Дело № 2а-3501/18 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 15 октября 2018 года город Челябинск Советский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Захаровой О.В., при секретаре Кудашевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области об обжаловании действий, УСТАНОВИЛ: Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области о признании незаконным и отмене решения Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области от 18.05.2018 г. об отказе во включении в реестр обманутых дольщиков ФИО1 с обязанием включения в данный реестр. В обоснование иска указано, что 19.04.2018 г. истец через представителя обратился в Министерство строительства и нфраструктуры Челябинской области с заявлением о включении в Реестр обманутых дольщиков в соответствии с законом Челябинской области от 28.12.2012 г. № 344-ЗО. 14.06.2018 г. представителем заявителем получено письмо № 5723 от 01.06.2018 г., которым Министерство известило, что комиссия, созданная на основании приказа от 02.04.2018 г. № 57/1, приняла решение от 18.05.2018 г. об отказе в признании участника долевого строительства многоквартирного дома (далее МКД), пострадавшим от действий (бездействия) застройщика, в результате чего строительство остановлено, и участник долевого строительства МКД не может оформить право на жилое помещение в МКД. Указано, что заявитель не относится к категории обманутых дольщиков, определенных Законом Челябинской области № 344-ЗО, с чем истец не согласен. Решение комиссии не выдавалось. Вместе с заявлением истцом на рассмотрение были представлены необходимые документы : договор № о внесении целевых паевых взносов инвестиционной программы строительства жилья и акт приема-передачи векселя от 07.11.2016 г. в подтверждение заключения и оплаты по договору; решение Центрального районного суда от 20.06.2011 г., определение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2012 г. по делу № о включении денежного требования ФИО1 в размере **** руб. в третью очередь кредиторов НО ЖСК «Дом»; постановление следователя о признании потерпевшим по уголовному делу от 26.11.2010 г. Кроме того, ФИО1 ранее в 2013 г. обращался в Министерство за заключением о возможности участия в социальной программе поддержки дольщиков. При этом, при тех же обстоятельствах и на основании тех же документов, Министерство в своем заключении (письме) от 11.12.2013 г. № 15337 сделало вывод, что ФИО1 соответствует определению «обманутый дольщик», данному Законом Челябинской области от 28.06.2012 г. № 344-ЗО, тем самым административный истец ссылается на нарушение его прав и законных интересов. Истец ФИО1 в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом о дне, времени и месте слушания по делу. Данных об уважительных причинах неявки в суд, либо об отложении рассмотрения дела, суду не представлено. Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования, указав, что не включение в Реестр обманутых дольщиков не позволяет ее доверителю реализовать свое право на участие в программе №2 и право на оказание государственной поддержки не реализовано. Также указывает на несущественность обстоятельств, что договор о внесении паевых вносов расторгнут, а не признан недействительным, либо незаключенным, а также, что в судебном порядке произведено взыскание полной стоимости квартиры и денежные требования ФИО1 включены в третью очередь реестра требований кредиторов НО ЖСК «Дом». Полагает, что ФИО1 соответствует определению «обманутый дольщик», данному Законом Челябинской области от 28.06.2012 г. № 344-ЗО. Представитель административного ответчика – Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО3, действующая на основании доверенности №190-Д от 29.12.2017г., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представив их в письменном виде. Уточнила, что, с заявлением ФИО1 о включении его в реестр обманутых дольщиков обратился впервые в 2018 г., по которому и было принято спорное решение. А ранее в 2013 г. ему давалось запрошенное заключение при его обращении за этим. Обжалуемое решение комиссии от 18.05.2018 г. считаем достаточно мотивированным, полным, обоснованным и законным, так как все обстоятельства ФИО1 учтены и проанализированы. По утвержденному порядку заявителю копия решения не направляется, а только уведомление о его принятии и краткие основания. Заявитель не относится к категориям граждан, определенных п.4 ч.1 ст.1 Закона № 121-ЗО, п.5 ст.1 Закона № 71-ЗО, ст.1 Закона № 244-ЗО. Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. По смыслу статьи 227 КАС РФ административное исковое заявление может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам; нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца. В судебном заседании установлено, что 19.04.2018 г. истец через представителя обратился в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области с заявлением о включении в Реестр обманутых дольщиков в соответствии с законом Челябинской области от 28.12.2012 г. № 344-ЗО. 14.06.2018 г. представителем заявителем получено письмо № 5723 от 01.06.2018 г., которым Министерство известило, что комиссия, созданная на основании приказа от 02.04.2018 г. № 57/1, приняла решение от 18.05.2018 г. об отказе в признании участника долевого строительства многоквартирного дома (далее МКД), пострадавшим от действий (бездействия) застройщика, в результате чего строительство остановлено, и участник долевого строительства МКД не может оформить право на жилое помещение в МКД. В спорном решении отражено, что 06.11.2016 г. ФИО1 заключен с НО ЖСК «Дом» договор № о внесении целевых паевых взносов инвестиционной программы строительства жилья, с целью получения в собственность жилого помещении, либо его части в виде согласованного количества квадратных метров, основные характеристики которого указаны в п.п. 2.2 договора № от 06.11.2006 г., а именно жилого помещения – ****. Ориентировочный срок окончания строительства Инвестиционного объекта 4 квартал 2007 г. В соответствии с п.2.3 договора № от 06.11.2006 г. сумма паевых вносов на создание Инвестиционного объекта (****) составляла **** руб., уплаченных в день подписания договора по акту приема-передачи векселя от 07.11.2016 г. Постановлением следователя СУ при УВД по г.Челябинску К.М.В. от 26.11.2010 г. ФИО1 признан потерпевшим по уголовному делу №. Центральным районным судом г. Челябинска в рамках дела № частично удовлетворены требования ФИО1 к НО ЖСК «Дом» договор № о внесении целевых паевых взносов инвестиционной программы строительства жилья расторгнут и взыскан с ЖСК «Дом» целевой паевой взнос в размере **** руб. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2012 г. по делу № требование конкурсного кредитора ФИО1 удовлетворены частично и включены в размере **** руб. целевого взноса в третью очередь реестра требований кредиторов НО ЖСК «Дом». Таким образом, договор № о внесении целевых паевых взносов инвестиционной программы строительства жилья от 06.11.2006 г., заключенный между НО ЖСК «Дом» и заявителем расторгнут. В связи с чем, имеются правовые основания для отказа в признании ФИО1 участников долевого строительства, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика, в результате чего участник долевого строительства не может оформить право на жилое помещение по основанию, предусмотренному п.23 Порядка ведения реестра участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Челябинской области, так как заявитель не относится к категориям граждан, определенных п.4 ч.1 ст.1 Закона № 121-ЗО, п.5 ст.1 Закона № 71-ЗО, ст.1 Закона № 244-ЗО; (в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 18.07.2012 № 363-П, от 22.08.2013 г. № 210-П). При разрешении спора Центральным районным судом г. Челябинска и вынесении решения от 20.06.2011 г. было отказано в применении к сложившимся правоотношения между ФИО1 и НО ЖСК «Дом» нормы ч.2 ст.9 «Закона о долевом участии в строительстве». Привлечение денежных средств граждан жилищно-строительными и жилищно-накопительными кооперативами осуществляется в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов. И в данном случае договор участия в долевом строительстве не заключался. В статье 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Отношения, связанные с предоставлением мер государственной поддержки гражданам Российской Федерации - участникам реализации инвестиционных проектов по строительству многоквартирных домов и гражданам - участникам долевого строительства многоквартирных домов на территории Челябинской области, перед которыми застройщики, привлекающие денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, не выполнили свои обязательства по завершению строительства многоквартирных домов и которые пострадали от действий (бездействия) застройщиков, с целью обеспечения завершения строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома (далее - государственная поддержка) регулируются законом Челябинской области от 28.06.2012 N №344-ЗО "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, и некоммерческих организаций, созданных лицами, пострадавшими от действий (бездействия) таких застройщиков, на территории Челябинской области" (далее - Закон Нижегородской области от 01.10.2015 N 144-З),а также законом Челябинской области от 28.04.2011 N 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области", законом Челябинской области от 31.10.2006 N 71-ЗО "О порядке предоставления по договорам социального найма отдельным категориям граждан жилых помещений государственного жилищного фонда Челябинской области". В силу ст.1 Закона Челябинской области № 344-ЗО действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Челябинской области, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства граждан на строительство (создание) многоквартирных домов, в результате чего строительство остановлено и (или) граждане не могут оформить права на жилые помещения в многоквартирных домах, внесенных органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов до 1 июля 2018 года, и соответствующих следующим требованиям: (в ред. Закона Челябинской области от 04.05.2018 N 709-ЗО) 1) заключение до 1 января 2011 года договора участия в долевом строительстве или иного договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на основании которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся многоквартирном жилом доме, расположенном на территории Челябинской области, который на момент привлечения денежных средств граждан не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - договор на строительство); 2) осуществление гражданином в полном объеме оплаты по договору на строительство; 3) неудовлетворение застройщиком или лицом, привлекшим денежные средства гражданина на строительство (создание) многоквартирного дома, требования о передаче в собственность оплаченного жилого помещения или возврате денежных средств, уплаченных по договору на строительство, признанному судом или арбитражным судом недействительным или незаключенным. Порядок ведения реестра участников долевого строительства многоквартирных домов утверждается Правительством Челябинской области. Аналогичные требования также закреплены в пункте 4 части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 28.04.2011 г. № 121-ЗО и в пункты 5 статьи 1 Закона Челябинской области от 31.10.2006 г. № 71-ЗО. На территории Челябинской области уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости является Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (Постановление Правительства Челябинской области от 28.03.2012 г. № 93-П «Об уполномоченном органе», подп. 25 п. 8 раздела III постановления Губернатора Челябинской области от 29.12.2014 г. № 279 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области»). В соответствии с пунктом 3 раздела I Порядка ведения Реестра, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 28.09.2011 г. № 328-П, положения Порядка распространяются на граждан, заключивших договоры долевого участия в долевом строительстве или иные договоры в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на основании которых у них возникает право собственности на жилое помещение в строящемся многоквартирном доме, расположенном на территории Челябинской области, который на момент привлечения денежных средств граждан не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства граждан на строительство (создание) многоквартирных домов, в результате чего строительство остановлено и (или) граждане не могут оформить права на жилые помещения в многоквартирных домах, и соответствующих требованиям : - п.4 ч.1 ст.1 Закона Челябинской области № 121-ЗО – для граждан, претендующих на предоставление в собственность бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке; - п.5 ст.1 Закона Челябинской области № 71-ЗО – для граждан, претендующих на предоставление по договору социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Челябинской области; - ст.1 Закона Челябинской области № 344-ЗО – для граждан, претендующих на предоставление единовременной социальной выплаты. Реестр ведется органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости – Министерством (п.9 раздела II Порядка). Согласно пункту 16 раздела III Порядка, включение сведений об обманутом дольщике в Реестр производится после проведения Министерством правовой экспертизы предоставленных обманутым дольщиком документов, указанных в пунктах 10 и 11 настоящего Порядка. Основание для отказа заявителю ФИО1 во включении в Реестр было предусмотрено пунктом 23 раздела III Порядка, а именно, что заявитель не относится к категориям граждан, определенных пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона N 121-ЗО, пунктом 5 статьи 1 Закона N 71-ЗО, статьей 1 Закона N 344-ЗО. Правильный анализ указанных выше правовых норм, а также несоответствие заявителя совокупности закрепленных в законе субъекта требований, позволил Комиссии прийти к обоснованному выводу о том, что ФИО1 не относится к категориям граждан определенных пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона Челябинской области № 121-ЗО, пунктом 5 статьи 1 Закона Челябинской области № 71-ЗО, статьи 1 Закона Челябинской области № 344-ЗО ( в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 18.07.2012 г. № 363-П, от 22.08.2013 г. № 210-П). Решение от 18.05.2018 г. вынесено Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области в пределах имеющихся полномочий, в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ. Выраженное несогласие ФИО1 с представленным ответом по существу не свидетельствует о незаконности решения административного ответчика при рассмотрении его заявления. Административным истцом, в нарушение п.2 ч.2 ст.62 КАС РФ, не подтверждены сведения о том, что оспариваемым отказом административного ответчика нарушены или могут быть нарушены его субъективные права, свободы и законные интересы, либо возникла реальная угроза их нарушения. При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области от 18.05.2018 г. об отказе во включении в реестр пострадавших граждан ФИО1, является законным, обоснованным и не нарушающим права и законные интересы административного истца, что влечет полный отказ в удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований административного истца ФИО1 – отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме. Председательствующий: О.В.Захарова |