Дело№2а-350/2016
09 февраля 2016г.
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
г.Амурск
Амурский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Стребковой В.В.
при секретаре Шанауровой К.В.
с участием прокурора Захаровой И.А.
а также с участием административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, представителя административных истцов ФИО9, представителя административного ответчика ФИО10, представителя заинтересованного лица ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске Хабаровского края административное дело по административному исковому заявлению ФИО12, ФИО13, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 ны, ФИО7, ФИО8, ФИО14 о признании недействительным Постановления главы Амурского муниципального района Хабаровского края ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ№, в части, касающейся работников Управления образования администрации Амурского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
ФИО12., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО16, ФИО14 обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. главы Амурского муниципального района Хабаровского края «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района» и утверждённым им Перечнем напрямую затронуты их законные права и интересы, поскольку во исполнение данного постановления непосредственным работодателем Управлением образования им были вручены уведомления об изменении определённых сторонами условий трудового договора, в соответствие с которыми у них подлежит уменьшению размер ежемесячной процентной надбавки за сложность, напряжённость и высокие достижения в труде, и размер ежемесячного денежного поощрения. Считают, что ответчиком не были учтены нормы трудового законодательства, а именно ст.74 ТК РФ. Как следует из Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, оно издано в целях создания равных условий оплаты труда и приведения оплаты труда, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, в соответствие с действующим законодательством, однако не указано, какому нормативно-правовому документу не соответствуют действующее наименование должностей и размер доплат. Также существенно нарушены их основные права, предусмотренные ч.З ст.37 Конституции, так как после вступления оспариваемого постановления в действие истцы будут дискриминированы по сравнению с работниками администрации Амурского муниципального района, поскольку размер получаемой ими заработной платы в среднем уменьшится, между тем после изменения наименований их должностей и уменьшения составной части заработной платы оки будут исполнять ту же работу, той же сложности и напряжённости. В соответствие со ст.4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ответчик фактически принуждает истцов выполнять работу за оплату, меньшую, чем она стоит, уменьшив размер заработной платы только части работников Управления образования. Считают, что в действиях ответчика имеются признаки злоупотребления своими правами. Просят признать недействительным Постановление Главы Амурского муниципального района
Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района» в части, касающейся работников Управления образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, занимающих должности заведующего сектором, главного и ведущего специалистов, специалиста первой категории.
ДД.ММ.ГГГГ в Амурский городской суд от административных истцов поступили дополнения обоснования заявленных требований, в которых истцы указали, что как следует из наименования Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, оно регулирует отношения, связанные с оплатой труда, однако в постановлении имеется Приложение № «Перечень должностей и размеры должностных окладов...», из которого следует, что фактически имеет место переименование должностей и установление окладов уже для новых должностей, ссылка на него по тексту Постановления отсутствует. Кроме того, Постановлением утверждена таблица соотношения должностей работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, из содержания которой также следует, что имеет место переименование должностей. Полагают, что новая система оплаты труда установлена для новых должностей, но, ни в названии оспариваемого Постановления, ни по тексту информации об этом нет. Считают, что административным ответчиком искажён предмет Постановления, поскольку речь в первую очередь идёт о переименовании должностей, а уже потом об изменении системы оплаты труда. Кроме того, в нарушение Положения о порядке подготовки, издания и опубликования (обнародования) постановлений (распоряжений) главы Амурского муниципального района, оспариваемое Постановление не содержит в себе наименования Управления образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, что является нарушением порядка издания, утверждённого административным ответчиком. Проект постановления должен был быть согласован всеми руководителями подразделений, для которых в проекте предусматриваются задания или поручения, но указание на Управление образования отсутствует. Оспариваемое Постановление было опубликованию в Сборнике нормативных правовых актов органов местного самоуправления без листка согласования. Считают ссылку представителя административного ответчика на то, что после принятия решения Собрания депутатов Амурского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, у Главы района появились законные основания для изменения наименования должностей и размера оплаты для второй группы работников, несостоятельной, так как решение Собрания депутатов по муниципальным служащим к истцам не относится и на них не распространяется, не является тем действующим законодательством, в соответствии с которым необходимо было приводить в соответствие наименования должностей, занимаемых ими. Считают, что законные основания для переименования их должностей отсутствовали, и, как следствие, отсутствовали основания для изменения размера действующих доплат. С учётом изложенного, считают, что нарушен порядок издания оспариваемого Постановления; полномочия Главы на изменение системы оплаты не подкреплены ссылкой на конкретные нормативные акты, в связи с чем в данном случае имеет место злоупотребление правом.
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО16, представитель административных истцов ФИО9 на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО10 поддержала представленный ранее письменный отзыв, согласно которому в соответствии со ст. 17 Устава Амурского муниципального района структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют, в том числе, глава муниципального района - выборное должностное лицо, и администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган муниципального района. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от
06.10.2003 № 131-ФЗ глава издает в пределах своих полномочий правовые акты. В соответствии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют «размеры и условия оплаты труда депутатом, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 6 статьи 32, подпункта 1 и 2 пункта 2 статьи 33 Устава муниципального района глава возглавляет, формирует и руководит администрацией муниципального района. В структуре администрации имеются структурные подразделения - управления, комитеты, отделы и сектора, часть которых являются юридическими лицами. Во всех структурных подразделениях администрации работают две категории работников - муниципальные служащие и работники, замещающие должности, не являющиеся должностями муниципальной службы. В соответствии с действующим законодательством система оплаты труда муниципальных служащих утверждается решением представительного органа местного самоуправления, что и было сделано Собранием депутатов Амурского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ решением №, вступающим в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Наименования должностей муниципальной службы соответствуют наименованиям должностей, установленных законодательством Хабаровского края. После упорядочения системы оплаты труда муниципальных служащих главой муниципального образования в рамках изложенных выше полномочий было принято оспариваемое положение, регулирующее оплату труда второй группы работников. Данное постановление было принято с целью унификации наименования должностей, и системы оплаты труда названной категории работников всех структурных подразделений администрации района, и не затрагивало чьих-то индивидуальных трудовых прав. При данных обстоятельствах административный ответчик считает, что принятое ДД.ММ.ГГГГ постановление № «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района» законное.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО11 поддержала представленное ранее заявление, согласно которому Управление образования является структурным подразделением администрации Амурского муниципального района и работодателем по отношению к работникам отдела планирования, учета и отчетности управления образования. Устанавливая оплату труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, Глава реализовал свои полномочия в соответствии с требованиями ст. 33 Устава муниципального района, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального района. Поскольку Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, принятое главой района, вступило в законную силу с момента подписания и обязательно для исполнения должностными лицами, управление образования уведомило работников об изменении условий оплаты труда, во исполнение указанного нормативно-правового акта.
Заслушав административных истцов, представителя административных истцов, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, прокурора, полагавшего, что требования административных истцов удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к
осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в за
щиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное
исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными
публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого
действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия
(бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого дейст
вия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого дейст
вия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из оспариваемого Постановления главы Амурского муниципального района Хабаровского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района», оплата труда работников, замещающих должности, не являющихся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат; размеры должностных окладов работников установлены приложением к постановлению; утверждены Положения о размерах и порядке выплаты процентных надбавок, премии, материальной помощи; утверждена таблица соотношения должностей работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, установленных с ДД.ММ.ГГГГ, должностям, не являющимся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, установленным штатными расписаниями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; новая система оплаты труда вводится с ДД.ММ.ГГГГ; работники должны быть предупреждены об изменении существенных условий труда до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 86 НК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 32 Устава Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - Устава), глава муниципального образования (глава муниципального района) входит в структуру органов местного самоуправления.
Статьей 36 вышеназванного закона установлено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; глава муниципального образования, помимо прочего, издает в пределах своих полномочий правовые акты.
В соответствии со ст.32 Устава глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; в полномочия главы Амурского муниципального района (ст.ЗЗ Устава), помимо
прочих, входит издание постановлений и распоряжений по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, другими федеральными законами.
Глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района и осуществляет полномочия, в том числе формирует администрацию муниципального района (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) в соответствии со структурой, утвержденной Собранием депутатов, издает распоряжения о создании отделов, комитетов, управлений и других ее структурных подразделений, назначает и отстраняет от должности руководителей этих органов; в соответствии с действующим законодательством руководит и осуществляет контроль за деятельностью всех структурных подразделений администрации муниципального района, муниципальных предприятий и учреждений; назначает и отстраняет от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений; является распорядителем средств бюджета муниципального района; представляет Собранию депутатов структуру администрации муниципального района одновременно с проектом местного бюджета на очередной год; издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации; постановления и распоряжения главы муниципального района входят в систему муниципальных правовых актов (ст. 34 Устава).
Как следует из Положения об администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Амурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение об администрации), она входит в структуру органов местного самоуправления Амурского муниципального района Хабаровского края, обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций; действует от имени Амурского муниципального района Хабаровского края; финансирование администрации района осуществляется за счет средств районного бюджета.
В соответствии с Положением об управлении образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, утвержденного Постановлением главы Амурского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение об управлении образования), управление образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края является самостоятельным структурным подразделением администрации Амурского муниципального района со статусом юридического лица; структура и штатное расписание управления образования утверждается главой администрации Амурского муниципального района; финансирование управления образования осуществляется финансовым управлением администрации Амурского муниципального района Хабаровского края.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что при вынесении постановления оплате труда работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района, и определяя размер стимулирующих выплат данной категории лиц, глава Амурского муниципального района действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Административные истцы замещают должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, но наименование их должностей совпадало с наименованием должностей муниципальной службы. Данное обстоятельство в свою очередь послужило поводом для обращения административных истцов с жалобой в Амурскую городскую прокуратуру Хабаровского края, в которой они указывали, что занимаемые ими должности включены в реестр должностей муниципальной службы. Главой Амурского муниципального района с целью унификации наименования должностей (приведение их к единообразию) и упорядочения системы оплаты труда названной категории работников всех структурных подразделений администрации района было вынесено оспариваемое постановление, которым также утверждена
таблица соотношения должностей. При этом за основу было взято действующее на территории Хабаровского края Постановление Губернатора Хабаровского края от 24.03.2011г. № в части наименования должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы.
Само по себе переименование должностей не влечет нарушение каких-либо прав административных истцов, и не противоречит действующему законодательству.
Ссылки административных истцов и их представителя на несоблюдение процедуры согласования оспариваемого документа (не получено согласование руководителя структурного подразделения) суд считает необоснованными, поскольку проект визируется в обязательном порядке руководителем структурного подразделения администрации района лишь в том случае, если проект им разработан.
При этом подготовленный проект, поскольку он влиял на доходы (расходы) бюджета Амурского муниципального района, был согласован с руководителем финансового управления администрации района, а также в соответствии с Положением о порядке подготовки, издания и опубликования (обнародования) постановлений (распоряжений) главы Амурского муниципального района и постановлений (распоряжений) администрации Амурского муниципального района, был согласован с соответствующим заместителем главы администрации Амурского района <данные изъяты>., в должностные обязанности которой входит непосредственное руководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений администрации Амурского района Хабаровского края, в том числе управления образования.
Довод о том, что в оспариваемом Постановлении нет ссылки на Управление образования как структурное подразделение администрации Амурского муниципального района не может служить основанием к отмене вышеназванного постановления, поскольку Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. распространяет свое действии на всех работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района», которыми являются истцы.
Ссылки истцов на то, что их должностные обязанности не изменились, но при этом они должны будут выполнять абсолютно ту же работу, той же сложности и напряжённости, суд не принимает, поскольку в настоящем судебном заседании не рассматривается трудовой спор.
При этом изменения штатного расписания были утверждены, непосредственным работодателем с соблюдением требования ч. 2 ст. 74 ТК РФ в связи с изменением существенных условий трудового договора административные истцы предупреждены об изменении условий оплаты труда; при этом прежний оклад не изменен, прожиточный минимум сохранен, выплаты, размер которых уменьшен, а именно, ежемесячная процентная надбавка за сложность, напряжённость и высокие достижения в труде, а также ежемесячное денежное поощрение, являются стимулирующими.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Постановление главы Амурского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Амурского муниципального района, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Амурского муниципального района» не противоречит действующему законодательству,
При таких обстоятельствах требования административных истцов удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО12, ФИО13 стантиновны, ФИО2, ФИО3, ФИО4 Витальевны, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО14, - отказать.
Копию решения в течение трех дней со дня вынесения мотивированного решения направить лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения 09.02.2016г.
Председательствующий
В.В. Стребкова