ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-349/2023 от 17.10.2023 Октябрьского районного суда (Курская область)

АД №2а-349/2023

УИД 46RS0017-01-2023-000451-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» октября 2023 года п.Прямицыно

Октябрьский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Гузенкова Д.А.,

с участием административного истца Паршиной Е.И.,

при секретаре Стремоухове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Паршина Е.И. к Администрации Октябрьского района Курской области об оспаривании решения в форме уведомления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Паршина Е.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Октябрьского района Курской области об оспаривании решения в форме уведомления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, ссылаясь на то, что 10 июля 2023 года административным истцом в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в Администрацию Октябрьского района Курской области, через многофункциональный центр, подано уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства: индивидуальный жилой дом, на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

11.07.2023 года административным ответчиком было принято решение- в форме уведомления от 11.07.2023 года №75 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, размещении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, с указанием следующих оснований: в связи с наличием на земельном участке ограничений, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ - в связи с установлением границ зон затопления территории Октябрьского района Курской области при максимальных уровнях реки Сейм на основании предложения Комитета экологической безопасности и природопользования Курской области (приказ Федерального агентства водных ресурсов №299 от 09.12.2019), в связи с прохождением по земельному участку охранной зоны линии электропередач на основании договора от 22.07.2013 на оказание услуг по проведению кадастрового учета объектов недвижимости и территориальному землеустройству с ОАО «МРСК Центр».

В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные и части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3. Перечень прикладываемых документов является закрытым и не содержит в себе информации об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории.

Вместе с тем из буквального содержания указанных норм права, изложенных в статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, не следует, что защитные сооружения на момент уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства уже должны быть возведены.

Более того, предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления), возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка. Данная позиция изложена Верховным Судом РФ в кассационном определении от ДД.ММ.ГГГГг. -КАД22-11-К6.

На основании пп.«а» п.10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009г. №160, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 13.10.2022 №43-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в связи с жалобой гражданина В.Б. Колобаева", признал подпункт "а" пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой: получение физическим или юридическим лицом, планирующим строительство или реконструкцию здания или сооружения (застройщиком) на земельном участке, полностью или частично расположенном в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, предварительного письменного решения о согласовании таких действий соответствующей сетевой организацией не является обязательным условием подачи застройщиком заявления о выдаче разрешения на строительство или уведомления в уполномоченный орган власти о планируемых строительстве или реконструкции здания или сооружения. После принятия уполномоченным органом власти к рассмотрению заявления застройщика о выдаче разрешения на строительство или уведомления о планируемых строительстве или реконструкции данный орган при необходимости получить решение о согласовании таких действий самостоятельно обращается к сетевой организации за получением такого решения.

Постановлением администрации Курской области №1656-па от 29.12.2022 года «О памятнике регионального значения «Ванинская пойма» (далее- Постановление Администрации Курской области) земельные участки, расположенные на территориях муниципальных образований: Черницынский, Ванинский и Дьяконовский сельсоветы фактически изъяты из хозяйственного использования.

В соответствии с Положением «О памятнике регионального значения «Ванинская пойма», утвержденном вышеназванным постановлением администрации области, запрещены любые виды деятельности, связанные со строительством, в том числе ИЖС.

Вместе с тем, памятник регионального значения «Ванинская пойма» охватывает часть земельного участка с кадастровым номером 46:17:040801:94, а не полностью.

В соответствии с актом №37 выноса в натуру части границы памятника природы регионального значения «Ванинская пойма» в пределах границы земельного участка с кадастровым номером от 04 июля 2023 года, вынесены в натуру на названном земельном участке и установлены точки границы памятника природы регионального значения «Ванинская пойма» и закреплены на местности металлическими трубами, окрашенными в красный цвет.

Поскольку Администрация Октябрьского района не выполнила требований п.1 ч.7 Градостроительного кодекса РФ, не оценила факт охвата части земельного участка с кадастровым номером 46:17:040801:94 памятником природы регионального значения «Ванинская пойма», в связи с чем имеется часть земельного участка, не занятая памятником природы, которая может быть использована по целевому назначению, то есть для индивидуального жилищного строительства.

Просит суд (с учетом уточнений):

- Признать незаконным решение административного ответчика- в форме уведомления Администрации Октябрьского района Курской области от 11.07.2023 года №75 «О несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке».

- возложить на Администрацию Октябрьского района Курской области обязанность пересмотреть вопрос о выдаче уведомления о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, в соответствии с поданным в Администрацию Октябрьского района уведомлением Паршиной Е.И. от 10 июля 2023 года.

В судебном заседании административный истец Паршина Е.И. поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, указанном в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представители административного ответчика Администрации Октябрьского района Курской области в судебное заседание не явились, о дне, времени, месте слушания дела были извещены своевременно надлежащим образом.

В возражениях на административное исковое заявление просили в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать по следующим основаниям.

Согласно выписке из ЕГРН Паршиной Е.И. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером общей площадью 60400 кв.м., категории земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование- жилая застройка, расположенный по адресу: <адрес> (далее-ЗУ:94).

10.07.2023 Паршина Е.И. обратилась в Администрацию Октябрьского района Курской области через МФЦ с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее Уведомление о планируемом строительстве) с приложенными к нему документами, предусмотренными пп.1-9 ст.51.1 ГрК РФ. В уведомлении о планируемом строительстве она указала на планируемое строительство на ЗУ:94 индивидуального жилого дома.

11.07.2023 Администрацией Октябрьского района Курской области в адрес Паршиной Е.И. вынесено Уведомление №75 о несоответствии указанных в уведомлении планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее- Уведомление от 11.07.2023 №75, оспариваемое уведомление) по следующим основаниям: наличие на ЗУ:94 ограничений, предусмотренных ст.56 ЗК РФ:

- в связи с установлением границ зон затопления территории Октябрьского района Курской области при максимальных уровнях реки Сейм на основании предложения Комитета экологической безопасности и природопользования Курской области (приказ Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ);

- в связи с установлением охранной зоны линии электропередач на основании договора от 22.07.2013 на оказание услуг по проведению кадастрового учета объектов недвижимости и территориальному землеустройству с ОАО «МРСК Центра».

Оспариваемое Уведомление от 11.07.2023 №75 вынесено в связи с наличием на ЗУ:94 ограничений, предусмотренных ст.56 ЗК РФ, что соответствует п.2 ч.10 ст.51.1 ГрК РФ, п.2 Формы уведомления, поскольку установлено, что на спорном земельном участке:

- установлены границы зон затопления территории Октябрьского района Курской области при максимальных уровнях реки Сейм на основании предложения Комитета экологической безопасности и природопользования Курской области (приказ Федерального агентства водных ресурсов №299 от 09.12.2019);

- установлена охранная зона линии электропередач на основании договора от 22.07.2013 на оказание услуг по проведению кадастрового учета объектов недвижимости и территориальному землеустройству с ОАО «МРСК Центра».

Из фактических обстоятельств дела следует, что при вынесении оспариваемого Уведомления от 11.07.2023 №75 земельный участок, принадлежащий административному истцу, соответствующей инженерной защитой не был обеспечен. Доказательств того, что такие работы будут осуществляться собственником земельного участка в процессе возведения жилого дома, административным истцом не представлено.

Кроме того, согласно Выписке из ЕГРН па земельном участке административного истца установлена охранная зола линии электропередач.

При вынесении оспариваемого Уведомления от 11.07.2023 №75 решения о согласовании осуществления строительных работ в охранной зоне ЛЭП сетевой организацией не принималось.

В административном иске административный истец указывает на то, что Администрация Октябрьского района Курской области не выполнила требований п.1 ст.7 ГрК РФ, не оценила факт охвата части ЗУ:94 памятником природы регионального значения «Ванинская пойма». Административный истец приводит доказательства того, что часть принадлежащего ей земельного участка не занята памятником природы и может быть использована для строительства жилого дома. Однако, в Администрацию Октябрьского района Курской области документы, подтверждающие данные факты, административным истцом не предоставлялись.

Представители заинтересованных лица ПАО «Россети Центр» в лице филиала «Курскэнерго» и ОКУ «Дирекция по управлению особо охраняемыми территориями парками,Ю скверами и лесами Курской области» в судебное заседание не явились, о дне, времени, месте слушания дела были извещены своевременно надлежащим образом, возражений относительно удовлетворения административного искового заявления не представили.

С учетом мнения административного истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 настоящего Кодекса, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, административному истцу Паршиной Е.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью 60400 кв.м., категории земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование- жилая застройка, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ, подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку, реконструкцию или снос. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома с приложением необходимых документов (части 1, 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием видов ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (п. 2 ч. 10, ч. 11 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

10 июля 2023 года административным истцом Паршиной Е.И., в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ в Администрацию Октябрьского района Курской области, посредством обращения в многофункциональный центр, подано уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства- индивидуального жилого дома, на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

11.07.2023 года административным ответчиком было принято решение- в форме уведомления от 11.07.2023 года №75 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, размещении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, с указанием следующих оснований: в связи с наличием на земельном участке ограничений, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ - в связи с установлением границ зон затопления территории Октябрьского района Курской области при максимальных уровнях реки Сейм на основании предложения Комитета экологической безопасности и природопользования Курской области (приказ Федерального агентства водных ресурсов №299 от 09.12.2019), а также в связи с прохождением по земельному участку охранной зоны линии электропередач на основании договора от 22.07.2013 на оказание услуг по проведению кадастрового учета объектов недвижимости и территориальному землеустройству с ОАО «МРСК Центр».

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ, пункт 17 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с названным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В силу пункта 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, тогда как в силу части 7 статьи 67.1 собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3.

Однако информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень вышеупомянутых сведений и документов.

Предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления), возможно, в том числе, при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка.

По изложенным основаниям обжалуемое решение в части несоответствия указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, размещении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в связи с наличием на земельном участке ограничений, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ - в связи с установлением границ зон затопления территории Октябрьского района Курской области при максимальных уровнях реки Сейм на основании предложения Комитета экологической безопасности и природопользования Курской области, нельзя признать законным.

В соответствии со статьей 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

Согласно пункту 4 статьи 1 ГрК РФ охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).

Согласно пункту 8 данных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

Подпункт "а" пункта 10 Правил гласит, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Вышеназванные Правила не содержат безусловного запрета в осуществлении хозяйственной деятельности (в частности, строительство, капитальный ремонт, реконструкция зданий и сооружений) в пределах охранных зон.

Запрет касается только тех действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13 октября 2022 года №43-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в связи с жалобой гражданина К.", применительно к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства Правила от 24 февраля 2009 года запрещают осуществлять там любые действия, которые могут нарушить безопасную работу этих объектов, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, либо повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, а также повлечь экологический ущерб и пожары (пункт 8).

В силу подпункта "а" пункта 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. Пункт же 12 Правил регулирует порядок согласования. Так, для получения письменного решения о согласовании таких действий заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления действий, а та в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании). Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) вручается заявителю либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а кроме того, он информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи, если в заявлении указано на необходимость такого информирования. Отказ в согласовании действий допускается, если они нарушают требования, установленные нормативными актами, и могут повлечь нарушение функционирования объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что институт получения предварительного согласия уполномоченной организации на строительство или реконструкцию зданий и сооружений в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства предназначен для обеспечения надежной и безопасной работы этих объектов, для защиты жизни и здоровья, притом что отказ в таком согласовании должен быть мотивированным и может быть оспорен в суде. Сам по себе данный институт отвечает требованиям статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 36, 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку, выполняя свое предназначение, поддерживает равновесие имущественных и иных прав и законных интересов юридических и физических лиц, с одной стороны, а с другой - прав (полномочий) собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства и их обязанностей. В то же время правотворческие органы вправе предусмотреть наряду с таким согласованием или вместо него иные конституционно приемлемые средства достижения подобного равновесия, защиты прав и законных интересов субъектов соответствующих правоотношений в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства.

Переход к новому регулированию правового режима зон с особыми условиями использования территорий, исключающему, по общему правилу, согласование юридическими и физическими лицами размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах таких зон с собственниками (владельцами) объектов, в целях охраны которых они установлены, требует увязать прекращение действия прежнего порядка с утверждением положений о таких зонах, содержащих перечни конкретных, а для определенных случаев - исчерпывающих ограничений использования земельных участков (пункты 2, 7 и 8 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).

Применительно к охранным зонам объектов электроэнергетики это не сделано. Подготовленный Минэнерго России в 2018 году проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об охранных зонах объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" и постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1033 "О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" до настоящего времени не принят.

Указанное позволило Конституционному Суду Российской Федерации сделать вывод, что подпункт "а" пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой:

получение физическим или юридическим лицом, планирующим строительство или реконструкцию здания или сооружения (застройщиком) на земельном участке, полностью или частично расположенном в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, предварительного письменного решения о согласовании таких действий соответствующей сетевой организацией не является обязательным условием подачи застройщиком заявления о выдаче разрешения на строительство или уведомления в уполномоченный орган власти о планируемых строительстве или реконструкции здания или сооружения;

после принятия уполномоченным органом власти к рассмотрению заявления застройщика о выдаче разрешения на строительство или уведомления о планируемых строительстве или реконструкции данный орган при необходимости получить решение о согласовании таких действий самостоятельно обращается к сетевой организации за получением такого решения.

Таким образом, в силу вышеприведенных законоположений обжалуемое решение в части несоответствия указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, размещении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в связи с наличием на земельном участке ограничений, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ- в связи с прохождением по земельному участку охранной зоны линии электропередач на основании договора от 22.07.2013 на оказание услуг по проведению кадастрового учета объектов недвижимости и территориальному землеустройству с ОАО «МРСК Центр», также нельзя признать законным.

При этом доводы административного ответчика о том, что земельный участок административного истца занят памятником природы, правового значения для рассматриваемого дела не имеет, поскольку на данное основание в обжалуемом решении ссылка отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд считает требования административного истца обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-228, 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Паршина Е.И. к Администрации Октябрьского района Курской области о признании незаконным решения в форме уведомления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Администрации Октябрьского района Курской области от 11.07.2023 года №75 «О несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке».

Обязать Администрацию Октябрьского района Курской области повторно рассмотреть уведомление Паршина Е.И. о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства- индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, поданное в Администрацию Октябрьского района 10 июля 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено «17» октября 2023 года.

Судья