дело № 2а-3522/2019
03RS0004-01-2019-001113-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 30 ноября 2020 года
Ленинский районный суд города Уфы в составе:
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.Ф.,
при секретаре судебного заседания Бабаевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Альфа» к МЧС России Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан Управление надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе, прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Альфа» обратилось в суд с административным исковым заявлением к МЧС России Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан Управление надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе, прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
ООО «Альфа» просит признать незаконным и не подлежащим применению п. 3,4,5,6,7,8,9 предписания МЧС России ГУ МЧС России по РБ Управление надзорной деятельности и профилактической работы Отдел надзорной деятельности и профилактической работы г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В обоснование указав, что ответственность за соблюдение норма пожарной безопасности, согласно условиям договора, несут арендаторы, а не ООО «Альфа»
ООО «Альфа» приобрело помещения, расположенные в ТРК «Галерея АРТ» ДД.ММ.ГГГГ. В ЕГРН запись о регистрации права собственности внесена ДД.ММ.ГГГГ.
На момент приобретения помещений, они находились в аренде и субаренде у лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, в данных помещениях, т.е. ремонт в помещениях и размещение оборудования в помещениях, необходимого для осуществления арендаторами предпринимательской деятельности, было выполнено Арендаторами до того, как собственником помещений стало ООО «Альфа».
ООО «Альфа» у арендатора - ИП Суворова В.С. были запрошены копии договоров субаренды помещений, в которых были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Из полученных документов следует, что ремонт в помещениях, в которых расположены бутик «Подиум», магазин «Фарфор», магазин «ENVY», магазин «BOGNER» был выполнен арендатором - ИП Ермаковым О. И. (№
Согласно условиям договоров аренды - обязанность по выполнению ремонта возложена на арендатора всех четырех помещений - ИН Ермакова О. И., так же условиями договоров аренды на всем протяжении времени было предусмотрено условие о том, что при осуществлении деятельности в арендованных помещениях, арендатор должен соблюдать правила пожарной безопасности.
Арендатором помещения, в котором расположен бутик «Подиум», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является ИП Ермаков О. И. (№
ИП Ермаков О.И. арендует указанное помещение на протяжении 5 лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УК «РЕМ-Сервис» (арендатор помещений) и ИП Ермаковым О.И. (субарендатор) был заключен договор субаренды № (далее - Договор субаренды).
Согласно условиям Договора субаренды (п. 6.2.9-ДД.ММ.ГГГГ, 6.4.3) субарендатор - ИП Ермаков О.И. провел ремонт в помещении самостоятельно и за свой счет, выбор отделочных материалов, использованных при ремонте осуществлен так же субарендатором.
Факт, что ремонт выполнен ИП Ермаковым О.И. подтверждается так же письмами ИП Ермакова О.И. в адрес ООО «УК «РЕМ-Сервис»:
Письмо с просьбой разрешить проведение ремонтных работ в помещении бутика «Pidium» («Подиум») в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ),
Письмо с просьбой разрешить проведение ремонтных работ в помещении бутика «Pidium» («Подиум») в период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ);
Письмо с просьбой разрешить проведение ремонтных работ в помещении бутика «Pidium» («Подиум») ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
На дату приобретения ООО «Альфа» помещений, расположенных на 1 этаже ТРК «Галерея ART», помещения магазина «Подиум» были во владении и пользовании ИП Ермакова О.И. на основании договора субаренды № заключенного между ИП Суворовым В.С. и Ермаковым О.И.
Фирменное наименования магазина «Фарфор», согласно вывеске «VILLEROY&BOCH».
Арендатором помещения, в котором расположен магазин «Фарфор» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является ИП Ермаков О. И. (№
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УК «РЕМ-Сервис» (арендатор помещений) и ИП Ермаковым О.И. (субарендатор) был заключен договор субаренды №
Согласно условиям Договора субаренды (п. 6.2.9-6.2.10, 6.4.3) субарендатор - ИП Ермаков О.И. провел ремонт в помещении самостоятельно и за свой счет, выбор отделочных материалов, использованных при ремонте осуществлен так же субарендатором.
Помещение было передано ИП Ермакову О.И. в состоянии, отвечающем требованиям законодательства о пожарной безопасности. Работы по отделке в помещении магазина «Фарфор» выполнены ИП Ермаковым О.И., ответственность за обеспечение пожарной безопасности внутри помещения, а так же за проведение текущего ремонта в помещении возложена на ИП Ермакова О.И. Работы по изменению конфигурации магазина «Фарфор», проведению ремонта в магазине «ENVY» выполнены ИП Ермаковым О.И.
Арендатором помещения, в котором расположен магазин «BOGNER» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является также ИП Ермаков О. И.. Он арендует указанное помещение на протяжении 5 лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Помещение было передано ООО «УК «РЕМ-Сервис» ИП Ермакову О.И. по акту приема - передачи ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям п.п. 4.6- п.4.8. Договоров субаренды, субарендатор обязан соблюдать нормы пожарной безопасности в помещениях, осуществлять текущий ремонт (копии договоров субаренды приложены к настоящей жалобе), следовательно, обязанность выполнить монтаж системы является обязанностью ИП Ермакова О.И., а не ООО «Альфа».
Нарушения, поименованные в пунктах 3,5,6 оспариваемого Предписания, устранены еще в декабре 2018 года. Привлеченным для выполнения работ подрядчиком, обладающим надлежащим образом оформленной лицензией - ООО «Брандсервис» выполнены работы по монтажу дымовых пожарных извещателей в диспетчерской зоне (зона парковки) на - 2 уровне и -3 уровнях ТРК «Галерея APT»; выполнены работы по монтажу дымовых пожарных извещателей в примерочной бутика «One Love» на 1 уровне ТРК «Галерея APT». Документы, подтверждающие выполнение работ и фотографии были представлены Административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, считают, что пункты 3,4,5,6,7,8.9 оспариваемого ООО «Альфа» предписания следует признать незаконными и не подлежащими применению.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Альфа» Маркевич М.В. доводы административного иска поддержала, просила отменить предписание по вышеперечисленным пунктам.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по РБ Юсупов Р.Ж. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Ленинского района г.Уфы., заинтересованные лица ИП Ермаков О.И., ИП Ахметова Л.Н., извещены, на судебное заседание не явились.
Помощник прокурора Ленинского района г.Уфы Мосякина Я.Г. просила отказать в административном иске.
Исследовав материалы дела и, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий /бездействия/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления ООО «Альфа» к МЧС России Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан Управление надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности – отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Далее. Судом установлено, что во исполнения распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ заместился главного государственного инспектора РБ Идрисова Э.М. ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ « О пожарной безопасности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка государственным инспектором г. Уфы по пожарному надзору Юсуповым Р.Ж. помещений и территории ООО «Альфа».
В ходе проверки выявлены нарушения:
1. на 1-ом этаже в техническом коридоре выхода на ул. Кирова не смонтирована автоматическая установка пожаротушения.
2. при имитации срабатывания системы автоматической пожарной сигнализации на 1 уровне в холле от ручного пожарного извещателя центральная противопожарная штора отделяющая зону атриума, имеет механические повреждения, не обеспечивает дымогазопроницаемость.
3. в зоне парковки диспетчерская не оборудована автоматической пожарной сигнализацией.
4. на 1-м этаже в примерочной не смонтирована автоматическая установка пожаротушения (бутик Подиум).
5. в примерочной не смонтирована автоматическая установка пожаротушения (бутик «One Love»).
6. в примерочной не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация (бутик «One Love»).
7. для отделки пола используется материал с неизвестным показателем пожарной опасности (ламинат) сертификат не представлен(магазин Фарфор).8. для отделки стен используется материал с неизвестным показателем пожарной опасности (дерево) сертификат не представлен. (магазин «ENVY»)
9. для отделки стен используется материал с неизвестным показателем пожарной опасности (ламинат) сертификат не представлен (магазин «BOGNER»).
ООО «Альфа» приобрело помещения, расположенные в ТРК «Галерея АРТ» ДД.ММ.ГГГГ. В ЕГРН запись о регистрации права собственности внесена ДД.ММ.ГГГГ.
Как указывает, Общество, на момент приобретения помещений, они находились в аренде и субаренде у лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, в данных помещениях, т.е. ремонт в помещениях и размещение оборудования в помещениях, необходимого для осуществления арендаторами предпринимательской деятельности, было выполнено Арендаторами до того, как собственником помещений стало ООО «Альфа».
Что также подтверждается договорами аренды и субаренды ИП Суворова В.С., ИП Ермакова О.И., ООО УК «Рем-Сервис» и др.
В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности специальные условия социального и /или/ технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организации правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах противопожарного режима.
Пунктом 9 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" /НПБ 110-03/" защита наружных технологических установок с обращением взрывопожароопасных веществ и материалов автоматическими установками тушения и обнаружения пожара определяется ведомственными нормативными документами, согласованными и утвержденными в установленном порядке.
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией представлен в обязательном приложении /пункт 14 Приказа/.
Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.08.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров /в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ/. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы /в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные/. Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям /в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения/, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования /включая изыскания/, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации /сноса/, в том числе требования пожарной безопасности /п.п.2/.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 384-ФЗ, здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и /или/ ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения; эвакуация людей /с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения/ в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения; возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор /соглашение/ вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана /за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы/.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 39 Федерального закона № 69-ФЗ основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации
Изготовители /исполнители, продавцы/ за уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров /работ, услуг/ несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
При рассмотрении дела судом установлено, что юридическим лицом ООО «Альфа», не применяются исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а объекты не приводятся в соответствующее пожаробезопасное состояние, чтобы обеспечить безопасное пребывание людей, и не нарушать их конституционное право на жизнь и охрану здоровья.
Рассматривая исковые требования, суд приходит к выводу о том, что принятие указанных норм и правил после приобретения помещений ООО «Альфаа» не освобождает Общество от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Из материалов дела следует, что в оспариваемом предписании указаны нарушения правил пожарной безопасности без указания на способ их устранения. Организация вправе сама выбрать способ устранения нарушения: расчет пожарного риска либо разработка специальных технических условий или другие способы согласованных с арендаторами помещений.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска ООО «Альфа».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «Альфа» к МЧС России Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан Управление надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе, прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Р.Ф.Фахрутдинова