ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-350/2022 от 17.03.2022 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-350/2022

УИД 27RS0002-01 -2021 -003247-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Водолажской Т.М., при секретаре ФИО4,

с участием административного истца ФИО2 с использованием систем видеоконференц-связи (содержится в ФКУ СИЗО-2 ФИО1<адрес>),

представителя административного ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности от ДАТА,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>, УФСИН ФИО1 по <адрес> признания незаконными действия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> в части отказа в предоставлении сведений, оспаривании решения УФСИН ФИО1 по <адрес> от ДАТА,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>, УФСИН ФИО1 по <адрес>. В обосновании указав, что он является обвиняемым по уголовному делу. С ДАТА по ДАТА содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>. В адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>ДАТА им направлено заявление заказным письмом с номером почтового отправления . В период с ДАТА по ДАТА ответ на запрос административному истцу не поступал. Просит признать бездействие административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> в не рассмотрении обращения от ДАТА и не дачи соответствующего ответа. ДАТА административный истец ФИО2 изменил свои исковые требования, пояснив, что ДАТА он ознакомился с поступившим ответом ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> от ДАТА, из которого следует, что ему отказано в предоставлении запрашиваемых сведений от ДАТА. Обосновывает свой отказ ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> тем, что для предоставления сведений необходимо личное дело обвиняемого, которое находится в месте содержания административного истца и разрешение следователя на её предоставление. Административный истец считает, что довод администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> не обоснован, поскольку запрашиваемые сведения не относятся к категории «данные предварительного расследования». ДАТА в адрес ФИО1 направлена жалоба заказным письмом с почтовым идентификатором , в которой административный истец просил провести проверку по факту бездействия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> при рассмотрении обращения от ДАТА и просил обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> дать ответ по существу обращения от ДАТА. ДАТА административному истцу поступил ответ УФСИН ФИО1 по <адрес> от ДАТА, согласно которому жалобу административного истца из ФИО1 перенаправлена в УФСИН ФИО1 по <адрес> и даны разъяснения несвоевременной дачи ответа на обращение от ДАТА. В ответе УФСИН ФИО1 по <адрес> также административному истцу разъяснено, что запрашиваемая информация является конфиденциальной, запрещена передачи третьим лицам и относится к категории данных предварительного расследования и не может быть предоставлена без разрешения следователя. В обращении от ДАТА административный истец просил предоставить информацию о посещении его должностными лицами, о фактах вывоза из следственного изолятора по требованию должностных лиц, сведения о совершенных действиях с его участием. Данные сведения, по мнению административного истца, не относятся к категории данных предварительного расследования и конфиденциальной информации. Административный истец просит признать незаконным действие администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>, выразившееся в отказе предоставления сведения, содержащиеся в обращении от ДАТА, признать незаконным решение руководителя УФСИН ФИО1 по <адрес> от ДАТА.

Определением от ДАТА к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФСИН ФИО1 по <адрес>.

Административный истец ФИО2 исковые требования уточнил, просил признать действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> в части не предоставления сведений о периоде содержания ФИО2 в СИЗО-1 (дата и время поступления; дата и время отправки), о причинах и основаниях перевода ФИО2 из СИЗО-1, копию документа послужившее основанием для отправки ФИО2 из СИЗО-1, перечне должностных лиц правоохранительных органов, работавших с ФИО2 в следственных кабинетах СИЗО-1.

Представитель административного ответчика УФСИН ФИО1 по <адрес>ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований.

Административный ответчик ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. Согласно письменному отзыву, ДАТА в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> поступило заявление административного истца с просьбой предоставить сведения: о периодах содержания в учреждении; характеристику в отношении ФИО2 за период содержания в учреждении; о причинах и основаниях перевода ФИО2 из ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>; перечень должностных лиц правоохранительных органов, работавших с ФИО2 в следственных кабинетах ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> с указанием даты, должности, номера нагрудных знаков; копию документа послужившим основаниям для отправки ФИО2 в ФКУ СИЗО-2 ФИО1<адрес>. Указанное обращение своевременно рассмотрено сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> и направлен ДАТА в адрес заявителя, ответ /ТО/46/8-13794. Однако сотрудниками административного ответчика допущена ошибка, и ответ направлен в ФКУ СИЗО-1 ФИО1<адрес> вместо ФКУ СИЗО-2 ФИО1<адрес>. ДАТА ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> направило административному истцу ответ, который он получил ДАТА. ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>, УФСИН ФИО1 по <адрес> заявленные исковые требования не признают, поскольку считают их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Согласно приложению к приказу Министерства юстиции Российской Федераций от ДАТА-дсп «Об утверждении Инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФИО1» материалы за период содержания в следственных изоляторах, тюрьмах и исправительных учреждениях на подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в обязательном порядке приобщаются к личному делу. При этапировании спецконтингента из одного учреждения ФИО1 в другое, личное дело направляется по маршруту следования вышеуказанных лиц. Согласно п. 47 вышеуказанного приказа, работникам спецотдела разрешается в отдельных случаях знакомить осужденного с содержанием имеющихся в его личном деле копий приговоров, определений и постановлений судов, а также характеристик. Ознакомление осужденного с этими документами производится в служебных помещениях путем прочтения ему вслух, о чем на документах делаются соответствующие отметки. Таким образом, направление в адрес административного истца, во-первых, невозможно в связи с отсутствием в учреждении материалов личного дела, необходимых для составления характеристики, во вторых противоречит требованиям ведомственных нормативно-правовых актов РФ в части особого порядка ознакомления. Кроме того, в заявлении от ДАТА административный истец просил направить копии всех запрашиваемых документов в адрес его адвоката, что также, является недопустимым. Согласно п.46 приказа -дсп начальник СИЗО может выслать по запросам заверенные копии документов, содержащихся в личных делах подозреваемых, обвиняемых и осужденных в суды, органы прокуратуры, в информационные центры МВД ГУВД УВД в Главный информационный центр МВД ФИО1, в ФИО1, в территориальных орган ФИО1. В соответствии со ст.161 УПК РФ данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования. К заявлению ФИО2 не прилагалось разрешение органа, в производстве которого находится его уголовное дело, не представление сведений о причинах и основаниях для перевода административного истца в ФКУ СИЗО-2 ФИО1<адрес>. Пунктом 7 ст. 12 Федерального закона от ДАТА № 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" сотрудникам уголовно-исполнительной системы не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Информацию о должностных лицах правоохранительных органов, работавших с ФИО2 в следственных кабинетах ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> не может быть предоставлена административному истцу.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 3 КАС РФ установлено, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2).

В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Тем самым, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА-О).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этими действиями законных прав и интересов гражданина или организации.

ФИО2 обратился ДАТА в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> с запросом о предоставлении ему следующей информации:

- характеристику в отношении ФИО2;

- период содержания ФИО2 в СИЗО-1 (дата и время поступления; дата и время отправки);

- причины и основания для перевода ФИО2 из СИЗО-1;

- копии документов, послужившие основанием для отправки ФИО2 из СИЗО-1;

- перечень должностных лиц правоохранительных органов, работавших с ФИО2 в следственных кабинетах СИЗО-1.

ДАТА административному истцу администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> дан ответ, согласно которому административному истцу разъяснено, что для подготовки ответа на Ваше заявление необходимо личное дело, которое находится в месте Вашего содержания под арестом. Также сообщено, что в соответствии с требованиями ст. 28 ФЗ от ДАТА № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» вывод следственно-арестованных для проведения действий, производится по указанию следователя или лица, проводящего дознание по уголовному делу. Статья 161 УПК РФ предусматривает, что данные предварительного расследования могут быть преданы гласности, лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано допустимым. Учитывая, что законом предусмотрен специальный правовой статус получения запрашиваемой информации, находящейся в личном деле, Вы можете получить с разрешения следователя, производящего предварительное расследование по уголовному делу.

Административный истец ФИО2 обратился с жалобой к ФИО1 на бездействие администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> выразившееся в не дачи в установленные сроки ответа на запрос от ДАТА.

ДАТА жалоба ФИО2 в соответствии с п. 147 ФИО1, утвержденного приказом ФИО1 от ДАТА, направлена для рассмотрения в УФСИН ФИО1 по хабаровскому краю.

ДАТА УФСИН ФИО1 по <адрес> подготовил по жалобе ФИО2 ответ – разъяснение № согласно которому по фактам, изложенным в обращении проведена проверка, входе которой установлено следующее. Согласно сообщению начальника канцелярии ФКУ СИЗО-1 УФСИН от ДАТА в ФКУ СИЗО-1 УФСИН поступило обращение ФИО2 по предоставлению копий документов и информацию о выводе для проведения следственных и иных процессуальных действий. ДАТА за исх. – руководством ФКУ СИЗО-1 УФСИН в ФКУ СИЗО-1 ФИО1 (учреждение, в котором на момент обращения содержался заявитель) подготовлен и направлен ответ ФИО2 В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДАТА № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые, обвиняемые имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей. Администрация учреждения, обязана предоставить указанную информацию. Таким образом, права подозреваемых, обвиняемых и осужденных, вязанные с получением информации, ограничены. Согласно ст. 2 Федерального закона от ДАТА № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона об информации, информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Согласно ч.1 ст. 7 Закона об информации к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Что касаемо информации с ограниченным доступом, то, согласно п. 2 ст. 9 Закона об информации, обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. В соответствии со ст. 2 Закона об информации конфиденциальность информации обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Так, федеральными законами устанавливаются ограничение по доступу к информации, составляющей профессиональную тайну (тайну следствия), обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. В статье 161 УПК РФ содержится запрет на разглашение данных предварительного расследования и в качестве исключения из этого императивного предписания установлено, что такие данные могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Учитывая, что законом предусмотрен специальный правовой статус, получения информации о проведении следственных действий (к которым и относится работа следователя, в том числе, в следственных кабинетах учреждения), запрашиваемую ФИО2 информацию о том, когда и в какое время работал следователь, он может получить у лица, в производстве которого находится уголовное дело, либо в учреждении, но только с разрешения следователя, в производящего предварительное расследование по уголовному делу.

Согласно выписке из приказа Министерства Юстиции Российской Федерации дсп от ДАТА «Об утверждении Инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФИО1», личному делу присваивается гриф ограниченного распространения «Для служебного пользования», в случае приобщения к личному делу медицинских карт, исполнительных листов, конвертов с личными документами подозреваемого, обвиняемого, осужденного, они вносятся в опись дела.

Из информационного письма от ДАТА следует, что согласно приложению к приказу Министерства Юстиции Российской Федерации от ДАТАдсп «Об утверждении Инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФИО1» материалы за период содержания в следственных изолярах, тюрьмах и сиправительных учреждениях на подозреваемых, обвиняемы осужденных, в обязательном порядке приобщаются к личному делу. При этапировании спецконтингента из одного учреждения ФИО1 в другое, личное дело направляется по маршруту следования вышеуказанных лиц. Предоставить характеризующие данные без материалов личного дела не представляется возможным. Также сообщаем, что характеризующие материалы направляются только по запросу суда, либо следственного органа.

Положением Приказа Минюста ФИО1 от ДАТА N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" определено, что администрация СИЗО обеспечивает судьям, прокурорам, следователям, лицам, производящим дознание, а также адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, беспрепятственное посещение СИЗО в рабочее время и доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц.

По письменному указанию следователя, лица, производящего дознание, прокурора или суда (судьи) для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других экспертиз на территории СИЗО и помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (далее - ПФРСИ), его администрация обязана:

- предоставить оборудованное помещение;

- доставить подозреваемого или обвиняемого и обеспечить его охрану;

- обеспечить допуск в СИЗО, ПФРСИ иных лиц, привлекаемых для участия в следственных действиях;

- присутствовать при производстве обыска, выемки, наложения ареста на имущество подозреваемого или обвиняемого, хранящееся на складе учреждения или находящееся в его личном пользовании.

Администрация СИЗО обеспечивает судьям, прокурорам, следователям, лицам, производящим дознание, а также адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, беспрепятственное посещение СИЗО в рабочее время и доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц

Извещение о рассмотрении дела кассационной инстанцией; извещение о продлении срока содержания под стражей; извещение о направлении уголовного дела в суд; извещение о перечислении подозреваемых или обвиняемых из одного органа в другой; ответы на их жалобы, ходатайства и др. объявляются подозреваемым или обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам.

Поступившие в СИЗО ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под роспись и приобщаются к личному делу.

По заявлению подозреваемого или обвиняемого за счет средств, имеющихся на его лицевом счете, администрация СИЗО делает копию ответа и выдает ее на руки.

Положением ст. 108 УПК РФ предусмотрено, что заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 223 настоящего Кодекса, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев (ст. 109 УПК РФ).

Как установлено ст. 5 Федерального закона от ДАТА № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Федеральный закон от ДАТА N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрел, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.

Довод административного истца в не предоставлении ему запрашиваемой информации администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>, повлекло нарушение его прав и интересов и ограничило его на защиту своих прав не нашло своего подтверждения.

Из приведенных выше норм, основанием для помещения ФИО2 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> явился судебный акт, экземпляр которого вручается обвиняемому, а второй приобщается к материалам личного дела. Последующее продление срока содержания под стражей производится на основании судебного акта, который также выдается обвиняемому и приобщается к материалам личного дела. Основанием для перевода, обвиняемого ФИО2 в ФКУ СИЗО-2 ФИО1<адрес> является постановление следователя о переводе в следственный изолятор <адрес>, при этом основания и причины перевода отражены в постановлении следователя, которое передается администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> для приобщения к материалам личного дела.

Как установлено в судебном заседании ФИО2 этапирован в ФКУ СИЗО-2 ФИО1<адрес>ДАТА, обращение о предоставлении сведений было направлено административным истцом из ФКУ СИЗО-2 УФСИН ФИО1 по <адрес>ДАТА, суд приходит к выводу о правомерности дачи ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> ответа, поскольку на момент рассмотрения обращения ФИО2, личное дело обвиняемого находилось в ФКУ СИЗО-2 УФСИН ФИО1 по <адрес>, из которого необходимо предоставить сведения.

Согласно пояснениям административного истца ФИО2 ему на момент рассмотрения исковых требований была выдана характеристика администрацией из ФКУ СИЗО-2 УФСИН ФИО1 по <адрес>. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии бездействия (действия) должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>, поскольку административный истец наделенный правом на обращение с требованием о предоставлении сведений из личного дела в ФКУ СИЗО-2 УФСИН ФИО1 по <адрес>, при этом данным правом административный истец воспользовался, после получения ответа – разъяснения ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>.

Со стороны административного истца не представлены доказательства, препятствующие его обращение к администрации ФКУ СИЗО-2 УФСИН ФИО1 по <адрес> для получения доступной информации.

Как установлено положением ст. 161 УПК РФ данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных частями второй, четвертой и шестой настоящей статьи.

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

После выполнения требования ст. 216 УПК РФ следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и по просьбе обвиняемого или его защитника фотографии, материалы аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. В случае невозможности предъявления вещественных доказательств следователь выносит об этом постановление. По ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность знакомиться с материалами уголовного дела раздельно. Если в производстве по уголовному делу участвуют несколько обвиняемых, то последовательность предоставления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем.

В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства (ст. 217 УПК РФ).

Приведенные выше нормы свидетельствуют о том, что орган предварительного следствия после окончания предварительного следствия, предоставляет обвиняемому и его защитнику (защитниками) знакомится с материалами уголовного дела, в которых также будут содержаться сведения обо всех следственных действия произведенным следователем, следственной группы с участием и без участия обвиняемого и его защитника. Административный истец не ограничен в правах на ознакомление с материалами уголовного дела на предварительном этапе.

Таким образом, суд не находит основания для признания действий администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> незаконными.

Довод административного истца о не направлении административным ответчиком запрашиваемых документов также в адрес защитника не нашел своего подтверждения.

Приказом дсп от ДАТА «Об утверждении Инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФИО1» установлено, что личному делу присваивается гриф ограниченного распространения «Для служебного пользования». Начальник следственного изолятора может выслать по запросам заверенные копии документов, содержащихся в личных делах подозреваемых, обвиняемых и осужденных в суды, орган прокуратуры, информационный центр МВД, ГУВД, УВД, Главный информационный центр МВД ФИО1, во ФИО1, в территориальный орган ФИО1.

Представленный перечень государственных учреждений, который в праве запрашивать информацию в приказе ограничен, сведения об иных лицах наделенных правом на получения информации из личного дела обвиняемого/осужденного отсутствуют. При этом приказом предусмотрено в отдельных случаях ознакомление со сведениями, содержащимися в личном деле самого обвиняемого/осужденного путем их прочтения вслух. Иных способов получения информации из личного дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд не находится оснований для признания действий администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> в данной части незаконными.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от ДАТА N 59-ФЗ (ред. от ДАТА) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Часть 1 ст. 2 Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ).

Из содержания ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ следует, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Таким образом, с учетом вышеизложенного в рассматриваемом административном деле отсутствует совокупность обстоятельств, позволяющая прийти к выводу о наличии оснований для удовлетворения, заявленного ФИО2 административного иска.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела нарушений требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений, подготовки и отправки ответов на заявления ФИО2 не нарушены, ответы подготовлены и направлены заявителю в установленные законом сроки.

Относительно доводов административного истца ФИО2 о том, что решение УФСИН ФИО1 по <адрес> не устранили препятствия к осуществлению им прав, свобод и законных интересов, созданных действиями (бездействием) администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>, суд находит несостоятельным, поскольку опровергается его содержанием, административными ответчиками в пределах компетенции даны ответы на поставленные в обращении вопросах.

Обсуждаю доводы административного истца ФИО2 о нарушении направления ответа на его обращение, направленное в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>, суд исходит из того, что ответ на обращение ФИО2 администрация ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> направило ошибочно в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>, нарушение административного истца на получение ответа было устранено ответчиком, путем направления ответа в ФКУ СИЗО-2 УФСИН ФИО1 по <адрес>, что не отрицалось административным истцом.

Приходя в выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска, суд исходит из того что соответствующие обращения административного истца были рассмотрены должностным лицом в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> и УФСИН ФИО1 по <адрес> по существу указанных в нем доводов, основанные на положениях действующего законодательства, мотивированные ответы направлены в адрес административного истца, ответы доведены до истца, что им не оспаривалось, тогда, как несогласие ФИО2 с содержанием обжалуемых ответов само по себе не свидетельствует о его незаконности и необоснованности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес>, УФСИН ФИО1 по <адрес> признания незаконными действия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по <адрес> в части отказа в предоставлении сведений, оспаривании решения УФСИН ФИО1 по <адрес> от ДАТА – отказать.

Копии решения вручить под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направить им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДАТА.

Судья: Т.М. Водолажская