<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Индустриальный районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Телиной С.А.,
с участием представителя истца помощника <адрес> ФИО1, действующей на основании служебного удостоверения,
при секретаре судебного заседания Привезенцевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Роскомнадзору Российской Федерации о признании информации, размещенной на сайте сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным иском к Роскомнадзору Российской Федерации о признании информации содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обращении решения к немедленному исполнению,указав, что <адрес> в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства осуществлен мониторинг сети Интернет, в ходе которого установлено, что на страницах с адресом <данные изъяты> размещены материалы, содержащие информацию об обмене и покупки «Электронной валюты Bitcoin (биткоин) и ФИО2 (litecoin), представляющей собой виртуальное средство платежа и накопления. Посещение сайтов и указанных страниц свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Как следует из разъяснений Банка России от ДД.ММ.ГГГГ, у виртуальных валют отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты, операции по ним носят спекулятивный характер. В связи с анонимным характером деятельности по выпуску «Виртуальных валют» и их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию ( отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Изучение страниц сайтов с адресами При мониторинге сайтов с адресами <данные изъяты><данные изъяты> установлено, что на них размещена информация содержащая сведения, распространение которых на территории Российской Федерации запрещено, а именно сведения об «электронной валюте Bitcoin (биткоин) и ФИО2 (litecoin), представляющей собой виртуальные средства платежа и накопления. Указанная криптовалюта не обеспечена реальной стоимостью и не содержит информации о её держателях. Оборот биткоинов и лайткоинов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средств платежа за оказанные услуги или предоставленный товар, либо трейдеры обменивающие их на различные валюты ( рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах. Отсутствие в системах криптовалюты или отмена несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалюты вне правового поля не представляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. Процесс выпуска и обращения биткоинов полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства, что противоречит Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации» ФЗ№. Доступ к страницам сайта, где размещен вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере. Согласно сведениям из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доступ к сайтам: <данные изъяты> не ограничен. Просят требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца помощник <адрес> ФИО1 требования поддержала, просила, признать информацию, размещенной на сайтах сети «Интернет» <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обратитьь решение к немедленному исполнению.
Представитель административного ответчика Роскомнадзор РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, представили отзыв на административный иск с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных исковых требований на предмет спора Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу в судебное заседание не явился о причинах не явки не сообщил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования на предмет спора в соответствии со ст.150 КАС РФ.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
П. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно ч. 6 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность, запрещено.
Из разъяснений Банка России от ДД.ММ.ГГГГ, у виртуальных валют отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты, операции по ним носят спекулятивный характер. В связи с анонимным характером деятельности по выпуску «Виртуальных валют» и их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию ( отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации( отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулируются отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.
При этом за нарушение данного законодательства предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, а именно ст.15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; ст. 174 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем.
На выявленном интернет сайтах <данные изъяты> размещена информация содержащая сведения, распространение которых на территории Российской Федерации запрещено, а именно сведения об «электронной валюте Bitcoin (биткоин) и ФИО2 (litecoin) представляющей собой виртуальное средство платежа и накопления. Указанная криптовалюта не обеспечена реальной стоимостью и не содержит информации о её держателях. Оборот биткоинов и лайткоинов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средств платежа за оказанные услуги или предоставленный товар, либо трейдеры обменивающие их на различные валюты ( рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах. Отсутствие в системах криптовалюты или отмена несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалюты вне правового поля не представляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. Процесс выпуска и обращения биткоинов полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства, что противоречит Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации» ФЗ№.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности обмена и покупки «электронной валюты Bitcoin (биткоин) и ФИО2 (litecoin)».
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
В результате проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, установлен электронный адрес (интернет-ресурс),с помощью которого в свободном доступе для скачивания и дальнейшего ознакомления размещены материалы, содержащие информацию об обмене и покупке «электронной валюты Bitcoin (биткоин) и ФИО2 (litecoin). Информация носит противоправный характер, поскольку предоставление возможности доступа к получению платных услуг, связанных с обменом и покупкой «электронной валюты Bitcoin (биткоин) и ФИО2 (litecoin)», с использованием информационно-телекоммуникационных услуг, сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением информации, связанной с оборотом биткоинов и лайткоинов, операции по которым носят спекулятивный характер, в связи с анонимным характером деятельности по выпуску «виртуальных валют» и их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма. Вход на сайт является свободным и открытым, не требующим предварительной регистрации.
Указанная информация носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости обмена и приобретения «электронной валюты Bitcoin (биткоин) и ФИО2 (litecoin)», побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и/или административных правонарушений, способствует х совершению.
С учетом изложенного, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Настоящее решение является основанием для включения сайта с вышеуказанным адресом в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п.4 ст.265.5 КАС РФ (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 451-ФЗ) решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья С.А. Телина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.