Дело № 2а-3498/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года город Нижний Новгород
Сормовский районный суд города Нижний Новгород в составе:
председательствующего судьи Умилиной Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Сметаниной Н.М.,
с участием административного истца Б.И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Б.И.В. к судебным приставам-исполнителям <адрес> отдела УФССП России по <адрес>К.Е.С., С.Ю.Г. и М.Ю.С. о признании незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей,
установил:
Б.И.В. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела УФССП России по <адрес>К.Е.С. о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>К.Е.С. по сводному исполнительному производству №-СД с ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в непринятии достаточных мер и неосуществлении действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а также выразившееся в не рассмотрении ходатайства взыскателя от ДД.ММ.ГГГГ о проведении исполнительных действий, непринятия решения в виде постановления и не сообщении о принятом решении взыскателю, в неисполнении решения Сормовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части принятия исчерпывающих и своевременных мер по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов взыскателя. Просит возложить на судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>К.Е.С. обязанность устранить допущенное нарушение.
В обоснование своих требований указал, что на исполнении судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес> с 2014 года находится исполнительное производство №-ИП, позднее объединенное с исполнительным производством №-ИП в сводное исполнительное производство с присвоением номера №-СД, о взыскании в его пользу задолженности с должника А.И.В.ДД.ММ.ГГГГ он ознакомился с материалами сводного исполнительного производства, в котором не содержится информации и доказательств совершения судебным приставом-исполнителем с ДД.ММ.ГГГГ каких-либо исполнительных действий и принятия предусмотренных законом исчерпывающих мер принудительного исполнения судебного акта, направленных на взыскание задолженности с должника. Требование исполнительного документа до настоящего времени не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в <адрес> отдел УФССП России по <адрес> с ходатайством о проведении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения. Данное ходатайство судебным приставом-исполнителем не рассмотрено, решение по нему не принято, о принятом решении он не уведомлен. Кроме того, решением Сормовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей <адрес> отдела УФССП России по <адрес> по исполнительному производству №-СД, выразившееся в неосуществлении исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа и возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов Б.И.В., путем принятия исчерпывающих и своевременных мер, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Материалы исполнительного производства не содержат информации и доказательств выполнения судебным приставом-исполнителем требований вступившего в законную силу решения Сормовского районного суда <адрес> и принятия исчерпывающих мер по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Б.И.В.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц привлечены <адрес> отдел УФССП России по <адрес> и УФССП России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечен А.И.В. и ФССП России.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве административных соответчиков по делу привлечены судебные приставы-исполнители <адрес> отдела УФССП России по <адрес>М.Ю.С. и С.Ю.Г.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец уточнил свои требования, просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>С.Ю.Г., выразившиеся в неосуществлении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по сводному исполнительному производству №-СД исчерпывающих и своевременных мер принудительного исполнения, предусмотренных ст.ст. 64 и 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», направленных на взыскание задолженности с должника, а также неисполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ об устранении ранее допущенных нарушений. Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>М.Ю.С., выразившиеся в неосуществлении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по сводному исполнительному производству №-СД исчерпывающих и своевременных мер принудительного исполнения, предусмотренных ст.ст. 64 и 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», направленных на взыскание задолженности с должника, а также не рассмотрении в установленный срок ходатайства взыскателя от ДД.ММ.ГГГГ, непринятии по нему решения в виде постановления и не уведомление взыскателя о принятом решении. Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>К.Е.С., выразившиеся в неосуществлении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по сводному исполнительному производству №-СД исчерпывающих и своевременных мер принудительного исполнения, предусмотренных ст.ст. 64 и 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», направленных на взыскание задолженности с должника, а также не рассмотрении ходатайства взыскателя от ДД.ММ.ГГГГ по сводному исполнительному производству №-СД о проведении исполнительных действий, непринятии по нему решения в виде постановления и не сообщение о принятом решении взыскателю. Просит возложить на судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>, в чьем производстве находится сводное исполнительное производство №-СД устранить допущенные нарушения прав взыскателя. Возложить на начальника <адрес> отдела УФССП России по <адрес> обязанность по организации контроля за действиями судебного пристава-исполнителя по устранению допущенных нарушений прав взыскателя по сводному исполнительному производству №-СД. Указал, что исполнительное производство находилось в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в производстве судебных приставов-исполнителей С.Ю.Г., М.Ю.С. и К.Е.С., которые каких-либо действий, направленных на взыскание задолженности с должника не принимали, тем самым, бездействовали.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного соответчика привлечен начальник <адрес> отдела УФССП России по <адрес> – старший судебный пристав.
Административный истец Б.И.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Административные ответчики и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, выслушав административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Аналогичная норма закреплена в статье 122 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Предметом оспаривания в данном административном деле является бездействие судебных приставов-исполнителей <адрес> отдела УФССП России по <адрес>С.Ю.Г., М.Ю.С. и К.Е.С., выразившееся в неосуществлении исполнительных действий по сводному исполнительному производству №-СД за период с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» в обязанности судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи (часть 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В силу положений статей 64, 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного исполнения, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов дела и исполнительного производства следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Сормовским районным судом <адрес>, судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела УФССП России по <адрес>С.Ю.Г. возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании задолженности в размере 115201 рубль в отношении должника А.И.В.. Впоследствии исполнительному производству присвоен номер №-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительные производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ объединены в сводное исполнительное производство, которому присвоен номер №-СД.
ДД.ММ.ГГГГ определением Сормовского районного суда <адрес> произведена замена взыскателя А.А.В. на Б.И.В.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела УФССП России по <адрес> вынесено постановление о замене взыскателя по исполнительному производству №-ИП с А.А.В. на Б.И.В.
Постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительные производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ объединены в сводное исполнительное производство, которому присвоен номер №-СД.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Б.И.В. указывает на бездействие судебных приставов-исполнителей <адрес> отдела УФССП России по <адрес> по сводному исполнительному производству №-СД за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сводке по исполнительному производству №-СД, ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство передано судебному приставу-исполнителю С.Ю.Г., ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство передано судебному приставу-исполнителю М.Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство передано судебному приставу-исполнителю К.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство передано судебному приставу-исполнителю М.Ю.С.
Из материалов исполнительного производства следует, что судебными приставами-исполнителями какие-либо исполнительные действия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялись.
После поступления административного иска в суд ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела УФССП России по <адрес>М.Ю.С. был осуществлен выход по месту жительства должника, в ходе которого было взято объяснение у А.М.А. и наложен арест на имущество должника, о чем составлен акт о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ и акт о наложении ареста (описи имущества) от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, его имущества; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Исследовав и оценив материалы исполнительного производства, суд приходит к выводу, что судебные приставы-исполнители, в производстве которых находилось и находится в настоящее время исполнительное производство, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предпринимали всех предусмотренных законом исчерпывающих мер, направленных на взыскание задолженности с должника. Какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии объективных причин, препятствующих совершению судебными приставами-исполнителями всех возможных действий, в материалах дела отсутствуют. Наоборот, имеющиеся доказательства свидетельствуют о бездействии судебных приставов-исполнителей, необоснованному затягиванию исполнительного производства по взысканию денежных средств, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ никаких исполнительных действий судебными приставами-исполнителями не осуществлялось.
Длительное неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, свидетельствует о том, что взыскатель в значительной мере был лишен того, на что обоснованно рассчитывал, предъявив для исполнения исполнительный лист, что, бесспорно, свидетельствует о нарушении его права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок (статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Несмотря на то, что указанный в статье 36 Федерального закона двухмесячный срок для исполнения требований исполнительного документа не является пресекательным, это обстоятельство, само по себе, не дает судебному приставу-исполнителю повод уклониться от совершения исполнительных действий в установленный законом срок. Более того, суд полагает, что нарушение указанного срока позволяет поставить перед судом вопрос о незаконном бездействии со стороны судебного пристава-исполнителя, поскольку в этом случае нарушается принцип обязательности судебного постановления. Соответственно на судебного пристава-исполнителя с учетом требований части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ложится обязанность доказать отсутствие незаконного бездействия со своей стороны, принятие исчерпывающих мер к своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительного документа.
Вместе с тем, доказательств указанных обстоятельств административные ответчики, в том числе и судебный пристав-исполнитель М.Ю.С., в производстве которой в настоящее время находится исполнительное производство, суду не представили.
При таких обстоятельствах, требование Б.И.В. о признании незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей обосновано и подлежит удовлетворению.
Суд признает незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>С.Ю.Г. по сводному исполнительному производству №-СД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в неосуществлении исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа. Также признает незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>М.Ю.С. по сводному исполнительному производству №-СД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в неосуществлении исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа, а также в не уведомлении взыскателя о принятом решении по ходатайству от ДД.ММ.ГГГГ. Признает незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>К.Е.С. по сводному исполнительному производству №-СД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в неосуществлении исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа, а также в не уведомлении взыскателя о принятом решении по ходатайству от ДД.ММ.ГГГГ. Возлагает на судебных приставов-исполнителей <адрес> отдела УФССП России по <адрес>К.Е.С., С.Ю.Г. и М.Ю.С. обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов Б.И.В. путем принятия исчерпывающих и своевременных мер, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Требования административного истца о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>С.Ю.Г., выразившееся в неосуществлении с ДД.ММ.ГГГГ по сводному исполнительному производству №-СД исчерпывающих и своевременных мер принудительного исполнения, предусмотренных ст.ст. 64 и 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», направленных на взыскание задолженности с должника, удовлетворению не подлежат, так как с ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство находится на исполнении судебного пристава-исполнителя М.Ю.С.
Административный истец просит признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей <адрес> отдела УФССП России по <адрес>М.Ю.С. и К.Е.С., выразившееся в не рассмотрении в установленный срок ходатайства взыскателя от ДД.ММ.ГГГГ, непринятии по нему решения в виде постановления и не уведомление взыскателя о принятом решении.
Согласно ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГБ.И.В. обратился в <адрес> отдел УФССП России по <адрес> с ходатайством об осуществлении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения.
Данное ходатайство было рассмотрено исполняющим обязанности начальника <адрес> отдела УФССП России по <адрес> – старшим судебным приставом Ж.А.М., о чем вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ. Ходатайство Б.И.В. было удовлетворено, судебному приставу-исполнителю М.Ю.С. даны указания провести определенные исполнительные действия.
Сведения о том, что копия данного постановления была направлена взыскателю Б.И.В. в материалах дела отсутствуют, как и отсутствуют сведения о том, что Б.И.В. был уведомлен о принятом по его ходатайству решении.
Тем самым, судебные приставы-исполнители М.Ю.С. и К.Е.С., которой ДД.ММ.ГГГГ было передано на исполнение исполнительное производство, бездействовали, так как не уведомили взыскателя Б.И.В. о принятом решении по ходатайству от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>С.Ю.Г., выразившееся в неисполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ об устранении ранее допущенных нарушений.
Данное требование административного истца удовлетворению не подлежит, так как решение Сормовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исполнительное производство находилось на исполнении у судебного пристава-исполнителя С.Ю.Г. до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец просит возложить на начальника <адрес> отдела УФССП России по <адрес> обязанность по организации контроля за действиями судебного пристава-исполнителя по устранению допущенных нарушений прав взыскателя по сводному исполнительному производству №-СД.
Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Заявляя настоящие требования, административный истец не указал, в чем было допущено незаконное бездействие старшего судебного пристава. Б.И.В. какие-либо жалобы или заявления на бездействие судебных приставов-исполнителей старшему судебному приставу не направлялись. Ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения старшим судебным приставом было рассмотрено и вынесено постановление об удовлетворении ходатайства Б.И.В.
В материалы дела не представлены доказательства обращения административного истца к старшему судебному приставу с какими-либо требованиями, игнорирование которых повлекло нарушение прав и законных интересов взыскателя, в частности с жалобами на бездействие судебных приставов-исполнителей, выразившиеся в непринятии мер по своевременному и полному исполнению исполнительных листов, нерассмотрении поданных им ходатайств.
В свою очередь старший судебный пристав как следует из нормы абзаца третьего пункта 2 статьи 10 Закона о судебных приставах реализует свои контрольные полномочия лишь в случаях и в формах предусмотренных Законом об исполнительном производстве (в частности посредством рассмотрения жалоб в порядке подчиненности) и не осуществляет инициативный контроль над всеми действиями находящихся в его подчинении судебных приставов-исполнителей.
Организация работы подразделения судебных приставов, обеспечение принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов входит в полномочия старшего судебного пристава и установлена законом. Возложение на старшего судебного пристава дополнительной обязанности по организации контроля за действиями судебных приставов-исполнителей не требуется.
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на начальника <адрес> отдела УФССП России по <адрес> обязанности по организации контроля за действиями судебного пристава-исполнителя по устранению допущенных нарушений прав взыскателя по сводному исполнительному производству №-СД.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>С.Ю.Г. по сводному исполнительному производству №-СД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в неосуществлении исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>М.Ю.С. по сводному исполнительному производству №-СД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в неосуществлении исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа, а также в не уведомлении взыскателя о принятом решении по ходатайству от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>К.Е.С. по сводному исполнительному производству №-СД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в неосуществлении исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа, а также в не уведомлении взыскателя о принятом решении по ходатайству от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на судебных приставов-исполнителей <адрес> отдела УФССП России по <адрес>К.Е.С., С.Ю.Г. и М.Ю.С. устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов Б.И.В. путем принятия исчерпывающих и своевременных мер, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья