ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3504/2021 от 15.12.2021 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

№ 2а-3504/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2021 г. г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего – судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Щербаковой М.Е., с участием представителя административного истца - ст. помощника Кстовского городского прокурора Чирковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кстовского городского прокурора к Сельскому совету Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным длительного бездействия, выразившегося в неприведении Устава МО «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствие с Федеральным законом от (дата обезличена) №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возложении обязанности привести Устав МО «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствие с ФЗ от (дата обезличена) №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем разработки проекта Устава в новой редакции и обеспечения его опубликования для проведения обсуждений в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, принятия Устава в новой редакции на ближайшем заседании Сельского совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области после окончания общественных обсуждений его проекта, регистрации и опубликования в установленном законом порядке,

УСТАНОВИЛ:

Кстовский городской прокурор обратился в суд с настоящим административным иском, который мотивируют следующим.

Кстовской городской прокуратурой проведен анализ деятельности органов местного самоуправления Кстовского муниципального района по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством. В обоснование требований ссылаются на положения ч. 1 ст. 44, ч. 9 ст. 44 Федерального закона 3131-ФЗ, и указывают, что Устав Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района принят решением Большемокринского сельского Совета Кстовского района от (дата обезличена)(номер обезличен). С момента принятия Устава и до настоящего времени федеральным и региональным законодателем издано большое количество законодательных актов, содержащих новые либо изменяющие существующие нормы общих принципов организации местного самоуправления, касающихся в том числе вопросов, подлежащих закреплению в уставах муниципальных образований. В настоящее время Устав Большемокринского сельсовета не соответствует требованиям федерального и регионального законодательства. Определения вопросов местного значения, закрепленных в п.п. 5, 17, 18, 19, 22 ст. 5 Устава, не соответствуют положениям п. 5, 18, 19, 20, 27 ч.1, ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, поскольку изменения в Устав в соответствии с Федеральными законами от 11.06.2021 г. №170-ФЗ, от 31.12.2017 г. №503-ФЗ, от 29.12.2017 г. №463-ФЗ, от 02.08.2019 г. №283-ФЗ в указанные пункты не внесены.

Права органов местного самоуправления, определенные ст. 6 Устава, также не соответствуют ст. 14.1 Федерального закона 3131-ФЗ. Так, положения п. 12 ст. 6 Устава не соответствуют положениям п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона №131-ФЗ, положения п.п. 17,18,19 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона №131-ФЗ, введенные Федеральными законами от 29.07.2018 г. №244-ФЗ, 20.07.2020 г. №241-ФЗ, от 29.12.2020 г. №464-ФЗ не отражены.

Пункт 4.1 ч. 1 ст. 7 Устава содержит норму, утратившую силу в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 г. №87-ФЗ.

Часть 2 ст. 12 Устава, регулирующая вопросы правомочности схода граждан, не соответствует ч. 2 ст. 25 Федерального закона №131-ФЗ.

Федеральным законом от 20.07.2020 г. №236-ФЗ в Федеральный закон №131-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми введена новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления –Инициативные проекты, однако соответствующие изменения в Устав не внесены, возможность участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме инициативных проектов не закреплена, ст.ст. 14,19 Устава положениями в связи с внесенными Федеральным законом от 20.07.2020 г. №236-ФЗ, предусматривающими право органов территориального общественного самоуправления и старост населенных пунктов участвовать в обсуждении инициативных проектов и быть инициатором проекта, ст. 16 Устава в части возможности проведении схода граждан для обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, ст. 17 Устава в части проведения опроса граждан по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта, не дополнены.

Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов в соответствии со ст. 56.1 Федерального закона №131-ФЗ Уставом не предусмотрено.

Часть 2 ст. 15 устава не соответствует ч. 2 ст. 28 Федерального закона №131-ФЗ в части перечня лиц, имеющих право инициативы проведения публичных слушаний, порядка их назначения, не приведена в соответствие с Федеральным законом от 01.07.2021 г. №289-ФЗ ч. 4 ст. 15 Устава.

Статьей 25 Устава до настоящего времени не закреплены положения, касающиеся гарантий депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, в части сохранения за ними места работы (должности); порядка проведения встреч депутатов с избирателями.

Не закреплены положения, касающиеся порядка принятия решения о применении к депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления мер ответственности и порядка опубликования в средствах массовой информации сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ч.ч.7.3-1, 7.3-2,7.4 ст. 40 Федерального закона 3131-ФЗ, введенные Федеральными законами от 26.07.2019 г. №228-ФЗ, от 03.04.2017 г. №64-ФЗ).

Ограничения и запреты для главы местного самоуправления, закрепленные ч. 11 ст. 27 Устава, не соответствуют ч.7 ст. 40 Федерального закона 3131-ФЗ, изменения в которую внесены Федеральным законом от 16.12.2019 г. №432-ФЗ.

Федеральным законом от 30.04.2021 г. №116-ФЗ внесены изменения в п. 7 ч.10 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, однако изменения в п. 7 ч.7 ст. 25 Устава не внесены.

Статьей 2 Федерального закона от 08.12.2020 г. №411-ФЗ внесены изменения в абз. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ в части порядка опубликования Устава муниципального образования, однако ч. 6 ст. 36 Устава в соответствие с законом не приведена.

Часть 3 ст. 37 Устава требует приведение в соответствие с изменениями, внесенными в ч.ч. 4,5 ст. 46 Федерального закона 3131-ФЗ, федеральными законами от 11.06.2021 г. №170-ФЗ, от 09.11.2020 г. №363-ФЗ

Согласно ч.1,2 ст. 43 Федерального закона 3131-ФЗ устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.

Однако наличие в Уставе положений, не соответствующих требованиям федерального и регионального законодательства, препятствует реализации положений, закрепленных в ст. 43 Федерального закона№131-ФЗ, не может обеспечить соблюдение законности и общих принципов местного самоуправления на территории муниципального образования, а также нарушает права жителей Большемокринского сельского совета, в том числе право на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления.

В административном иске просят признать незаконным длительное бездействие, выразившееся в не приведении Устава МО «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возложить обязанность привести Устав МО «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствие с ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем разработки проекта Устава в новой редакции и обеспечения его опубликования для проведения обсуждений в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, принятия Устава в новой редакции на ближайшем заседании Сельского совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области после окончания общественных обсуждений его проекта, регистрации и опубликования в установленном законом порядке.

Представитель административного истца в судебном заседании на иске настаивал, согласно доводов административного искового заявления.

Представители административных ответчиков, иных заинтересованных лиц в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.

Суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 44, уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Частью 2 ст. 44 указанного Федерального закона определено, что Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 9 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ, приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Судом установлены и материалами дела подтверждается следующее.

Кстовской городской прокуратурой проведен анализ деятельности органов местного самоуправления Кстовского муниципального района по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством. В обоснование требований ссылаются на положения ч. 1 ст. 44, ч. 9 ст. 44 Федерального закона 3131-ФЗ, и указывают, что Устав Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района принят решением Большемокринского сельского Совета Кстовского района от (дата обезличена)(номер обезличен). С момента принятия Устава и до настоящего времени федеральным и региональным законодателем издано большое количество законодательных актов, содержащих новые либо изменяющие существующие нормы общих принципов организации местного самоуправления, касающихся в том числе вопросов, подлежащих закреплению в уставах муниципальных образований. В настоящее время Устав Большемокринского сельсовета не соответствует требованиям федерального и регионального законодательства. Определения вопросов местного значения, закрепленных в п.п. 5, 17, 18, 19, 22 ст. 5 Устава, не соответствуют положениям п. 5, 18, 19, 20, 27 ч.1, ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, поскольку изменения в Устав в соответствии с Федеральными законами от 11.06.2021 г. №170-ФЗ, от 31.12.2017 г. №503-ФЗ, от 29.12.2017 г. №463-ФЗ, от 02.08.2019 г. №283-ФЗ в указанные пункты не внесены.

Права органов местного самоуправления, определенные ст. 6 Устава, также не соответствуют ст. 14.1 Федерального закона 3131-ФЗ. Так, положения п. 12 ст. 6 Устава не соответствуют положениям п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона №131-ФЗ, положения п.п. 17,18,19 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона №131-ФЗ, введенные Федеральными законами от 29.07.2018 г. №244-ФЗ, 20.07.2020 г. №241-ФЗ, от 29.12.2020 г. №464-ФЗ не отражены.

Пункт 4.1 ч. 1 ст. 7 Устава содержит норму, утратившую силу в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 г. №87-ФЗ.

Часть 2 ст. 12 Устава, регулирующая вопросы правомочности схода граждан, не соответствует ч. 2 ст. 25 Федерального закона №131-ФЗ.

Федеральным законом от 20.07.2020 г. №236-ФЗ в Федеральный закон №131-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми введена новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления –Инициативные проекты, однако соответствующие изменения в Устав не внесены, возможность участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме инициативных проектов не закреплена, ст.ст. 14,19 Устава положениями в связи с внесенными Федеральным законом от 20.07.2020 г. №236-ФЗ, предусматривающими право органов территориального общественного самоуправления и старост населенных пунктов участвовать в обсуждении инициативных проектов и быть инициатором проекта, ст. 16 Устава в части возможности проведении схода граждан для обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, ст. 17 Устава в части проведения опроса граждан по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта, не дополнены.

Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов в соответствии со ст. 56.1 Федерального закона №131-ФЗ Уставом не предусмотрено.

Часть 2 ст. 15 устава не соответствует ч. 2 ст. 28 Федерального закона №131-ФЗ в части перечня лиц, имеющих право инициативы проведения публичных слушаний, порядка их назначения, не приведена в соответствие с Федеральным законом от 01.07.2021 г. №289-ФЗ ч. 4 ст. 15 Устава.

Статьей 25 Устава до настоящего времени не закреплены положения, касающиеся гарантий депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, в части сохранения за ними места работы (должности); порядка проведения встреч депутатов с избирателями.

Не закреплены положения, касающиеся порядка принятия решения о применении к депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления мер ответственности и порядка опубликования в средствах массовой информации сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ч.ч.7.3-1, 7.3-2,7.4 ст. 40 Федерального закона 3131-ФЗ, введенные Федеральными законами от 26.07.2019 г. №228-ФЗ, от 03.04.2017 г. №64-ФЗ).

Ограничения и запреты для главы местного самоуправления, закрепленные ч. 11 ст. 27 Устава, не соответствуют ч.7 ст. 40 Федерального закона 3131-ФЗ, изменения в которую внесены Федеральным законом от 16.12.2019 г. №432-ФЗ.

Федеральным законом от 30.04.2021 г. №116-ФЗ внесены изменения в п. 7 ч.10 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, однако изменения в п. 7 ч.7 ст. 25 Устава не внесены.

Статьей 2 Федерального закона от 08.12.2020 г. №411-ФЗ внесены изменения в абз. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ в части порядка опубликования Устава муниципального образования, однако ч. 6 ст. 36 Устава в соответствие с законом не приведена.

Часть 3 ст. 37 Устава требует приведение в соответствие с изменениями, внесенными в ч.ч. 4,5 ст. 46 Федерального закона 3131-ФЗ, федеральными законами от 11.06.2021 г. №170-ФЗ, от 09.11.2020 г. №363-ФЗ.

Согласно ч.1,2 ст. 43 Федерального закона 3131-ФЗ устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.

Суд приходит к выводу о нарушении прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», поскольку наличие в Уставе положений, не соответствующих требованиям федерального и регионального законодательства, препятствует реализации положений, закрепленных в ст. 43 Федерального закона№131-ФЗ, не может обеспечить соблюдение законности и общих принципов местного самоуправления на территории муниципального образования, а также нарушает права жителей Большемокринского сельского совета, в том числе право на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления.

Доказательств для иных выводов не представлено и в материалах дела не имеется.

Глава местного самоуправления ФИО1 представил возражения на иск, в которых указал следующее.

В соответствии с положениями Закона Нижегородской области №137-З «О преобразовании муниципальных образований Кстовского муниципального района Нижегородской области» от 25.11.2021 г. сельские поселения, в том числе Большемокринский сельский совет, преобразовываются путем объединения в Кстовский муниципальный округ Нижегородской области. Днем образования Кстовского муниципального округа является вступление в силу закона, то есть по истечении 10 дней с момента его официального опубликования. Закон Нижегородской области №137-З официально опубликован 10.12.2021 г. в силу норм действующего законодательства, решение суда должно быть исполнимым. Правовых и материальных оснований для удовлетворения иска в настоящее время не имеется, как и не имеется какого-либо существенного публичного интереса во внесении изменений в Устав сельского поселения, утратившего правоспособность, в связи с чем, просил в иске отказать.

Между тем, суд находит указанные доводы несостоятельными и не принимает их во внимание, по следующим основаниям.

Так, действительно, Законом Нижегородской области от 10 декабря 2021 г. №137-ФЗ «О преобразовании муниципальных образований Кстовского муниципального района Нижегородской области» предусмотрено объединение всех поселений, входивших в состав Кстовского муниципального района Нижегородской области, в одно муниципальное образование, с наделением его статусом муниципального округа с наименованием - Кстовский муниципальный округ Нижегородской области.

Согласно статье 7 Закона Нижегородской области №137-З он вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением частей 2-8 статьи 3 указанного Закона.

Закон Нижегородской области №137-З опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru,13 декабря 2021г.

Статьей 4 Закона Нижегородской области №137-З установлено, что до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Кстовский муниципальный округ Нижегородской области полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на территории, в том числе сельского поселения Большемокринский сельсовет, осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории.

Полномочия представительного органа сельского поселения Большемокринский сельсовет прекращаются сор дня первого заседания Совета депутатов Кстовского муниципального округа Нижегородской области.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Нижегородской области №137-З, выборы в Совет депутатов Кстовского муниципального округа Нижегородской области первого созыва должны быть проведены не позднее чем через один год со дня вступления в силу данного закона.

В настоящее время дата проведения выборов в Совет депутатов Кстовского муниципального округа Нижегородской области первого созыва неизвестна.

Частью 5 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Учитывая изложенное, до дня первого заседания Совета депутатов Кстовского муниципального округа Нижегородской области решение о внесении изменений в устав Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области должно приниматься сельским Советом Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области и направляться на государственную регистрацию в территориальный орган Министерства юстиции РФ.

Таким образом, изложенное выше свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», в том числе нарушает права жителей Большемокринского сельского совета, в том числе право на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления.поскольку наличие в Уставе положений, не соответствующих требованиям федерального и регионального законодательства, препятствует реализации положений, закрепленных в ст. 43 Федерального закона№131-ФЗ, не может обеспечить соблюдение законности и общих принципов местного самоуправления на территории муниципального образования.

Доказательств, которые бы давали суду основания для иных выводов, не представлено и в материалах дела не имеется.

В связи с чем, административный иск Кстовского городского прокурора о признании незаконным длительного бездействия, выразившегося в неприведении Устава МО «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подлежит удовлетворению.

Принятие правовосстановительной меры в виде возложения на административного ответчика обязанности привести Устав МО «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствие с ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем разработки проекта Устава в новой редакции и обеспечения его опубликования для проведения обсуждений в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, принятия Устава в новой редакции на ближайшем заседании Сельского совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области после окончания общественных обсуждений его проекта, регистрации и опубликования в установленном законом порядке, является исполнимой в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, данная мера направлена на восстановление нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области».

В связи с чем, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя в данной части также не имеется.

При таких обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм, суд находит заявленные требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Кстовского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», к Сельскому совету Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным длительного бездействия, выразившегося в неприведении Устава МО «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возложении обязанности привести Устав МО «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствие с ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем разработки проекта Устава в новой редакции и обеспечения его опубликования для проведения обсуждений в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, принятия Устава в новой редакции на ближайшем заседании Сельского совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области после окончания общественных обсуждений его проекта, регистрации и опубликования в установленном законом порядке, удовлетворить.

Признать незаконным длительное бездействие Сельского совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в не приведении Устава МО «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязать Сельский совет Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области привести Устав МО «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем разработки проекта Устава в новой редакции и обеспечения его опубликования для проведения обсуждений в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, принятия Устава в новой редакции на ближайшем заседании Сельского совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области после окончания общественных обсуждений его проекта, регистрации и опубликования в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд Нижегородской области.

Судья Кравченко Е.Ю.