Производство № 2а-595/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 28 января 2020 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Яворской Т.Е.,
при секретаре Макриденкове Д.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 67RS0003-01-2019-003045-42) по административному иску ООО «Лифтсервис» к Государственной инспекции труда в Смоленской области о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Лифтсервис» обратилось в суд с административным иском к ООО «Лифтсервис» к Государственной инспекции труда в Смоленской области о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий. В обоснование иска указали, что 17.06.2019 составлен акт о расследовании несчастного случая со смертельным исходом (форма 4), произошедшего 12.02.2019 в 11 час. 20 мин. с К1 на объекте строительства ЖК «Парковый» в шахте лифта строящегося 10-тиэтажного дома подъезд №3 (3 б/секция) по <адрес> Как следует из п.6.1 акта, одним из виновных лиц признан главный инженер ООО «Лифтсервис» К. 18.07.2019 по результатам рассмотрения разногласий по заявлению К., решением ГИТ вышеуказанный акт оставлен без изменения. Считают, что вывод о нарушении К. правовых норм является ошибочным. Потерпевший К1 не являлся работником ООО «Лифтсервис», для него не было организовано рабочее место. Фактически трудовые отношения имели место между ООО «Доступные окна» и К1, независимо от наличия трудового договора и именно руководитель ООО «Доступные окна» должен был осуществлять обеспечение безопасности рабочего места пострадавшего. О том, что к площадкам будет допущено третье лицо, истцу не было известно. Кроме того, в норме, о нарушении которой вменяют ООО «Лифтсервис» речь идет именно об эксплуатации лифта, однако лифт не был сдан в эксплуатацию, она была запрещена. Работники ООО «Лифтсервис» в момент несчастного случая на строительном объекте не находились. В период с 15.11.2018 по 15.05.2019 в связи с неготовностью строительной части лифта к дальнейшему проведению работ все работы были приостановлены ООО «Лифтсервис», их персонал выведен с рабочего места, лифтовое оборудование обесточено, двери шахты лифта закрыты, инструмент вывезен с объекта, машинное помещение лифта закрыто, ключи от него сданы. На момент приостановки работ отсутствовала отделка машинного помещения лифта, заделаны сквозные ниши в стенах шахты, отсутствовали отверстия для установки кнопок вызова на этажах, не оштукатурены и не окрашены снаружи передние стены шахты, отсутствовала заливка чистого пола в лифтовом холле и т.д. До момента приостановки работ лифт находился в режиме монтажной ревизии, позволяющем обученному и аттестованному персоналу ООО «Лифтсервис» перемещаться на крыши кабины для производства работ в шахте лифта. Пострадавший приступил к работам на объекте с 09.01.2019. Таким образом, считают, что именно ООО «Доступные окна» не разработало и не ознакомило пострадавшего с инструкцией по охране труда, не был организован контроль за состоянием условий и охраны труда, не обеспечено прохождение медицинского осмотра, поскольку его физическое или психическое состояние могло не позволять ему вообще находиться на строительном объекте. Пострадавший К1 не имел доступа к оборудованию лифта, он упал в шахту, то есть преднамеренно открыл двери шахты лифта и начал использовать его для перевозки строительных материалов на верхние этажи. При изложенных обстоятельствах, полагают вина К. в происшедшем отсутствует. Просят признать незаконным решение Государственной инспекции труда в Смоленской области № 67/8-2331-19-и от 18.07.2019 по результатам рассмотрения разногласий и несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве; возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушение - исключить из акта о расследовании группового несчастного случая от 17.06.2019 вывод о виновности К.
Представители административного истца ООО «Лифтсервис» - ФИО1, ФИО2, в судебном заседании требования административного иска поддержали, просят их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Смоленской области, представители заинтересованных лиц ООО «СтройБизнес», ООО «Доступные окна» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что 28.11.2016 между ООО «Лифтсервис» (поставщик) и ООО «СтройБизнес» (покупатель) заключен договор поставки №ЛСБ-08, по условиям которого поставщик обязался поставить покупателю лифты пассажирские на 10 этажей 11 остановок с проходной кабиной в количестве 2-х комплектов в строящийся жилой дом по <адрес> с последующим монтажом и сдачей в эксплуатацию в указанные в договоре сроки (л.д.50-52).
30.06.2017 между ООО «СтройБизнес» и ООО «Доступные окна» заключен договор №6 по изготовлению и установке изделий ПВХ на указанном строительном объекте. Для выполнения указанных работ ООО «Доступные окна» заключило 09.01.2019 договор подряда с физическим лицом Б. Также к данным работам был привлечен подрядчик К1, договор с которым не подписан. С 09.01.2019 Б. и К1 приступили к строительным работам.
12.02.2019 около 10 часов К1 ушел на работу в 3-ю блок-секцию для работы, где выполнял работу на 8-ом этаже. Около 11 час. 20 мин., с целью подняться на 10-й этаж К1 вошел в открытые двери шахты лифта и упал вниз, в результате наступила смерть.
Государственной инспекции труда в Смоленской области 17.06.2019 составлен акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 17.06.2019 по форме 4 (л.д.19-30).
Как следует из вышеуказанного акта, в качестве основных причин, вызвавшими несчастный случай, указаны: использование оборудования не введенного в эксплуатацию – код 15. Нарушены требования: подп. 2 п. 59 Правил по охране труда в строительстве, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.06.2015 №336н; требования п.1 ст.4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №824; требования п.1 Приложения 1 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»; требования п.16.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328н. Сопутствующие причины: 1) неудовлетворительная организация производства работ код 08. Нарушены требования: пункта 2 Правил по охране труда в строительстве, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.06.2015 №336н; требования пункта 19 Правил по охране труда в строительстве, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.06.2015 №336н; требования п.3.13 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328н; 2) недостатки в обучении безопасным приемам труда, в том числе отсутствие вводного инструктажа по охране труда, код 10.1. Нарушены требования п.30 Правил по охране труда в строительстве, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.06.2015 №336н; требования п. 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования России №1-29 от 13.01.2003; 3) прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев. Ненадлежащее функционирование на предприятии системы управления охраной труда (код 15). Нарушены требования пункта 33,34 Приказа Минтруда России от 19.08.2016 №438н.
Ответственными лицами за допущенные нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, являвшихся причинами несчастного случая являются: 1) К. – главный инженер ООО «Лифтсервис», ответственный за выполнение работ по приостановке работ, согласно распоряжению №1-11-2018 от 15.11.2018; 2) Р. – старший производитель работ ООО «СтройБизнес»: 3) П. – заместитель директора ООО «СтройБизнес»; 4) М. – директор ООО «Доступные окна».
Не согласившись с указанными выводами в части признания виновным главного инженера ООО «Лифтсервис» К., последний, являвшийся членом комиссии по расследованию несчастного случая, 19.06.2019 подал в Государственную инспекцию труда в Смоленской области особое мнение (л.д.31-36).
20.06.2019 в Государственную инспекцию труда в Смоленской области поданы разногласия К. по вопросу расследования и оформления несчастного случая (л.д.37-43).
Решением Государственной инспекции труда в Смоленской области №67/8-2331-19-и по результатам рассмотрения разногласий о несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве от 18.07.2019 (л.д.44-49) в удовлетворении ходатайства ООО «Лифтсервис» отказано, Акт о расследовании несчастного случая от 17.06.2019 оставлен без изменения.
В соответствии со ст. 231 ТК РФ разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ст. ст. 353 - 356, 382 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 324, федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ст. 360 ТК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 п. 59 Правил по охране труда в строительстве, утвержденных Приказом Минтруда России от 01.06.2015 № 336н, при организации рабочих мест безопасность работников должна обеспечиваться, в том числе, соблюдением требований безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, подъемников с рабочими платформами, строительных подъемников, лифтов, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, установок газового оборудования.
Поскольку ООО «Лифтсервис» устанавливало лифт в строящемся жилом доме, с последующим монтажом и сдачей в эксплуатацию, оно обязано выполнять требования настоящих правил. В связи с чем, доводы ООО «Лифтсервис» о том, что они не являлись работодателем по отношению к пострадавшему, суд считает не влияющими на решение суда.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 утвержден технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов".
Из пункта 1 статьи 4 Технического регламента следует, что для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1 "Требования безопасности".
В частности, как следует из п. 1 Требований безопасности (Приложение 1 к Техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность лифтов" (принят Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824), для обеспечения безопасности лифта должны выполняться следующие общие требования:
- недоступность для пользователей и посторонних лиц оборудования лифта;
- наличие мер по защите пользователей и посторонних лиц от получения травм в результате соприкосновения с движущимися частями оборудования лифта;
- наличие устройств защиты, блокировки для остановки или предотвращения движения кабины, если дверь шахты не закрыта, не заперта;
- наличие возможности безопасной эвакуации людей из остановившейся кабины персоналом и др. (п.п.1);
- наличие средств и (или) меры по предотвращению падения людей в шахту с этажных и прилегающих к шахте площадок здания (сооружения) и из кабины (п.п.1.8).
В соответствии с п. 16.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 N 328н, при подготовке рабочего места со снятием напряжения, при котором с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, снято напряжение отключением коммутационных аппаратов, отсоединением шин, кабелей, проводов и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на токоведущие части к месту работы, должны быть в указанном порядке выполнены следующие технические мероприятия:
произведены необходимые отключения и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационных аппаратов;
на приводах ручного и на ключах дистанционного управления коммутационных аппаратов должны быть вывешены запрещающие плакаты;
проверено отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для защиты людей от поражения электрическим током;
установлено заземление;
вывешены указательные плакаты "Заземлено", ограждены при необходимости рабочие места и оставшиеся под напряжением токоведущие части, вывешены предупреждающие и предписывающие плакаты.
В соответствии с п.3.13. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, «порядок хранения и выдачи ключей от электроустановок определяется распоряжением руководителя организации (обособленного подразделения). Ключи от электроустановок должны находиться на учете у оперативного персонала. В электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала, ключи могут быть на учете у административно-технического персонала (руководящих работников и специалистов).
Ключи от электроустановок должны быть пронумерованы и храниться в запираемом ящике. Один комплект должен быть запасным. Выдача ключей должна быть заверена подписью работника, ответственного за выдачу и хранение ключей, а также подписью работника, получившего ключи.
Ключи от электроустановок должны выдаваться:
работникам, имеющим право единоличного осмотра, в том числе оперативному персоналу - от всех помещений, вводных устройств, щитов и щитков;
допускающему из числа оперативного персонала, ответственному руководителю работ и производителю работ, наблюдающему при допуске к работам по наряду-допуску, распоряжению от помещений, вводных устройств, щитов, щитков, в которых предстоит работать;
оперативному или оперативно-ремонтному персоналу при работах, выполняемых в порядке текущей эксплуатации от помещений, в которых предстоит работать, вводных устройств, щитов и щитков.
Ключи подлежат возврату ежедневно по окончании осмотра или работы. При работе в электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала, ключи от электроустановок должны возвращаться не позднее следующего рабочего дня после осмотра или полного окончания работы».
В нарушение приведенных выше норм ООО «Лифтсервис» не предприняло все необходимые и достаточные меры по обеспечению недоступности к оборудованию лифта посторонних лиц, что привело к несчастному случаю.
Поскольку двери шахты лифта в момент несчастного случая были открыты, пульт управления был доступен посторонним лицам, лифт работал, несмотря на то, что он не был введен в эксплуатацию, у суда есть основания считать, что лифтовое оборудование ООО «Лифтсервис» не было обесточено надлежащим образом. А доводы истца в данной части, суд считает неубедительными.
Ответственным за выполнение работ по приостановке работ на объекте строительства, согласно распоряжению №1-11-2018 от 15.11.2018, что никем не оспаривается, являлся главный инженер ООО «Лифтсервис» К.
При этом, в соответствии с данным распоряжением, работы по приостановке включали в себя, в том числе, обесточить лифтовое оборудование, закрыть дверные проемы (двери шахты лифта), закрыть машинное помещение.
Кроме того, суд принимает во внимание следующее.
По смыслу статьи 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.
Учитывая, что указанная норма не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне.
Анализируя приведенные нормы, а также указанные характеристики, строительная площадка, лифтовое оборудование являются источником повышенной опасности, что не зависит от того, введены они в эксплуатацию или нет.
На основании вышеизложенного, суд считает, что решение Государственной инспекции труда в Смоленской области № 67/8-2331-19-и от 18.07.2019 по результатам рассмотрения разногласий и несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве, в части выводов о виновности К., отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ООО «Лифтсервис» в иске к Государственной инспекции труда в Смоленской области о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.Е. Яворская