инженеров стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.
В соответствии со ст.30.1 ч.1 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ ФЗ "О кадастровой деятельности" структура, порядок формирования, компетенция и срок полномочий органов управления, специализированных органов, методического органа саморегулируемой организации кадастровых инженеров и порядок принятия ими решений устанавливаются уставом, внутренними документами такой саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ч.4 ст.30.1 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что наряду с полномочиями, отнесенными к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации кадастровых инженеров и определенными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации кадастровых инженеров относится принятие физических лиц в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, исключение кадастровых инженеров из саморегулируемой организации кадастровых инженеров в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пп.1,2, 7 ч.1 ст.8 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" Саморегулируемая организация осуществляет в том числе следующие основные функции:
- разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
- применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
- осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
Статьей 9 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" предусмотрено, что контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации.
Саморегулируемой организацией могут быть предусмотрены помимо указанных в части 4 настоящей статьи оснований иные основания для проведения внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.
Член саморегулируемой организации обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации в порядке, определяемом саморегулируемой организацией.
В случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
Порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации определен статьей 10 Федерального закона № 315-ФЗ, который предусматривает следующую процедуру.
1.Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, условий членства в саморегулируемой организации.
2. Процедура рассмотрения указанных в части 1 настоящей статьи жалоб и дел, содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации.
3. При рассмотрении жалоб на действия членов саморегулируемой организации орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия обязан приглашать на свои заседания лиц, направивших такие жалобы, а также членов саморегулируемой организации, в отношении которых рассматриваются дела о применении мер дисциплинарного воздействия.
4. Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных саморегулируемой организацией, вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:
1) вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;
2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;
3) наложение на члена саморегулируемой организации штрафа;
4) рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;
5) иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры.
5. Решения, предусмотренные пунктами 1 - 3 и 5 части 4 настоящей статьи, принимаются большинством голосов членов органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия и вступают в силу с момента их принятия указанным органом. Решение, предусмотренное пунктом 4 части 4 настоящей статьи, может быть принято не менее чем семьюдесятью пятью процентами голосов членов органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
6. Саморегулируемая организация в течение двух рабочих дней со дня принятия органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена саморегулируемой организации направляет в форме документов на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных электронной подписью, вид которой определяется саморегулируемой организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и правилами саморегулируемой организации, копии такого решения члену саморегулируемой организации, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.
В силу ст.11 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.
В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.
29.06.2012 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, сдала квалификационный экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым кадастровым инженером.
06.07.2012 Министерством имущественных отношений Самарской области ФИО1 выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера №.
03.12.2016 между ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ» и ФИО1 заключен трудовой договор №, согласно которому административный истец принята на должность <данные изъяты> в отдел <данные изъяты> с 03.10.2016 на неопределенный срок, что также подтверждается приказом ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ» № от 03.10.2016.
Согласно приказу ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ» № от 04.10.2016 <данные изъяты> ФИО1 предоставлен отпуск по уходу за ребенком ХАШ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по достижении 3 лет – по ДД.ММ.ГГГГ.
15.11.2016 ФИО1 принята в члены в Ассоциации «СРО КИРУиП» на основании личного заявления в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
05.07.2017 ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ» письмом № сообщило административному ответчику, что ФИО1 работает в обществе на должности <данные изъяты> (номер квалификационного аттестата № от ДД.ММ.ГГГГ), в данный момент находится в декретном отпуске по уходу за ребенком.
В письме от 04.09.2017 административный ответчик сообщил ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ» о том, что 3-летний срок в целях применения п.7 ч.15 ст.29 Закона о кадастровой деятельности в отношении ФИО1 будет исчисляться начиная с даты вступления в члены ассоциации, т.е. с15.11.2016.
22.11.2017 Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестр письмом № направило административному ответчику сведения о том, что кадастровый инженер ФИО1 не осуществляет кадастровую деятельность в течение 3 лет, для принятия решения в соответствии с п.7 ч.15 ст.29 Федерального закона о кадастровой деятельности.
В ответ на письмо административного ответчика Росреестр 28.12.2017 пояснил, что трехлетний счет неосуществления кадастровой деятельности кадастровым инженером исчисляется вне зависимости от срока его членства в СРО кадастровых инженером, а также указано на положения ч. 9 ст.4 Закона 452-ФЗ.
18.12.2017 ФИО3 обратилась с заявлением о выходе из Ассоциации «СРО КИРУиП».
Решением Правления Ассоциации «СРО КИРУиП» от 26.01.2018 по итогам рассмотрения информации Управления Росреестра по Самарской области от 22.11.2017 № и заявления ФИО1 о выходе из Ассоциации «СРО КИРУиП» от 18.12.2017 ФИО1 исключена с 26.01.2018 из членов Ассоциации «СРО КИРУиП» на основании п.7.ч.15 ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в связи с неосуществлением кадастровым инженером кадастровой деятельности в течение 3 лет, что подтверждается протоколом № заочного заседания.
Из протокола следует, что на заседании правления 26.01.2018 рассматривалась информация Управления Росреестра по Самарской области от 22.11.2017 о факте неосуществления ФИО1 профессиональной кадастровой деятельности в течение 3-х лет, а также заявление административного истца о выходе из состава членов ассоциации. указанным решением Правления Ассоциации «СРО КИРУиП» от 26.01.2018 к административному истцу фактически была применена мера дисциплинарного взыскания в виде исключения из членов ассоциации. Суд приходит к выводу, что при рассмотрении указанной информации административным ответчиком была нарушена процедура, предусмотренная ст.10 ФЗ № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» для применения мер дисциплинарного воздействия к членам организации.
В нарушение ч.3 ст. 10 указанного закона административный истец не была извещена о дате, времени и месте рассмотрения в отношении нее вопроса о применении в отношении нее дисциплинарного взыскания в виде исключения из членов ассоциации, принятое решение ей направлено не было.
Сведений о том, что административный истец была каким-либо образом извещена о дате рассмотрения ее заявления о выходе из членов ассоциации, а также о рассмотрении вопроса об исключении ее из членов ассоциации в соответствии с п.7 ст.15 ФЗ «О кадастровой деятельности», а также об ознакомлении ее с решением и направлении ей копии решения правления административным ответчиком не представлено. Сведений о направлении ФИО1 писем с предложением предоставить объяснения и информацию об осуществлении ею кадастровой деятельности и их получении, либо отказе от получения административным ответчиком не представлено.
Доводы административного ответчика в отзыве на иск о том, что ассоциация не обладала сведениями об актуальном адресе электронной почты, месте жительства и телефоне ФИО1, суд считает несостоятельными, поскольку административный истец является членом организации, следовательно, организация обязана принять меры для обеспечении возможности связи с членами организации и извещения своих членов в случае такой необходимости всеми возможными способами.
ФИО1 посчитав данное решение незаконным, оспорила его в судебном порядке, обратилась в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные документы, суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного истца о незаконности принятого административным ответчиком решения.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2015 N 452-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" 1 июля 2016г. положения статей 29, 30 и части 3 статьи 31 ФЗ от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в части деятельности квалификационных комиссий для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, включая выдачу и аннулирование квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, а также ведения государственного реестра кадастровых инженеров утратили силу.
В соответствии с положениями части 1 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Согласно части 1 статьи 33 Закона N 221-ФЗ кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица.
Обязательные условия принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров установлены статьей 29 Закона № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
В соответствии с п.4 ст.30.1 Федерального закона № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности» к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации кадастровых инженеров относится в том числе рассмотрение заявления физического лица о прохождении стажировки, назначение руководителя стажировки, утверждение программы стажировки и заключения об итогах стажировки или отказ в утверждении такого заключения.
Соглно ч.11 ст.30.1 Федерального закона № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности»11. основаниями для проведения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров внеплановой проверки являются:
- непосредственное обнаружение саморегулируемой организацией кадастровых инженеров достаточных данных, указывающих на наличие нарушения кадастровым инженером требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров;
- поступившие в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров информация, обращение или жалоба на действия (бездействие) кадастрового инженера, нарушающие требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров;
Согласно ч.ч..13,14,15 ст.30.1 указанного закона. Продолжительность проведения плановой проверки не должна превышать двадцать рабочих дней. Продолжительность проведения внеплановой проверки с момента поступления информации, обращения и (или) жалобы на действия (бездействие) кадастрового инженера, нарушающие требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, либо возникновения иных оснований для проведения внеплановой проверки до даты составления акта такой проверки не должна превышать двадцать рабочих дней. Общий срок рассмотрения информации, указанных обращения и (или) жалобы с даты их поступления в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров до даты принятия решения дисциплинарным органом или постоянно действующим коллегиальным органом управления не может превышать сорок пять рабочих дней.
При выявлении в ходе проведения плановой или внеплановой проверки нарушений требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров акт проверки и материалы в течение трех рабочих дней с даты составления акта проверки передаются в дисциплинарный орган саморегулируемой организации кадастровых инженеров для принятия решения о применении мер дисциплинарного воздействия. Решение указанного дисциплинарного органа по таким акту и материалам выносится в срок не более чем десять рабочих дней с даты их поступления в дисциплинарный орган.
О результатах проведения плановой или внеплановой проверки и принятых решениях саморегулируемая организация кадастровых инженеров сообщает члену саморегулируемой организации кадастровых инженеров, в отношении которого проводилась такая проверка, и лицу, направившему соответствующие информацию, обращение и (или) жалобу, в течение трех рабочих дней с даты вынесения решений любым доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного сообщения.
В соответствии с пунктом 7 части 15 статьи 29 Закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности» кадастровый инженер исключается из саморегулируемой организации кадастровых инженеров в случае неосуществления кадастровым инженером кадастровой деятельности (непредставления в орган регистрации прав межевого плана, технического плана, акта обследования, карты-плана территории, подготовленных кадастровым инженером) в течение трех лет.
Согласно п.16 указанной нормы решение об исключении кадастрового инженера из саморегулируемой организации кадастровых инженеров принимается саморегулируемой организацией кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер, в срок не более чем двадцать рабочих дней с даты поступления заявления о выходе из саморегулируемой организации кадастровых инженеров или сведений, материалов, подтверждающих факты, предусмотренные частью 15 настоящей статьи. В данном решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 15 настоящей статьи. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров в течение одного рабочего дня со дня принятия данного решения исключает сведения о таком кадастровом инженере из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и направляет копию данного решения в орган государственного надзора, физическому лицу, исключенному из саморегулируемой организации кадастровых инженеров в соответствии с данным решением, а также юридическому лицу, с которым кадастровый инженер заключил трудовой договор, в случае, если информация о заключенном трудовом договоре ранее представлялась в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров
Частью 1 статьи 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с ч.4 ст.32 Федерального закона от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации положения пунктов 5 - 7 части 15 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) также подлежат применению при наличии оснований, предусмотренных пунктами 5- 7 части 15 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом результатов профессиональной деятельности кадастрового инженера за период, истекший до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров".
Из материалов дела следует, что решение об исключении ФИО1 из членов ассоциации принято Правление ассоциации на основании сведений, полученных от Управления Росреестра по Самарской области по состоянию на дату 22.11.2017 о непоступлении в Управление в течение 3-х лет результатов кадастровых работ кадастрового инженера ФИО1
Однако административным истцом представлен в суд результат выполнения ею кадастровых работ в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером № и образованием из него новых земельных участков - межевой план земельного участка, изготовленный ДД.ММ.ГГГГ.
В материалы дела ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ» представлены сведения об изготовлении 21.09.2017 кадастровым инженером ФИО1 межевого плана по заявлению ТДМ Данные обстоятельства подтверждаются постановкой на кадастровый учет земельных участков, образованных в ходе кадастровых работ, выполненных административным истцом. Земельные участки поставлены на кадастровый учет 23.03.2018.
Согласно представленным Управлением Росреестра кадастровым паспортам на земельные участки с кадастровыми номерами и № и № указанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером № на основании распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара от 06.12.2017 №, которым также утверждены схемы расположения образованных земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала по адресу: <адрес>. Межевой план на образование указанных земельных участков выполнен кадастровым инженером ФИО1 Заявление о постановке на кадастровый учет образованных земельных участков и внесении изменений в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером № поступили в Управление Росреестра 01.02.2018.
Согласно распечатке из публичной кадастровой карты изменения в сведения ЕГРН об участке с кадастровым номером № и о постановке на кадастровый учет вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами и № и № внесены 23.03.2018.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при принятии решения 26.01.2017 Правлением административного ответчика об исключении административного истца была принята во внимание неактуальная информация, актуальная информация по состоянию на дату принятия решения в Управлении Росреестра по Самарской области не запрошена и не получена. Административный истец - кадастровый инженер ФИО1 о рассмотрении в отношении нее вопроса об исключении из членов ассоциации в известность не поставлена.
Согласно представленному отзыву административного ответчика выписка из протокола Правления ассоциации от 26.01.2018 была направлена 26.01.2018 по адресу электронной почты в ООО «БТИ-ПОВОЛЖЬЕ».
Однако, в установленные законом сроки Ассоциация «СРО КИРУиП» копию решения об исключении из саморегулируемой организации кадастровых инженеров административному истцу - физическому лицу ФИО1, исключенному из саморегулируемой организации кадастровых инженеров, не направила. Доказательств своевременного надлежащего извещения административного истца о принятом оспариваемом решении административным ответчиком не представлено.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что об оспариваемом решении ФИО1 узнала лишь 01.06.2018, в суд с административным иском обратилась 22.06.2018, в связи с чем суд приходит к выводу, что ФИО1 не пропущен срок на обжалование решения административного ответчика.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Оспариваемым решением к ФИО1 применена мера дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов ассоциации, что фактически препятствует дальнейшему осуществлению ею профессиональной деятельности кадастрового инженера, чем нарушается право истца на труд в сфере профессиональной деятельности. После исключения истца из членов саморегулируемой организации по указанным выше основаниям, она лишена возможности осуществлять профессиональную кадастровую деятельность еще в течение 2-х лет. С учетом изменений в законодательстве административный истец только через 2 года вновь должна пройти процедуру сдачи экзамена и процедуру подтверждения своих знаний и навыков, что предусмотрено новыми положениями статей 29, 30 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При этом заявление административного истца о входе из ассоциации, исходя из содержания решения, Правлением не рассмотрено, решение по нему не принято.
На основании исследованных материалов судом установлено, что ФИО1 21.09.2017 выполнен межевой план в связи с образованием вышеуказанных земельных участков, который был представлен уполномоченным лицом для постановки образованных земельных участков на кадастровый учет в Управление Росреетра по Самарской области 01.02.2018, кадастровый учет образованных земельных участков произведен 23.03.2018. Таким образом вывод о неосуществлении кадастровым инженерном ФИО1 кадастровой деятельности в течение 3-х лет сделан Правлением Ассоциации «СРО КИРУиП» без достаточных оснований.
С учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Правления Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров регионов Урала и Поволжья» принято с нарушением сроков и порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, установленных ст.10 ФЗ «О саморегулируемых организациях» и ч.ч.11,13,14,15 ст.30.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", без проведения проверки, извещения административно истца, истребования информации и объяснений от нее по вышеуказанному вопросу, при отсутствии достаточных для этого оснований, нарушает права и интересы административного истца.
На основании изложенного, требования административного истца суд считает подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров регионов Урала и Поволжья» о признании незаконным решения от 26.01.2018 и возложении обязанности рассмотреть ее заявление, - удовлетворить.
Признать незаконным решение Ассоциации Саморегулируемая организация кадастровых инженеров регионов Урала и Поволжья» от 26.01.2018 об исключении ФИО1 с 26.01.2018 из членов Ассоциации «СРО КИРУиП» на основании п.7 ч.15 ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в связи с неосуществлением кадастровым инженером кадастровой деятельности в течение трех лет.
Обязать Ассоциацию Саморегулируемая организация кадастровых инженеров регионов Урала и Поволжья» рассмотреть заявление ФИО2 от 18.12.2017 о выходе из членов Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров регионов Урала и Поволжья».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 20.09.2018
Председательствующий И.В.Пискарева