Дело №2а-547/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(полный текст)
24 января 2022 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи - Григорьевой У.С.,
при помощнике судьи СмолаН.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО4 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконными действия (решения) должностных лиц по возврату без рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения о возврате без рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и просил признать незаконным решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ-исх-№ о возврате без рассмотрения заявления и приложенных к нему документов о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>.м.; обязать административного ответчика принять к рассмотрению документы о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом через ГКУ МФЦ для бизнеса пр. <адрес> в адрес Департамента по имущественным и земельным отношений города Севастополя заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением документов, в том числе схемы расположения испрашиваемого земельного участка в электронном виде на диске и на бумажном носителе. Однако ДД.ММ.ГГГГ за исх. №№ заявление возвращено без рассмотрения в связи с тем, что предоставленная к заявлению схема не соответствует Приказу Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
С данным решением о возврате административный истец не согласен, считает его нарушающим прав и законные интересы истца, поскольку для получения государственной услугой им было подано надлежащим образом оформленное заявление и приложены документы в полном объеме в соответствии с перечнем, установленным действующим законодательством РФ.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Направил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца – ФИО2, действующая на основании нотариальной доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске, просила требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил. Направил в суд материалы на основании которых было принято оспариваемое решение.
Представитель заинтересованного лица Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка сторон не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).
Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, предусмотренных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом через ГКУ МФЦ для бизнеса <адрес> подано в адрес Департамента по имущественным и земельным отношений города Севастополя заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением документов, в том числе схемы расположения испрашиваемого земельного участка в электронном виде на диске и на бумажном носителе.
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям ДД.ММ.ГГГГ за исх. №№ заявление ФИО1 возвращено без рассмотрения на основании части 2.6. Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь», в связи с тем, что предоставленная к заявлению схема не соответствует Приказу Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1. документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2. схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3. проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4. документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5. заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6. подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Согласно п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19 января 2017 года № 549-РДЗ (ред. от 15.08.2019) «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» утвержден соответствующий Административный регламент.
Пунктом 2.8. Административного регламента предусмотрено, что основанием для возврата документов являются несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 настоящего административного регламента.
Согласно пункту 2.6.1. Административного регламента, в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:
1) заявление (рекомендуемая форма - Приложение N 1 - не приводится);
2) документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица;
3) документ, удостоверяющий полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
4) в случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации в целях жилищного строительства;
6) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
7) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
8) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в том числе предусмотренные Приказом №1;
9) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
10) инвестиционная декларация и договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне в случае, если заявителем является участник свободной экономической зоны.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг является организацией, созданной в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающей требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченной на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».
Функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг закреплены в статье 16 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к ним, в частности, относятся, представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической инфраструктуры, составление на основании комплексного запроса заявлений на предоставление конкретных государственных или муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, подписание таких заявлений и скрепление их печатью центра, формирование комплектов документов, необходимых для получения государственных или муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе (указанные комплекты документов формируются из числа документов, сведений или информации, представленных заявителем в многофункциональный центр при обращении с комплексным запросом, а также документов, сведений или информации, полученных многофункциональным центром самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия, а также вследствие получения результатов государственных или муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе и необходимых для получения иных государственных или муниципальных услуг, указанных в запросе), направление указанных заявлений и комплектов документов в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги; иные функции, предусмотренные законом.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2015 N 36018).
Из представленной в суд схемы видно, что она изготовлена с использованием официального ресурса Росреестра. Кроме того, несоответствие схемы-расположения земельного участка не может быть основанием для возврата заявления с приложенными документами без рассмотрения, так как такого основания в п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ не устанавливает. В соответствии с п.п. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а не возвращению заявления без рассмотрения.
С учетом того, что при рассмотрении дела нашли подтверждение доводы административного истца о нарушении по вине административного ответчика его прав и законных интересов в сфере земельных отношений, препятствующие в осуществлении прав, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 ФИО4 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконными действия (решения) должностных лиц по возврату без рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности - удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № № о возврате без рассмотрения заявления и приложенных к нему документов о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть вопрос о принятии заявления ФИО1 ФИО4 о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № и приложенных к нему документов.
Решение суда может в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 07.02.2022
Председательствующий У.С. Григорьева