ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-350/18 от 20.12.2018 Советского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-350/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2018 год р.п. Мокроус

Советский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Волковой И.А.,

при секретаре Аникиенко О.А.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Федоровского района Саратовской области Радионенко Д.А.,

представителя административного ответчика - главы Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области Степанченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Федоровского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений из реестра муниципального имущества»,

установил:

прокурор Федоровского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений из реестра муниципального имущества».

В обосновании исковых требований ссылается на то, что прокуратурой Федоровского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о порядке предоставления муниципальных услуг. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» далее – Закона об услугах) при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право, в том числе, на: - получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; - получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Согласно ст. 12 Закона об услугах предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. В названной номер также установлены требования к структуре административных регламентов.

В силу ст. 2 Закона об услугах административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Частью 1 статьи 13 Закона об услугах установлено, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу

Согласно ст. 2 Закона об услугах муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден РФ Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее – Порядок).

В силу п. 3 данного Порядка орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой ; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

Вместе с тем, муниципальные нормативно правовые акты, регулирующие порядок представления сведений о муниципальном имуществе, не приняты. Так, администрацией Мокроусского муниципального образования не разработаны административные регламенты предоставления таких муниципальных услуг как предоставление сведений из реестра муниципального имущества и предоставлении информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду.

Отсутствие административного регламента, разработанного в строгом соответствии с Закона об услугах, означает допустимость произвольной организации работы администрации по оказанию услуги, что создает предпосылки для вынесения незаконных решений об отказе в предоставлении муниципальной услуги, затягивания предоставления услуги, а также иных нарушений со стороны должностных лиц органов местного самоуправления. Кроме того, при отсутствии административного регламента не будут обеспечены и гарантированы права заявителей, предусмотренные статьей 5 Закона об услугах. Поэтому просит суд признать незаконным бездействие администрации Мокроусского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений из реестра муниципального имущества». Обязать администрацию Мокроусского муниципального образования в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений из реестра муниципального имущества».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Федоровского района Саратовской области Радионенко Д.А., действующий на основании доверенности от 21.11.2018 (сроком на один год) поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - глава Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области Степанченко А.А., действующий на основании решения Совета Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области № 1 от 06.03.2017 в судебном заседании признал административные исковые требования в полном объеме. Признание иска административным ответчиком, выраженное в заявлении в письменной форме, в соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС РФ приобщено к материалам делам.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

При этом суд, согласно ч. 7 ст. 46 КАС РФ рассматривает административное дело по существу в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 46 КАС РФ.

В силу ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны. Изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств приобщается к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.

Статьей 157 КАС РФ предусмотрено, что заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. При допустимости признания административного иска суд разъясняет последствия признания административного иска.

Представитель административного ответчика глава Мокроусского муниципального образования Степанченко А.А. административные исковые требования признал полностью, признание административного иска выражено им добровольно, осознанно, в адресованном суду заявлении, в письменной форме, которое приобщено к материалам дела, оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.

Представителю административного ответчика разъяснены последствия признания административного иска.

В связи с чем, суд принимает признание административного иска административным ответчиком и считает возможным удовлетворить административные исковые требования.

Признание административным ответчиком иска не противоречит КАС РФ, требованиям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому может быть принято судом.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанностей по исполнению требований законодательства в срок в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Мокроусского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений из реестра муниципального имущества».

Обязать администрацию Мокроусского муниципального образования в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений из реестра муниципального имущества».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке, через Советский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 20 декабря 2018 года.

Судья И.А. Волкова