ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3514/20 от 27.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело <номер обезличен>а-3514/20

26RS0<номер обезличен>-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2020 года <адрес обезличен>

Ленинский районный суд <адрес обезличен> края в составе:

председательствующего судьи Романенко Ю.С.,

при секретаре Арутюнян Р.Р.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика <адрес обезличен> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия - ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к <адрес обезличен> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия об оспаривании предписания,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к <адрес обезличен> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, в котором просит признать предписание <номер обезличен> от <дата обезличена> – незаконным.

В обосновании административного иска указано, что в отношении ФИО1 было вынесено предписание <номер обезличен> от <дата обезличена>, согласно которому административному истцу необходимо было выполнить приостановление каких-либо строительных работ по реконструкции на объекте - нежилое здание, по пр. К.Маркса, 38 в <адрес обезличен>. Административный истец считает, что предписание является незаконное, поскольку ФИО1 на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, пр. К.Маркса, 38. Данное здание является объектом культурного наследия регионального уровня, о чем имеется охранное обязательство от 2012 года. Согласно данного охранного обязательства собственник объекта недвижимого имущества обязан обеспечивать режим сохранения памятника, а также финансировать, организовывать и (или) выполнять работы по сохранению памятника, в том числе его консервации, реставрации, воссозданию, ремонту, приспособлению для своевременного использования, работы по благоустройству прилегающей территории, также принимать иные меры по сохранению памятника. Соблюдая охранное обязательство с 2012 года административный истец постоянно поддерживал объект недвижимого имущества в надлежащим состоянии, осуществляя мелкий текущий ремонт. С 2019 года ввиду неудовлетворительного состояния фасада здания. Было принято решение восстановить его в первоначальный вид не нарушая первоначального вида и конструкций, никаких реконструкций в здании не производилось и не планируется. Все работы были направлены на сохранение памятника в первоначальном виде. Приостановление работ по ремонту недвижимого имущества, как указано в предписании, приведет к его порче, так как впереди зимний период и приостановление ремонтных работ приведут к порче фасада памятника, его конструкций. На основании изложенного, просит признать предписание <номер обезличен> от <дата обезличена> незаконным.

В судебное заседание административный истец не явился, надлежащим образом была извещена о времени и месте проведения судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщила, а также не ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд согласно ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца, доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель <адрес обезличен> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, просил в удовлетворении административного иска отказать, доводы, изложенные в отзыве поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что объект культурного наследия регионального значения «Особняк»,
нач. XX в., расположенный по адресу (местонахождение): Ставропольский
край, 1. Ставрополь, пр. К. Маркса, 38, взят на государственную охрану в соответствии с Постановлением главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>-<адрес обезличен> включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера <номер обезличен>. Правообладателем памятника является ФИО1 Согласно охранного обязательства на указанный объект культурного наследия от <дата обезличена><номер обезличен>, его пользователь, Чурсина Г..В., приняла обязательства обеспечить режим сохранения памятника. Из содержания охранного обязательства следует, что работы по сохранению памятника производятся только при наличии утвержденной и согласованной государственным органом научно-проектной документации, а также соответствующего разрешения (п.п.3,4). В соответствии с приказом управления от <дата обезличена><номер обезличен> и заданием <номер обезличен> от <дата обезличена>, в период с 31 июля по <дата обезличена> проведено мероприятие по контролю за состоянием указанного объекта культурного наследия, о чем составлен акта осмотра от <дата обезличена><номер обезличен>-АО. Согласно указанного акта осмотра на объекте культурного наследия регионального значения «Особняк», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, пр. К. Маркса, 38, проводятся ремонтные работы, кроме того, на объекте отсутствует информационная надпись и обозначения, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации (ст.ст. 27, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от <дата обезличена> № 73-ФЗ. На основании изложенного просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое помещение, площадью 339,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен>, пр. К. Маркса, 38, на основании договора купли-продажи от <дата обезличена>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Объект культурного наследия регионального значения «Особняк», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, пр. К. Маркса, 38, взят на государственную охрану в соответствии с Постановлением главы администрации от <дата обезличена><номер обезличен>.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>-р, Памятник включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера <номер обезличен>.

Согласно охранного обязательства на указанный объект культурного наследия от <дата обезличена><номер обезличен>, его пользователь, ФИО1, приняла обязательства обеспечить режим сохранения Памятника.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ урегулированы Федеральным законом от <дата обезличена> № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В силу п. 1, 2 и 3 ст. 11 указанного Федерального закона от <дата обезличена> № 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, физическими лицами требований, установленных законодательством в области охраны объектов культурного наследия, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении физическими лицами своей деятельности.

Федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия РФ по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений пп. 3, 4 п. 6, п. 7 ст. 11 указанного Федерального закона от <дата обезличена> № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия, об устранении об устранении нарушений требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и принимать меры по предотвращению правонарушений.

Кроме того должностные лица органов охраны объектов культурного наследия имеют право осуществлять мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

Согласно п. 1 ст. 33 указанного Федерального закона от <дата обезличена> № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

По смыслу пп. 2 п. 1 ст. 47.3 указанного Федерального закона от <дата обезличена> № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Согласно п. 1 ст. 40 указанного Федерального закона от <дата обезличена> № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие, в том числе ремонт и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п «Об утверждении Положения об управлении <адрес обезличен> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия», управление определено органом исполнительной власти <адрес обезличен>, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти <адрес обезличен>.

Приказом управления <адрес обезличен> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от <дата обезличена><номер обезличен> утвержден административный регламент осуществления регионального государственного контроля (надзора) управлением <адрес обезличен> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия «Региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного значения, расположенных на территории <адрес обезличен>.

В соответствии с п.8. Административного регламента надзор осуществляется посредством: организации и проведения плановых и внеплановых проверок -в форме документарных и (или) выездных проверок выполнения субъектами надзора обязательных требований; проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением Федерального закона <номер обезличен>-Ф3, или о внесении в них изменений; осуществления систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении субъектами надзора своей деятельности.

В соответствии с п.29 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по осуществлению мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению является выдача задания по форме и в порядке, установленном приказом управления.

В соответствии с п. 30 Административного регламента основанием для выдачи задания является приказ начальника управления, изданный на основании рассмотрения или предварительной проверки поступивших в управление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации об угрозе причинения вреда объектам культурного наследия, или о причинении вреда объектам культурного наследия, или о нарушениях субъектами надзора обязательных требований.

Так, в ходе проведения управлением <адрес обезличен> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее управление), в соответствии с заданием на осуществление мероприятия по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия <номер обезличен> от <дата обезличена> проведено мероприятие по государственному надзору за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Особняк», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, пр. К.Маркса, 38. В результате проведения мероприятия по контролю выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В нарушение ст. 45, 47.2, 47.3 и 27 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06. 2002 <номер обезличен>-Ф3 на объекте культурного наследия, включенного - в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации при его содержании и использовании не обеспечено финансирование и организация работ, направленных на обеспечение сохранности объекта культурного наследия, состав и сроки которых предусмотрены охранным обязательством. Незаконно и без разрешения органа охраны объектов культурного наследия произведены работы, изменяющие его облик, объемно-планировочные, конструктивные решения и структуры, а также предмет его охраны, отсутствует информационная надпись.

В ходе осмотра состояния архитектурно-конструктивных и декоративных элементов Памятника, было установлено, что внешне Памятник представляет собой одноэтажное, каменное здание. Памятник расположен вдоль пр. К.Маркса, выходя на ее красную линию главным фасадом. Стены памятника состоят из пиленого природного камня, со стороны главного фасада на стене находятся различные декоративные элементы. Отмостка здания со стороны главного фасада состоит из плитки, со стороны дворовых помещений из асфальтобетона. Цоколь здания обшит плитами из природного камня, на цоколе имеются трещины и сколы, следы потемнений. Входная группа, находящаяся в правой части главного фасада, состоит из дверей с пластиковым заполнением, ступеньки отсутствуют, видны следы демонтажа и отсутствие части тротуарной плитки. На проспекте К.Маркса возле стены главного фасада находятся строительные леса. Окраска стен практически отсутствует, на стенах наблюдаются следы строительных и отделочных работ. Заполнение оконных проемов пластиковое, в оконных проемах также наблюдаются следы оштукатуривания. На дворовой территории наблюдается складирование строительных материалов, песка, установленные лестницы-стремянки, строительный мусор, а также на данной территории и внутри помещения на момент осмотра находились рабочие, выполняющие различные строительные и отделочные работы. При осмотре внутренних помещений также визуально наблюдаются следы строительных и отделочных работ, складированные в разных помещениях строительные материалы и инструменты, часть стен внутренних помещений облицована керамической плиткой, на стенах и полах видны следы свежего раствора, заполнения дверных проемов внутренних помещений демонтировано, вместо части из них прикреплены куски полимерной пленки. Информационная надпись на здании отсутствует.

По итогам проверки, а также на основании охранного обязательства ФИО1 выдано предписание от <дата обезличена>.

Предписано совершить следующие действия: незамедлительно приостановить производство земляных, строительных, отделочных, хозяйственных и иных работ на Памятнике; разработать научно-проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационных работ на Объекте в соответствии с научно-проектной документацией, согласованной с уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия;

установить информационную надпись и обозначения по проекту, утвержденному уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия.

Обеспечение сохранности объекта культурного наследия может осуществляться в том числе выполнением полученного охранного обязательства.

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от <дата обезличена> № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

Из положений ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06. 2002 <номер обезличен>-Ф3 следует, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06. 2002 <номер обезличен>-Ф3 собственники и пользователи обязаны осуществлять расходы на содержание объектов культурного наследия и поддержании их в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Согласно охранного обязательства на указанный объект культурного наследия от <дата обезличена><номер обезличен>ФИО1, обязуется:

- обеспечивать режим сохранения «ПАМЯТНИКА», а также финансировать, организовывать и (или) выполнять работы по сохранению «ПАМЯТНИКА», в том числе, его консервации, реставрации, воссозданию, ремонту, приспособлению для современного использования, работы по благоустройству прилегающей территории, а также принимать иные меры по сохранению «ПАМЯТНИКА», зон охраны, «ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ» в сроки, предусмотренные прилагаемым актом технического состояния «ПАМЯТНИКА», являющимся неотъемлемой частью настоящего охранного обязательства (п.2);

- при осуществлении работ по сохранению «ПАМЯТНИКА» обеспечивать их соответствие нормам и правилам проведения ремонтных, строительных и реставрационных работ на объектах культурного наследия. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, все работы на «ПАМЯТНИКЕ» и прилегающей к нему территории осуществлять с разрешения (или наличия согласования) «ГОСОРГАНА» и (или) иных органов исполнительной власти (п.3);

- работы по сохранению «ПАМЯТНИКА» производить без изменения «ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ», только при наличии необходимой научно-проектной документации, изготовленной в соответствии с требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия (историко-архивные исследования, обмерочные чертежи, фотофиксация, проект реставрации и др.), согласованной и утвержденной в установленном порядке. Вся вышеуказанная документация передается «ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ» «ГОСОРГАНУ» в 10-дневный срок после утверждения, в одном экземпляре, безвозмездно (п.4).

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что проверка состояния указанного объекта культурного наследия проводилась должностными лицами <адрес обезличен> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия на законных основаниях, в соответствии с требованиями п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которому государственная охрана объектов культурного наследия включает, в том числе контроль за состоянием подобных объектов. Мероприятия по проверке объекта культурного наследия, выдача оспариваемого предписания осуществлены управлением в соответствии с указанным федеральным законом и Положением об управлении, утвержденным постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п, в рамках предоставленных полномочий.

Руководствуясь статьями 175-180КАС РФ, суд,

решил:

в удовлетворении требований административного иска ФИО1 к <адрес обезличен> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия о признании предписания <номер обезличен> от <дата обезличена> незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата обезличена>.

Судья Ю.С. Романенко