ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3501/20 от 29.10.2021 Борского городского суда (Нижегородская область)

Мотивированное решение изготовлено 29.10.2021 г.

Дело № 2а-449/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бор 18 октября 2021 года

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Баевой С.К.

с участием представителя административного истца ООО «Горгаз-Сервис» - ФИО1 (доверенность), административного истца ФИО2, представителя административного ответчика администрации г.о.г.Бор Нижегородской области – ФИО3 (доверенность), представителя заинтересованного лица ООО «Вологогаз» - ФИО5 И,А. (доверенность),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Горгаз-Сервис», ФИО2 к администрации г.о.г.Бор Нижегородской области о признании незаконными постановления и заключения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ООО «Горгаз-Сервис» обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными актов органа местного самоуправления, протокола и заключений по результатам публичных слушаний.

Определением Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ дело по заявлению ООО «Горгаз-Сервис» передано на рассмотрение в суд общей юрисдикции.

Определением Борского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление ООО «Горгаз-Сервис» принято к производству суда.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соистца привлечен ФИО2

Административным истцом ООО «Горгаз-Сервис» в обоснование заявленных требований указано следующее.

ООО «Горгаз-Сервис» является обслуживающей организацией существующего и действующего газопровода в мкр. Серебряный Бор-1 в г. Бор Нижегородской области.

Постановлением Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от 24.12.2019г. назначены публичные слушания по проекту по внесению изменений в утвержденный постановлением администрации г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в <адрес>, разработанному для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРШП.

02.01.2020г. в газете «Бор сегодня» было опубликовано оповещение о проведении публичных слушаний, 10.01.2020г. были проведены публичные слушания по вышеуказанному проекту по внесению изменений.

Заключением по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект по внесению изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в г. Бор, разработанный для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРПШ. Дата подготовки заключения 20.01.2020г. Приняло участия в публичных слушаниях - 31 человек.

Постановлением Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от 18.02.2020г. утвержден проект по внесению изменений в утвержденный постановлением администрации г.о.г. Бор от ДД.ММ.ГГГГ проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в г.Бор.

Административный истец полагает, что публичные слушания по проекту по внесению изменений в утвержденный постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в г.Бор, разработанному для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРШП, по заявлению ООО «Волгогаз» были проведены с нарушением действующего закона, а именно: в Постановлении Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от 24.12.2019г. о назначении публичных слушаний, отсутствует утверждение и возложение обязанности по проведению публичных слушаний комиссии и каком составе, нет положения об этой комиссии; в газете «Бор сегодня» , где было опубликовано оповещение о проведении публичных слушаний, отсутствовали проекты планировки территории и проекты внесения в них изменений; при проведении экспозиции по адресу: <адрес> отсутствовал информационный материал, журнал регистрации и учет поступивших в письменном виде предложений и замечаний; нарушен срок проведения публичных слушаний, дата оповещения 02.01.2020г., а дата опубликования заключения о результатах публичных слушаний 20.01.2020г., то есть менее месяца; нарушен порядок проведения публичных слушаний, отсутствовал журнал регистрации участников слушаний, заключение не утверждалось участниками слушаний, отсутствовал протокол проведения публичных слушаний, регистрационные листы; в заключениях и протоколах по результатам публичных слушаний нет подписи членов комиссии, заключение подписано одним человеком; в газете не указаны точки распространения газеты, тираж.

Впоследствии представителем административного истца ФИО1, действующим в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, заваленные требования уточнены, указано, что в соответствии с п.1 ч.8 ст.5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано 02.01.2020г. в газете «Бор сегодня» , а на официальном сайте 26.12.2019г. (распечатка с сайта в материалах дела имеется), чем был нарушен срок.

Постановление Администрации г.о.г.Бор от 19.12.2019г. «О подготовке проекта» было опубликовано в газете «Бор сегодня» только 02.01.2020г., вместе с Постановлением «О назначении публичных слушаний», чем нарушен срок, установленный ч.2 ст.46 ГрК РФ, а так же нарушены права физических и юридических лиц, установленные ч.2 ст.46 ГрК РФ.

Согласно ч.9 ст.5.1 ГрК РФ в течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа (далее - организатор общественных обсуждений или публичных слушаний) и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Постановление «О назначении публичных слушаний» было издано 24.12.2019г., опубликовано только 02.01.2020г. в газете «Бор сегодня» , а информационный материал по теме обсуждений и экспозиция проводились с 23.12.2019г. по 10.01.2020г., то есть раньше, чем было издано и опубликовано само Постановление, а с учетом выходных новогодних праздников, гражданам было дано только 2 дня для ознакомления с материалом и подготовки к публичным слушаниям.

Также представителем ФИО1 указано, что протокол публичных слушаний от 10.01.2020г. содержит сведения о том, что что приняло участие 31 человек жителей г.Бор, однако согласно журнала регистрации участников слушаний - 13 человек из 31 не являются жителями г.Бор, а так же отсутствуют другие жители, которые участвовали на публичных слушаниях, заключение не утверждалось участниками слушаний.

В протоколе публичных слушаний отсутствует подпись уполномоченного лица, информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования, информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.

Нарушен срок проведения публичных слушаний, дата оповещения 02.01.2020г., который являлся выходным днем, первый рабочий день был 09.01.2020г. а дата опубликования заключения о результатах публичных слушаний 18.02.2020г., то есть менее месяца.

Указано, что на публичных слушаниях от 10.01.2020г. поднимался вопрос о наличии имеющихся на территории других газопроводов в связи с чем, полагаем, что при подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории не было проведено полного обследования и не выполнена объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых земельных участков.

Между тем публичные слушания - это форма реализации прав населения, проживающего на соответствующей территории, на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством публичного обсуждения общественно значимых вопросов.

Целью публичных слушаний является выявление общественного мнения по вопросам, вынесенным на публичное слушание.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ, публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

В настоящем судебном заседании представитель административного истца ООО «Горгаз-Сервис» ФИО1, действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске и дополнениях.

Административный соистец ФИО2 позицию ООО «Горгаз-Сервис» поддержал в полном объеме.

Дополнительно указав, что им еще в мае 2013 г. был построен газопровод для газоснабжения Серебряного Бора, и было подключено 80 домов, с ООО «Горгаз-Сервис» заключен договор на полную эксплуатационную ответственность по его газопроводу.

ФИО2 полагает, что была нарушена процедура проведения публичных слушаний, поскольку в проектной документации ООО «Волгогаз» указан газопровод, принадлежащий ФИО2, все знают, что это его газопровод. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В данный газопровод было уже порядка 180 незаконных врезок, в результате чего давление газа упало. Газопровод ООО «Волгогаз» уже был построен в 2019 г.

Дополнительно ФИО2 пояснил, что на публичных слушаниях присутствовал, высказывал свои возражения относительно изменений проекта планировки и межевания.

Представитель административного ответчика администрации г.о.г.Бор Нижегородской области ФИО3, действующая на основании полномочий, предоставленных доверенностью, с заявленными требованиями не согласилась, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского округа г. Бор обратилось ООО «Волгогаз» с заявлением о подготовке внесения изменений в утвержденный проект планировки и межевания.

На основании постановления администрации городского округа г. Бор от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о подготовке проекта по внесению изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в г. Бор» (направлено в газету для опубликования ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в газете «БОР сегодня» от ДД.ММ.ГГГГ, размещено на официальном сайте www.borcity.ru ДД.ММ.ГГГГ)

Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях

Постановлением администрации городского округа г. Бор от ДД.ММ.ГГГГ (размещено на официальном сайте www.borcity.ru ДД.ММ.ГГГГ) по указанному проекту, разработанному для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давления с установкой ГРШП, назначены публичные слушания на ДД.ММ.ГГГГ.

Оповещение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «БОР сегодня» от ДД.ММ.ГГГГ а также размещено на официальном сайте органов местного самоуправления www.borcity.ru.

ДД.ММ.ГГГГ по проекту внесения изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в <адрес> проведены публичные слушания.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 Градостроительного кодекса РФ, с учетом положений статьи 46 Градостроительного кодекса РФ.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Заключение по результатам публичных слушаний было подготовлено ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в газете «БОР сегодня» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с момента оповещения жителей о проведении публичных слушаний (ДД.ММ.ГГГГ) до опубликования заключения о результатах публичных слушаний (ДД.ММ.ГГГГ) прошло более месяца.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект по внесению изменений в утвержденный постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор <адрес> (опубликовано в газете «БОР сегодня» от ДД.ММ.ГГГГ, размещено на официальном сайте vvww.borcity.ru ДД.ММ.ГГГГ).

Представитель ФИО3 указывает, что администрация городского округа <адрес> организовала и провела публичные слушания по проекту внесения изменений в проект планировки и межевания территории в соответствии с действующим законодательством.

Относительно доводов ООО «Горгаз Сервис» об отсутствии комиссии по проведению публичных слушаний, отсутствии подписей членов комиссии представитель ФИО3 пояснила, что действующим законодательством не предусмотрено создание комиссий для проведения публичных слушаний. Лицом, ответственным за проведение публичных слушаний, в данном случае назначено должностное лицо администрации - председатель комитета архитектуры и градостроительства - ФИО4, во время проведения публичных слушаний экспозиция имелась, а в период до ДД.ММ.ГГГГ со всеми материалами можно было ознакомиться в комитете архитектуры и градостроительства, лбое заинтересованное лицо могло прийти в администрацию и ознакомиться с материалами. Административный истец знакомился с материалами проекта непосредственно в комитете архитектуры в первой половине дня - ДД.ММ.ГГГГ, иных желающих ознакомиться с материалами проекта до начала проведения публичных слушаний не было.

Представитель административного ответчика указала, что газета издается 1 раз в неделю по четвергам. Постановление с оповещением были направлены для опубликования, но оповещение было опубликовано только ДД.ММ.ГГГГ

Также представитель ФИО3 просила учесть, что представители заявителя ООО «Горгаз Сервис» на публичных слушаниях присутствовали, свои замечания и возражения высказывали. Все замечания были зафиксированы и учтены. Вместе с тем, по существу самого проекта планировки и межевания территории заявителем никаких возражений не поступало.

Дополнительно представитель ФИО3 просила суд принять во внимание положения ст.219 КАС РФ, устанавливающие трехмесячный срок на обращение административного истца в суд с административным исковым заявлением, а также то, что заявителем оспаривается не только правовой акт администрации городского округа <адрес>, но и заключение по результатом публичных слушаний, которое правовым актом или решением органа местного самоуправления не является. Заключение по результатам публичных слушаний является одним из документов, с учетом которого орган местного самоуправления городского округа принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку, т.е. есть такое заключение никаким образом не влияет на права и законные интересы заявителя.

Указала, что проект планировки и межевания территории – план освоения территории, который разрабатывается лицом независимо от того, что находится на этой территории, это развитие территории в дальнейшем.

По вопросу комплексной застройки представитель ФИО3 пояснила, что участок в аренде у Юта-НН, предоставлялся для комплексного развития, проект планировки и проект межевания не разрабатывался застройщиком.

Представитель заинтересованного лица ООО «Волгогаз» ФИО5, действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, с требованиями административных истцом не согласился, полагает, что административным ответчиком требования действующего законодательства при проведении публичных слушаний были соблюдены, права административных истцов не нарушены.

Заинтересованные лица глава местного самоуправления администрации г.о.<адрес>, председатель комитета архитектуры и градостроительства администрации г.о.<адрес>, ООО «Посуда» в настоящее судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, учитывая требования ст.ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Глава местного самоуправления администрации г.о.<адрес>, председатель комитета архитектуры и градостроительства администрации г.о.<адрес> позиции по заявленным требованиям не выразили.

Заинтересованное лицо ООО «Посуда» представило в материалы дела письменный отзыв, согласно которому позиция административного ответчика не противоречит интересам и не нарушает права ООО «Посуда», участок газопровода, находящийся на земельном участке ООО «Посуда», обслуживается надлежащим образом, в случае необходимости представители ООО «Посуда» имеют возможность беспрепятственно получить доступ на данный земельный участок.

Суду в качестве специалиста в порядке ст.169 КАС РФ дана консультация заместителем председателя Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г.о.<адрес>Ж., которая пояснила, что когда подавались документы на межевание территории, была определена трасса газопровода с земельными участками для проведения газопровода. ООО «Волгогаз» обратилось для внесения изменений в этот план, чтобы газопровод размещался по тем участкам, которые заявители смогут оформить для размещения газопровода. Администрация разрешает внести данные изменения, они разрабатывают проект и предоставляют его на утверждение. В результате были назначены публичные слушания. Менялась полоса отвода. Последний вариант, который был утвержден постановлением администрации - размещен на сайте. На чертежах также отображается газопровод ООО «Посуда». Газопровод к жилым домам ведется ООО «Волгогаз». Полоса отвода – это граница, где будет размещаться газопровод.

Опрошенная в судебном заседании по ходатайству представителя ФИО1 в качестве свидетеля Д., суду показала, что непосредственно на публичных слушаниях она не присутствовала, но до них она, совместно с другими активистами Серебряного Бора, составили обращение, что против публичных слушаний, так как газопровод уже был построен в ноябре 2019 г., хотя первоначально нам обещали построить на этом месте детскую площадку.

Обращение было составлено ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ его привезли в архитектурный отдел администрации, никаких экспозиция в администрации не было, не было журналов. Д. попросила журнал, проект, но ей ничего не предоставили. Указала, что на ее экземпляре обращения поставили отметку о приеме, второй экземпляр она, Д., сдала, но в журнале никто ничего не регистрировал.

Далее Д. пояснила, что после публичных слушаний в марте 2020 г. ШРП было демонтировано, а затем его снова начали строить. На вопросы ответила, что кто-то из инициативной группы на публичных слушаниях присутствовал, лично она, Д., не была, о публичных слушаниях узнала от кого-то из соседей 28 или ДД.ММ.ГГГГ

Старший помощник Борского городского прокурора Колбовская О.В. в заключении указала на необоснованность заявленных требований ввиду законности совершенных действий и принятых постановлений.

Суд, заслушав участников процесса, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" пункта 26 ст.10 "Устава муниципального образования городского округа <адрес>", принятого решением Совета депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение подготовленной документации по планировке территории.

В соответствии со статьей 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В соответствии с частью 1 статьи 43 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 ГрК РФ).

В силу статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (часть 1).

Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 2 статьи 46 ГрК РФ).

Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 ГрК РФ).

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4 статьи 46 ГрК РФ).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 ГрК РФ).

В силу ч.13 указанной статьи орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14 статьи 46 ГрК РФ).

В статье 5.1 ГрК РФ указаны требования к содержанию оповещения об общественных обсуждениях, публичных слушаниях по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также к форме и порядку его размещения.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (ч.6 ст.5.1 ГрК РФ).

В период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч.10 ст.5.1 ГрК РФ).

Положениями ч.11 ст.5.1 Кодекса установлено, что предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются: дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний; информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний; информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования; информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания; все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) (ч.18, 19 ст.5.1 ГрК РФ).

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

В части 24 этой же статьи (5.1) предусмотрено, что порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, официальный сайт и (или) информационные системы, требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В целях реализации указанного положения, а также соблюдения прав жителей городского округа <адрес> на участие и обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, решением Совета депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 15 утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний в городском округе <адрес> (далее также – Положение), главой 5 которого определен порядок проведения публичных слушаний в городском округе <адрес> по проектам планировки территории и проектам внесения в них изменений.

Утверждено, что публичные слушания по проектам планировки территории и проектам внесения в них изменений назначаются постановлением администрации городского округа <адрес>, в постановлении о назначении публичных слушаний должны быть указаны дата, время, место и тема публичных слушаний (ст.22 Положения).

Одновременно с публикацией распоряжения администрации городского округа о проведении публичных слушаний публикуются проекты планировки территорий, проекты внесения в них изменений (п.2 ст.23 Положения).

Пунктом 3 ст.23 Положения предусмотрено, что администрация г.о.<адрес> для проведения публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам внесения в них изменений осуществляет следующие действия: составляет план мероприятий организации и проведения публичных слушаний с указанием сроков и ответственных за организацию публичных слушаний; направляет на опубликование проекты планировки территории и проекты внесения в них изменений в официальные средства массовой информации и обеспечивает размещение на официальном сайте городского округа (при наличии) в сети Интернет; организовывает выставки и экспозиции демонстрационных материалов; ведет регистрацию и учет поступивших в письменном виде предложений и замечаний; готовит и представляет на публичных слушаниях предварительный анализ поступивших предложений и замечаний на основе поступивших предложений, замечаний и писем; готовит повестку дня публичных слушаний; организовывает выступление разработчиков рассматриваемого проекта; проводит публичные слушания с участием жителей городского округа; готовит протокол проведения публичных слушаний; готовит заключение о результатах публичных слушаний; направляет на опубликование заключение о результатах публичных слушаний и размещает на официальном сайте городского округа (при наличии) в сети Интернет; направляет на опубликование утвержденную документацию по планировке территории.

Пунктом 4, 6, 7 ст.24 Положения установлено, что при проведении публичных слушаний ведется протокол. Участниками публичных слушаний могут быть все заинтересованные лица, участники слушаний имеют право участвовать в обсуждении, задавать вопросы выступающим, высказывать свое мнение, представлять свои предложения и замечания, которые отражаются в протоколе публичных слушаний. После окончания обсуждения председательствующий оглашает проект итогового документа (заключения) и предоставляет право участникам слушаний вносить предложения по его изменению (дополнению).

Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию в сроки, определенные статьей 7 настоящего Положения. Глава администрации городского округа <адрес> с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в администрацию на доработку с учетом указанных протокола и заключения (ст.ст.25, 226 Положения).

Судом в судебном заседании на основании пояснений сторон, также представленных в материалы дела доказательств, установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации г.о.<адрес> утвержден проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в <адрес>, разработанный для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРШП по инициативе ООО «Волгогаз».

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о.<адрес> принято постановление о подготовке проекта по внесению изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в <адрес>, согласно которому ООО «Волгогаз» разрешено за счет собственных средств подготовить проект по внесению изменений в утвержденный постановлением проект планировки и межевания территории, предоставить данный проект в администрацию г.о.<адрес> не позднее одного года со дня издания настоящего постановления.

Указанное постановление, не являясь муниципальным нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашением между органами местного самоуправления, был опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте городского округа в сети «Интернет».

Постановлением администрации г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.46 ГрК РФ, постановления , по проекту по внесению изменений в утверждённый проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в <адрес>, разработанному для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРШП, назначены публичные слушания. Датой проведения публичных слушаний определено ДД.ММ.ГГГГ в 18.00 час. по адресу: <адрес>, каб.509.

Данное постановление было опубликовано на официальном сайте городского округа в сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ, а также направлено на опубликование текста в периодическом печатном издании, распространяемом в городском округе <адрес>, - газете "БОР сегодня", где опубликовано в номере за ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно оповещению о проведении публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и являющегося его частью, информационные материалы по проекту планировки и межевания территории размещены на сайте администрации г.о.<адрес> (www.borcity.ru).

Оповещение содержит указание на то где и когда можно ознакомиться с информационным материалом по теме публичных слушаний, указано, что информационные материалы по теме публичных слушаний будут представлены на экспозиции по адресу: <адрес>, каб.511; имеется указание на возможность участников публичных слушаний записи предложений и замечаний в период экспозиции.

Кроме того, в разделе «Публичные слушания» на официальном сайте администрации г.о.<адрес> к информации о проведении ДД.ММ.ГГГГ в 18-00 публичных слушаний по указанному выше вопросу прикреплены графические объекты оповещения о проведении публичных слушаний и проекта.

ДД.ММ.ГГГГ по проекту внесения изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в <адрес> проведены публичные слушания, по результатам которых в соответствии с положениями п.п.18, 19 ст.5.1 ГрК РФ подготовлен и оформлен протокол публичных слушаний, содержащий все необходимые сведения: дата оформления протокола публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ; информация об организаторе; предложения и замечания участников публичных слушаний, в том числе в нем отражено мнение административных истцов (ФИО2 и представитель ООО «Горгаз-Сервис» участие в публичных слушаниях принимали, высказывали замечания и задавали вопросы).

При этом ни нормами ГрК РФ, ни Положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе <адрес> не предусмотрено подписание протокола публичных слушаний участниками слушаний либо секретарем.

На основании протокола публичных слушаний была осуществлена подготовка заключения о результатах публичных слушаний, являющегося его неотъемлемой частью (вместе со списком присутствующих на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ, письмом жителей микрорайона Серебряный Бор (представитель Д.) от ДД.ММ.ГГГГ, письмом ООО «Горгаз-Сервис» с замечаниями от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Борского местного отделения КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ с возражениями, журналом учета предложений, замечаний, мнений и вопросов посетителей экспозиции проекта).

Заключение содержит все реквизиты, предусмотренные положениями п.22 ст.5.1 ГрК РФ, при этом требования об утверждении заключения по результатам публичных слушаний его участниками действующим законодательством не предусмотрено, заключение по результатам публичных слушаний готовится организатором на основании протокола.

Заключение по результатам публичных слушаний было подготовлено ДД.ММ.ГГГГ и опубликовано в газете «БОР сегодня» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с момента оповещения жителей о проведении публичных слушаний (ДД.ММ.ГГГГ посредством опубликования в газете «БОР сегодня» и ДД.ММ.ГГГГ путем опубликования постановления от ДД.ММ.ГГГГ с оповещением на официальном сайте администрации г.о.<адрес>) до опубликования заключения о результатах публичных слушаний прошло более месяца.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект по внесению изменений в утвержденный постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор <адрес> (опубликовано в газете «БОР сегодня» от ДД.ММ.ГГГГ, размещено на официальном сайте www.borcity.ru ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, суд, с учетом положений приведённых выше норм права, проверив процедуру назначения и проведения публичных слушаний, приходит к выводу, что оспариваемые административными истцами постановление администрации г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключение от ДД.ММ.ГГГГ по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ приняты в пределах предоставленных администрации г.о.<адрес> полномочий, с соблюдением формы принятия и надлежащим образом доведены до всеобщего сведения.

Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом, положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 387-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 931-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 242-О указывал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Руководствуясь данной правовой позицией, суд приходит к выводу, что интересы административных истцов защищаются посредством предусмотренной законом процедуры публичных слушаний, которая в данном случае соблюдена, административные истцы имели возможность принять участие в проведении публичных слушаний и высказать свои замечания, свои права на участие в публичных слушаниях реализовали, замечания высказали, между тем приведенные замечания признаны нецелесообразными, что не противоречит ГрК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ООО «Горгаз-Сервис», ФИО2 к администрации г.о.г.Бор Нижегородской области о признании незаконными постановления администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта по внесению изменений в утверждённый проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в г.Бор», разработанный для целей строительства распределительных газопроводов высокого и низкого давлений с установкой ГРШП, по инициативе ООО «Волгогаз», заключения от ДД.ММ.ГГГГ по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ по проекту по внесению изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в <адрес>, протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ по проекту по внесению изменений в утвержденный проект планировки и межевания территории, расположенной в районе микрорайона Серебряный Бор в <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Е.М.Калынова