ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3523/2016 от 17.05.2016 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-3523/2016 (марка обезличена)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород (дата)

Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Оськина И.С.,

при секретаре судебного заседания Самойловой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г.Л.В. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ... и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным решения о приостановления осуществления государственного кадастрового учета, обязании осуществить кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Н. Новгород, ..., кадастровый №.... В соответствии с генеральным планом г. Н. Новгорода, утвержденным постановлением Городской Думы Г.Н.Новгорода от 17.03.2010т. №.... земельный участок расположен в функциональной зоне Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки).

Истцом на данном участке возведен индивидуальный жилой дом. В феврале 2016 года истец подала заявку в ОАО (марка обезличена)» о подключении (технологическом присоединении) дома к сети газораспределения. Однако в подключении было отказано в связи с тем, что дом находится на земельном участке с разрешенным видом использования - для личного подсобного хозяйства.

В целях устранения причины отказа (дата) истец подала в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ... заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Заявление подавалось в связи с необходимостью изменения вида разрешенного использования земельного участка. В настоящее время разрешенный вид - ведение личного подсобного хозяйства, заявление подавалось в целях установления разрешенною вида - индивидуальное жилищное строительство.

Решением ответчика № РКФ/2016-28772 от 09.03.2016г. осуществление государственного кадастрового учета изменений было приостановлено до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.

Решение о приостановлении принято на основании п.4 ч.2 ст.26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон) - не представлены необходимые для кадастрового учета документы. Причиной для приостановления послужило отсутствие у Ответчика Правил использования и застройки в г. Н. Новгороде (далее - Правила), и документа об изменении вида разрешенного использования земельного участка, необходимого Ответчику в связи с отсутствием у него Правил.

Истец полагает, что указанное Решение вынесено с нарушением ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Ответчик незаконно уклоняется от принятия решения об осуществлении государственного кадастрового учета по следующим основаниям:

1) Как указано в оспариваемом Решении ФГБУ "ФКП Росреестра", сведения о видах разрешенною использования земельною участка в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента, или акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

2) Отсутствие у ФГБУ "ФКП Росреестра" Правил землепользования и застройки не может служить причиной для приостановления кадастрового учета, ни по каким основаниям. Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью Правил землепользования и застройки в г. Н. Новгороде, которые были утверждены Постановлением Городской Думы г.Н.Новгорода №... от 15.11.2005иг. «Об утверждении Правил землепользования и застройки в г. Н. Новгороде» в установленном порядке, официально опубликованы, вступили в силу, при этом они носят публичный характер, а потому довод об отсутствии указанных Правил в распоряжении ФГБУ "ФКП Росреестра" является несостоятельным.

Соответственно, отсутствие документа об изменении вида разрешенного использования, который запрашивался ФГБУ "ФКП Росреестра" в связи с отсутствием в его распоряжении вышеуказанных Правил, также не может являться основанием для приостановления кадастрового учета.

3) В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с указанным Законом такие документы иди сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В силу п.14. ч.2. ст. 7; ч.7 ст.15; п. 9 ч. 1 ст.22 Закона, при кадастровом учете земельного участка в связи с изменениями сведении о виде разрешенною использования на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, указанные документы должны запрашиваться ФГБУ "ФКП Росреестра" в порядке межведомственного взаимодействия, заявителем не предоставляются, и регистрирующий орган не вправе затребовать их у заявителя.

Таким образом, приостановление осуществления кадастрового учета не могло быть Произведено по основаниям, установленным п.4 ч.2 ст.26 Закона.

4) Ненадлежащее исполнение местной администрацией обязанности по предоставлению в орган кадастрового учета решений об определении (утверждении) вида разрешенного использования ни в каком случае не может являться законным основанием для приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости по моем) заявлению, и не может возлагать на истца обязанность по обращению в местную администрацию за получением решения.

В связи с вышеизложенным истец считает, что законные основания для приостановления осуществления кадастрового учета изменений принадлежащего мне земельного участка у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствуют. Ответчик обязан был осуществить кадастровый учет изменений.

Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета лишает истца возможности использовать принадлежащий истцу земельный участок по назначению, предусмотренному Правилами землепользования и застройки для земельных участков, расположенных в зоне Жи-3, зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки, а именно для индивидуального жилищного строительства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 10 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. 218 КАС РФ истец просит:

- признать незаконным решение Ответчика о приостановления осуществления государственного кадастрового учета:

- обязать Ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка.

В судебном заседании административный истец Г.Л.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, сообщил суду о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие, представил в суд письменную позицию по делу, которой просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Указав, что причиной приостановления осуществления государственного кадастрового учета от (дата) № РКФ/2016-28772 послужило отсутствие в Филиале правил землепользования и застройки в ... в формате, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)№... «Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в ГКН, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения ГКН, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» (далее - постановление №...), изданным на основании и во исполнение правоположений ч. 4 ст. 15 Закона. По смыслу ч. 1 ст. 15 Закона в случае принятия уполномоченными органами решения об утверждении правил землепользования и застройки (п. 5), об изменении вида разрешенного использования земельного участка (п. 6) такие органы обязаны представить данные документы для внесения соответствующих сведений в ГКН в порядке, установленном постановлением №....

Из норм постановления №... следует, что данным нормативным правовым актом утверждаются правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в ГКН (в том числе сведений, используемых при кадастровом учете, связанном с изменением вида разрешенного использования земельного участка), а также требования к формату таких документов.

Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от (дата)№... «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр). Юридическое лицо ФГБУ «ФКП Росреестра», подведомственное Росреестру, органом власти не является.

Поскольку необходимые для учета изменений сведения, порядок передачи которых был отражен выше, в Учреждение не поступали, то и правовых оснований осуществлять учет изменений земельного участка в части изменения вида разрешенного использования у органа кадастрового учета не имеется.

Представитель заинтересованного лица Администрации ... в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, сообщил суду о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие, представил в суд письменную позицию по делу, которой просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Указав,что согласно ... от (дата)№... с (дата) принятие решений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки юродских округов и утверждение изменений в Правила землепользования и застройки городских округов осуществляет ....

Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденные постановлением городской Думы от (дата)№..., были переданы в графическом файле формата Mif/Mid, содержащем координаты границ территориальных зон в местной системе координат города и код зоны. Такой графический файл был принят органом кадастрового учета, так как на тот момент формат Mif/Mid использовался программными средствами для ведения государственного кадастра недвижимости. Изменение формата информационного взаимодействия не влечет обязанности органа местного самоуправления регулярно направлять ранее утвержденные документы в новых форматах.

Суд, с учетом мнения административного истца, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом и следует из материалов дела истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Н. Новгород, ..., кадастровый №....

(дата) истец обратилась в Филиал ФГБУ ФКП Росреестра» по ... с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - изменения вида разрешенного использования земельного участка, вид - ведение личного подсобного хозяйства, заявление подавалось в целях установления разрешенною вида - индивидуальное жилищное строительство.

09.03.2016г. принято решение РКФ/2016-28772 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, по тем основанием, что в филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ... отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки в ... и внесенные в них изменения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014г. №... «Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме».

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении завяленных требований.

К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки.

В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства

По смыслу статей 1 и 7 ЗК РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования, к которым в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 18 указанного кодекса отнесены генеральные планы городских округов, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Вместе с этим судом установлено, что в порядке межведомственного взаимодействия правила землепользования и застройки переданы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по ....

При указанных обстоятельствах решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по ... от 09.03.2016г. года № РКФ/2016-28772 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета является незаконным, в связи с чем требования административного истца о признании незаконным решения регистрирующего органа являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 227 КАС суд полагает необходимым возложить на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанность повторно в соответствии с действующим законодательством рассмотреть заявление Г.Л.В., о внесении в государственный кадастр недвижимости изменения вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером 52:18:0070281:76 общей площадью 781 кв.м. расположенный по адресу: ...А с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства».

Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на регистрирующий орган обязанности осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка, как того просит истец, поскольку понуждение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» к совершению указанных действий является ограничением их права на самостоятельное решение этого вопроса в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Кроме того суд не находит подлежащим удовлетворению требования истца к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ... поскольку филиал не является юридическим лицом и не является самостоятельным участником административного процесса (ст.ст. 48,54,55 Гражданского кодекса РФ).

При указанных обстоятельствах исковые требования Г.Л.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным решения о приостановления осуществления государственного кадастрового учета, обязании осуществить кадастровый учет подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Г.Л.В. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ... и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным решения о приостановления осуществления государственного кадастрового учета, обязании осуществить кадастровый учет, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от (дата) № РКФ/2016-28772 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.

Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанность повторно в соответствии с действующим законодательством рассмотреть заявление Г.Л.В., о внесении в государственный кадастр недвижимости изменения вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером 52:18:0070281:76 общей площадью 781 кв.м. расположенный по адресу: ...А с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Г.Л.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья И.С. Оськин

(марка обезличена)

(марка обезличена)