ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-350/18 от 17.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-350/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2018 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Лисовской В.В.,

при секретаре Закировой А.Р.,

с участием представителя административного истца Валиевой В.Р., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края - Лахмаковой Т.Г., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Перетягиной Т.В. к Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, старшему государственному инспектору Пермского края в области охраны окружающей среды Камрад В.В., об оспаривании предписания от 23.10.2017,

у с т а н о в и л:

Перетягина Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, с требованиями о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Перетягина Т.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.11.2013. На земельном участке расположены: жилой дом, ограждение, ворота, уборная и загон. Указанные объекты принадлежат административному истцу на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее земельный участок с постройками принадлежали ДАК (бабушке Перетягиной Т.В.) в силу договора мены от ДД.ММ.ГГГГ. Пользование земельным участком и находящимися на нем постройками осуществлялось административным истцом до заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: с 1986 года. 23.10.2017 Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, в лице старшего инспектора в области охраны окружающей среды – Кырчанова Д.В., выдано Постановление о назначении наказания от ДД.ММ.ГГГГ, которым Перетягина Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Также 23.10.2017 Инспекцией выдано предписание об устранении нарушения законодательства путем демонтажа ограждения для обеспечения беспрепятственного доступа к двадцатиметровой береговой полосе. Полагает, что названные постановление и предписание нарушают права и законные интересы административного истца по пользованию земельным участком. Статья 12 Водного кодекса РФ в ред. от 16.11.1995 допускала примыкание находящихся в собственности земельных участков к поверхностным водным объектам. Постановлением Совета Министров РСФСР № 91 от 17.03.1989 года «Об утверждении положения о водоохранных зонах» предоставление земельных участков, в том числе и под индивидуальное жилищное строительство, в водоохранных зонах и прибрежной полосе также не запрещалось. Ограничения введены Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404 «Об утверждении положения о водоохранных зонах объектов и их прибрежных защитных полос», которое в настоящее время действующим не является. При этом в п. 8 данного положения указано, что установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей ил запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом, согласно ч.ч. 6, 7 ст. Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется. В силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок предусмотренные гражданским законодательством земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодеком Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования. Датой вступления в силу ЗК РФ является 30.10.2001 года. Водный кодекс РФ введен в действие 01.01.2007 и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В силу ст. 7 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.Учитывая, что в период использования земельного участка п.8 ст. 27 ЗК РФ, содержащей положение о запрете приватизации береговой полосы, не был введен в действие, он не подлежит применению. Также не содержался запрет на приватизацию береговой полосы в действующем на тот момент Водном кодексе РФ. Действия ответчика напрямую ограничивают правомочия собственника, делают невозможным пользование земельным участком по его назначению. Таким образом, Перетягина Т.В. является обладателем зарегистрированного права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес> и жилым домом, расположенным на данном земельном участке. Пользование участком возникло правомерно и до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, что подтверждается договором дарения от 14.01.1994, в котором указаны размер и местоположение земельного участка. В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Полагает, что нет оснований утверждать, что Перетягиной Т.В. предприняты действия, связанные с нарушением прав неопределенного курага лиц на пользование береговой полосой, в защиту интересов которых и вынесено предписание.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 10.11.2017 в принятии административного искового заявления Перетягиной Т.В. к Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в части требований об обжаловании постановления о назначении административного наказания от 23.10.2017 отказано (л.д. 2).

Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 10.11.2017 о принятии административного искового заявления к производству суда в порядке подготовки дела к судебному разбирательств в соответствии со ст. 221 КАС РФ в качестве соответчика привлечен старший государственный инспектор Пермского края в области охраны окружающей среды Камрад В.В. (л.д. 1).

Административный истец в судебное заседания не явилась, извещена надлежащим образом (л.д. 114).

Представитель административного истца в судебном заседании доводы и требования административного искового заявления поддержала. Ранее в судебном заседании пояснила, что право истца на земельный участок возникло в 1994 году, а пользование земельным участком осуществляется Перетягиной Т.В. с 1986 года. Границы земельного участка никем не оспорены. Забор был возведен в 60-70-е годы, когда действовал Водный кодекс РСФСР, который предусматривал право каждого на пользование земельными участками, примыкающими к поверхности водных объектов. Водный кодекс РФ применяется только к правоотношениям, которые возникли после введения его в действие. Перетягина не была уведомлена о проведении проверки в порядке и сроки, установленные в Приказе от 29.05.2017 об утверждении порядка проверок физических лиц. Ширина береговой полосы составляет более 15 метров. Перетягиной Т.В. неизвестно, каким образом производились замеры, полагает, что замеры были сделаны неверно.

Представитель ответчика Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в судебном заседании доводы и требования административного искового заявления не признала, поддержала письменный отзыв на иск, согласно которому в адрес Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края из прокуратуры Нытвенского района поступило обращение жителя г. Нытва по факту ограничения доступа к водному объекту (пруд на р. Нытва) и его береговой полосе в районе <Адрес>. На основании полученной информации и в соответствии с Приказом «О проведении планового рейдового осмотра (обследования) территории, акваторий водных объектов в Нытвенском районе» от 13.07.2017, должностным лицом Инспекции осуществлено натурное обследование акватории и береговой полосы пруда на реке Нытва в районе ул. Майская в г. Нытва. В ходе осмотра осуществлялась фотосъемка, фиксация геодезических координат, произведено измерение расстояния от ограждения до уреза воды водного объекта. По результатам рейдовых мероприятий составлен акт обследования территории от 13.07.2017. Согласно акту от 13.07.2017 в ходе обследования было установлено, то по ул. Майская вдоль уреза воды пруда на реке Нытва выделены земельные участки. На территории данных земельных участков построены частные дома, ведется подсобное хозяйство. В ходе проведения проверки были установлены факты ограничения доступа в части водного объекта (пруд на р. Нытва) и его 20 метровой береговой полосе общего пользования. По адресу: <Адрес>, на территории земельного участка с кадастровым номером расположен частный дом, земельный участок огорожен по периметру деревянным забором. С юго-западной стороны земельного участка ограждение (деревянный забор высотой около 2 м.) возведено вдоль границы земельного участка и проходит вплотную к урезу воды пруда на р. Нытва. Координаты забора: <Адрес>. Доступ к части водного объекта (пруд на р. Нытва) и его 20 метровой береговой полосе ограничен. Протяженность реки Нытва до устья составляет 67 км., береговая полоса общего пользования для реки составляет 20 метров. Управлением Росреестра по Пермскому краю на запрос Инспекции предоставлена выписка, согласно которой собственником земельного участка с кадастровым номером является Перетягина Т.В. 21.08.2017 в отношении Перетягиной Т.В. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в ходе которого было установлено, что земельный участок находится в собственности Перетягиной Т.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и приобретен на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту приема-передачи земельного участка: на земельном участке расположен жилой дом. В ходе расследования и на момент составления протокола Перетягиной Т.В. были представлены копии межевого плана земельного участка, градостроительного плана земельного участка, распоряжений администрации Нытвенского муниципального района Пермского края -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт на индивидуальный жилой дом по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. Административный ответчик полагает, что в нарушение ст.ст. 6, 68 Водного кодекса Российской Федерации Перетягина Т.В. не соблюдает условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (пруд на реке Нытва) и его двадцатиметровой береговой полосе на территории земельного участка путем размещения в береговой полосе водного объекта общего пользования ограждения. Ограждение в виде забора создает препятствие для свободного прохода к объекту общего пользования и нарушает права граждан, предусмотренные ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ. Забор препятствует доступу граждан в зону береговой полосы. Перетягина Т.В. обязана соблюдать требования водоохранного законодательства. Между тем, Перетягина Т.В. не соблюдает условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его двадцатиметровой береговой полосе на территории земельного участка путем размещения на береговой полосе водного объекта общего пользования ограждения. Доказательствами вины Перетягиной Т.В. являются: протокол об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 09.10.2017 и другие материалы. Законом установлен открытый доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (л.д. 64-66). В судебном заседании представитель административного ответчика дополнительно пояснила, что Приказ от 29.05.2017 об утверждении порядка проверок физических лиц в рассматриваемом случае неприменим, поскольку проверка проводилась на основании обращения гражданина, направлена в адрес инспекции прокуратурой Нытвенского района.

Административный ответчик старший государственный инспектор Пермского края в области охраны окружающей среды Камрад В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил в суд письменный отзыв на иск, в котором указал, что предписание выдано Перетягиной Т.В. законно и обоснованно. В связи с поступлением информации об административном правонарушении из прокуратуры г. Нытва Пермского края, должностным лицом государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края на основании приказа руководителя «О проведении планового (рейдового) осмотра (обследования) территории, акваторий водных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ осуществлено натурное обследование акватории и береговой полосы пруда на реке Нытва в районе ул. Майская в г. Нытва. В ходе мероприятия было выявлено нарушение Перетягиной Т.В. и рядом других лиц водного законодательства, выразившегося в необеспечении гражданам свободного доступа к водному объекту общего пользования, и возбуждено производство по делу об административном правонарушении. Поскольку выездной рейд не предполагает выявление нарушений при взаимодействии с ИП, юридическими лицами в соответствии с положениями ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ, полученные при проведении проверок в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях доказательства нельзя признать недопустимыми и несоответствующими требованиям законодательства. Кроме того, положения ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ не распространяются на взаимодействие органов государственного (муниципального) контроля и граждан. Таким образом, процедура выдачи предписания от 23.10.2017 Инспекцией соблюдена. Согласно данным государственного водного реестра протяженность реки Нытва от истока до устья составляет 67 км., в связи с чем береговая полоса общего пользования для реки Нытва составляет 20 метров. Согласно Публичной кадастровой карте граница земельного участка Перетягиной Т.В. находится на расстоянии 4 метров от границы водного объекта. Просит оставить без удовлетворения требования административного искового заявления Перетягиной Т.В.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, материалы административного дела в отношении Перетягиной Т.В., суд считает, что требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если он полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу Положения о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 16 апреля 2012 года N 212-п, Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (далее - Инспекция) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный экологический надзор, который включает в себя: государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области охраны водных объектов. Инспекция является органом управления системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Пермском крае.

Основные функции Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края определены в разделе III Положения о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 16 апреля 2012 года N 212-п, к которым, в частности отнесены осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору; осуществление мероприятий по контролю при патрулировании водных объектов в целях выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и незаконного использования водных объектов и территории их водоохранных зон, а также в целях участия в обеспечении мер по устранению последствий выявленных нарушений; рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан, ведет прием граждан, принимает меры по устранению указанных гражданами нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, охраны и использования водных объектов.

Инспекция в установленном законодательством порядке в рамках своей компетенции по государственному экологическому надзору имеет право организовывать и проводить проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что 23.06.2017 на имя прокурора Нытвенского района поступило заявление граждан с просьбой провести проверку по факту перекрытия пляжной территории пруда по <Адрес>. Указано, что ранее на данном пруду граждане купались и загорали (материалы дела об административном правонарушении).

30.06.2017 заместителем прокурора Нытвенского района обращение граждан по вопросу самовольного захвата береговой линии было направлено Начальнику Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края для разрешения и принятия мер (материалы дела об административном правонарушении).

Начальником Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края 13.07.2017 издан приказ о проведении планового рейдового осмотра (обследования) территории, акватории водных объектов в Нытвенском районе, утверждено содержание планового (рейдового) задания при проведении планового рейдового осмотра, обследования акватории.

Согласно утвержденному содержанию планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования акватории задачами планового (рейдового) осмотра, обследования являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений отдельных требований законодательства об охране окружающей среды в рамках основания проведения планового (рейдового) осмотра, обследования. Сроки проведения плавного (рейдового) осмотра, обследования установлены с 13 по 31 июля 2017 года. Перечень мероприятий включает в себя: визуальный осмотр района (маршрута, территории, транспортного средства), отбор проб (при необходимости), применение фото (видео) фиксации, иные мероприятия при осуществлении которых не требуется их взаимодействие с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Район осмотра указан: территории, акватории городского пруда в г. Нытва, в районе земельного участка по <Адрес> (материалы дела об административном правонарушении).

Согласно акту обследования территории (акватории) от 13.07.2017, осмотр проводился при ясной погоде, естественном освещении. В ходе рейдовых мероприятий была обследована береговая полоса общего пользования пруда г. Нытва, расположенного на реке Нытва по улице Майской. При проведении обследования провалилась фотосъемка и фиксация координат при помощи технических средств. В ходе обследования было установлено: по ул. Маяская вдоль воды пруда на реке Нытва выделены земельные участки, на территории данных земельных участков построены частные дома, ведется подсобное хозяйство. В ходе проведения обследования были установлены факты ограничения доступа к части водного объекта (пруд на р. Нытва) и его двадцатиметровой береговой полосе общего пользования. По адресу: <Адрес>, на территории земельного участка с кадастровым номером расположен частный дом, земельный участок огорожен по периметру деревянным забором. С юго-западной стороны земельного участка ограждение (деревянный забор высотой около 2 м.) возведено вдоль границы земельного участка и проходит вплотную к урезу воды пруда на р. Нытва. Координаты забора: N57о56’29,89’’ E55 о19’18,36’’. Доступ к части водного объекта (пруд на р. Нытва) и его 20 метровой береговой полосе ограничен (материалы дела об административном правонарушении).

21.08.2017 в отношении Перетягиной Т.В. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования, в ходе которого были истребованы документы у Перетягиной Т.В., сделаны запросы в Управление Росреестра по Пермскому краю о правообладателях земельного участка с кадастровым номером и в Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Пермскому краю.

09.10.2017 в отношении Перетягиной Т.В. составлен протокол об административном правонарушении № 1/9-10/17 по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением о назначении административного правонарушения № 503 от 23.10.2017 Перетягина Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в несоблюдении условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, Перетягиной Т.В. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб. Данное постановление не оспорено и не отменено, вступило в законную силу, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Как установлено названным постановлением, земельный участок находится в собственности Перетягиной Т.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и приобретен на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту приема-передачи земельного участка: на земельном участке расположен жилой дом. В ходе расследования и на момент составления протокола Перетягиной Т.В. были представлены копии межевого плана земельного участка, градостроительного плана земельного участка, распоряжений администрации Нытвенского муниципального района Пермского края -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт на индивидуальный жилой дом по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Протяженность реки Нытва от истока до устья составляет 67 км, соответственно, ширина береговой полосы общего пользования реки Нытва и пруда на ней составляет 20 метров. В нарушение ст. 68 Водного кодекса Российской Федерации Перетягина Т.В. не соблюдает условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (пруд на реке Нытва) и его двадцатиметровой береговой полосе на территории земельного участка путем размещения в береговой полосе водного объекта общего пользования ограждения (материалы дела об административном правонарушении).

На основании ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 № 7_ФЗ, п. 4.1.4 Постановления Правительства Пермского края от 16.04.2012, приказа начальника Инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 07.08.2013, старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края 23.10.2017 Перетягиной Т.В. выдано предписание обеспечить беспрепятственный доступ к 20 метровой полосе водного объекта общего пользования (пруд на р. Нытва) на земельном участке (демонтировать ограждение) в срок до 15.06.2018.

В силу ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Статьей 40 ЗК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (часть 6 ст. 6 ВК РФ).

В силу ч. 8 ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Согласно схеме расположения земельного участка на дежурной кадастровой карте в межевом плане, территория земельного участка с кадастровым , расположенного по <Адрес>, по линии координат н1-н4 проходит вдоль береговой линии водного объекта (л.д. 60).

Таким образом, материалами дела об административном правонарушении, а также межевым планом земельного участка (л.д. 49-60) подтверждается факт того, что земельный участок с кадастровым , расположенный по <Адрес>, граничит непосредственно с водным объектом – прудом на реке Нытва, в силу чего на данный земельный участок распространяется действие ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, на собственнике такого земельного участка лежит обязанность обеспечить беспрепятственное право граждан иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, право граждан пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств протяженностью 20 метров.

Вместе с тем материалами дела об административном правонарушении, в том числе фототаблицей, подтверждаются обстоятельства того, что на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: <Адрес>, огорожен по периметру деревянным забором. С юго-западной стороны земельного участка ограждение (деревянный забор высотой около 2 м.) возведено вдоль границы земельного участка и проходит вплотную к урезу воды пруда на р. Нытва. Координаты забора: N57о56’29,89’’ E55 о19’18,36’’. Доступ к части водного объекта (пруд на р. Нытва) и его 20 метровой береговой полосе ограничен.

Принимая во внимание изложенное, суд считает доказанным нарушение собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <Адрес>, положений Водного кодекса Российской Федерации, которое выразилось в ограничении свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (пруд на реке Нытва) и его двадцатиметровой береговой полосе путем размещения в береговой полосе водного объекта общего пользования ограждения – деревянного забора.

При этом, суд отклоняет доводы административного истца о том, что замеры расстояния от земельного участка до границы водного объекта произведены ответчиком неверно и расстояние от водного объекта до забора в настоящее время составляет 20 метров, поскольку совокупность исследованных судом доказательств, в том числе фотоматериалов, с достоверностью подтверждает то обстоятельство, что забор проходит в непосредственной близости от границы водного объекта без наличия двадцатиметровой береговой полосы. Достаточных и достоверных доказательств обратного административным истцом на день рассмотрения дела суду не представлено.

Более того, в силу п. 10 Постановления Правительства от 29 апреля 2016 года N 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», при уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) поверхностных водных объектов: б) береговая линия (граница водного объекта) реки, ручья и канала определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, с учетом уровней воды при руслонаполняющем расходе воды и морфологических особенностей водного объекта; г) береговая линия (граница водного объекта) пруда, водохранилища определяется по нормальному подпорному уровню воды.

Таким образом, естественные сезонные изменения в уровне воды, в том числе обмеление, не является основанием утверждать о соблюдении требований ст. 6 Водного кодекса РФ, поскольку доступ к береговой линии должен представляться круглогодично, а береговая линия реки Нытва, от которой рассчитывается береговая полоса общего пользования, определена с учетом требований Постановления Правительства от 29 апреля 2016 года N 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Суд также отклоняет доводы истца о неприменении в рассматриваемом случае положений Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ и Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ в силу следующего.

В силу ст. 1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельный кодекс Российской Федерации вводится в действие со дня его официального опубликования.

Земельный Кодекс РФ был опубликован: в "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4148, "Парламентская газета", N 204-205, 30.10.2001, "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001.

С 15.06.1994 по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальные источники опубликования: "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета", дополнительно с 10.11.2011 - размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Земельный кодекс Российской Федерации действует со дня его опубликования в "Российской газете", N 211-212 - с 30.10.2001 года.

В силу ст. 7 названного Федерального закона, к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 1 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" Водный кодекс Российской Федерации вводится в действие с 1 января 2007 года.

В силу ст. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

На основании свидетельства о праве на наследство, выданного Нытвенской нотконторой 21.09.1992 и справки Нытвенского БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, собственником жилого бревенчатого дома по адресу: <Адрес> являлась ДВЛ, которая подарила указанный объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке мерою 304 кв.м., на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ в пользу одаряемой Перетягиной Т.В. (л.д. 18-19).

Право собственности на указанный жилой дом зарегистрирован в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.02.2014 на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 16.12.2013 (л.д. 16).

Распоряжением администрации Нытвенского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-р Перетягиной Т.В. предоставлен земельный участок с кадастровым номером из земель населенных пунктов, площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, в собственность за плату в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании договора дарения жилого дома от 14.01.1994. Также Перетягиной Т.В. указано, что в соответствии с требованиями законодательства РФ использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием; зарегистрировать право собственности на земельный участок в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; согласовывать с уполномоченным органом по вопросам градостроительства строительство в соответствии с разрешенным использованием земельного участка; соблюдать особый режим использования хозяйственной деятельности в водоохраной зоне; своевременно уплачивать земельный налог (л.д. 20-21).

22.10.2013 между администрацией Нытвенского муниципального района Пермского края (продавец) и Перетягиной Т.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 59:26:0610482:31 из земель населенных пунктов, площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес> (л.д. 46).

Названный земельный участок передан Перетягиной Т.В. по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).

На основании договора купли-продажи земельного участка от 22.10.2013 в реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.11.2013 внесены сведения о праве собственности Перетягиной Т.В. на земельный участок с кадастровым номером 59:26:0610482:31 из земель населенных пунктов, площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес> (л.д. 17).

В силу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

В силу ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Статьей 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Право собственности на земельный участок возникло у Перетягиной Т.В. на основании договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, все правоотношения, связанные с осуществлением прав собственности на земельный участок, возникли у Перетягиной Т.В. с 01.11.2013, когда Земельный кодекс РФ и Водный кодекс РФ вступили в действие.

Изложенное свидетельствует о том, что на правоотношения, связанные с владением и пользованием земельным участком с кадастровым номером из земель населенных пунктов, площадью 300 кв.м., расположенным по адресу: <Адрес>, в полной мере распространяются положения ЗК РФ и ВК РФ.

Более того, жилой дом, расположенный на названном земельном участке, зарегистрирован в государственном кадастре недвижимости только 06.02.2014 после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Заключая договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и приобретая на основании данного договора право собственности на него, Перетягина Т.В. приняла на себя и все обязательства, связанные с соблюдением ограничений и требований, установленных действующим на момент приобретения земельного участка законодательством РФ, в том числе и требованиями ст. 6 Водного Кодекса РФ.

Давность владения жилым домом и вместе с ним земельным участком не является правовым основанием для исключения действия названных норм права в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:26:0610482:31 из земель населенных пунктов, площадью 300 кв.м., расположенным по адресу: <Адрес>, поскольку право собственности на указанный объект недвижимости приобретено Перетягиной Т.В. не вследствие давности владения земельным участком, а на основании договора его купли-продажи под индивидуальный жилой дом.

Поскольку до ведения в действие Водного кодекса РФ право собственности истца на указанный выше земельный участок не возникало, доводы о невозможности применения положений Водного и Земельного кодексов РФ к спорным правоотношениям противоречат действующему законодательству.

При этом, и давность возведения ограждения в виде забора не освобождает Перетягину Т.В. при приобретении земельного участка в собственность обеспечить соблюдение требований действующего законодательства и не допускать их нарушений.

Достаточных и достоверных данных, свидетельствующих о том, что указанный земельный участок был ранее сформирован и предоставлен в собственность в соответствии с требованиями законодательства, что допускалось примыкание находящегося в собственности земельного участка к поверхностным водным объектам, не имеется.

Суд также считает необоснованными доводы представителя административного истца о нарушении ответчиком Приказа от 29.05.2017 об утверждении порядка проверок физических лиц.

Приказом Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского от 29 мая 2017 года N СЭД-36-01-03-23 утвержден порядок проведения проверок физических лиц, пунктами 7, 7.1., 7.2 которого установлено, что Проверка физического лица проводится в следующем порядке:

7.1. Издание приказа начальника Инспекции или его заместителя о проведении уполномоченными лицами проверки в отношении физического лица при наличии оснований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, по форме, предусмотренной приложением 1 к настоящему Порядку.

7.2. Уведомление физического лица о проведении проверки посредством направления копии приказа о ее проведении в срок не позднее двадцати четырех часов до начала проведения любым доступным способом.

Согласно пунктам 3-3.3 названого Приказа, основаниями для проведения внеплановых проверок в отношении граждан являются:

3.1. поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3.2. поручение губернатора Пермского края, председателя (заместителя) Правительства Пермского края, требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законодательства Российской Федерации по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

3.3. истечение срока исполнения физическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Исходя из буквального толкования Приказа Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского от 29 мая 2017 года N следуют, что данный приказ применяется при проведении проверки в отношении конкретного лица.

Начальником Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края 13.07.2017 издан приказ о проведении планового рейдового осмотра (обследования) территории, акватории водных объектов в Нытвенском районе, утверждено содержание планового (рейдового) задания при проведении планового рейдового осмотра, обследования акватории, согласно которому перечень мероприятий включает в себя: визуальный осмотр района (маршрута, территории, транспортного средства), отбор проб (при необходимости), применение фото (видео) фиксации, иные мероприятия при осуществлении которых не требуется их взаимодействие с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Район осмотра указан: территории, акватории городского пруда в <Адрес>, в районе земельного участка по <Адрес> (материалы дела об административном правонарушении).

Таким образом, плановый рейдовый осмотр проводился не в отношении конкретного физического лица Перетягиной Т.В., а в отношении территории и акватории городского пруда в г. Нытва, в районе земельного участка по <Адрес>. При этом, из акта от 13.07.2017 следует, что нарушения Водного кодекса РФ установлены не только в отношении земельного участка по <Адрес>, но и в отношении земельных участков по <Адрес> и <Адрес>.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что при осуществлении контрольных мероприятий на территории водного объекта пруда на реке Нытва в районе <Адрес>, положения Приказа Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского от ДД.ММ.ГГГГ не применяются.

Более того, проведение проверки явилось следствием вынесения постановления об административном правонарушении в отношении Перетягиной Т.В., следовательно, вопросы нарушений административным ответчиком порядка проведения проверки подлежат рассмотрению в рамках обжалования постановления от 23.10.2017 о привлечении Перетягиной Т.В. к административной ответственности, то есть в порядке иного судопроизводства – в порядке главы 30 КоАП РФ.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что в целях устранения допущенных Перетягиной Т.В. нарушений Водного кодекса РФ, Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края законно и обоснованно было вынесено Предписание от 23.10.2017 об устранении допущенных нарушений путем обеспечения беспрепятственного доступа к 20 метровой полосе водного объекта общего пользования (пруд на реке Нытва) на земельном участке , в срок до 15.06.2018.

Оснований для признания обжалуемого предписания от 23.10.2017 незаконным судом в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.

Из положений п.2 ч.9 ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Обжалуемое предписание получено Перетягиной Т.В. 23.10.2017, что подтверждается подписью истца в самом предписании. Административное исковое заявление направлено в адрес суда почтовым отправлением 02.11.2017 (л.д. 62), то есть в установленные ст. 219 КАС РФ сроки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Перетягиной Т.В. к Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, старшему государственному инспектору Пермского края в области охраны окружающей среды Камрад В.В., об оспаривании предписания от 23.10.2017, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья <данные изъяты> Лисовская В.В.

<данные изъяты>