К делу №2а-3503/16
Решение
Именем Российской Федерации
город Сочи 13 мая 2016 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующею судьи Cлука В.А., при секретаре судебного заседания Пятовой Д.А. рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Минасян С. В. об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю,
установил:
Административный истец – Минасян С. В. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю.
В своем административном исковом заявлении Минасян С. В. просит: - Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, согласно межевого плана от (Дата), выполненного кадастровым инженером Р., произвести кадастровый учет изменения земельного участка с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес) и выдать кадастровую выписку земельного участка общей площадью 857 кв.м.; - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП на земельный участок категория земель: земли населенных пунктов – индивидуальное жилищное строительство с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес) и выдать свидетельство о праве собственности на земельный участок общей площадью 857 кв.м..
В обоснование заявленных требований, Минасян С.В. указывает на то, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, площадью 370 кв.м., с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес). Право собственности на указанный земельный участок возникло у Минасян С. В. на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от 12.01.2006г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии (Номер) от (Дата). С целью уточнения границ земельного участка по фактическому пользованию Минасян С.В. обеспечила изготовление межевого плана на земельный участок с кадастровым номером (Номер) в соответствии с установленными ограждениями. Далее Минасян С.В. с целью привести границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством по их фактическому пользованию обратилась в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером (Номер). Органом кадастрового учета было отказано о внесении соответствующих изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером (Номер), в связи с тем, что площадь уточняемого земельного участка увеличилась на величину более чем десять процентов площади. Правомерность осуществления землеустроительных работ в части увеличения площади земельного участка с кадастровым номером (Номер) подтверждается заключением кадастрового инженера, где установлено, что межевой план оформлен в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка и его площади с кадастровым номером (Номер), данный земельный участок расположен в границах кадастрового квартала с кадастровым номером (Номер). Кадастровым инженером Р. был проведен комплекс работ по межеванию земельного участка. Измерения проводились в сложившихся границах огороженного земельного участка. По результатам кадастровых работ фактическая площадь межуемого земельного участка составила 857 кв.м, по сведениям ГКН-370кв.м, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Фактическое местоположение границ на местности подтверждают природные объекты и объекты искусственного происхождения, а именно:
-участки границы-н1-н2-кустарник естественного происхождения, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ч.3 ст.39 Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007г. и ст.6 ЗК РФ: земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке;
-участки границы-н2-н3,н3-2-бетонный забор, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. и ст.6 ЗК РФ; земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке;
-участки границы-2-3- существующая часть здания, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007г. и ст.6 ЗК РФ: земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке;
-участки границы -3-н4,н4-н5,н5-н6-бетонный забор, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. и ст.6 ЗК РФ; земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке;
-участки границы-н6-н7,н7-н8,н8-н1-цветная клумба искусственного происхождения, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. и ст.6 ЗК РФ; земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании выданной ему доверенности, поддержал доводы, изложенные в административном иске, просил заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Сочинский отдел филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом.
Согласно п. 6 ст. 226 КАС РФ, лица участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащих образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах, в порядке п. 6 ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Суд, заслушав пояснения заявителя, изучив материалы гражданского дела и исследовав доказательства по указанному делу, считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализаций законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования спора.
Как видно из материалов дела, Минасян С. В. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, площадью 370 кв.м., с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес).
Право собственности на указанный земельный участок возникло у Минасян С. В. на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от 12.01.2006г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии (Номер) от (Дата).
С целью уточнения границ земельного участка по фактическому пользованию Минасян С.В. обеспечила изготовление межевого плана на земельный участок с кадастровым номером (Номер) в соответствии с установленными ограждениями.
Далее Минасян С.В. с целью привести границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством по их фактическому пользованию обратилась в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером (Номер).
Органом кадастрового учета было отказано о внесении соответствующих изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером (Номер), в связи с тем, что площадь уточняемого земельного участка увеличилась на величину более чем десять процентов площади.
Правомерность осуществления землеустроительных работ в части увеличения площади земельного участка с кадастровым номером (Номер) подтверждается заключением кадастрового инженера, где установлено, что межевой план оформлен в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка и его площади с кадастровым номером (Номер), данный земельный участок расположен в границах кадастрового квартала с кадастровым номером (Номер).
Кадастровым инженером Р. был проведен комплекс работ по межеванию земельного участка. Измерения проводились в сложившихся границах огороженного земельного участка. По результатам кадастровых работ фактическая площадь межуемого земельного участка составила 857кв.м, по сведениям ГКН-370кв.м, вид разрешенного использования-для индивидуального жилищного строительства.
Фактическое местоположение границ на местности подтверждают природные объекты и объекты искусственного происхождения, а именно:
-участки границы-н1-н2-кустарник естественного происхождения, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ч.3 ст.39 Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007г. и ст.6 ЗК РФ: земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке;
-участки границы-н2-н3,н3-2-бетонный забор, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. и ст.6 ЗК РФ; земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке;-участки границы-2-3- существующая часть здания, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007г. и ст.6 ЗК РФ: земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке;
-участки границы -3-н4,н4-н5,н5-н6-бетонный забор, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. и ст.6 ЗК РФ; земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке;
-участки границы-н6-н7,н7-н8,н8-н1-цветная клумба искусственного происхождения, согласование с землями общего пользования не проводилось, согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. и ст.6 ЗК РФ; земли общего пользования не являются земельными участками, то есть не имеют границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии с п.9 ст.38 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения (колодца) позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 70.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 «412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», (далее-Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
В связи с этим невозможно сформировать межевой план для сдачи его в орган кадастрового учета, поскольку кадастровый инженер Ревякина Л.Р. несет персональную ответственность за представляемые сведения.
Абрисы межевых знаков не выполнялись, т.к. отсутствуют в радиусе 40м три долговременных, четко опознаваемых объектов местности (элементов зданий, строений, сооружений, опор линий электропередач и т.п.) (согласно п.87 Приказа МЭР РФ от 24.11.2008г. №412).
Возражения при согласовании границ не заявлены. Права и интересы смежных землепользователей и заинтересованных лиц при проведении кадастровых работ не нарушены.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Далее - Закон о кадастре), кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, то для исправления согласно ст. 22 Закона о кадастре в орган кадастрового учета необходимо представить межевой план.
В соответствии с пунктом 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) предусмотрена возможность уточнения местоположения границ и площади земельного участка при условии, что определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований площадь земельного участка не превышает площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН. В ином случае принимается решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета (пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре).
Исходя из анализа норм Закона о кадастре, следует, что уточнение местоположения границы земельного участка возможно в случаях:
отсутствия в ГКН сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
если содержащиеся в ГКН координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения либо не позволяют однозначно определить (восстановить) положение характерных точек границ на местности;
исправления ошибок в местоположении границ земельного участка.
Данная позиция также изложена в письмах Минэкономразвития России от 07.10.2009 N Д23-3282, от 28.09.2009 N Д23-3146, от 29.07.2009 N Д23-2474.
Таким образом, если содержащиеся в ГКН сведения о местоположении границ указанного в обращении земельного участка соответствуют одной из перечисленных выше ситуаций, то правообладатель имеет право внести уточнение в такие сведения.
Срок, в течение которого правообладатель земельного участка может осуществить проведение кадастровых работ и подачу заявления на государственный кадастровый учет, законом не ограничен.
Пунктом 1 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно Решения Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 года №202 (ред. От 10.12.2015 года) «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, составляет для индивидуального жилищного строительства – от 300—до 700 кв.м.
Учитывая изложенное, площадь указанного земельного участка не превышает площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН, на величину более чем предельный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Исходя из анализа норм Закона о кадастре, полагаем, что уточнение местоположения границы земельного участка возможно в случаях отсутствия в ГКН сведений о координатах характерных точек границы земельного участка.
Таким образом, если содержащиеся в ГКН сведения о местоположении границ указанного в обращении земельного участка соответствуют указанной выше ситуации, то правообладатель имеет право внести уточнение в такие сведения.
При таких обстоятельствах, отказ в проведении государственного кадастрового учета изменений, как в части уточнения номера участка, так и формировании его границ с увеличением площади с учетом естественных границ и границ смежных участков, является незаконным и нарушающим права заявителя.
Исходя из вышеизложенного, согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежит земельный участок общей площадью 857 кв.м. по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес).
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования спора.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление Минасян С. В. об оспаривании решения филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Пунктом 9 ст. 227 КАС РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившее определенное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 218-228 КАС РФ, суд,
решил:
Признать административное исковое заявление Минасян С. В. законным и обоснованным.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, согласно межевого плана от 04 апреля 2016 года, выполненного кадастровым инженером Р., произвести кадастровый учет изменения земельного участка с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес) и выдать кадастровую выписку земельного участка общей площадью 857 кв.м.
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП на земельный участок категория земель: земли населенных пунктов – индивидуальное жилищное строительство с кадастровым номером (Номер), находящегося по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес) и выдать свидетельство о праве собственности на земельный участок общей площадью 857 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: