Дело № 2а-3514/2020
УИД 76RS0013-02-2020-003031-71
Мотивированное решение изготовлено 2 ноября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Абсалямовой А.В.
при секретаре Лебедевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2020 года в городе Рыбинске Ярославской области дело по административному исковому заявлению ФИО3 к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Рыбинску № УФССП России по Ярославской области ФИО5, отделу судебных приставов по г. Рыбинску № УФССП России по Ярославской области, УФССП России по Ярославской области о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Рыбинску № УФССП России по Ярославской области ФИО5 от 11 сентября 2020 года о расчете задолженности по алиментам.
В обоснование заявленных требований указано, что 11 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем ФИО5 вынесено постановление, в соответствии с которым ФИО3 определена задолженность по уплате алиментов на содержание ребенка за период с 14 февраля 2020 года по 11 сентября 2020 года в размере 52476,78 руб.
При расчете задолженности судебный пристав-исполнитель ФИО5 исходила из размера среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.
ФИО3 считает данное постановление незаконным, подлежащим отмене, поскольку такую заработную плату он не получает. Работает неофициально дворником в <данные изъяты>. Фактический размер доходов должника составляет 9000 руб. в месяц, из данной суммы ФИО3 выплачивает ФИО6 на двоих детей алименты в сумме 3 000 руб.
По мнению административного истца, расчет задолженности по алиментам должен быть произведен судебным приставом-исполнителем исходя из фактического заработка должника в сумме 9 000 руб. Официально трудоустроиться ФИО3 не может, поскольку осуществляет уход за пожилым человеком.
Определением судьи от 23 сентября 2020 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Рыбинску № УФССП России по Ярославской области ФИО5, УФССП России по Ярославской области; в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО6, определением суда от 19 октября 2020 года к участию в деле привлечено ОСП по г. Рыбинску № УФССП по Ярославской области.
Административный истец ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме. Официально он не трудоустроен,, работает неофициально в клининговой компании <данные изъяты><данные изъяты>. В качестве дохода также имеет пособие по уходу за пожилым человеком. По причине ухода за пожилым человеком не имеет возможности трудоустроиться официально. Считает свои трудовые отношения установленными ранее вынесенным решением Рыбинского городского суда, которым определялось место жительства детей.
В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО5, также являющаяся представителем ОСП № УФССП России по Ярославской области, по заявленным требованиям возражала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Административный ответчик- УФССП России по Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явилась о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом.
Заслушав административного истца ФИО3, административного ответчика - судебного пристава-исполнителя ФИО5, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены, в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу закона оспариваемое решение может быть признано незаконным, если оно не соответствует закону и нарушает права и свободы заявителя.
Как видно из дела, решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 20 мая 2020 года, вступившим в законную силу 13 августа 2020 года, место жительства несовершеннолетнего ФИО1 определено с матерью ФИО6 С ФИО3 в пользу ФИО6 на содержание ФИО1 взысканы алименты в размере 1/6 части заработка и (или) иного дохода, начиная с 14 февраля 2020 года и до совершеннолетия ребенка. С ФИО3 в пользу ФИО6 на содержание ФИО2 взысканы алименты в размере 1/6 части заработка и (или) иного дохода, начиная с 1 мая 2020 года и до совершеннолетия ребенка.
Решение суда в части взыскания алиментов подлежало немедленному исполнению.
9 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Рыбинску № УФССП России по Ярославской области ФИО5 в отношении должника ФИО3 возбуждено исполнительное производство №. Предмет исполнения: взыскание в пользу ФИО4 алиментов на содержание несовершеннолетнего ФИО1 в размере 1/6 части заработка должника, начиная с 14.02.2020 года и до совершеннолетия ребенка.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 9 июня 2020 года ФИО3 получил на личном приеме у судебного пристава-исполнителя 18 июня 2020 года.
Сведения о своем месте работы ФИО3 в отдел судебных приставов по г. Рыбинску № УФССП России по Ярославской области не представил.
Проверка имущественного положения ФИО3 показала отсутствие данных о его официальном трудоустройстве.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Рыбинску № УФССП России по Ярославской области ФИО5 от 11 сентября 2020 года ФИО3 была определена задолженность по алиментам за период с 14 февраля 2020 года по 11 сентября 2020 года в сумме 52 476,78 руб.
Расчет задолженности произведен судебным приставом-исполнителем из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания в размере 52 123 руб.
Оспаривая постановление о расчете задолженности по алиментам, ФИО3 ссылается на то, что дохода в размере 52 123 руб. в месяц он не получает, так как работает неофициально в <данные изъяты><данные изъяты>. Фактическая заработная плата должника составляет 9 000 руб. в месяц, из которой и должен быть произведен расчет задолженности по алиментам.
С указанными доводами административного истца суд согласиться не может.
Согласно положениям статьи 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1). В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 81 СК РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Положениями статьи 113 СК РФ установлено, что размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов (пункт 3). Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (пункт 4). При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (пункт 5).
В соответствии с частью 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (часть 3).
В письме ФССП России от 4 марта 2016 года № 00011/16/19313-АП «О расчете задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы в Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) и статьи 113 СК РФ в случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. В случае неуплаты алиментов за весь период образования задолженности моментом взыскания задолженности будет являться дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам. При этом период задолженности определяется с момента взыскания до даты расчета с нарастающим итогом. Таким образом, за весь период неуплаты должником алиментов задолженность будет рассчитана исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности.
Как видно из дела, на момент вынесения оспариваемого постановления, 11 сентября 2020 года, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Рыбинску № УФССП России по Ярославской области документы, подтверждающие исполнение алиментных обязательств в полном объеме, а также сведения о доходах должника представлены не были.
При таких обстоятельствах, судебный пристав-исполнитель обоснованно произвел расчет задолженности ФИО3 по алиментам исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.
Должностное лицо службы судебных приставов имело полномочия на принятие оспариваемого постановления и приняло его с соблюдением установленного законом порядка.
С произведенным судебным приставом-исполнителем расчетом задолженности по алиментам суд соглашается, считает его верным.
Так, в частности, по данным, предоставленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (Ярославльстат) в УФССП России по Ярославской области от 2 сентября 2020 года, среднемесячная заработная плата работников организаций по Российской Федерации за июнь 2020 года составила 52 123 руб.
1/6 доли дохода должника составляет <данные изъяты> от среднемесячной заработной платы работников организаций по Российской Федерации составили 8704,55 руб. в месяц.
Таким образом, задолженность ФИО3 по алиментам за период с 14 февраля 2020 года по 11 сентября 200 года составила 60 351,78 руб., а с учетом произведенной оплаты на сумму 7 875 руб. – 52 476,78 руб.
Доказательств, опровергающих правильность установленного судебным приставом-исполнителем размера задолженности по алиментам, административным истцом не представлено.
Доказательств, подтверждающих официальный доход ФИО3 в спорный период, суду также не представлено.
Доводы ФИО3 о необходимости осуществления расчета задолженности по алиментам исходя из фактически получаемого им неофициального заработка не могут быть приняты во внимание, поскольку такой расчет задолженности требованиям закона не отвечает. Доводы ФИО3, что решением Рыбинского городского суда от 20 мая 2020 года установлен факт трудовых отношений с <данные изъяты> опровергаются содержанием решения суда. Административному истцу разъяснен порядок обращения с заявлением об установлении факта трудовых отношений.
Довод административного истца о необходимости исследования получаемого им размера пособия по уходу за нетрудоспособным гражданином с целью определения размера задолженности по алиментам, являются необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ на указанный вид дохода не может быть обращено взыскание.
Определением от 1 октября 2019 г. N 2570-О Конституционным судом Российской Федерации отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданина <данные изъяты> на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части 1 статьи 101 Федерального закона "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ".
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения названных норм, а также суть заявленных административным истцом требований, правовых оснований для отмены оспариваемого постановления о расчете задолженности по алиментам как незаконного, суд не находит.
Поскольку в ходе рассмотрения дела совокупность требуемых законом условий для удовлетворения иска не установлена, суд приходит к выводу об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление ФИО3 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В. Абсалямова