ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-350/2022 от 09.02.2022 Грязинского городского суда (Липецкая область)

УИД 48RS0010-01-2021-000133-06 Дело № 2а-350/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Грязинского городского суда Липецкой области Шегида Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Василенко Николая Ивановича к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Василенко Н.И. обратился в суд с административным иском к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, указав, что он, как лицо, имеющее право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1950 кв.м и предоставлении его в аренду. Со стороны административного ответчика была представлена рекомендация относительно необходимости присвоения адреса земельному участку. Для этого административным истцом было подано заявление о присвоении объекту адресации адреса, в ответ на которое администрацией сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области принято решение от 13.07.2021 г. № 154 об отказе в присвоении объекту адресации адреса в связи с тем, что заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из вещных прав. В свою очередь административным ответчиком было принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1950 кв.м, выраженное в письме № 291 от 16.08.2021 г., основанием для которого послужил факт отсутствия документов, подтверждающих присвоение адреса данному земельному участку. Этот отказ был признан судом незаконным решением от 07.10.2021 г. по делу № 2а-1952/2021. На основании этого решения суда административным ответчиком рассмотрено заявление административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1950 кв.м. в с. Большой Самовец, и в результате данного рассмотрения административному истцу было отказано в силу того, что границы образуемого земельного участка пересекают и практически полностью совпадают с границами другого земельного участка площадью 1811 кв.м, образование которого предусмотрено постановлением администрации Грязинского муниципального района Липецкой области № 1127 от 08.11.2021 г., срок действия которого еще не истек. Указанное решение административный истец считает незаконным и нарушающим его права, как инвалида, на получение земельного участка без проведения торгов. Просит признать незаконным решение Администрации Грязинского муниципального района от 21.12.2021 г. № 387 и обязать повторно рассмотреть заявление Василенко Н.И.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав доказательства в письменной форме, а также материалы дел № 2а-1952/2021 и № 2-127/2022, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основании ч. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

Пунктом 1 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Той же статьей, среди прочего, регламентированы вопросы подготовки схемы расположения земельного участка (п.п. 2-9), ее форма (п. 12).

В п. 13 данной статьи установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В п. 16 той же статьи закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Таким основанием может являться:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.

На основании ч. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляемый без проведения торгов, в качестве первого этапа включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В силу абз. 4 ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с Уставом Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (Принят Советом депутатов Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации решение от 29 мая 2014 г. N 74) администрация Грязинского района (далее - администрация района) является исполнительно-распорядительный орган Грязинского муниципального района, обладает правами юридического лица (ч. 1 ст. 33).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 35 Устава к компетенции администрации района относится решение вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 4 Устава органы местного самоуправления Грязинского района решают иные вопросы местного значения на территориях сельских поселений, входящих в состав Грязинского района, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для городских поселений и не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 данного Федерального закона, в том числе утверждение подготовленных на основе генеральных планов сельских поселений документаций по планировке территорий.

Исходя из вышеизложенного, полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, расположенных в границах сельских поселений Грязинского муниципального района Липецкой области, и образуемых за счет муниципальных земель или земель, государственная и муниципальная собственность на которые не разграничена, относятся к компетенции администрации Грязинского муниципального района Липецкой области.

Судом установлено, что Васильев Н.И. обращался в администрацию сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области с заявлением о присвоении адреса объекту адресации – земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.

Данное заявление было зарегистрировано за № 61 от 06.07.2021 г.

По результатам рассмотрения этого заявления администрацией сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области было принято решение от 13.07.2021 г. № 154 об отказе в присвоении объекту адресации адреса в связи с тем, что заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: а) право хозяйственного ведения; б) право оперативного управления; в) право пожизненно наследуемого владения; г) право постоянного (бессрочного) пользования.

В последующем Васильев Н.И. обратился в администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 1950 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, содержащая графическое обозначение испрашиваемого земельного участка, а также указание координат характерных точек: <данные изъяты>

По результатам рассмотрения этого заявления администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области заявителю дан ответ от 16.08.2021 г. за № 291, из которого следует, что Васильеву Н.И. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1950 кв.м, так как отсутствуют документы, подтверждающие присвоение адреса данному земельному участку, а при формировании земельного участка необходимо указать все его идентификационные признаки, в том числе точный адрес.

Решением Грязинского городского суда Липецкой области от 07.10.2021 г. по делу № 2а-1952/2021 указанное решение было признано незаконным, поскольку основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, приведенное в оспариваемом решении, не относится к числу оснований, закрепленных в ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, чем были нарушены права и законные интересы административного истца на рассмотрение его обращения, и на администрацию района была возложена обязанность рассмотреть заявление Василенко Н.И. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>

Постановлением администрации сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области № 112 от 27.10.2021 г. земельному участку, расположенному в кадастровом квартале , площадью 1811 кв.м, присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>

Письмом от 27.10.2021 г. администрация сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области просила администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для обустройства спортивной площадки по адресу: <адрес>

На основании этого обращения постановлением администрации Грязинского муниципального района Липецкой области № 1127 от 08.11.2021 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1811 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для размещения спортивной площадки, из земель населенных пунктов, в следующих характерных точках: <данные изъяты>

Из сопоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которую просил утвердить Василенко Н.И., и схемы, которая утверждена постановлением администрации района № 1127 от 08.11.2021 г., усматривается, что характерные точки земельных участков либо совпадают, либо находятся в непосредственной близости.

Из выписки из ЕГРН от 20.01.2022 г. следует, что на государственный кадастровый учет 25.11.2021 г. поставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 1811 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения спортивной площадки, в следующих характерных точках: <данные изъяты> Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. В графе «Особые отметки» содержится указание на то, что земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета по истечении пяти лет со дня его государственного кадастрового учета, если на него не будут зарегистрированы права.

Письмом администрации района от 21.12.2021 г. № 387 Василенко Н.И. сообщено, что на основании решения Грязинского городского суда от 07.10.2021 г. по делу № 2а-1952/2021 рассмотрено его заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1950 кв.м в с. Большой Самовец, и, со ссылкой на положения п. 3 ч. 1 ст. 11.3, ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, отказано в утверждении представленной схемы расположения земельного участка площадью 1950 кв.м, поскольку границы испрашиваемого земельного участка пересекают и практически полностью совпадают с границами другого земельного участка площадью 1811 кв.м, образование которого предусмотрено постановлением администрации Грязинского муниципального района Липецкой области № 1127 от 08.11.2021 г., срок действия которого еще не истек.

Василенко Н.И., ссылаясь на незаконность принятого решения администрации района, выраженного в письме от 21.12.2021 г. № 387, указывает на то, что возложение на него обязанности по присвоению адреса спорному земельному участку имело намеренную, заведомо незаконную основу, направленнуе на ограничение его прав.

Администрация района ссылается на то, что строительство спортивной площадки на спорной территории планировалось до поступления обращения Василенко Н.И.

В подтверждение этого довода администрацией района представлено письмо ОБУ «Управление градостроительства Липецкой области» от 25.06.2021 г. № 1248, в котором главам муниципальных образований предлагалось направить предложения по внесению изменений в проекты генеральных планов, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования и схемы территориального планирования Грязинского муниципального района для обеспечения планирования дальнейшего поступательного развития территории, ее рационального использования, привлечения инвестиций и обеспечения потребностей населения.

На основании этого письма администрация сельского поселения Большесамовецкий сельсовет письмом от 09.07.2021 г. № 151 просило ОБУ «Управление градостроительства Липецкой области», среди прочего, нанести на карту Градостроительного зонирования с. Б.Самовец земельный участок для строительства спортивной площадки на <адрес>, обозначенный на включенной состав письма схеме под цифрой 4.

В подтверждение направления этого письма суду представлен Журнал регистрации исходящее корреспонденции администрацией сельского поселения Большесамовецкий сельсовет, содержащий сведения о направлении 09.07.2021 г. письма за № 151 в ОБУ «Управление градостроительства Липецкой области» в ответ на письмо от 25.06.2021 г.

Указанными документами, оснований не доверять которым у суда не имеется, опровергается довод административного иска об образовании земельного участка с кадастровым номером площадью 1811 кв.м с целью недопущения предоставления ему испрашиваемого земельного участка в том же месте площадью 1950 кв.м.

Таким образом, суд приходит к выводу, что основание для отказа Василенко Н.И. в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1950 кв.м в с. Большой Самовец соответствует положению ч. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, согласно которому основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Сама по себе подача Василенко Н.И. заявления об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1950 кв.м не могла служить препятствием для образования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером площадью 1811 кв.м.

Оценивая довод Василенко Н.И. о нарушении его права, как инвалида, на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства суд исходит из следующего.

Представленной копией справки МСЭ-2011 подтверждено и ни кем не оспаривается наличие у Василенко И.И. второй группы инвалидности с 01.07.2012 г. бессрочно.

Конституция Российской Федерации (ст. 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной заприте инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (ч. 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (ч. 16).

Исходя из толкования во взаимосвязи ч. 1 ст. 17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и ч. 16 ст. 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учётом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении (п. 5 ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ).

Анализ приведённых норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, наличие у Василенко Н.И. инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке ч. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Василенко Н.И. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, что им и его представителем не оспаривалось.

Из выписки из ЕГРН от 01.02.2022 г. о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества судом установлено, что у Василенко Н.И. в собственности имеется 55 (пятьдесят пять) земельных участков для жилищного строительства либо для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в г. Липецк и населенных пунктах Липецкого района Липецкой области, а также жилое здание площадью 408,30 кв.м., расположенное в <адрес>.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что Василенко Н.И., будучи инвалидом, нуждается в улучшении жилищных условий, не имеется.

В силу этого принятым решением администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, выраженным в письме от 21.12.2021 г. № 387, не нарушено прав и охраняемых законом интересов Василенко Н.И. на улучшение жилищных условий.

Исходя из положения п. 1 ч. 1 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается судом, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В рассматриваемой ситуации каждое из указанных обстоятельств отсутствует, а потому не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228, 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Василенко Николая Ивановича к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о призвании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1950 кв.м в с. Большой Самовец Грязинского района Липецкой области, выраженное в письме от 21.12.2021 г. № 387, и обязании повторно рассмотреть заявление - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Е.А. Шегида