ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3509/2021 от 27.06.2022 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

УИД 76RS0024-01-2021-004930-65

Дело № 2а-846/2022

Мотивированно решение изготовлено 27.06.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2022 года город Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе суда председательствующего судьи Ивахненко Л.А., при секретаре Ивановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мазаева Владимира Игоревича к Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в согласовании перепланировки помещения, обязании согласовать перепланировку и переустройство квартиры,

УСТАНОВИЛ:

Мазаев В.И. обратился в суд с иском к Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в согласовании перепланировки помещения, обязании согласовать перепланировку и переустройство квартиры, просит, с учетом уточнения заявленных требований 27.05.2022:

- признать незаконным отменить распоряжение Территориальной администрации Фрунзенского и Красноперекопского р-онов мэрии г. Ярославля об отказе Мазаеву В.И. в согласовании перепланировки помещения в многоквартирном доме № 538 от 21.09.2021;

- обязать ответчика повторно рассмотреть заявление о перепланировке в соответствии с проектом перепланировки;

Заявленные уточненные исковые требования мотивирует тем, что истец совместно с супругой Мазаевой Светланой Сергеевной и несовершеннолетними Мазаевым Тимофеем Владимировичем и Мазаевым Матвеем Владимировичем являются долевыми собственниками жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: .

В августе 2021 года административным истцом в Территориальную администрацию Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г. Ярославля было подано заявление о согласовании перепланировки в указанной выше квартире и необходимые для рассмотрения заявления документы.

21 сентября 2021 года административным ответчиком было принято распоряжение об отказе в согласовании перепланировки помещения в многоквартирном , указанное распоряжение по приведенным в нем основаниям закону не соответствует, поскольку ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса предусматривает, что для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр представляет заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Истец является собственником жилого помещения, им было подано заявление о перепланировке квартиры, что соответствует требованиям законодательства. Иными собственниками являются супруга Истца и несовершеннолетние дети, в отношении которых указанное заявление подают его законные представители. Согласно ст. 35 Семейного кодекса РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

Совместно с проектом перепланировки квартиры по заказу Истца ООО «Регионпроектстрой» было изготовлено заключение о строительно - технической возможности перепланировки помещений квартиры. Согласно указанному заключению планируемая перепланировка части квартиры не несет изменений в конструктивной схеме здания и не оказывает влияния на несущие способности конструкций перекрытий, покрытия ограждающих конструкций, в том числе внутренних и наружных стен, фундаментов и грунтового основания, не требует разработки проектной документации, не нарушает права третьих лиц и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, не представляет угрозы для жизни и здоровью граждан, соответствует строительным нормам и правилам, действующим на территории РФ.

Таким образом, доводы Ответчика о несоответствие проекта перепланировки требованиям законодательства со ссылкой на п. 1.7.2 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 о запрете перепланировки ведущей к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания не основаны на законе, не подтверждаются ни единым доказательством со стороны Ответчика.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ярославской области», Управление Росреестра по ЯО, Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля.

В судебном заседании административный истец Мазаев В.И. не участвовал, его представитель по доверенности Леванова Е.А. уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Территориальной администрации Фрунзенского и Красноперекопского р-онов мэрии г. Ярославля по доверенности Сердцева Е.Е. в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д.105).

Представитель заинтересованного лица – Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля по доверенности Е.Ю. Смирнова в судебном заседании не участвовала, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила письменный отзыв на иск, в котором в удовлетворении заявленных требований возражала (л.д.109,110)

Заинтересованные лица Управление Росреестра по Ярославской области, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ярославской области», в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав административного истца, представителей административного истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что в соответствии с договором долевого участия в строительстве жилья от 11.12.2019 г. Мазаев В.И., Мазаева С.С., несовершеннолетние Мазаев М.В., Мазаев Т.В. являются долевыми собственниками жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: .

Мазаев В.И. предъявил в Территориальную администрацию Красноперекопского и Фрунзенского р-онов мэрии г. Ярославля заявление о согласовании перепланировки в указанной выше квартире и необходимые для рассмотрения заявления документы.

21 сентября 2021 года административным ответчиком было принято распоряжение об отказе в согласовании перепланировки помещения в многоквартирном указанием следующих оснований:

- п. 1,ч. 1, ст. 27 Жилищного кодекса РФ: непредставление определенных
частью 2 ст. 26 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых с учетом
части 2.1. ст. 26 ЖК РФ возложена на заявителя, а именно отсутствуют заявления по
перепланировке от всех собственников перепланируемого помещения;

- несоответствие проекта перепланировки в многоквартирном доме требованиям законодательства.

На основании пунктов 7, 9.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.

В силу части 2 статьи 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Основания проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и требуемые для этого документы установлены нормами статьи 26 ЖК РФ, согласно которым переустройство (перепланировка) жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (части 1, 5, 6 названной статьи).

Статьей 27 ЖК РФ предусмотрены основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, в том числе в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В соответствии пунктом 1.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконным по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Положениями пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (части 2, 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязательным условием является наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещения невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения предоставляет в орган местного самоуправления, кроме прочего, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса (пункт 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Так, согласно подпунктам "в, г" пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Наличие таких конструкций, подлежащих перепланировке в спорной квартире, в ходе судебного разбирательства не установлено. Требование ответчика о необходимости предоставления расчета нагрузки является неправомерным.

Ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, в том числе стены, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость.

Истцом административному ответчику предъявлен проект перепланировки и переустройства спорной квартиры № 21-1962-АР, выполненный Ярославским отделением Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», от 25.08.2021 г. в соответствии с которым проект перепланировки и переустройства предусматривает, в том числе, демонтаж ненесущей перегородки с дверным блоком между помещениями кухни и коридора, демонтаж ненесущей перегородки между помещениями жилых комнат, установка новых из пеноблоков с устройством ниши со стороны жилой комнаты («французского окна») (л.д.24).

В соответствии с заключением ООО «Регионпроектстрой» от 20.08.2021 г., указанная планируемая перепланировка части квартиры не несет изменений в конструктивной схеме здания и не оказывает влияния на несущую способность конструкций перекрытий, покрытия ограждающих конструкций, в том числе внутренних и наружных стен, фундаментов и грунтового основания, не требует разработки проектной документации, не нарушает права третьих лиц и не превышает предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции, установленные нормативными актами.

Оснований относиться критически к указанным письменным доказательствам у суда оснований не имеется, ООО «Регионпроектстрой» выполняло проектную документацию по строительству указанного жилого дома, что подтверждается разрешением на строительство, выданным Департаментом строительства ЯО 18.12.2015 г. за № 76-301000-723-2015. От проведения по делу судебно-строительной экспертизы стороны отказались.

Кроме того, из показаний главного инженера проектов ООО «Регионпроектстрой» ФИО10, опрошенного судом в качестве свидетеля, следует, что выполняемые работы относятся к перепланировке квартиры, дом является монолитно-каркасным, в котором к несущим конструкциям относится сам каркас здания, состоящий из вертикальных колон и дисков перекрытий, диафрагм жесткостей, состоящих из лестнично-лифтового узла. Наружные стены выполняют ограждающие функции и функции теплозащиты, не являются несущими конструкциями, конструктивно лишены заполнения между дисками перекрытий. Работы по перепланировке квартиры не оказывают на наружные конструкции никакого влияния.

Также из показаний указанного свидетеля следует, что расчет нагрузки, на отсутствие которого ссылается ответчик, в спорных правоотношениях по указанным основаниям не требуется, вследствие отсутствия работ на несущих конструкциях.

Суд соглашается с ссылкой представителя истца в обоснование заявленных требований на ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса согласно которой для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр представляет заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Истец является собственником жилого помещения, им было подано заявление о перепланировке квартиры, что соответствует требованиям законодательства. Иными собственниками являются супруга Истца и несовершеннолетние дети, в отношении которых указанное заявление подают его законные представители. Согласно ст. 35 Семейного кодекса РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

С учетом изложенного суд приходи к выводу о том, что оспариваемое распоряжение органа исполнительной власти требованиям закона не соответствует, подлежит отмене, исковые требования заявлены истцом обоснованно.

Руководствуясь ст.ст 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение Территориальной администрации Фрунзенского и Красноперекопского р-онов мэрии г. Ярославля об отказе Мазаеву Владимиру Игоревичу в согласовании перепланировки помещения по адресу: многоквартирном доме № 538 от 21.09.2021;

Обязать Территориальную администрацию Фрунзенского и Красноперекопского р-онов мэрии г. Ярославля повторно рассмотреть заявление Мазаева Владимира Игоревича о согласовании перепланировки помещения по адресу: многоквартирном доме в соответствии с проектом перепланировки № 21-1962-АР, выполненным Ярославским отделением Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 25.08.2021 г.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Л.А. Ивахненко