ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3508/2021 от 26.11.2021 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а- 3508/2021

Поступило 30.06.2021

№...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Семенихиной О.Г.,

При секретаре судебного заседания Агариной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новосибирского района к администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконными постановления №... от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», №... от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№... «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», обязании отменить оспариваемые постановления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новосибирского района Новосибирской области обратился в суд с иском к администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконными постановления №... от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», №... от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№... «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», обязании отменить оспариваемые постановления.

В обоснование исковых требований с учетом уточнений указано, что прокуратурой Новосибирской области на постоянной основе в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 года № 195 осуществляется надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.

В результате оценки постановления администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» (в редакции постановления администрации Морского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№...) установлено, что постановление противоречит действующему законодательству.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности на водных объектах.

В соответствии с ч.1 ст.4.1. Закона №68-ФЗ органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу п. «в» ч.2 этой же статьи координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований.

С 09.12.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2015 № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым из вопросов местного значения сельских поселений исключены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.23 ч.1, ч.3, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориях сельских поселений решаются органами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п.8 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», со ст.3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-03 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится только участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальных образованиях на муниципальном уровне создается муниципальным районом.

Проверкой установлено, что постановлением администрации Морского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№... (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ№...) создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утверждено соответствующее положение.

В соответствии с Положением комиссия является постоянно действующим координирующим органом, образованным для обеспечения согласованности действий администрации Морского сельсовета, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность на территории Морского сельсовета при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

Прокуратурой района по результатам изучения постановления ДД.ММ.ГГГГ главе Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области принесен протест.

Согласно ответу администрации Морского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора Новосибирского района от ДД.ММ.ГГГГ отклонен, постановление не отменено.

Действие незаконного постановления администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» (в редакции постановления администрации Морского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№...) нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе права и законные интересы администрации Новосибирского района Новосибирской области, администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

Постановлением администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-па создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Новосибирского района Новосибирской области, утверждено Положение о комиссии. В полномочия комиссии входит рассматривать в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и вносить свои предложения на рассмотрение Главе Новосибирского района (п.2.2.1 Положения), рассматривать прогнозы возможных чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирского района, организация разработки и реализация мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности (п.2.2.3. Положения), обеспечивать согласованность действий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (п.2.1.3 Положения). На основании решений комиссий, принимаемых в соответствии с ее компетенцией, секретарь готовит протоколы решения) комиссии, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и организациями (п.4.12. Положения).

В связи с изданием постановления администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-па утратили силу отдельные положения постановления администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-па «О районном звене территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в соответствии с которым утратили силу также комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований Новосибирского района, порядок их образования, полномочия комиссий на уровне муниципальных образований.

Таким образом, на территории Новосибирского района создана и действует одна комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Новосибирского района Новосибирской области в соответствии с постановлением администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-па, решения которой распространяются на все муниципальные образования Новосибирского района. Решения, принимаемые комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Новосибирского района Новосибирской области, распространяются в том числе на территорию Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Действие одновременно двух комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Новосибирского района Новосибирской области и Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области нарушает законодательство и права администрации Новосибирского района Новосибирской области в части принятия противоречащих решений и неполных мер по защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Морского сельсовета.

Решения, принятые комиссией Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, не будут являться основанием для принятия главой Новосибирского района местного уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации (пп. «б» п.8 ст.4.1. Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Незаконно принятые решения комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, действующей на основании постановления администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№...), распространяются на неопределенный круг лиц, находящихся на территории сельского поселения Морского сельсовета Новосибирского муниципального района Новосибирской области, и могут нарушить права определенного круга лиц в связи с непринятием надлежащих мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

Решения незаконно действующей комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, действующей на основании постановления администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№...), нарушает права и интересы муниципального образования Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, т.к. на основании ее решений были приняты незаконные решения в муниципальном образовании, повлекшие расходы за счет средств из местного бюджета (п.8 Положения, утвержденного постановлением администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...).

Администрацией Морского сельсовета Новосибирского района на протяжении ДД.ММ.ГГГГ годов заключались контракты с единственными поставщиками - Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 и другими исполнителями - на вывоз жидких бытовых отходов жилых многоквартирных домов №...<адрес>. Контракты с ФИО1, ИП фио 1, ИП фио 2, МУП «Ложок» заключались ежемесячно на основании решений комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Морского сельсовета, на которых было рекомендовано заключать договоры с конкретным исполнителем.

В ДД.ММ.ГГГГ году за счет средств местного бюджета на вывоз жидких бытовых отходов с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций было израсходовано 193 200 руб., в ДД.ММ.ГГГГ году - 361920,00 руб., в ДД.ММ.ГГГГ году - 317 000 руб. Расходование денежных средств подтверждается информацией администрации Морского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№....01 1-исх., копиями решений комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Морского сельсовета, копиями заключенных администрацией Морского сельсовета контрактов, копиями платежных поручений.

Действие незаконных постановлений администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», от ДД.ММ.ГГГГ№... «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№... «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, Новосибирского района Новосибирской области и Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 административные исковые требования поддержала по указанным в уточненном иске основаниям.

Представитель административного ответчика- администрации Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ФИО3 административные исковые требования не признал. В обоснование возражений указал, что в соответствии со ст.9 Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с 09.12.2015 из вопросов местного значения сельского поселения исключено осуществление полномочий по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данное полномочие до 09.12.2015 было закреплено за сельскими поселениями на основании п.23 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Однако, полномочие по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, предусмотренное п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3, а также ст.3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» у сельских поселений осталось.

Статьей 5 Устава Морского сельсовета участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения также отнесено к вопросам местного значения Морского сельсовета.

Частью 1 ст. 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

По смыслу ст. 10 Конституции РФ суды не могут вмешиваться в компетенцию органов исполнительной власти, тем более что в полномочия суда не входит определение способов и видов участия администраций сельских поселений в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Законодатель, наделяя администрации сельских поселений полномочиями по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, не указал, какими конкретно способами и, в какой конкретно форме должно осуществляться такое участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Администрация Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области осуществляет это участие, в том числе, посредством деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Удовлетворение предъявленного административного иска явилось бы нарушением конституционного принципа самостоятельного решения вопросов местного значения органом местного самоуправления.

Оспариваемые административным истцом постановления администрации Морского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№... «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» и от ДД.ММ.ГГГГ№... «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№... «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» не противоречат какому-либо нормативному правовому акту.

Принятие законодателем Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не повлияло на деятельность комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Морского сельсовета, поскольку она и до принятия данного закона не была наделена полномочиями по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. «в» ч.2 ст.4.1. Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований.

При этом действующее законодательство не содержит указаний на то, что упомянутые комиссии должны создаваться только на уровне муниципального района.

Действующая в Морском сельсовете комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в соответствии с постановлением главы Морского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№... не наделена властно-распорядительными полномочиями. Задачи и функции комиссии сводятся к обеспечению согласованности действий Администрации Морского сельсовета, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность на территории Морского сельсовета, а также выработке всевозможных предложений и рекомендаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что не умаляет полномочий комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Новосибирского района Новосибирской области.

Решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Морского сельсовета, в связи с отсутствием у комиссии властно-распорядительных полномочий, не могут нарушать и не нарушают права неопределенного круга лиц, права муниципального образования Морской сельсовет или права Администрации Новосибирского района Новосибирской области.

По доводам административного истца о принятых в 2018 и 2019 году комиссией Морского сельсовета решениях об откачке ЖБО указал, что данные решения комиссии были предметом проверки прокуратуры Новосибирского района и Управления Федеральной антимонопольной службы России по Новосибирской области, но не были оспорены или признаны незаконными; если бы данные решения комиссии были признаны неправомерными, то это не означало бы неправомерность существования самой комиссии.

Полагает, что деятельность комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Морского сельсовета осуществляется в полном соответствии с положениями п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3, ст.3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484- 03 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области», п. «в» ч.2 ст.4.1. Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Представитель заинтересованного лица – администрации Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причине неявки не сообщил, не просил об отложении рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 1,3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда, в том числе, нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Основанием для удовлетворения заявления прокурора является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд.

Судом установлено, что администрацией Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области издано постановление №... от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», которым утверждено Положение о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Морского сельсовета, создана Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Морского сельсовета и утвержден ее состав. (...

Постановлением №... от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№... «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», внесены изменения в состав Комиссии. (л.д.10)

В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона иные вопросы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций относятся к вопросам местного значения муниципальных районов.

В силу статьи 4 Закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В соответствии подпунктом "б" пункта 2 статьи 4.1 вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований.

Аналогичное положение содержится в абз.3 пункта 7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Как законом № 68-ФЗ от 21.12.1994, так и вышеприведенным Постановлением Правительства РФ предусмотрена возможность создания Комиссий на уровне любых муниципальных образований, без исключения из их состава муниципальные образования сельского поселения.

Таким образом, Федеральными законами № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", № 68-ФЗ от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления сельского поселения по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и возможность реализации такого участия путем создания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Поэтому, вопреки позиции административного истца, создание Комиссии входит в полномочия администрации Морского сельсовета. При этом, издание администрацией Новосибирского района постановления №...-па от ДД.ММ.ГГГГ постановления «О признании утратившими силу отдельных положений постановления администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-па «О районном звене территориальной подсистемы Новосибирской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», не имеет правового значения для разрешения спора, так как возможность функционирования сельского поселения в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрена на уровне федерального законодательства.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 11 ноября 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.

Часть 3 статьи 4 закона № 68-ФЗ определяет основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые могут быть разбиты в следующие группы:

1) организационно-правовые задачи: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;

2) научно-технические задачи: осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

3) информационные задачи: сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;

4) планово-прогнозные задачи: прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций;

5) основные функциональные задачи: подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

6) материально-технические задачи: создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Методическими рекомендациями органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденными МЧС РФ вопросы участия поселений в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций включают в себя осуществление следующих функций:

-участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

-обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

-организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

-осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии с утвержденным оспариваемым постановлением администрации Морского сельсовета №... от ДД.ММ.ГГГГ Положением о Комиссии, она является координирующим органом, образованным для обеспечения согласованности действий администрации Морского сельсовета, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность на территории Морского сельсовета при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности, постоянно действующей при Главе Морского сельсовета.

Ее основными задачами являются: разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности; обеспечение согласованности действий администраций муниципального образования и организаций Новосибирского района при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-производственной и инженерной инфраструктуры, пострадавших, разрушенных в результате чрезвычайных ситуациях; организация планирования и контроль за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Положением предусмотрены функции Комиссии: рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и при необходимости вносит в установленном порядке главе Морского сельсовета необходимые предложения; разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов администрации Морского сельсовета и иных нормативных документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; рассматривает прогнозы возможных чрезвычайных ситуаций на территории Морского сельсовета, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности; участвует в разработке целевых, а также научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, готовит предложения по их реализации; разрабатывает предложения по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций местного уровня; рассматривает вопросы по организации размещения временно отселяемого (эвакуируемого) населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров в места проживания; организует взаимодействие с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соседних муниципальных образований, органами военного управления, органами управления МЧС России, общественными объединениями по вопросам предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий и обеспечению пожарной безопасности.

Таким образом, полномочия Комиссии сводятся к организационно-правовым, научным, прогнозным функциям. При этом, организационные функции Комиссии соответствуют предусмотренным для сельских поселений вышеуказанными Методическими рекомендациями полномочиям по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следовательно, полномочия созданной комиссии не выходят за пределы предоставленных ей полномочий и сводятся к участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

При этом, материально-технические задачи не отнесены оспариваемыми постановлениями к полномочиям Комиссии администрации Морского сельсовета, поэтому, доводы административного истца о том, что создание комиссии влечет нецелевое использование средств муниципального образования, являются несостоятельными. Доказательств того, что комиссия создана и ее члены осуществляют полномочия на платной основе суду не представлено, из оспариваемых постановлений это не следует.

Ссылка административного истца на незаконность заключения Комиссией договоров на вывоз ЖБО, а также представленные суду договоры, не относятся к предмету рассматриваемого спора. Договоры были заключены не Комиссией, а администрацией Морского сельсовета, и их правовая оценка не влияет на вопросы создания и функционирования Комиссии.

Поскольку оспариваемые нормативные-правовые акты судом признаны соответствующими закону, они не влекут нарушение прав и законных интересов лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд.

При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения требования прокурора не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения.

В окончательной форме решение изготовлено 20.12.2021.

Председательствующий – /подпись/ О.Г.Семенихина