ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-350/2016 от 09.02.2016 Амурского городского суда (Хабаровский край)

Дело№2а-350/2016

09 февраля 2016г.


РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации


г.Амурск


Амурский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Стребковой В.В.
при секретаре Шанауровой К.В.

с участием прокурора Захаровой И.А.

а также с участием административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, предста­вителя административных истцов ФИО9, представителя административного ответ­чика ФИО10, представителя заинтересованного лица ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске Хабаровского края админист­ративное дело по административному исковому заявлению ФИО12, ФИО13, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 ­ны, ФИО7, ФИО8, ФИО14 о признании недействительным Постановления главы Амурского муниципального района Хаба­ровского края ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ, в части, касающейся работни­ков Управления образования администрации Амурского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

ФИО12., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО16, ФИО14 обратились в суд с вышеуказан­ным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. главы Амурского муниципального района Хабаровского края «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещаю­щих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муници­пального района» и утверждённым им Перечнем напрямую затронуты их законные права и интересы, поскольку во исполнение данного постановления непосредственным работодателем Управлением образования им были вручены уведомления об изменении определённых сторо­нами условий трудового договора, в соответствие с которыми у них подлежит уменьшению размер ежемесячной процентной надбавки за сложность, напряжённость и высокие достиже­ния в труде, и размер ежемесячного денежного поощрения. Считают, что ответчиком не были учтены нормы трудового законодательства, а именно ст.74 ТК РФ. Как следует из Постанов­ления от ДД.ММ.ГГГГ, оно издано в целях создания равных условий оплаты труда и приведения оплаты труда, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, в соответствие с действующим законодательством, одна­ко не указано, какому нормативно-правовому документу не соответствуют действующее на­именование должностей и размер доплат. Также существенно нарушены их основные права, предусмотренные ч.З ст.37 Конституции, так как после вступления оспариваемого постанов­ления в действие истцы будут дискриминированы по сравнению с работниками администра­ции Амурского муниципального района, поскольку размер получаемой ими заработной платы в среднем уменьшится, между тем после изменения наименований их должностей и уменьше­ния составной части заработной платы оки будут исполнять ту же работу, той же сложности и напряжённости. В соответствие со ст.4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ответчик фактически принуждает истцов выполнять работу за оплату, меньшую, чем она сто­ит, уменьшив размер заработной платы только части работников Управления образования. Считают, что в действиях ответчика имеются признаки злоупотребления своими правами. Просят признать недействительным Постановление Главы Амурского муниципального района


Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда работников органов местного само­управления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района» в части, касаю­щейся работников Управления образования администрации Амурского муниципального рай­она Хабаровского края, занимающих должности заведующего сектором, главного и ведущего специалистов, специалиста первой категории.

ДД.ММ.ГГГГ в Амурский городской суд от административных истцов поступили допол­нения обоснования заявленных требований, в которых истцы указали, что как следует из на­именования Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, оно регулирует отношения, связанные с опла­той труда, однако в постановлении имеется Приложение «Перечень должностей и разме­ры должностных окладов...», из которого следует, что фактически имеет место переименова­ние должностей и установление окладов уже для новых должностей, ссылка на него по тексту Постановления отсутствует. Кроме того, Постановлением утверждена таблица соотношения должностей работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципаль­ной службы Амурского муниципального района, из содержания которой также следует, что имеет место переименование должностей. Полагают, что новая система оплаты труда установ­лена для новых должностей, но, ни в названии оспариваемого Постановления, ни по тексту информации об этом нет. Считают, что административным ответчиком искажён предмет По­становления, поскольку речь в первую очередь идёт о переименовании должностей, а уже по­том об изменении системы оплаты труда. Кроме того, в нарушение Положения о порядке под­готовки, издания и опубликования (обнародования) постановлений (распоряжений) главы Амурского муниципального района, оспариваемое Постановление не содержит в себе наиме­нования Управления образования администрации Амурского муниципального района Хаба­ровского края, что является нарушением порядка издания, утверждённого административным ответчиком. Проект постановления должен был быть согласован всеми руководителями под­разделений, для которых в проекте предусматриваются задания или поручения, но указание на Управление образования отсутствует. Оспариваемое Постановление было опубликованию в Сборнике нормативных правовых актов органов местного самоуправления без листка согласо­вания. Считают ссылку представителя административного ответчика на то, что после приня­тия решения Собрания депутатов Амурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, у Главы района появились законные основания для изменения наименования должностей и раз­мера оплаты для второй группы работников, несостоятельной, так как решение Собрания де­путатов по муниципальным служащим к истцам не относится и на них не распространяется, не является тем действующим законодательством, в соответствии с которым необходимо было приводить в соответствие наименования должностей, занимаемых ими. Считают, что закон­ные основания для переименования их должностей отсутствовали, и, как следствие, отсутст­вовали основания для изменения размера действующих доплат. С учётом изложенного, счи­тают, что нарушен порядок издания оспариваемого Постановления; полномочия Главы на из­менение системы оплаты не подкреплены ссылкой на конкретные нормативные акты, в связи с чем в данном случае имеет место злоупотребление правом.

В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3­, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО16, представи­тель административных истцов ФИО9 на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО10 под­держала представленный ранее письменный отзыв, согласно которому в соответствии со ст. 17 Устава Амурского муниципального района структуру органов местного самоуправления му­ниципального района составляют, в том числе, глава муниципального района - выборное должностное лицо, и администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган муниципального района. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от


06.10.2003 № 131-ФЗ глава издает в пределах своих полномочий правовые акты. В соответст­вии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного само­управления самостоятельно определяют «размеры и условия оплаты труда депутатом, выбор­ных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на по­стоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с со­блюдением требований, установленных настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 6 статьи 32, подпункта 1 и 2 пункта 2 статьи 33 Устава муниципального района глава возглавля­ет, формирует и руководит администрацией муниципального района. В структуре админист­рации имеются структурные подразделения - управления, комитеты, отделы и сектора, часть которых являются юридическими лицами. Во всех структурных подразделениях администра­ции работают две категории работников - муниципальные служащие и работники, замещаю­щие должности, не являющиеся должностями муниципальной службы. В соответствии с дей­ствующим законодательством система оплаты труда муниципальных служащих утверждается решением представительного органа местного самоуправления, что и было сделано Собрани­ем депутатов Амурского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ решением , вступающим в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Наименования должностей муниципальной службы соответствуют наименованиям должностей, установленных законодательством Хабаровского края. После упорядочения системы оплаты труда муниципальных служащих главой муниципального обра­зования в рамках изложенных выше полномочий было принято оспариваемое положение, ре­гулирующее оплату труда второй группы работников. Данное постановление было принято с целью унификации наименования должностей, и системы оплаты труда названной категории работников всех структурных подразделений администрации района, и не затрагивало чьих-то индивидуальных трудовых прав. При данных обстоятельствах административный ответчик считает, что принятое ДД.ММ.ГГГГ постановление «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района» за­конное.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО11 поддержала представленное ранее заявление, согласно которому Управление образования является струк­турным подразделением администрации Амурского муниципального района и работодателем по отношению к работникам отдела планирования, учета и отчетности управления образова­ния. Устанавливая оплату труда работников, замещающих должности, не являющиеся долж­ностями муниципальной службы Амурского муниципального района, Глава реализовал свои полномочия в соответствии с требованиями ст. 33 Устава муниципального района, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального района. Поскольку По­становление от ДД.ММ.ГГГГ, принятое главой района, вступило в законную силу с момента подписания и обязательно для исполнения должностными лицами, управление образования уведомило работников об изменении условий оплаты труда, во исполнение указанного норма­тивно-правового акта.

Заслушав административных истцов, представителя административных истцов, пред­ставителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, прокурора, полагавшего, что требования административных истцов удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратить­ся в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государст­венной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных от­дельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, дей­ствия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должно­стного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к


осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно воз­ложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспа­ривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государст­венными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в за­
щиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное
исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными
публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого
действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия
(бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого дейст­
вия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого дейст­
вия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из оспариваемого Постановления главы Амурского муниципального рай­она Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда работников органов местного са­моуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района», оплата труда ра­ботников, замещающих должности, не являющихся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат; размеры должностных окладов работников установлены при­ложением к постановлению; утверждены Положения о размерах и порядке выплаты процент­ных надбавок, премии, материальной помощи; утверждена таблица соотношения должностей работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, установленных с ДД.ММ.ГГГГ, должностям, не являющимся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, установленным штатными расписаниями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; новая система оплаты труда вводится с ДД.ММ.ГГГГ; работники должны быть предупреждены об изменении существенных условий труда до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 86 НК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправ­ления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 32 Устава Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - Устава), глава муниципально­го образования (глава муниципального района) входит в структуру органов местного само­управления.

Статьей 36 вышеназванного закона установлено, что глава муниципального образова­ния является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; глава муниципального образования, помимо прочего, издает в пределах своих пол­номочий правовые акты.

В соответствии со ст.32 Устава глава муниципального района является высшим долж­ностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местно­го значения; в полномочия главы Амурского муниципального района (ст.ЗЗ Устава), помимо


прочих, входит издание постановлений и распоряжений по вопросам, отнесенным к его ком­петенции уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, другими федеральными законами.

Глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района и осуществляет полномочия, в том числе формирует администрацию муниципального района (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) в соответствии со структу­рой, утвержденной Собранием депутатов, издает распоряжения о создании отделов, комите­тов, управлений и других ее структурных подразделений, назначает и отстраняет от должно­сти руководителей этих органов; в соответствии с действующим законодательством руководит и осуществляет контроль за деятельностью всех структурных подразделений администрации муниципального района, муниципальных предприятий и учреждений; назначает и отстраняет от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений; является распоря­дителем средств бюджета муниципального района; представляет Собранию депутатов струк­туру администрации муниципального района одновременно с проектом местного бюджета на очередной год; издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, передан­ных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Рос­сийской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации; постановления и распоряжения главы муниципального рай­она входят в систему муниципальных правовых актов (ст. 34 Устава).

Как следует из Положения об администрации Амурского муниципального района Ха­баровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Амурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение об администрации), она входит в структуру органов местного самоуправления Амурского муниципального района Хабаровского края, об­ладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, обра­зованным для осуществления управленческих функций; действует от имени Амурского муни­ципального района Хабаровского края; финансирование администрации района осуществляет­ся за счет средств районного бюджета.

В соответствии с Положением об управлении образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, утвержденного Постановлением главы Амурского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение об управ­лении образования), управление образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края является самостоятельным структурным подразделением админи­страции Амурского муниципального района со статусом юридического лица; структура и штатное расписание управления образования утверждается главой администрации Амурского муниципального района; финансирование управления образования осуществляется финансо­вым управлением администрации Амурского муниципального района Хабаровского края.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что при вынесении поста­новления оплате труда работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, и определяя размер стимулирующих выплат данной категории лиц, глава Амурского муниципального района действовал в пределах предоставленных ему полномочий.

Административные истцы замещают должности, не относящиеся к должностям муни­ципальной службы, но наименование их должностей совпадало с наименованием должностей муниципальной службы. Данное обстоятельство в свою очередь послужило поводом для об­ращения административных истцов с жалобой в Амурскую городскую прокуратуру Хабаров­ского края, в которой они указывали, что занимаемые ими должности включены в реестр должностей муниципальной службы. Главой Амурского муниципального района с целью унификации наименования должностей (приведение их к единообразию) и упорядочения сис­темы оплаты труда названной категории работников всех структурных подразделений адми­нистрации района было вынесено оспариваемое постановление, которым также утверждена


таблица соотношения должностей. При этом за основу было взято действующее на территории Хабаровского края Постановление Губернатора Хабаровского края от 24.03.2011г. в части наименования должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы.

Само по себе переименование должностей не влечет нарушение каких-либо прав адми­нистративных истцов, и не противоречит действующему законодательству.

Ссылки административных истцов и их представителя на несоблюдение процедуры со­гласования оспариваемого документа (не получено согласование руководителя структурного подразделения) суд считает необоснованными, поскольку проект визируется в обязательном порядке руководителем структурного подразделения администрации района лишь в том слу­чае, если проект им разработан.

При этом подготовленный проект, поскольку он влиял на доходы (расходы) бюджета Амурского муниципального района, был согласован с руководителем финансового управления администрации района, а также в соответствии с Положением о порядке подготовки, издания и опубликования (обнародования) постановлений (распоряжений) главы Амурского муници­пального района и постановлений (распоряжений) администрации Амурского муниципального района, был согласован с соответствующим заместителем главы администрации Амурского района <данные изъяты>., в должностные обязанности которой входит непосредственное ру­ководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений администрации Амурского района Хабаровского края, в том числе управления образования.

Довод о том, что в оспариваемом Постановлении нет ссылки на Управление образова­ния как структурное подразделение администрации Амурского муниципального района не может служить основанием к отмене вышеназванного постановления, поскольку Постановле­ние от ДД.ММ.ГГГГ. распространяет свое действии на всех работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района», которыми явля­ются истцы.

Ссылки истцов на то, что их должностные обязанности не изменились, но при этом они должны будут выполнять абсолютно ту же работу, той же сложности и напряжённости, суд не принимает, поскольку в настоящем судебном заседании не рассматривается трудовой спор.

При этом изменения штатного расписания были утверждены, непосредственным рабо­тодателем с соблюдением требования ч. 2 ст. 74 ТК РФ в связи с изменением существенных условий трудового договора административные истцы предупреждены об изменении условий оплаты труда; при этом прежний оклад не изменен, прожиточный минимум сохранен, выпла­ты, размер которых уменьшен, а именно, ежемесячная процентная надбавка за сложность, на­пряжённость и высокие достижения в труде, а также ежемесячное денежное поощрение, явля­ются стимулирующими.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Постановление главы Амурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района» не противоречит действующему законодательству,

При таких обстоятельствах требования административных истцов удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО12, ФИО13 ­стантиновны, ФИО2, ФИО3, ФИО4  Ви­тальевны, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО14, - отказать.


Копию решения в течение трех дней со дня вынесения мотивированного решения на­править лицам, участвующим в деле.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский город­ской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения 09.02.2016г.



Председательствующий


В.В. Стребкова