ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-349/2016 от 30.12.2016 Торопецкого районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-349/2016 года Решение в окончательной форме

принято 30.12.2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Торопецкий районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Мохова А. А.

при секретаре Селезневой О. В.,

с участием административного истца Шульпина Б. Д. и его представителя Григорьева Д. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Торопце Тверской области 27 декабря 2016 года административное дело по административному иску Шульпина Б. Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, государственным инспекторам в Бельском, Западнодвинском, Жарковском, Нелидовском, Торопецком районах по использованию и охране земель – ведущим специалистам Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Бавченковой Е. И. и Городничевой Н. А., начальнику Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Семеновой Т. А. о признании незаконными действий по осуществлению административного обследования, по организации и утверждению результатов административного обследования и признании не соответствующими действительности выводов административного обследования,

УСТАНОВИЛ:

Шульпин Б. Д. обратился в суд с административными исками о признании незаконными действий государственных инспекторов в Бельском, Западнодвинском, Жарковском, Нелидовском, Торопецком районах по использованию и охране земель – ведущих специалистов Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Бавченковой Е. И. и Городничевой Н. А. по осуществлению административного обследования и действий начальника Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Семеновой Т. А. по организации и утверждению результатов административного обследования и признании выводов административного обследования не соответствующими действительности.

Свои требования мотивировал тем, что 04.10.2016 года государственными инспекторами незаконно проведено административное обследование земельного участка, расположенного <адрес>, кадастровый номер .

Так, согласно положениям Административного регламента службы Росреестра административные проверки проводятся в рамках систематического наблюдения за исполнением требований федерального земельного законодательства, но не по заявлениям граждан. Между тем, административное обследование проведено именно по заявлению Е.

Также, согласно Правилам проведения административного обследования последующее административное обследование объекта земельных отношений может быть проведено не ранее чем через 2 года со дня утверждения заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства. При этом таких нарушений на указанном земельном участке не выявлено, что отражено в акте проверки от 02.06.2016 года, а повторная проверка проведена 04.10.2016 года, то есть через 4 месяца, а не через 2 года.

Кроме того, проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений. Между тем, государственные инспекторы заходили на земельный участок, о чем свидетельствуют фотоснимки, которые возможно было сделать только находясь на земельном участке.

Считает, что проверка организована начальником Нелидовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области и проведена государственными инспекторами в интересах Е., который ставит своей целью причинить административному истцу вред. Тем самым, указанными должностными лицами превышены свои должностные полномочия.

Определениями Торопецкого районного суда Тверской области от 07.12.2016 года и 16.12.2016 года по административным делам по административным искам Шульпина Б. Д. к государственным инспекторам в Бельском, Западнодвинском, Жарковском, Нелидовском, Торопецком районах по использованию и охране земель – ведущим специалистам Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Бавченковой Е. И. и Городничевой Н. А., начальнику Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Семеновой Т. А. об оспаривании их действий, в качестве второго административного ответчика привлечен орган, в котором исполняют свои обязанности должностные лица, чьи действия оспаривает административный истец - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

Определением Торопецкого районного суда Тверской области от 19.12.2016 года административные дела по административным искам Шульпина Б. Д. к государственным инспекторам в Бельском, Западнодвинском, Жарковском, Нелидовском, Торопецком районах по использованию и охране земель – ведущим специалистам Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Бавченковой Е. И. и Городничевой Н. А., начальнику Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Семеновой Т. А. об оспаривании их действий на основании ч.1 ст.136 КАС РФ объединены в одно производство.

При рассмотрении дела административный истец Шульпин Б. Д. уточнил административные исковые требования в части указания даты административного обследования – 04.10.2016 года, а также объектов, в отношении которых проводилось данное обследование – земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , .

Административный истец Шульпин Б. Д. и его представитель на основании ордера адвокат Григорьев Д. В. в судебном заседании заявленные требования и изложенные в административном иске обстоятельства поддержали. При этом Шульпин Б. Д. пояснил, что начальником Нелидовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области у Главы Администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района запрошена информация о фактическом использовании участка с кадастровым номером и о проведении на данном участке мероприятий спортивного характера (мотокросс), на что получен ответ, согласно которому жалобы и обращения по вопросам нарушения Шульпиным Б. Д. земельного законодательства в Администрацию не поступали, факты проведения мероприятий спортивного характера не зафиксированы. Между тем, несмотря на данную информацию, в ходе административного обследования должностными лицами установлен факт нецелевого использования Шульпиным Б. Д. земельного участка. Имеется наложение земель лесного фонда на его земельный участок с кадастровым номером , однако этого обстоятельства в ходе административного обследования государственными инспекторами не выявлено. Проверка соблюдения земельного законодательства проведена по инициативе Е., который ставит целью уничтожить недвижимое имущество административного истца и его представителя. Фотографии, выполненные в ходе административного обследования земельных участков сфальсифицированы, поскольку произведены со смежных земельных участков, принадлежащих Г. и З. и запечатленная обстановка на этих фотографиях не соответствует действительности. Полагает, что вывод об использовании вышеуказанного земельного участка не по целевому назначению сделан на основании субъективного мнения государственных инспекторов, сформировавшегося до начала обследования, но не на основании положений ст.42 Земельного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 23.04.2012 года № 369. Также, административное обследование проводилось в октябре 2016 года, когда сельскохозяйственные работы на участке не проводились.

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и административные ответчики - государственные инспекторы Городничева Н. А. и Бавченкова Е. И., а также начальник Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Семенова Т. А. в судебное заседание не явились о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются расписки. При этом Городничева Н. А., Бавченкова Е. И., Семенова Т. А. письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменное заявление. В письменных возражениях административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (т.2 л.д.138-144, т.3 л.д.8-10) административные иски Шульпина Б. Д. не признал по мотиву того, что должностные лица Нелидовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области вправе осуществлять самостоятельные мероприятия по государственному земельному надзору за соблюдением законодательства в форме обследования земельного участка, которое является одной из форм государственного земельного надзора. Так, работниками Нелидовского межмуниципального отдела в рамках рассмотрения обращения Е. 04.10.2016 года осуществлен визуальный осмотр земельных участков, расположенных между <адрес> и <адрес>. Было установлено, что земельный участок с кадастровым номером используется с нарушением требований земельного законодательства. Обращение Е. поступило в орган государственного земельного надзора после проведения 02.06.2016 года внеплановой проверки в отношении указанного участка. Акт, составленный по итогам проведения этой проверки 02.06.2016 года не является заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства. При проведении административного обследования возможны случаи доступа на обследуемый земельный участок без взаимодействия с правообладателем земельного участка. Так, земельный участок с кадастровым номером ограждений не имеет, во время проведения обследования собственник отсутствовал, следовательно, нарушения прав собственника этого участка должностными лицами не допущено. При этом акт административного обследования не содержит указаний для осуществления каких-либо действий, а является основанием для проведения внеплановой проверки. Акт административного обследования составлен и утвержден уполномоченными должностными лицами. Считает, что права и законные интересы Шульпина Б. Д. действиями государственных инспекторов и начальника Нелидовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области не нарушены.

Выслушав административного истца и его представителя, исследовав письменные доказательства, суд считает административные исковые требования Шульпина Б. Д. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из анализа приведенных норм закона следует, что административное исковое заявление, поданное в порядке Главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, может быть признано обоснованным только в том случае, если обжалуемое решение, действие (бездействие), которыми нарушены права и свободы, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, должно и могло быть выполнено соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным служащим, но не выполнено им.

В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как следует из ч.ч.1-4,11 ст.71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

Из ст.71.2 Земельного кодекса РФ следует, что в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.

Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из п.1 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утв. постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 года № 251 административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица).

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

К административным обследованиям объектов земельных отношений не относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования, осуществляемые в рамках федерального государственного экологического надзора.

Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 года № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» (далее - акт административного обследования объекта земельных отношений), или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, следующее административное обследование такого объекта земельных отношений может быть проведено не ранее чем через 2 года со дня утверждения заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

Как предусмотрено ч.ч.3,4 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

В соответствии с подп.«в» п.3 Положения о государственном земельном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 года № 1 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Согласно подп.«ж» п.21 приведенного Положения должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, осуществляющие государственный земельный надзор, одновременно по должности являются, в том числе руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель.

Из п.п.86-95 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утв. приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 года № 486 (зарегистрирован в Минюсте России 20.11.2015 года № 39800) следует, что предметом административного обследования объектов земельных отношений является соблюдение юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе осуществления деятельности обязательных требований.

Административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации.

Проведение административного обследования объекта земельных отношений включает в себя следующие административные действия: подготовка к проведению административного обследования; проведение административного обследования; оформление результатов административного обследования.

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

Должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

Должностное лицо при подготовке к проведению административного обследования объектов земельных отношений: собирает информацию, содержащуюся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информацию, полученную в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, информацию, полученную дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информацию, полученную по результатам визуального осмотра, и другими методами; запрашивает у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, являющихся операторами государственных и муниципальных информационных систем, владельцев архивных фондов, правообладателей полученной дистанционными методами информации, сведения, хранящиеся в указанных ресурсах и необходимые для проведения административного обследования объектов земельных отношений.

Должностное лицо при проведении административного обследования объектов земельных отношений исследует состояние и способы использования объектов земельных отношений на предмет установления признаков наличия или отсутствия нарушений земельного законодательства.

Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» (далее - акт административного обследования объекта земельных отношений), или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

Акт административного обследования оформляется в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации оформляется в случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Из материалов дела усматривается, что согласно п.1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, утв. приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 19.04.2010 года № П/159, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращенное наименование Управление Росреестра по Тверской области, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности на территории Тверской области.

В соответствии с подп.1.3 п.1 должностного регламента ведущего специалиста-эксперта Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области ведущий специалист-эксперт подчиняется начальнику отдела, а в порядке осуществления непосредственного контроля за выполнением решаемых им задач – заместителю начальника отдела, отвечающему за направление деятельности. В п.2 должностного регламента перечислены должностные обязанности ведущего специалиста-эксперта, согласно которым последний: обеспечивает осуществление государственного земельного контроля над соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель; рассматривает материалы административных дел, проверок использования и охраны земель, выносит по ним решения; разрабатывает планы проверок по осуществлению государственного земельного контроля; участвует в рассмотрении обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, в ходящим в компетенцию отдела; проводит государственный мониторинг земель; по поручению начальника отдела (или заместителя начальника отдела) рассматривает корреспонденцию и иные документы, поступающие в отдел, готовит на них проекты ответов и заключений в пределах своей компетенции; выполняет другие поручения начальника, заместителя начальника отдела, отданные в пределах их компетенции (т.2 л.д.132-134).

Согласно п.п.2.1.4,2.1.6 должностного регламента начальника Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области начальник отдела: координирует работу отдела, его взаимодействие с другими подразделениями службы, государственными органами, научными организациями и ведущими экспертами; руководит деятельностью отдела по выполнению возложенных на отдел задач и функций, поручений руководителя Управления, в том числе планирует, организует, регулирует и контролирует работу отдела, групп и непосредственно работников (т.3 л.д.4-7).

Шульпин Б. Д. является собственником земельного участка, расположенного <адрес> между <адрес> и <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый номер , относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровым паспортом (т.2 л.д.76, т.3 л.д.45-50).

Также, Шульпин Б. Д. является собственником земельных участков, расположенных <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., <данные изъяты> кв. м., <данные изъяты> кв. м., <данные изъяты> кв. м., <данные изъяты> кв. м. с кадастровыми номерами , , , , , соответственно, что следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.2 л.д.77-81).

На основании распоряжения Управления Росреестра по Тверской области от 06.04.2016 года № 40/34 проведена внеплановая документарная выездная проверка гражданина – Шульпина Б. Д. по вопросу проверки фактов нарушения земельного законодательства при использовании земель сельскохозяйственного назначения в отношении участка с кадастровым номером . В рамках данной проверки составлен соответствующий акт, произведен обмер границ участка, выполнена фототаблица, истребованы сведения Автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости. По итогам проведения проверки 24.06.2016 года составлен акт, согласно которому нарушение земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем Шульпину Б. Д. устранено (т.3 л.д.138-189).

Согласно заявлению Е. последний обратился в прокуратуру Торопецкого района по вопросу нарушения Шульпиным Б. Д. требований действующего природоохранного, водного, земельного и лесного законодательства. Данное заявление Е. в соответствии со ст.8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлено из прокуратуры в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, откуда согласно ст.8 указанного Федерального закона перенаправлено в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, а из последнего в Нелидовский межмуниципальный отдел данного Управления (т.2 л.д.110-113,119-125).

В ходе административного обследования государственными инспекторами – ведущими специалистами Нелидовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области Бавченковой Е. И. и Городничевой Н. А. в порядке осуществления государственного земельного надзора 04.10.2016 года составлен соответствующий акт. В данном акте отражено, что при проведении обследования использовалась Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости и Автоматизированная информационная система Единого государственного реестра прав, согласно которым установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , принадлежат на праве собственности Шульпину Б. Д. Административное обследование объектов земельных отношений осуществлено путем визуального осмотра земельных участков, проводились линейные промеры при помощи рулетки, а также фотосъемка. Нарушений земельного законодательства на обследуемых земельных участках с кадастровыми номерами , , , , не установлено, а в отношении земельного участка с кадастровым номером государственными инспекторами выявлено, что данный участок используется не по целевому назначению (т.2 л.д.62-68).

В ходе административного обследования государственными инспекторами выполнены фототаблицы, составлены схематические чертежи и обмеры границ земельных участков, получены данные из сети «Интернет» и из вышеуказанных Автоматизированных информационных систем (т.2 л.д.69-103).

О результатах рассмотрения обращения Е. уведомлен Нелидовским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Тверской области 25.10.2016 года (т.2 л.д.105-106).

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что Шульпин Б. Д. является собственником земельного участка, расположенного <адрес> между <адрес> и <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый номер , относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения. Он же, является собственником земельных участков, расположенных в <адрес> с кадастровыми номерами: , , , , .

Должностными лицами - государственными инспекторами – ведущими специалистами Нелидовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области Бавченковой Е. И. и Городничевой Н. А. по заявлению Е., в порядке осуществления государственного земельного надзора 04.10.2016 года проведено административное обследование объектов земельных отношений – вышеуказанных земельных участков, принадлежащих Шульпину Б. Д. По итогам административного обследования составлен соответствующий акт, который подписан государственными инспекторами Бавченковой Е. И. и Городничевой Н. А., а также, утвержден начальником Нелидовского межмуниципального отдела Семеновой Т. А.

Ссылки Шульпина Б. Д. на то, что основания для проведения внеплановой выездной проверки отсутствовали, так как ранее - 02.06.2016 года проводилась проверка соблюдения им земельного законодательства, в ходе которой нарушений не установлено, являются недостоверными, поскольку обращение Е. о нарушениях земельного законодательства поступило в Управление Росреестра по Тверской области 07.09.2016 года, то есть после проведения первоначальной проверки и содержат иные доводы о нарушениях Шульпиным Б. Д. земельного законодательства, допущенные им по мнению заявителя, также после первоначальной проверки.

Довод административного истца о проведении административного обследования ранее 2-х летнего периода, установленного в п.11 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений основан на неправильном толковании Шульпиным Б. Д. норм права, поскольку акт проверки соблюдения земельного законодательства от 02.06.2016 года № 50, на который ссылается Шульпин Б. Д., составлен по результатам внеплановой проверки и не является заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства, который составляется по результатам административного обследования, исходя из положений п.8 данных Правил.

Также, доводы Шульпина Б. Д. о превышении должностными лицами служебных полномочий и нарушении его конституционного права на неприкосновенность частной собственности являются необоснованными.

Так, в ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений государственные инспекторы самостоятельно (без дополнительных разрешение и согласований) осуществляют анализ полученной информации. Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений. Наличие согласия правообладателя земельного участка при проведении административного обследования свидетельствует о наличии взаимодействия должностного лица с правообладателем земельного участка, что не допустимо Правилами.

При этом в соответствии со ст.262 ГК РФ, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Кроме того, как следует из акта административного обследования от 04.10.2016 года № 13, обследуемые объекты земельных отношений – земельные участки с кадастровыми номерами , , , , представлены на местности как единая территория, которая с северной, западной и южной сторон обозначена в виде ограждения, а земельный участок с кадастровым номером не огорожен. Из материала административного обследования, в том числе из фотоснимков не усматривается, что государственными инспекторами осуществлялся доступ на обследуемые участки. Фотосъемка объектов земельных отношений не запрещена вышеприведенным Административным регламентом службы Росреестра. Из акта обследования следует, что административное обследование объектов земельных отношений осуществлено путем визуального осмотра земельного участка, проводились линейные промеры при помощи 30-ти метровой рулетки, фотосъемка.

Данные о ведении государственными инспекторами видеосъемки в процессе проведения административного обследования в акте административного обследования не отражены, что опровергает доводы административного истца об осуществлении такой видеосъемки.

Должностные лица вправе осуществлять самостоятельные мероприятия по государственному земельному надзору за соблюдением законодательства в форме административного обследования земельных участков.

Административное обследование проводится в целях установления факта наличия или отсутствия признаков нарушения земельного законодательства.

В связи с выявлением по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства в соответствии с п.п.93,94 Административного регламента и п.8 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, оформлен акт административного обследования по форме, установленной Правилами обследования. Согласно п.97 Административного регламента и п.9 Правил обследования, акт административного обследования объекта земельных отношений утверждается уполномоченным должностным лицом органа государственного земельного надзора либо его территориальных органов и их структурных подразделений. В рассматриваемом случае, акт административного обследования утвержден уполномоченным должностным лицом структурного подразделения Управления Росреестра по Тверской области – начальником Нелидовского межмуниципального отдела Семеновой Т. А., которая в соответствии с подп.«ж» п.21 Положения о государственном земельном надзоре одновременно является Главным государственным инспектором по использованию и охране земель.

Нарушений должностных обязанностей начальником Нелидовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области путем направления Главе Скворцовского сельского поселения Торопецкого района ходатайства о выделении специалиста для проведения административного обследования, а также запросе сведений о фактическом использовании Шульпиным Б. Д. земельного участка, суд не усматривает.

Ответ и. о. Главы Администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района об отсутствии жалоб в Администрации по вопросам нарушения Шульпиным Б. Д. земельного законодательства на обстоятельства данного административного дела не влияет, поскольку Администрация Скворцовского сельского поселения Торопецкого района не является органом, осуществляющим государственный земельный надзор. Таким органом является именно Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

Довод Шульпина Б. Д. о том, что государственные инспекторы должны были промерить площади земельных участков рулеткой на местности, установив колышки на характерных поворотных точках границ, но не должны были пользоваться данными о площади земельных участков, указанной в правоустанавливающих документах, основан на неправильном толковании Шульпиным Б. Д. норм права, так как раздел Административного регламента, предусматривающий проведение административного обследования объектов земельных отношений, данной обязанности государственных инспекторов не содержит.

Действующее федеральное законодательство не ставит возможность проведение либо не проведения административного обследования объектов земельных отношений в зависимость от времени года.

Ссылки административного истца на то, что: наложение земель лесного фонда на принадлежащий ему участок с кадастровым номером ; проверка соблюдения земельного законодательства проведена по инициативе Е., который ставит целью уничтожить недвижимое имущество Шульпина Б. Д. и его представителя Григорьева Д. В.; фотографии №№ 4,5,8 (т.2 л.д.72-73) выполнены государственными инспекторами с земельных участков, принадлежащим третьим лицам, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют. При этом Шульпин Б. Д., в случае нарушения его прав и законных интересов вправе обратиться в суд с иным заявлением в предусмотренном федеральным законодательством порядке.

В связи с изложенным, административное обследование земельных участков, принадлежащих на праве собственности Шульпину Б. Д. проведено 04.10.2016 года уполномоченными на то должностными лицами - государственными инспекторами службы Росреестра в порядке осуществления государственного земельного надзора в строгом соответствии с Административным регламентом и Правилами, в пределах полномочий предоставленных им должностным регламентом. Результаты обследования оформлены соответствующим актом, составленным по форме предусмотренной Административным регламентом. Данный акт утвержден уполномоченным на то должностным лицом – начальником Нелидовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области.

Таким образом, суд полагает, что действиями должностных лиц по осуществлению государственного земельного надзора в форме административного обследования объектов земельных отношений права, свободы и законные интересы Шульпина Б. Д. не нарушены, препятствия к осуществлению к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов не созданы, какие-либо обязанности на Шульпина Б. Д. не возложены, ущерба или беспокойства собственнику земельных участков – Шульпину Б. Д. не причинено. Доводы последнего о злоупотреблении правом, исходя из положений ст.10 ГК РФ, со стороны должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Основания для признания результатов (выводов) административного обследования у суда отсутствуют.

В связи с этим, в удовлетворении административных исковых требований Шульпина Б. Д. следует отказать за необоснованностью.

Оснований для прекращения производства по данному делу, исходя из положений п.1 ч.1 ст.194 Кодекса административного судопроизводства РФ, как того просит представитель административного ответчика – Управления Росреестра по Тверской области, суд не усматривает, так как Шульпин Б. Д. оспаривает действия должностных лиц в судебном порядке, предусмотренном ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Шульпина Б. Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, государственным инспекторам в Бельском, Западнодвинском, Жарковском, Нелидовском, Торопецком районах по использованию и охране земель – ведущим специалистам Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Бавченковой Е. И. и Городничевой Н. А., начальнику Нелидовского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Семеновой Т. А. о признании незаконными действий по осуществлению административного обследования, по организации и утверждению результатов административного обследования и признании не соответствующими действительности выводов административного обследования отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 30 декабря 2016 года.

Судья А. А. Мохов