Дело № 2а-34/2022 (№ 2а-527/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2022 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сафронова А.Ю.,
при секретарях Косинич Т.Ю. и Черёмушкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ООО «МФК «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю Змеиногорского МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Курчатовой Ларисе Валерьевне, Управлению ФССП России по Алтайскому краю и начальнику отдела – старшему судебному приставу Змеиногорского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Будаевой Наталье Александровне о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец непубличное акционерное общество «Первое коллекторское бюро» (далее – НАО «ПКБ») обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Змеиногорского МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Курчатовой Ларисе Валерьевне и Управлению ФССП России по Алтайскому краю, о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, возложении обязанностей, указывая, что в Змеиногорский МОСП 23.06.2021 предъявлялся исполнительный документ 2-783/2021, выданный 15.03.2021 мировым судьёй судебного участка Змеиногорского района Алтайского края о взыскании задолженности по кредитному договору № с должника Фоминых Ю.В., в пользу взыскателя ООО МФК «ОТП Финанс». 05.07.2021 возбуждено исполнительное производство № 16213/21/22037-ИП, согласно данным сайта «ФССП России» исполнительное производство находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя Курчатовой Л.В., полагает, что незаконность бездействия судебного пристава-исполнителя Курчатовой Л.В. заключается в следующем. В соответствии со ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 12 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, путем принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, направленные на исполнение требований исполнительного документа судебным приставом исполнителем длительное время не предпринимаются, требования исполнительного документа не исполняются, никакие процессуальные документы, уведомления в адрес взыскателя не поступают, постановление об удержании из заработной платы должника по настоящее время по месту получения дохода должника не направлено. В рамках исполнительного производства в соответствии со ст. 37 Закона постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации до настоящего времени не вынесено. С момента возбуждения исполнительного производства проверка имущественного положения по месту жительства/регистрации судебным приставом-исполнителем не осуществлялась, соответствующий акт исполнительных действий взыскателю не направлялся. Постановление о принудительном приводе должника, с целью отобрания у последнего объяснения по факту неисполнения им решения суда также не выносилось. Судебным приставом-исполнителем в случае недостаточности у должника имущества для погашения задолженности не выяснялось семейное положение должника, и не производились действия по розыску имущества, зарегистрированного за супругом должника, являющимся совместной собственностью супругов.
Ссылаясь на ст. 36, 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 12 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения, просит: признать незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Змеиногорского МОСП Курчатовой Л.В., выразившиеся в: невынесении постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации в срок с 05.07.2021 по 12.11.2021; в не проведении проверки имущественного положения по месту жительства/регистрации за период с 05.07.2021 по 12.11.2021; в не направлении запроса в органы ЗАГСа с целью получения информации об актах гражданского состояния за период с 05.07.2021 по 12.11.2021; в не произведении действий по установлению имущества, зарегистрированного за супругом должника за период с 05.07.2021 по 12.11.2021; в не направлении запроса в органы УФМС с целью получения информации о месте жительства должника за период с 05.07.2021 по 12.11.2021; возложить обязанность на судебного пристава-исполнителя Змеиногорского МОСП Курчатову Л.В. применить меры принудительного характера, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, в отношении имущества должника, направленных на исполнение требований исполнительного документа, направить постановление об удержании из заработной платы должника, применить меры принудительного характера к должнику (объяснения, требования, график явки, выход в адрес регистрации/проживания должника, составления акта ареста имущества), направить запрос в УФМС с целью получения информации о месте жительства должника, направить запрос в орган ЗАГСа для получения сведений об актах гражданского состояния, отобрать объяснения у соседей.
Определением суда от 15.11.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела – старший судебный пристав Змеиногорского МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Будаева Н.А.
Определением суда от 15.12.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Змеиногорское МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Определением суда от 13.01.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель начальника отдела – судебный пристав Змеиногорского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Трапезникова Т.Н.
Определением суда от 14.02.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен судебный пристав-исполнитель Змеиногорского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Зиновьева А.С.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Змеиногорского МОСП Управления ФССП по Алтайскому краю Курчатова Л.В., начальник отдела -старший судебный пристав Змеиногорского МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Будаева Н.А., представитель административного ответчика Управления ФССП России по Алтайскому краю, представители заинтересованных лиц Змеиногорского МОСП, заинтересованное лицо заместитель начальника отдела – судебный пристав-исполнитель Змеиногорского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Трапезникова Т.Н., судебный пристав-исполнитель Змеиногорского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Зиновьева А.С. в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Фоминых Ю.В. в судебное заседание не явилась, судебная корреспонденция, направлявшаяся по известному месту её жительства, возвращена в суд по иным обстоятельствам.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные материалы настоящего дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что административным истцом оспаривается неправомерное бездействие должностных лиц службы судебных приставов, носящее длящийся характер, процессуальный срок, установленный для защиты прав, административным истцом не пропущен.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и в силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что в Змеиногорском МОСП находится на исполнении исполнительное производство №22037/21/101565, возбужденное 05.07.2021 судебным приставом-исполнителем Змеиногорского МОСП Курчатовой Л.В. на основании судебного приказа, выданного судебным участком Змеиногорского района Алтайского края по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения – задолженность по кредитным платежам в размере 11356,77 руб. в отношении должника Фоминых Ю.В., в пользу взыскателя ООО МФК «ОТП Финанс».
Указанное исполнительное производство возбуждено на основании заявления взыскателя, в котором указано о согласии направления постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю по адресу, либо по электронной почте.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено взыскателю в электронном виде по системе электронного документооборота 05.07.2021, что подтверждается скриншотом из программы АИС ФССП России.
Статьей 2 Закона об исполнительном производстве установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ч. 1 ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно ст. 4 Закон об исполнительном производстве, ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Как следует из сводки по исполнительному производству и карточки запросов, в ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем в порядке электронного взаимодействия с момента возбуждения исполнительного производства неоднократно направлялись запросы информации о должнике и его имуществе в ПФР о СНИЛС, операторам связи, запрос в ФНС о счетах должника, запрос о имуществе из ЕГРН, запрос в ГИБДД о зарегистрированных транспортных средствах, об ИНН должника, запрос в УФМС, ГУВМ МВД России, запросы в ФНС (ЗАГС) о смерти, о расторжении брака и о заключении брака, Гостехнадзор, для проверки имущественного положения должника. Получены сведения из всех органов об отсутствии сведений.
30.07.2021 судебным приставом-исполнителем Змеиногорского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Курчатовой Л.В. вынесено постановление о взыскании исп. сбора по ИП имущественного характера постановлено взыскать с должника Фоминых Ю.В. исполнительный сбор в размере 1000 руб.
Постановлением о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации от 27.09.2021 судебным приставом-исполнителем Змеиногорского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Курчатовой Л.В. постановлено ограничить выезд из Российской Федерации Фоминых Ю.В. с 27.09.2021 сроком на 6 месяцев с момента вынесения данного постановления, то есть до 27.03.2022.
Постановление направлено взыскателю в электронном виде по системе электронного документооборота 04.10.2021, что подтверждается скриншотом из программы АИС ФССП России.
13.10.2021 судебным приставом-исполнителем Змеиногорского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Курчатовой Л.В. составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому по адресу: <адрес> должник не установлен, имущество не установлено.
Перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, приведен в статье 64 Закона об исполнительном производстве, согласно части 1 которой, исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Данной статьей предусмотрен перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов.
Выбор определенных исполнительных действий в рамках исполнительного производства в соответствии с данной нормой права находится в исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя.
Вместе с тем данный перечень исполнительных действий не является исчерпывающим, судебный пристав-исполнитель, имеет право и обязан совершить все возможные действия для исполнения исполнительного документа.
Рассматривая требования административного истца о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Змеиногорского МОСП Курчатовой Л.В., выразившиеся в невынесении постановления о временном ограничении права должника за пределы Российской Федерации в срок с 05.07.2021 по 12.11.2021, суд приходит к следующему.
Постановление о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации вынесено 27.09.2021, то есть в пределах оспариваемого административным истцом периода, но до указанной даты, то есть с момента возбуждения исполнительного производства в период с 05.07.2021 по 27.09.2021 указанное постановление не выносилось, в связи с чем, в действиях судебного пристава-исполнителя в данный период могло усматриваться бездействие в невынесении указанного постановления.
Вместе с тем, выбор определенных исполнительных действий в рамках исполнительного производства в соответствии с данной нормой права находится в исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя и одного лишь формального факта нарушения закона при совершении оспариваемого действия (бездействия) не достаточно для удовлетворения административных исковых требований.
Для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с ответом ОПК ФСБ России в МАП Шереметьево, в информационных массивах ведомственного сегмента ФСБ России государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (государственная система «Мир»), сведения о пересечении Государственной границы Российской Федерации Фоминых Ю.В. в период с 05.07.2021 по 12.11.2021 отсутствуют.
Таким образом, нарушений прав ООО МК «ОТП Финанс» как стороны по исполнительному производству не имеется, поскольку установлено, что Фоминых Ю.В. не выезжала за пределы Российской Федерации в период с 05.07.2021 по 12.11.2021, то есть в оспариваемый административным истцом период.
Поскольку необходимая для удовлетворения требований административного истца совокупность условий, установленных ч. 2 ст. 227 КАС РФ, отсутствует, оснований для удовлетворения административного иска в данной части не имеется.
Рассматривая требования административного истца о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Змеиногорского МОСП Курчатовой Л.В., выразившихся в не проведении проверки имущественного положения по месту жительства/регистрации за период с 05.07.2021 по 12.11.2021, суд приходит к следующему.
Судебным приставом-исполнителем Змеиногорского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Курчатовой Л.В. 13.10.2021 осуществлен выход по месту жительства должника Фоминых Ю.В., вместе с тем должник не установлен, имущество не установлено.
В ходе производства по делу установлено отсутствие регистрации должника по месту жительства в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе и Алтайском крае.
В соответствии с ответом ОПФР по Алтайскому краю на запрос суда следует, что согласно региональной базе данных Фоминых Ю.В. в системе обязательного пенсионного страхования не зарегистрирована.
В соответствии с ответом от 03.12.2021 Пенсионного фонда Российской Федерации, ФоминыхЮ.В. в системе индивидуального (персонифицированного) учета не зарегистрирована, имелись запросы Федеральной службы судебных приставов, за период с 05.07.2021 по настоящее время с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, а именно запросы от 05.07.2021, 12.10.2021, 22.10.2021, 03.11.2021, 17.11.2021, 22.11.2021, на которые даны ответы от 05.07.2021, 12.10.2021, 22.10.2021, 03.11.2021, 17.11.2021, 22.11.2021, что в отношении Фоминых Ю.В. СНИЛС не найден.
В связи с чем, нарушений прав ООО МК «ОТП Финанс» как стороны по исполнительному производству не имеется, поскольку установлено, отсутствие должника и его имущества.
Поскольку необходимая для удовлетворения требований административного истца совокупность условий, установленных ч. 2 ст. 227 КАС РФ, также отсутствует, оснований для удовлетворения административного иска в данной части не имеется.
Рассматривая требования административного истца о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Змеиногорского МОСП Курчатовой Л.В. в не направлении запроса в органы ЗАГСа с целью получения информации об актах гражданского состояния за период 05.07.2021 по 12.11.2021, суд приходит к следующему.
Как следует из сводки по исполнительному производству и карточки запросов, в ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем в оспариваемый административным истцом период 11.11.2021 направлены запросы в отношении должника путем электронного взаимодействия в ФНС России (ЗАГС) о получении сведений о расторжении брака и сведений о смерти, на которые 29.12.2021 получены ответы об отсутствии указанных сведений.
Вместе с тем, указанные сведения в части даты направления запросов противоречат другим представленным по делу доказательствам, так из ответов ФНС на запросы судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния по исполнительному производству в отношении должника Фоминых Ю.В., следует, что указанные запросы от 01.12.2021.
Иных документов, подтверждающих направление запросов в оспариваемый период не имеется.
Ответчикам неоднократно определениями суда предлагалось представить скрин-шоты запросов из программы, чего представлено не было.
В соответствии с ответом Управления юстиции по Алтайскому краю, запросы об актах гражданского состояния в отношении должника Фоминых Ю.В. за период с 05.07.2021 по 13.12.2021 не поступали.
Из имеющихся по делу доказательств следует, что в период 05.07.2021 по 12.11.2021 формально усматривается факт бездействия судебного пристава-исполнителя Змеиногорского МОСП Курчатовой Л.В. в не направлении запроса в органы ЗАГСа с целью получения информации об актах гражданского состояния в отношении должника Фоминых Ю.В.
Вместе с тем, одного лишь формального установления факта нарушения недостаточно для признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными недостаточно для удовлетворения требований.
В соответствии с ответом на запрос суда сектора ЗАГС по Змеиногорскому району в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, записей актов о заключении, расторжении брака в отношении Фоминых Ю.В. не установлено.
В связи с чем, нарушений прав ООО МК «ОТП Финанс» как стороны по исполнительному производству не имеется, поскольку установлено, отсутствие записей актов гражданского состояния, записей актов о заключении, расторжении брака в отношении Фоминых Ю.В.
Поскольку необходимая для удовлетворения требований административного истца совокупность условий, установленных ч. 2 ст. 227 КАС РФ, то есть несоответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку в данном случае отсутствует нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, оснований для удовлетворения административного иска в данной части не имеется.
В связи с вышеизложенным, также не имеется основании и для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Змеиногорского МОСП Курчатовой Л.В. в непроведении действий по установлению имущества зарегистрированного за супругом должника за период с 05.07.2021 по 12.11.2021, поскольку сведения о браке должника не установлены, также отсутствует совокупность условий для удовлетворения искового заявления в указанной части, предусмотренная ч. 2 ст. 227 КАС РФ, то есть несоответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку в данном случае отсутствует нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При наличии супруга у должника указанные требования также в данном случае не могли быть удовлетворены, так как согласно ст. 45 Семейного кодекса РФ установлено, что по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. При недостаточности этого имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания.
Кредитором выдела долисупруга из общего имущества супругов не производилось, у судебного пристава-исполнителя отсутствовала обязанность по обращению взыскания на имущество супруга должника, а следовательно, и по установлению его состава. Соответствующих ходатайств от взыскателя в адрес судебного пристава-исполнителя не поступало.
Рассматривая требования административного истца о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Змеиногорского МОСП Курчатовой Л.В. в не направлении запроса в органы УФМС с целью получения информации о месте жительства должника за период с 05.07.2021 по 12.11.2021, суд приходит к следующему.
Как следует из сводки по исполнительному производству и карточки запросов, в ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем 02.12.2021 и 20.01.2022 направлены запросы в отношении должника путем электронного взаимодействия в ГУВМ МВД России (ФМС).
В соответствии с ответом от 15.12.2021 ГУ МВД России по Алтайскому краю на запрос суда, следует, что в период с 05.07.2021 по настоящее время, запрос в отношении Фоминых Ю.В. не поступал.
В соответствии с ответом МО МВД России «Змеиногорский» на запрос суда, запросы Змеиногорского МОСП УФССП по Алтайскому краю в отношении должника Фоминых Ю.В. в рамках исполнительного производства №16213/21/22037-ИП от 05.07.2021 о месте жительства должника за период с 05.07.2021 по 13.12.2021 не поступали.
То есть в оспариваемый период указанные запросы не направлялись.
В связи с чем, в указанном формально усматриваются признаки бездействия судебного пристава-исполнителя.
Вместе с тем, одного лишь формального установления факта нарушения недостаточно для признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными недостаточно для удовлетворения требований.
В соответствии со сведениями МП МО МВД России «Змеиногорский» ФоминыхЮ.В. зарегистрированной, либо снятой с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) не значится.
В соответствии со сведениями отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю Фоминых Ю.В. зарегистрированной по месту жительства не значится.
В связи с чем, нарушений прав ООО МК «ОТП Финанс» как стороны по исполнительному производству не имеется, поскольку установлено, отсутствие сведений о регистрации по месту жительства в отношении Фоминых Ю.В.
Поскольку необходимая для удовлетворения требований административного истца совокупность условий, установленных ч. 2 ст. 227 КАС РФ, то есть несоответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку в данном случае отсутствует нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, оснований для удовлетворения административного иска в данной части не имеется.
Суд принимает также во внимание, что судебным приставом-исполнителем предпринимались меры по установлению местонахождения должника, отысканию движимого и недвижимого имущества должника, наличия расчетных счетов, путем направления соответствующих запросов.
В настоящее время исполнительное производство не окончено, судебным приставом-исполнителем осуществляются действия, направленные на установление имущества должника и места его нахождения.
Таким образом, в исполнительном производстве имеются доказательства принятия судебным приставом-исполнителем мер к отысканию имущества должника и места его нахождения, для принятия мер принудительного исполнения, объем и сроки применения которых, в силу ст. 64 Закона об исполнительном производстве, находятся в исключительной компетенции указанного должностного лица. С момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем последовательно осуществляются действия, направленные на установление имущества должника, принимаются меры к истребованию необходимых сведений, в том числе о месте жительства должника.
Кроме того, равным правом участвовать в исполнительном производстве имеет взыскатель, который вправе обращаться к судебному приставу-исполнителю с ходатайствами об истребовании тех либо иных сведений об имущественном положении должника, принятии мер принудительного исполнения, предусмотренных ст. 64 Закона об исполнительном производстве. Не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата само по себе не свидетельствует о его незаконном бездействии, поскольку судебным приставом-исполнителем совершались действия с целью исполнения исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что никаких ходатайств судебному приставу взыскателем не подавалось.
Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, что никакие процессуальные документы, уведомления в адрес взыскателя не поступают, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются скриншотами из программы АИС ФССП России о направлении вынесенных постановлений взыскателю. При этом, законом не предусмотрена обязанность судебного пристава направлять взыскателю акты совершения исполнительных действий.
Таким образом, необходимая и достаточная совокупность условий, установленная п.1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконным бездействия должностных лиц службы судебных приставов, материалами дела не подтверждена.
Также суд принимает во внимание, что судебный пристав-исполнитель как лицо, непосредственно осуществляющее функции по принудительному исполнению судебных актов, вправе самостоятельно определять последовательность, объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, поэтому принятие или непринятие тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя.
В связи с отказом в удовлетворении требований о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Змеиногорского МОСП Курчатовой Л.В., также не имеется оснований для удовлетворения производных исковых требований о возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя Курчатову Л.В. в применении мер принудительного характера, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, в отношении имущества должника, направленных на исполнение требований исполнительного документа, направить постановление об удержании из заработной платы должника, применить меры принудительного характера к должнику (объяснения, требования, график явки, выход в адрес регистрации/проживания должника, составления акта ареста имущества), направить запрос в УФМС с целью получения информации о месте жительства должника, направить запрос в органы ЗАГСа для получения сведений об актах гражданского состояния, отобрать объяснения у соседей.
Кроме того, требование о направлении постановления об удержании из заработной платы должника не может быть удовлетворено, так как сведений о получении должником доходов не установлено. Соответствующие запросы, о которых просит административный истец направлены и на них получены ответы.
Также суд учитывает, что по общему правилу, установленному ст. ст. 4, 46, 124 КАС РФ лицо, обратившееся за судебной защитой, самостоятельно определяет предмет спора.
Частью 1 статьи 178 КАС РФ, установлено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Также следует учесть, что судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года № 4-П, от 3 февраля 1998 года № 5-П, от 28 мая 1999 года № 9-П, от 11 мая 2005 года № 5-П и др.).
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по неосуществлению исполнительных действий, указанных в административном иске, и возложения соответствующих обязанностей.
Рассматривая требования административного истца к ответчикам Управлению ФССП России по Алтайскому краю и начальнику отдела – старшему судебному приставу Змеиногорского МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю БудаевойН.А., суд приходит к следующему.
В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства незаконных действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, которые привели к нарушению прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, судом не могут быть удовлетворены и требования к административным ответчикам Управлению ФССП России по Алтайскому краю и начальнику отдела – старшему судебному приставу Змеиногорского МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю БудаевойН.А.
Кроме того, положениями Федерального закона от 21 июля 1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и Закона об исполнительном производстве полномочиями по принудительному исполнению исполнительных документов, по принятию решений по таким документам наделены судебные приставы-исполнители, принявшие к своему производству поступившие исполнительные документы, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований к Управлению ФССП России по Алтайскому краю и начальнику отдела – старшему судебному приставу Змеиногорского МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Будаевой Н.А. следует отказать.
Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления ООО «МФК «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю Змеиногорского МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Курчатовой Ларисе Валерьевне, Управлению ФССП России по Алтайскому краю и начальнику отдела – старшему судебному приставу Змеиногорского МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Будаевой Н.А. о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, возложении обязанностей, следует отказать в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «МФК «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю Змеиногорского МОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Курчатовой Ларисе Валерьевне и начальнику отдела – старшему судебному приставу Змеиногорского МОСП УФССП России по Алтайскому краю Будаевой Наталье Александровне и Управлению ФССП России по Алтайскому краю, о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, возложении обязанностей, отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия.
Судья А.Ю. Сафронов