ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3501/2022 от 15.09.2022 Королёвского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года г. Королев

Королёвский городской суд Московской области в составе:

судьи Касьянова В.Н.

при секретаре Калентьевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3501/22 по административному иску ФИО7 к Администрации городского округа Королёв Московской области о признании решения незаконными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Королёв Московской области, в котором просит признать незаконным решение Администрации г.о. Королев Московской области от ДД.ММ.ГГГГ61191695 об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью 478 кв.м, с кадастровым , вид разрешенного использования «под обслуживание нежилого здания (торговое)», расположенного по адресу: <адрес>; обязать Администрацию городского округа <адрес> оказать услугу «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов». Предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: под обслуживание нежилого здания (торговое), общей площадью 478 кв.м, по адресу: <адрес> по ставке равной 15% от кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что обратился в Администрацию городского округа <адрес> за оказанием государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» № посредством портала РПГУ о предоставлении в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: под обслуживание нежилого здания (торговое), общей площадью 478 кв.м, по адресу: <адрес>. На вышеуказанном земельном участке расположено нежилое здание (торговое) с кадастровым номером , принадлежащее административному истцу на праве собственности. Указанный земельный участок, предоставлен административному истцу в аренду сроком до 24.04.2023г. 10.08.2022г. административный истец получил отказ в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» в связи с тем, что согласно акту обследования от 25.07.2022г. границах испрашиваемого земельного участка расположен объект капитального строительства - кафе «Роял», размещение которого не предусмотрено видом разрешенного использования: под обслуживание нежилого здания (торговое), а также учитывая сводное заключение Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ п.37 в связи с чем предоставление земельного участка в собственность на возможна. С данным отказом административный истец не согласен, считает его незаконным, поскольку перечень оснований для отказа в предоставлении данной услуги является исчерпывающим и уточнению не подлежит. Испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте арестов и запрещений нет. На земельном участке расположено нежилое здание (торговое) кадастровый принадлежащий административному истцу на праве собственности. Земельный участок имеет вид разрешенного использования: под обслуживание нежилого здания (торговое) идентичное с видом разрешенного использования здания расположенного в его границах.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации городского округа Королёв Московской области просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку решение является законным, оно основано на заключении Межведомственой комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, учитывая следующее.

Согласно п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности нежилое здание (торговое) с кадастровым номером , общей площадью 478 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

ФИО1 обратился в Администрацию городского округа Королев Московской области за получением государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» с целью предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: под обслуживание нежилого здания (торговое), по адресу: <адрес>.

Решением Администрации г.о. Королев Московской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью 478 кв.м, с кадастровым , вид разрешенного использования «под обслуживание нежилого здания (торговое)», расположенного по адресу: <адрес>

Основанием для принятия данного решения послужило то, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию, а именно поскольку согласно Акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ в границах испрашиваемого земельного участка расположен объект капитального строительства - кафе «Роял», размещение которого не предусмотрено видом разрешенного использования «под обслуживание нежилого здания (торговое)», а также учитывая сводное заключение Министерства имущественных отношений.

Суд не может согласится с доводами отказа Администрации городского округа Королёв Московской области, учитывая следующее.

Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, к числу которых согласно п. 14 этой статьи относятся случаи, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства (статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации), обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, возникновение исключительного права на приобретение земельного участка зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

Как было указано, истец является собственником нежилого здания (торговое) с кадастровым номером , общей площадью 478 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. При этом, испрашиваемый земельный участок имеет вид вда разрешенного использования: под обслуживание нежилого здания (торговое).

Таким образом, из материалов дела не следует, что указанные в оспариваемом решении администрации обстоятельства, послужившие причиной отказа в предоставлении земельного участка, сопоставимы с основаниями, предусмотренными ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Что касается наличия сводного заключения Министарства имущественных отношений Московской области, то само по себе, с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, согласование отказа в предоставлении государственной услуги министерством имущественных отношений Московской области, свидетельствует лишь о соблюдении установленного порядка принятия оспариваемого решения, но не о наличии законных оснований для этого, поскольку принятие окончательного решения по вопросу предоставления испрашиваемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в силу действующего земельного законодательства лежит именно на органе местного самоуправления.

Межведомственная же комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти <адрес> в сфере земельным отношений.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным решение Администрации г.о. Королев Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью 478 кв.м, с кадастровым , вид разрешенного использования «под обслуживание нежилого здания (торговое)», расположенного по адресу: <адрес>.

В этой связи, в целях устранения допущенного нарушения прав истца, суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа Королёв <адрес> повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО5 оглы Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью 478 кв.м, с кадастровым №, вид разрешенного использования «под обслуживание нежилого здания (торговое)», расположенного по адресу: <адрес>

При этом, исковые требования о возложении на административного ответчика обязанности предоставить государственную услугу «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» и предоставить в собственность земельный участок не подлежат удовлетворению, поскольку согласно конституционному принципу разделения властей, суд не подменяет собой органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180-186 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО10 к Администрации городского округа Королёв Московской области – удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Администрации г.о. Королев Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью 478 кв.м, с кадастровым , вид разрешенного использования «под обслуживание нежилого здания (торговое)», расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию городского округа Королёв Московской области повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО9 Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью 478 кв.м, с кадастровым , вид разрешенного использования «под обслуживание нежилого здания (торговое)», расположенного по адресу: <адрес>..

В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности предоставить государственную услугу «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» и предоставить в собственность земельный участок – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королёвский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 17.10.2022 г.