ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-34/2022 от 11.01.2022 Бологовского городского суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2022 года г. Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Калько И.Н.,

при секретаре Турлаковой А.В.,

с участием административного истца ФИО1,

заинтересованных лиц ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о возврате истцу документов, оформленное уведомлением №КУВД-001/2021-15626406/1 от 02 мая 2021 года; о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на квартиру на основании заявления от 20 апреля 2021 года и представленных документов; о признании незаконными ответы на обращения административного истца №09-37503/21 от 15 сентября 2021 года и №21-26018/21 от 23 июня 2021 года,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности, мотивируя свои требования тем, что 20.04.2021г. он обратился в МФЦ г.Бологое с заявлением о государственной регистрации права собственности на приватизированную им в 1993 году квартиру по адресу: ..., на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 30.06.1993г. и регистрационного удостоверения от 30.06.1993г. №1512. 02 мая 2021 года он получил уведомление о возврате заявления и документов без рассмотрения на основании п.2 ст.25 218-ФЗ: документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки, либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления которые не позволяют однозначно истолковать их содержание. 25.05.2021г. он обратился в Управление Росреестра по Тверской области с напоминанием п.1 ст.69 218-ФЗ. Исправления в договоре на передачу квартиры не мешают однозначно истолковать их содержание. В ответе заместителя начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела ФИО4 от 23.06.2021г. фактически ставится под сомнение законность передачи квартиры в его собственность, хотя ни один из доводов не опровергает это. Квартира была передана в собственность на основании действовавшего на момент приватизации Закона РСФСР. Мотивируя отказ в регистрации ФИО4 в качестве одного из доводов приводит ст.53 ЖК РСФСР от 24.06.1983г., в которой все члены семьи, в том числе и несовершеннолетние, наделяются равными правами. На самом деле речь идет об имущественной ответственности по правилам пользования жилым помещениям. В следующем доводе приводится ст.133 Кодекса о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969г. о сделках, которые не вправе совершать опекун и попечитель. Всю свою сознательную жизнь они с женой являются родителями, а не опекунами. В последнем доводе об отказе в регистрации ФИО4 указывает на 4 членов семьи, значащихся в договоре передачи, следовательно, право распределяется между ними. При заполнении бланка договора передачи квартиры есть графа- состав семьи, который и перечислен. Пытаясь во внесудебном порядке добиться истины, он опять обратился в Управление Росреестра по Тверской области. 15.09.2021г. он получил официальный ответ от заместителя начальника отдела государственной регистрации недвижимости №1 ФИО5. Он советует ему опять обратиться в МФЦ, но предупреждает, что все решает регистратор. Готовя, по совету ФИО5 документы для подачи заявления в МФЦ, он обнаружил у себя копию договора передачи квартиры в собственность без всяких исправлений. Это означает, что с момента подачи заявления в МФЦ, и до получения ответа от государственного регистратора произошла умышленная фальсификация договора. На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным решение административного ответчика от 23.06.2021г. №09-37503/2 об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру общей площадью 42,1 кв.м, расположенную по адресу: ...,кадастровый номер №...; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на квартиру на основании заявления от 20 апреля 2021 года и предоставленных документов.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 16 декабря 2021 года в порядке досудебной подготовки к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное бюджетное учреждение Тверской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации», ФИО6, ФИО2 и ФИО7.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив суду, что он не согласен с решением административного ответчика от 02 мая 2021 года, а также не согласен с ответами от 15 сентября 2021 года и 23 июня 2021 года, в связи с чем просит признать незаконными все вынесенные документы.

Заинтересованные лица ФИО2 и ФИО3 (до брака – ФИО8) Е.Н. в судебном заседании подержали заявленные исковые требования в полном объеме.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайств об отложении дела не заявляло, направило в суд возражения на исковые требования, из которых следует, что решение от 23.06.2021г. №09-37503/2 об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру Управление не принимало. В адрес ФИО1 были направлены ответы на его обращение от 23.06.2021г. №21-26018/21 и от 15.09.2021г. №09-37503/21. В Управление поступило заявление ФИО1 20 апреля 2021 года о государственной регистрации права собственности на квартиру. Им были приложены документы: заявление в БТИ от 27.11.2021г., регистрационное удостоверение от 30.06.1993г. №1512, договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 30.06.1993г., в котором имелись зачеркнутые слова и иные неоговоренные в нем исправления. В связи с указанным обстоятельством государственным регистратором на основании ч.2 ст.25 Закона о регистрации принято решение о возврате заявления без рассмотрения, о чем заявителю направлено соответствующее уведомление №КУВД-001/2021-15626406/1 от 02 мая 2021 года. В случае если истец не согласен с данным решением, то срок его обжалования уже истек (решение о возврате заявления без рассмотрения принято Управлением 02.05.2021г.)

Заинтересованное лицо ФИО6, будучи надлежащим образом извещенной о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна в полном объеме.

Заинтересованное лицо Государственное бюджетное учреждение Тверской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации», будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст.226 ч.ч.9,11 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

С 01 января 2017 года государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, что следует из Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года №457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Согласно п.4 данного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу п.7 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (далее Закон №218-ФЗ).

Согласно п.1 ст.14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 20 апреля 2021 года административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., предоставив к заявлению договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 30.06.1993г., регистрационное удостоверение от 30.06.1993г. №1512 и заявление в БТИ от 27.11.1992г.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области №КУВД-001/2021-15626406/1 от 02 мая 2021 года документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете были возвращены административному истцу без рассмотрения со ссылкой на ст.25 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 30.06.1993г. содержит зачеркнутые слова и иные неоговоренные в нем исправления.

В соответствии со ст.25 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если: 1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования; 1.1) заявление о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемые к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и при этом не соблюдены требования, установленные статьей 36.2 настоящего Федерального закона; 2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание; 3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем; 4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона; 5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из экземпляра договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 30.06.1993г., представленного истцом в Управление Росреестра по Тверской области, данный договор содержит зачеркнутые слова и иные неоговоренные в нем исправления, а именно: в договоре слова о передаче квартиры в «совместную, долевую» собственность зачеркнуты и исправлены на «индивидуальную» собственность. При этом из текста договора следует, что квартира передается в собственность семьи ФИО1 в составе его членов семьи ФИО6, ФИО2 и ФИО7

Указанные зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления содержатся и в подлиннике договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 30.06.1993г., представленном истцом на обозрение в ходе рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, суд считает, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о возврате истцу документов, оформленное уведомлением №КУВД-001/2021-15626406/1 от 02 мая 2021 года, вынесено административным ответчиком законно и обоснованно, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о признании незаконным данного решения.

Доводы административного истца ФИО1 о том, что сотрудниками Управления Росреестра по Тверской области была совершена фальсификация договора, суд находит несостоятельными, поскольку доказательств данного обстоятельства истцом не представлено.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) Управления Росреестра по Тверской области может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено судом, обжалуемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о возврате истцу документов, оформленное уведомлением №КУВД-001/2021-15626406/1 от 02 мая 2021 года, было получено административным истцом 02 мая 2021 года, что подтверждается показаниями административного истца. Административное исковое заявление о признании указанного решения незаконным подано в суд 08 декабря 2021 года, то есть с пропуском срока.

Поскольку ФИО1 ходатайства о восстановлении пропущенного срока в ходе рассмотрения дела не заявлял, не представил данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска установленного срока, у суда имеются основания для отказа в удовлетворении административного иска, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований и для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на квартиру на основании заявления от 20 апреля 2021 года и представленных документов.

23 июня 2021 года в адрес ФИО1 был направлен ответ заместителя начальника Вышневолоцкого межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области за №21-26018/21 на обращение ФИО1 от 25 мая 2021 года.

15 сентября 2021 года в адрес ФИО1 был направлен ответ заместителя начальника отдела государственной регистрации недвижимости №1 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области за №09-37503/21 на обращение ФИО1 от 14 августа 2021 года.

Оспаривая указанные письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФИО1 не согласен с разъяснениями, данными ему в ответах на его обращения, в связи с чем просит суд признать их незаконными.

Вместе с тем, суд не находит оснований для признания данных писем незаконными, поскольку ответы на обращения ФИО1 подготовлены уполномоченными должностными лицами в установленные законом сроки, содержат подробные разъяснения со ссылками на законодательство, и не нарушают прав и свобод административного истца.

Из смысла ст.ст.218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В данном случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, позволяющих удовлетворить административный иск. Следовательно, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 названной статьи Кодекса, отказывает ФИО1 в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, гл.22 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о возврате истцу документов, оформленное уведомлением №КУВД-001/2021-15626406/1 от 02 мая 2021 года; о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на квартиру на основании заявления от 20 апреля 2021 года и представленных документов; о признании незаконными ответы на обращения административного истца №09-37503/21 от 15 сентября 2021 года и №21-26018/21 от 23 июня 2021 года отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: И.Н.Калько

Мотивированное решение изготовлено 18 января 2022 года.

1версия для печатиДело № 2а-34/2022 (2а-934/2021;) ~ М-923/2021 (Решение)