ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-34/2022 от 19.05.2022 Тернейского районного суда (Приморский край)

25RS0028-01-2022-000068-16

Дело № 2а-34/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 г. п. Терней Тернейского района

Приморского края

Тернейский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Богомазова С.В.,

при секретаре судебного заседания Крутик С.В.,

с участием административного истца - прокурора Тернейского района Коняхина Е.П.,

представителя административного ответчика администрации Тернейского муниципального округа Романовой В.В., действующей на основании доверенности от 22.12.2021 г. № 62,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тернейского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тернейского муниципального округа о признании незаконным бездействия администрации Тернейского муниципального округа по организации и содержанию мест захоронения и обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тернейского района Приморского края в интересах неопределённого круга лиц, в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в суд названным с административным иском к администрации Тернейского муниципального округа. Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки выявлен факт неисполнения административным ответчиком вопроса местного значения муниципального округа по содержанию мест захоронения. По факту выявленных нарушений прокуратурой Тернейского района 20.09.2021 г. в адрес главы Тернейского муниципального округа внесено представление № 7-3-2021-188. Действенные меры по исполнению данного представления и устранению выявленных нарушений администрацией муниципального образования не принимаются. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Тернейского муниципального округа по организации и содержанию мест захоронения; обязать администрацию Тернейского муниципального округа в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу определить (выбрать) организацию, осуществляющую деятельность по содержанию мест захоронений на территории Тернейского муниципального округа; сформировать земельный участок под кладбище в п. Светлая; принять правила по содержанию мест захоронений на территории Тернейского муниципального округа.

В судебном заседании прокурор Тернейского района Коняхин Е.П. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Романова В.В. в судебном заседании с иском не согласилась, суду пояснила, что администрацией деятельность по содержанию мест захоронений осуществляется в полном объеме. В 2021г. был заключен договор по уборке территорий кладбища в п. Терней и в п. Пластун, была проведена противоклещевая обработка на территории кладбища в п. Терней на общую сумму 145 620 руб., на 2022 г. в бюджете муниципального округа предусмотрено 500 тыс. руб. на содержание мест захоронения. Согласно разъяснений ФАС, Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг не только специализированными службами по вопросам похоронного дела, но и иными организациями. Администрацией планируется заключить договоры прямой закупкой без конкурентных процедур, данные организации будут определены. Администрацией Тернейского муниципального округа оформлены права на земельные участки, на которых расположены кладбища, в населенных пунктах: п. Терней, пгт. Пластун, с. Амгу, с. Перетычиха, с. Малая Кема 2 участка, с. Максимовка, с. Самарга, с. Агзу, с. Усть-Соболевка. Проводиться оформление земельного участка под кладбище в с. Светлая. Находиться на согласовании проект Правил содержания мест захоронения на территории Тернейского муниципального округа.

Выслушав прокурора Тернейского района Коняхина Е.П., представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Данное полномочие закреплено в пункте 26 части 1 статьи 4 Устава Тернейского муниципального округа Приморского края, принятого Решением Думы Тернейского муниципального округа от 29.10.2020 N 46.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в пункте 1 статьи 4 определяет, что места погребения - это участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших, отводятся в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями.

Согласно статье 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно пунктов 1 и 4 статьи 18 Федерального закона о погребении и похоронном деле общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Под содержанием мест захоронений понимается комплекс мероприятий по уходу за территорией кладбища, направленных на безопасную эксплуатацию мест захоронений, включающий уборку, очистку территории и расположенных на ней объектов. Данное обстоятельство также следует из части 1 статьи 17 Закона о погребении, в которой указано, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Поскольку места погребения в зависимости от принадлежности могут быть только государственные либо муниципальные, согласно части 2 статьи 15 указанного выше закона, содержание места захоронения является непосредственно обязанностью и необходимостью органа местного самоуправления.

При нарушении же санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (пункт 4 статьи 17 названного Федерального закона).

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 32609-2014, введенным в действие с 1 января 2016 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 551-ст, объектом похоронного назначения являются градостроительный или архитектурный комплекс или объект, территория или участок, предназначенный для ритуального обслуживания населения (пункт 2.5.1). Кладбища относятся к объектам похоронного назначения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 8-З выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (часть 1). Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Формирование земельного участка под объектом включает подготовку и утверждение проектов планировки территории и межевания территории; выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

Земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Судом установлено, что на территории Тернейского муниципального округа в настоящее время расположены 10 общественных кладбищ, имеющих статус «открытое». Земельные участки, занятые девятью кладбищами, сформированы, поставлены на кадастровый учет, включены в реестр муниципальной собственности Тернейского муниципального округа. Межевание земельного участка, на котором расположено кладбище п. Светлая, не проводилось, отсутствуют сведения о границах и площади данного земельного участка, кадастровый учет земельного участка не осуществлен, в реестр собственности муниципального образования земельный участок не включен.

Осуществление органом местного самоуправления полномочий по надлежащему содержанию мест захоронения не представляется возможным без определения границ земельного участка, на котором размещено общественное кладбище, посредством межевания и постановки на кадастровый учет указанного земельного участка. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

Административным ответчиком в материалы дела представлены копии муниципальных контрактов: № 134 от 06.04.2022, № 162 от 01.07.2021 на проведение акарицидной обработки территории кладбищ п. Терней и п. Пластун, муниципальные контракты № 757 от 07.04.2021, № 3 от 22.05.2021 на уборку территории кладбищ п. Терней и п. Пластун, № 5 от 22.04.2022 г. на санитарную очистку территории поселкового кладбища в пгт. Терней.

Иных доказательств осуществления деятельности по содержанию общественных кладбищ, в том числе в других населенных пунктах муниципального образования, а также других видов работ по содержанию мест захоронений, администрацией Тернейского муниципального округа не представлено.

Выполнение работ и услуг по содержанию и благоустройству территорий кладбищ, составляют муниципальную нужду и являются одними из функций муниципальных органов, что соответствует статье 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и, учитывая характер перечисленных работ, они могут быть решены путем осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд за счет соответствующего бюджета муниципального образования.

Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрено определение органом местного самоуправления порядка деятельности общественных кладбищ. Решениями Думы Тернейского муниципального района № 153 от 15.09.2005 и № 142 от 18.12.2014 утверждены Положение о порядке содержания межпоселенческих мест захоронения на территории Тернейского муниципального района и Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории сельских поселений Тернейского муниципального района.

Решение вопросов местного значения межпоселенческого характера осуществляется местным самоуправлением в границах муниципального района (абз. 5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В связи с созданием нового муниципального образования - Тернейского муниципального округа Приморского края в соответствии с Законом Приморского края от 30.03.2020 N 776-КЗ, Положение о порядке содержания межпоселенческих мест захоронения на территории Тернейского муниципального района, утв. решением Думы Тернейского муниципального района № 153 от 15.09.2005, утратило актуальность. Кроме того, все общественные кладбища, земельные участки под которыми сформированы, расположены на землях населенных пунктов.

В соответствии с разд. 7 «Правила содержания мест погребения» Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории сельских поселений Тернейского муниципального района, утв. решением Думы Тернейского муниципального района № 142 от 18.12.2014, содержание мест погребения осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Содержание мест захоронений (могил) и надмогильных сооружений (надгробий) в пределах, отведенных для этого участков земли, осуществляется гражданами и организациями, взявшими на себя обязанность по погребению (произведшими захоронение) и определенными ответственными за захоронения, или родственниками умерших.

Согласно п. 7.2. указанного Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела обязана содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать:

а) своевременную подготовку могил, захоронение умерших, подготовку регистрационных знаков, установку памятников;

б) соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения и правил подготовки могил;

в) содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования территории кладбища, ее ограды, дорог, площадок и их ремонт;

г) уход за зелеными насаждениями на территории кладбища, их полив и обновление;

д) исправность и сохранность землеройной техники, транспортных средств, коммуникаций, механизмов и инвентаря;

е) удаление с могил и вывоз с территории кладбища засохших цветов и венков;

ж) систематическую уборку всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора;

з) предоставление гражданам на безвозмездной основе инвентаря для ухода за могилами (лопаты, грабли, ведра и т.п.);

и) содержание в надлежащем порядке братских могил, памятников и могил, находящихся под охраной государства;

к) высокую культуру обслуживания;

л) соблюдение Правил пожарной безопасности;

м) работу общественного туалета;

н) соблюдение санитарных норм и правил при захоронении и содержании мест погребения.

Между тем, доказательств, что на территории Тернейского муниципального округа имеется специализированная служба по вопросам похоронного дела, выполняющая указанные в Положении обязанности по содержанию общественных кладбищ, административным ответчиком не представлено.

Кроме того, вышеуказанные муниципальные правовые акты не регулируют вопросы содержания мест захоронения в поселках городского типа Терней, Пластун и Светлая. Порядок деятельности общественных кладбищ и содержания мест захоронений на территории указанных населенных пунктов административным ответчиком не определен.

Непроведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади земельного участка, занятого под кладбище п. Светлая, отсутствие правил, устанавливающих порядок деятельности общественных кладбищ на территории муниципального округа, а также отсутствие организации, осуществляющей деятельность по содержанию мест захоронений, свидетельствует о том, что обязанность по организации и содержанию мест захоронений на территории муниципального образования, отнесенная к вопросам местного значения муниципального округа, администрацией Тернейского муниципального округа не осуществляется.

Бездействие административного ответчика по решению вопроса местного значения приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования о признании незаконным бездействия администрации Тернейского муниципального округа по организации и содержанию мест захоронения, обязании администрации Тернейского муниципального округа определить (выбрать) организацию, осуществляющую деятельность по содержанию мест захоронений на территории Тернейского муниципального округа, сформировать земельный участок под кладбище в п. Светлая, принять правила по содержанию мест захоронений на территории Тернейского муниципального округа, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По смыслу ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, с учетом принципа разумности и обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, указанный в исковых требованиях срок исполнения административным ответчиком вышеуказанных обязанностей суд считает достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Тернейского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тернейского муниципального округа о признании незаконным бездействия администрации Тернейского муниципального округа по организации и содержанию мест захоронения и обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Тернейского муниципального округа по организации и содержанию мест захоронения.

Обязать администрацию Тернейского муниципального округа в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

определить (выбрать) организацию, осуществляющую деятельность по содержанию мест захоронений на территории Тернейского муниципального округа;

сформировать земельный участок под кладбище в п. Светлая;

принять правила по содержанию мест захоронений на территории Тернейского муниципального округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Тернейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Богомазов