ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3507/2021 от 16.02.2022 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-615/2022

УИД 18RS0005-01-2021-005266-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2022 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Храмова А.В.,

при секретаре судебного заседания Степановой Е.Н.,

с участием :

представителя административных ответчиков ФИО1, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица ФИО2 - ФИО3, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Управлению ФССП РФ по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю Устиновского РОСП г. Ижевска ФИО5, старшему судебному приставу Устиновского РОСП г. Ижевска ФИО6 о признании незаконными действий и постановления о расчете задолженности по алиментам,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с административным иском об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Устиновского РОСП г. Ижевска ФИО5, УФССП России по УР, связанных с вынесением ДД.ММ.ГГГГ постановления о расчете задолженности по алиментам по исполнительному производству -ИП.

Требования мотивированы тем, что в рамках находящегося в производстве Устиновского РОСП г. Ижевска исполнительного производство -ИП о взыскании с него алиментов на содержание несовершеннолетних детей в размере 1/3 части доходов ежемесячно, судебный пристав-исполнитель Устиновского РОСП <адрес> ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ вынесла постановление о расчете задолженности по алиментам, в соответствии с которым задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год составила 6966,36 руб. Административный истец считает расчет судебного пристава неверным, поскольку он произведен исходя из размера полученного им имущественного вычета, который представляет собой льготу для налогоплательщика, и не включен в утверждённый постановлением Правительства № ДД.ММ.ГГГГ перечень видов заработка и доходов, с которых следует удерживать алименты на содержание несовершеннолетних детей. В связи с этим, административный истец просил суд признать незаконным действия судебного пристава-исполнителя Устиновского РОСП г. Ижевска ФИО5 по вынесению постановления о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца дополнил исковые требования и просил также признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Устиновского РОСП УФССП по УР ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен старший судебный пристав Устиновского РОСП г. Ижевска ФИО6

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного заседания не просил.

Представитель административного истца ФИО7, ранее принимавшая участие в рассмотрении дела и поддержавшая требования, изложенные в административном иске, считая расчет задолженности произведенным незаконно, поскольку сумма имущественного вычета не подлежит включению в расчет при исчислении подлежащих уплате алиментов, в судебное заседание также не явилась.

В судебном заседании представитель административных ответчиков судебного пристава-исполнителя Устиновского РОСП УФССП по УР ФИО5, начальника Устиновского РОСП г. Ижевска - старшего судебного пристава ФИО6 – ФИО1 административный иск не признала.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Устиновского РОСП УФССП по УР ФИО5, старший судебный пристав Устиновского РОСП г. Ижевска ФИО6, представитель УФССП России по УР в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФИО2 – ФИО3 иск не признала, полагая, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку имущественный вычет является видом дохода, с которого должны удерживаться алименты на несовершеннолетних детей.

Заинтересованное лицо - ФИО2, являющаяся взыскателем по исполнительному производству -ИП, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

В соответствии с ч. 6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие указанных участников процесса.

Рассмотрев административное исковое заявление, заслушав доводы представителя ответчиков ФИО1, заинтересованного лица ФИО2, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Часть 1 ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину право оспорить в суде решение, действие (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст.226 ч.8 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Исходя из вышеуказанных норм закона административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц, обладающих государственными или иными публичными полномочиями, и указать способ их восстановления.

В силу ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что административное исковое заявление подано в суд с соблюдением установленного ч.3 ст.219 КАС РФ срока. Как указано административным истцом в исковом заявлении, оспариваемое действие судебного-пристава исполнителя и иных должностных лиц Управления ФССП РФ по УР совершено ДД.ММ.ГГГГ, и на момент обращения в суд с настоящим административным иском – ДД.ММ.ГГГГ, срок для обжалования оспариваемого действия административным истцом не пропущен.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, полагая, что нарушены его права должника по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем Устиновского РОСП <адрес> ФИО5, вынесшим постановление о расчете задолженности по алиментам, с нарушением требований закона, поскольку в данном постановлении расчет произведен исходя из дохода, к которому судебный пристав приравнял имущественный вычет, который, по мнению административного истца, не относится к видам дохода, с которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей.

Возражая против иска, представитель ответчиков ФИО1 пояснила, что при вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам судебным приставом – исполнителем Устиновского РОСП г.Ижевска ФИО5 учтены положения Постановления Правительства от 02.11.2021 № 1908 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ», согласно которому имущественные вычеты включены в перечень доходов, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, полагая в связи с этим, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку права административного истца нарушены не были. Считает, что при вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам судебным приставом- исполнителем нарушений действующего законодательства не допущено, расчет произведён в связи с обращением взыскателя ФИО2 и с учетом имеющихся в распоряжении судебного пристава-исполнителя сведений о доходах должника ФИО4

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Далее – Закон № 229-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Согласно ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Статьей 5 Закона № 229-ФЗ установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В судебном заседании установлено, что Устиновским РОСП <адрес>ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с ФИО4 в пользу ФИО2 алиментов на содержание несовершеннолетних детей в размере 1/3 доходов ежемесячно. Исполнительное производство возбуждено на основании заявления ФИО2 и исполнительного листа № ФС 035200610 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Устиновским районным судом <адрес>. Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП окончено в связи с установлением места работы должника ФИО8 и направлением исполнительного листа по месту получения дохода должником.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего судебного пристава Устиновского РОСП <адрес> ФИО6 постановление об окончании исполнительного производства -ИП отменено, исполнительное производство возобновлено с присвоением регистрационного номера 232209/21/18018-ИП. Копия постановления вручена должнику ФИО4 под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным в материалы дела сведениям МИФНС России по УР ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ получен имущественный вычет в размере 41343 руб. за 2020 год.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО5, на основании представленных налоговой службой сведений о предоставлении ФИО4 имущественного вычета произведен расчет задолженности по алиментам на несовершеннолетних детей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ определена сумма задолженности в размере 6966,36 руб. Копия постановления вручена должнику ФИО4 под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 82 СК РФ установлено, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых удерживаются алименты, взыскиваемые на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 СК РФ, определяются Правительством РФ.

Реализуя делегированное ему полномочие, Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ и подлежащее применению при расчете задолженности по алиментам за 2020 год.

Согласно подп. "е" п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе: с выплат, связанных с условиями труда, в том числе выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенной оплатой труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также с выплат за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, с оплаты сверхурочной работы.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" взыскание алиментов с сумм заработка и иного дохода причитающегося лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного доход налогов в соответствии с налоговым законодательством.

Взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством (абз. 2 п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ, абз. 1 п. 4 Перечня, ч. 1 ст. 99 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

В силу ст. 220 НК РФ налогоплательщик при определении налоговой базы по НДФЛ имеет право на имущественный вычет.

Закрепленное ст. 220 НК РФ право реализовано ФИО4 в виде получения денежных сумм из соответствующего бюджета за 2020 год в размере 41343 руб.

Таким образом, при предоставлении имущественного налогового вычета ФИО4 налогооблагаемая база по НДФЛ фактически уменьшилась, а доход ФИО4, с которого должно производится удержание алиментов, увеличился, поскольку фактически произошел возврат суммы удержанного НДФЛ, с которого удержания алиментов на несовершеннолетних детей не производилось.

С суммы возвращенного ФИО4 имущественного вычета в размере 41343 руб. за 2020 год, начисление алиментов на содержание несовершеннолетних детей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производилось.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П "По делу о проверке конституционности подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина ФИО9", алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментно-обязанное лицо вправе распоряжаться.

Право плательщиков налога на доходы физических лиц на получение имущественного налогового вычета при совершении сделки купли-продажи квартиры закреплено федеральным законодателем в статье 220 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом ни статья 41 названного Кодекса, устанавливающая принципы определения доходов, ни статья 208 данного Кодекса, перечисляя доходы от источников в Российской Федерации и за ее пределами, не указывают имущественный налоговый вычет как доход, на который не может быть обращено взыскание.

Следовательно, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" не содержало исключений на удержание алиментов из получаемых сумм налогового вычета.

Более того, Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ», признано утратившим силу вышеназванное Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" и при этом утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (далее – Перечень). Указанным Перечнем установлено, что удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с заработной платы, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которую получают родители в денежной форме (п. 1).

При этом, согласно пункту 2 Перечня удержание алиментов также производится с иных видов доходов, в том числе с сумм возвращенного налога на доходы физических лиц в связи с получением права на налоговый вычет через работодателей в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с денежных средств, возвращенных после перерасчета налоговой базы с учетом предоставления налоговых вычетов по окончании налогового периода (подпункт «н»).

Пунктом 4 Перечня установлено, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Следовательно, в случае возвращения лицу части дохода, с которого не были исчислены алименты в связи с удержанием их в виде налога до расчета размера алиментов, средства в виде указанного налогового вычета также подлежат включению в состав дохода, из которого производится удержание алиментов на содержание детей.

С учетом изложенного, полученные ФИО4 выплаты в виде имущественного вычета подлежат учету при определении задолженности по уплате алиментов на несовершеннолетних детей и обоснованно включены судебным приставом – исполнителем в расчет задолженности по уплате алиментов, произведенный ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы административного истца о том, что алименты подлежали бы начислению лишь при возвращении налогового вычета работодателем, а не при возврате их налоговым органом основаны на неверном толковании норм права, поскольку имущественный вычет, полученный как через работодателя, так и через налоговый орган имеет одну правовую природу независимо от порядка их фактического получения.

Из положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, заявленные требования административного истца не могут быть удовлетворены в силу того, что отсутствует совокупность условий, при которых исковые требования подлежат удовлетворению, а именно отсутствие предусмотренных п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ оснований для признания незаконными оспариваемых действий и постановления судебного пристава-исполнителя Устиновского РОСП <адрес> УФССП России по УР.

Несогласие ФИО4 с содержанием вынесенного постановления и представленными сведениями в рамках исполнительного производства, не является основанием для вывода о незаконном действии административных ответчиков, а также вынесенного постановления.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства не установлен факт совершения незаконных действий ответчиков, связанных с вынесением ДД.ММ.ГГГГ постановления о расчете задолженности по алиментам по исполнительному производству -ИП.

Равным образом не установлены основания для признания незаконным и вынесенного постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо данных, позволяющих прийти к выводу о неправомерных действиях административных ответчиков, не установлено, таких доказательств в материалах дела не имеется и административным истцом не представлено.

При указанных обстоятельствах, доводы административного истца о незаконных действиях ответчиков, связанных с вынесением ДД.ММ.ГГГГ постановления о расчете задолженности по алиментам по исполнительному производству -ИП и самого постановления от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отклонению, а заявленные требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к судебному приставу-исполнителю Устиновского РОСП УФССП по УР ФИО5, начальнику Устиновского РОСП г. Ижевска - старшему судебному приставу ФИО6, УФССП России по УР о признании незаконным действия и постановления о расчете задолженности по алиментам - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска УР.

Справка: Решение принято судом в окончательной форме 03.03.2022

Судья А.В. Храмов