ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3525/2022 от 23.06.2023 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

62RS0001-01-2022-004133-64

Дело № 2а-967/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2023 года г.Рязань

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Барановой Е.Б.,

при секретаре Яниной В.Р.,,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области, Министерству труда и социальной защиты Рязанской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, о признании административного истца соотечественником в терминологии указанной программы, выдаче ему удостоверения соотечественника в соответствии с Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты Рязанской области, Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел по Рязанской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области, об обязании ответчиков признать истца «соотечественником» в терминологии программы переселения, о выдаче удостоверения соотечественника в соответствии с Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006, об обязании ответчиков отменить пункты «а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к» раздела 5 Региональной программы переселения соотечественников Рязанской области.

Требования мотивированы тем, что административный истец, являясь уроженцем <данные изъяты> имея двойное гражданство Российской Федерации и <данные изъяты>, длительное время проживал за рубежом, в том числе в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Консульство РФ <данные изъяты> с Заявлением об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, приложив необходимые документы.

Из ответа Министерства Труда и социальной защиты Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу стало известно о том, что в выдаче свидетельства об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, ему отказано, поскольку он не соответствует требованиям региональной Программы.

Полагает отказ незаконным, необоснованным, нарушающим его, административного ответчика, права, поскольку требования, предусмотренные разделом 5 Региональной программы переселения соотечественников, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области №309 от 29.10.2014, которым он, по мнению административных ответчиков, не соответствует, противоречат положениям Федеральной программы содействия переселению соотечественников, утвержденной Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006, которая таких требований не содержит. Полагает, указанные требования сужают возможности программы по переселению соотечественников, являются дискриминирующими.

Кроме того, административный истец полагает, что он соответствует п. «ж» Региональной программы переселения соотечественников, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области №309 от 29.10.2014, поскольку имеет непрерывный трудовой стаж на территории Российской Федерации не менее 36 месяцев в период с <данные изъяты> годы. Доводы административных ответчиков о том, что для соответствия пункту «ж» Программы необходимо иметь трудовой стаж в Российской Федерации непосредственно предшествующий моменту обращения за участием в программе полагал надуманными, прямо не следующими из текста Программы.

Требования неоднократно уточнял, окончательно просит суд: обязать ответчика Министерство внутренних дел Российской Федерации направить копии документов о трудовом стаже административного истца в Министерство труда и социальной защиты Рязанской области для принятия решения о соответствии административного истца критериям программы переселения соотечественников; признать незаконным решение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а именно принять решение о признании административного истца соотечественником в терминологии программы переселения, а также выдать ему удостоверение соотечественника в соответствии с Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006; признать незаконным решение Министерства труда и социальной защиты Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ о результате рассмотрения заявления административного истца, в котором указано, что истец не соответствует требованиям, предъявляемым к потенциальным участникам региональной программы переселения соотечественников, обязать Министерство труда и социальной защиты Рязанской области устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а именно принять решение о признании административного истца соответствующим требованиям региональной программы переселения соотечественников.

Определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в протокольной форме, в результате принятия уточненного административного искового заявления, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков: Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области, Мельникова И.А., действующая на основании письменных доверенностей, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Министерства труда и социальной защиты Рязанской области – Варзина Н.И., действующая на основании письменной доверенности, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщила.

Выслушав ранее в открытом судебном заседании истца ФИО1, представителей административных ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области, Министерства труда и социальной защиты Рязанской области, исследовав материалы дела, в том числе письменные правовые позиции сторон, суд находит заявленные административные исковые требования незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежащими, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из требований ст. 226 КАС РФ следует, что для признания оспариваемого решения недействительным административный истец должен доказать несоответствие решения административного ответчика определенному закону либо иному нормативному правовому акту, а также нарушение этим решением его прав и законных интересов, указав, в чем заключается такое нарушение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (пункт 1).

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3).

Названным Федеральным законом также предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1).

Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики установлены Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в силу статьи 13.1 которого органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

Пунктом 1 статьи 14 названного федерального закона предусмотрено, что основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и приведенным федеральным законом. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками данный федеральный закон относит, в том числе, разработку и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, разработку, принятие и реализацию программ субъектов Российской Федерации (статья 19.1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»).

Президент Российской Федерации в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом от 22 июня 2006 года № 637 утвердил Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).

Согласно пункту 5 Государственной программы основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются: обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей (подпункт «в»); взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и ее субъектов (подпункт «е»).

Целями Государственной программы являются: стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; содействие социально-экономическому развитию регионов; решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения (пункт 7 Государственной программы). Для достижения этих целей Государственной программой предусмотрена, помимо прочего, разработка региональных программ переселения и проектов переселения (подпункт «д» пункта 8 Государственной программы).

Подпунктом «д» пункта 6 Государственной программы установлено, что региональная программа переселения - утверждаемая высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации государственная программа субъекта Российской Федерации либо подпрограмма государственной программы субъекта Российской Федерации, направленная на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей и осуществляемая при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы.

Согласно пункту 15 Государственной программы решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу подпунктов «а» и «д» пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 528, для получения свидетельства участника Государственной программы заявитель представляет в территориальный орган: заявление, копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).

В соответствии с пунктом 17 Государственной программы, решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

Исходя из целей и задач Государственной программы, изложенных в ее пункте 7, при разработке региональных программ переселения и проектов переселения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют оценку уровня обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий, возможности трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей в субъектах Российской Федерации, включая занятие предпринимательской деятельностью или агропромышленным производством.

В связи с этим пунктом 27 Государственной программы предписано, что соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.

Типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2570-р и рекомендованной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке соответствующих программ, предусмотрена необходимость анализа социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации программы. При этом рисками являются: безработица среди участников Государственной программы; несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, заявленных соотечественником; иные риски в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации.

В целях оценки планируемой эффективности реализации программы проводится качественная и количественная оценка факторов рисков реализации программы и описываются меры управления указанными рисками. Для снижения таких рисков описываются критерии (основания) несоответствия соотечественника требованиям программы, иные меры.

Пунктом 52 Государственной программы определены требования к содержанию региональной программы.

Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 248 пункт 52 Государственной программы дополнен подпунктом «ж», устанавливающим, что региональная программа переселения должна содержать требования к соотечественникам, участвующим в реализации программы.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что субъект Российской Федерации при принятии региональной программы (подпрограммы) наделен правом определять конкретные требования (условия, критерии) к соотечественникам, участвующим в реализации программы (подпрограммы), исходя из стратегии социально-экономического развития региона, особенностей региона и потребностей его развития, состояния рынка труда, возможности трудоустройства соотечественника.

ДД.ММ.ГГГГ правительством Рязанской области принято постановление «Об утверждении государственной программы Рязанской области «О развитии сферы занятости», п. 5.2. которого, в числе прочего, утверждена Подпрограмма № 2 «Оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом» которой, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Рязанской области №281 от 27 октября 2020 года, в разделе 5 установлены требования, одному из которых должен соответствовать соотечественник, участвующий в реализации подпрограммы:

а) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», (далее - Государственная программа) в течение 2 последних лет постоянно проживать (пребывать) за рубежом, при этом в указанный период в стране проживания (пребывания) соотечественник не должен иметь длительного отсутствия занятости (более 6 месяцев);

б) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе не менее 2 лет проходить обучение по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования либо являться выпускником указанных образовательных организаций, находящихся на территории Рязанской области, с момента окончания обучения в которых прошло не более 6 месяцев;

в) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе в течение последних 24 месяцев непрерывно являться учредителем юридического лица, зарегистрированного и осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации. При этом указанным юридическим лицом в соответствии с законодательством о налогах и сборах в течение последних 12 месяцев до подачи соотечественником заявления об участии в Государственной программе должны быть уплачены налоги (за исключением осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов) на общую сумму не менее 100 тысяч рублей;

г) на момент подачи заявления об участии в Государственной программе в течение последних 12 месяцев непрерывно являться учредителем юридического лица, зарегистрированного и осуществляющего деятельность на территории Рязанской области. При этом указанным юридическим лицом в соответствии с законодательством о налогах и сборах в течение последних 12 месяцев до подачи соотечественником заявления об участии в Государственной программе в консолидированный бюджет Рязанской области должны быть уплачены налоги (за исключением осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов) на общую сумму не менее 100 тысяч рублей;

д) являться индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Российской Федерации непрерывно не менее 2 лет до подачи заявления об участии в Государственной программе. При этом в течение последних 12 месяцев до подачи заявления об участии в Государственной программе сумма уплаченных соотечественником налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должна составлять не менее 100 тысяч рублей;

е) являться индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Рязанской области непрерывно не менее года до подачи заявления об участии в Государственной программе. При этом в течение последних 12 месяцев до подачи заявления об участии в Государственной программе сумма уплаченных соотечественником налогов и сборов, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должна составлять не менее 100 тысяч рублей;

ж) осуществлять на законных основаниях непрерывную, документально подтвержденную трудовую деятельность на территории Российской Федерации не менее 36 месяцев до подачи заявления об участии в Государственной программе;

з) осуществлять на законных основаниях непрерывную, документально подтвержденную трудовую деятельность на территории Рязанской области не менее 12 месяцев до подачи заявления об участии в Государственной программе;

и) являться на момент подачи заявления об участии в Государственной программе педагогическим работником организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории Российской Федерации;

к) иметь медицинское образование и являться медицинским работником, осуществляющим документально подтвержденную трудовую деятельность в медицинской организации;

л) являться на момент подачи заявления об участии в Государственной программе соотечественником, прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и признанным беженцем на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, либо постоянно проживающим на территории иностранного государства, которое совершает недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц и входящего в перечень, который определен Правительством Российской Федерации, прибывшим на территорию Российской Федерации и признанным беженцем на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, а также имеющим в составе семьи ребенка в возрасте до 18 лет (п. «л» введен Постановлением Правительства Рязанской области от 18.01.2023 №7)

Целью подпрограммы является создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Рязанскую область в целях дальнейшего социально-экономического и демографического развития региона.

К числу задач подпрограммы, отнесены: обеспечение компактного переселения соотечественников; увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в организациях среднего профессионального образования и высшего образования; закрепление переселившихся участников подпрограммы в Рязанской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.

Подпрограмма предусматривает комплекс мероприятий, способствующих оказанию содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, и направлена на создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, а также вовлечение их в профессиональную сферу.

Учитывая изложенное, установленные в подпрограмме требования к соотечественникам, участвующим в ее реализации, с учетом экономического состояния Рязанской области, уровня обеспеченности трудовыми ресурсами и потребности в трудовых ресурсах, возможностей по приему и обустройству соотечественников, учитывает баланс частных и публичных интересов в сфере социально-экономического развития региона и трудового потенциала области.

Территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области (субъекту Российской Федерации, в котором реализуется соответствующая региональная программа переселения) является ответчик Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации; уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию соответствующей региональной программы переселения – ответчик Министерство труда и социальной защиты Рязанской области.

В судебном заседании установлено, являясь уроженцем <данные изъяты> имея двойное гражданство: Российской Федерации и <данные изъяты>, длительное время проживая в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Консульство РФ в <данные изъяты> с Заявлением об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом, приложив необходимые документы.

При этом административным истцом в Заявлении указаны сведения о его трудовой деятельности за период с сентября 2007 по апрель 2012 года, подтвержденные трудовой книжкой ФИО1, а также указано, что в период с июня 2012 года по момент заполнения заявления он является самозанятым программистом (индивидуальным предпринимателем) без предоставления подтверждающих указанный факт документов.

На основании представленных ФИО1 Заявления и документов, сотрудником консульства Российской Федерации в Германии в электронном виде заполнена Форма заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 №196-р.

В пункте 16 Формы заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 №196-р, подлежат указанию сведения о трудовой деятельности заявителя за последние 10 лет, предшествовавших подаче заявления, то есть, применительно к административному истцу ФИО1 подлежали указанию сведения о его трудовой деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в УВМ УМВД России по Рязанской области из Представительства МВД России в <данные изъяты> поступило заявление ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ г.р., дело об участии в Государственной программе.

Порядок предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом установлен Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 14 мая 2012 года № 166.

Согласно указанному Административному регламенту, в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае, если соотечественник не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения (подпункт 10 пункта 48 Административного регламента).

Исчерпывающий перечень административных процедур по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, требования к порядку их выполнения, предусмотрен пунктом 84 Административного регламента.

В соответствии с требованиями п. 84, п. 105 Административного регламента УВМ УМВД России по Рязанской области заявление ФИО1 было принято, зарегистрировано, после чего в целях рассмотрения указанного заявления ответчиком сформированы и направлены межведомственные запросы с целью получения документов и сведений, необходимых для предоставления государственной услуги.

В соответствии с Положением о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 528, заявление об участии в Государственной программе ФИО1, гражданина России, 1986 года рождения направлено УВМ УМВД России по Рязанской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства труда и соцзащиты Рязанской области, куда оно поступило ДД.ММ.ГГГГ.

Министерством труда и соцзащиты Рязанской области Заявление ФИО1, как потенциального участника Программы переселения соотечественников, рассматривались на предмет соответствия заявителя одному из требований, установленных пунктами «а» - «к» раздела 5 «Оценка планируемой эффективности и риски реализации подпрограммы» Региональной программы Рязанской области (пункт «л» на момент возникновения правоотношений сторон в разделе 5 отсутствовал).

Оценив представленные административным истцом сведения и документы, их подтверждающие, Министерство труда и соцзащиты Рязанской области рассматривало соответствие ФИО1 на предмет его соответствия пункту «а»: «на момент подачи заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», в течение 2 последних лет постоянно проживать (пребывать) за рубежом, при этом в указанный период в стране проживания (пребывания) соотечественник не должен иметь длительного отсутствия занятости (более 6 месяцев)», поскольку оснований полагать, что заявитель может соответствовать иным пунктам программы из представленных заявления и документов не усматривалось.

В ходе проверки Министерством труда и соцзащиты Рязанской области установлен факт не соответствия ФИО1 требованиям пункта «а» Программы, ввиду того, что из представленного заявления следовало, что в периоды с <данные изъяты> года по апрель <данные изъяты> года, а также в августе <данные изъяты> года заявитель пребывал на территории Российской Федерации в городе Москве, что противоречит требованию п. «а» Программы о том, что заявитель должен в течение 2 последних лет постоянно проживать (пребывать) за рубежом на момент подачи заявления об участии в программе.

В связи с чем, по итогам проверки, в соответствии с п. 105.1 Административного регламента, Министерством труда и соцзащиты Рязанской области в адрес УВМ УМВД России по Рязанской области направлено письмо о несоответствии ФИО1 требованиям пункта «а» раздела 5 Региональной программы (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

После поступления в УМВД России по Рязанской области письма «О результате рассмотрения заявления» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано что ФИО1 не соответствует требованиям, предъявляемым к потенциальным участникам региональной программы «оказание содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы Рязанской области «О развитии сферы занятости» (пункт «а» раздела 5 указанной региональной программы, в силу п. 114 Административного регламента, с учетом оснований, предусмотренных пунктами 50, 51 Административного регламента, Решением УМВД России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом ФИО1

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями административного истца, представителей административных ответчиков (в том числе содержащимися в письменных правовых позициях, представленных в материалы дела), сторонами по делу не оспаривались.

Таким образом, судом установлено, действия административных ответчиков по принятию и рассмотрению заявления ФИО1 о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также Решение УМВД России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом полностью соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему спорные правоотношения сторон.

Суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что требования, предусмотренные разделом 5 Региональной программы переселения соотечественников, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области №309 от 29.10.2014, противоречат положениям Федеральной программы содействия переселению соотечественников, утвержденной Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006, которая таких требований не содержит, как основанные на неверном толковании норм права, поскольку Федеральная программа содействия переселению соотечественников, утвержденная Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006 прямо предписывает установить в региональных программах требования к соотечественникам, участвующим в реализации программы (подпункт «ж» пункта 52 Государственной программы), а также предусматривает правовые последствия в виде отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы и аннулирования ранее выданного свидетельства участника Государственной программы соотечественникам, не соответствующим требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.

В ходатайстве о приобщении дополнительных пояснений от ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 признал тот факт, что требованиям п. «а» Программы он не соответствует, вместе с тем настаивал на факте его соответствия требованиям пункта «ж» Программы.

Рассматривая доводы административного истца в указанной части, суд приходит к выводу об их отклонении, как основанных на неверном толковании норма права и противоречащих обстоятельствам дела.

Согласно пункту «ж» раздела 5 Региональной программы переселения соотечественников, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области №309 от 29.10.2014, заявитель должен осуществлять на законных основаниях непрерывную, документально подтвержденную трудовую деятельность на территории Российской Федерации не менее 36 месяцев до подачи заявления об участии в Государственной программе.

Вопреки доводам представителей административных ответчиков о том, что осуществление такой непрерывной, документально подтвержденной трудовой деятельности на территории Российской Федерации не менее 36 месяцев должно непосредственно предшествовать подаче заявления об участии в Программе, суд приходит к выводу о том, что из буквального толкования п. «ж» раздела 5 Региональной программы переселения соотечественников, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области №309 от 29.10.2014 сделать такой вывод не представляется возможным.

Вместе с тем, распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 №196-р утверждена Форма заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (имеющейся в материалах дела), из содержания которой следует, что соотечественником предоставляются, а уполномоченными органами рассматриваются сведения о соискателе за последние 10 лет, предшествующие подаче заявления.

Из Заявления административного истца следует, что он осуществлял трудовую деятельность на территории Российской Федерации в период с сентября <данные изъяты> по апрель <данные изъяты> года, что подтверждается трудовой книжкой , заполненной на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ. Указанные в том же Заявлении сведения о том, что ФИО1 в период с июня <данные изъяты> года по момент заполнения заявления (ДД.ММ.ГГГГ) является самозанятым программистом (индивидуальным предпринимателем) какими-либо документами не подтверждены. Более того, из пояснений административного истца, данных им в открытом судебном заседании следует, что на протяжении последних лет он осуществлял разработку программного обеспечения для организации, расположенной, зарегистрированной и действующей на территории <данные изъяты>, а не Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований полагать ФИО1 соответствующим пункту «ж» раздела 5 Региональной программы переселения соотечественников, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области №309 от 29.10.2014.

Суд также полагает законными, обоснованными и соответствующими требованиям действующего законодательства действия сотрудника Консульства Российской Федерации в Берлине, указавшего в Заявлении ФИО1 об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом сведения о трудовом стаже административного истца за последние 10 лет до момента подачи заявления, как того и требует Форма заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду чего полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях об обязании Министерства внутренних дел Российской Федерации направить копии документов о трудовом стаже административного истца в Министерство труда и социальной защиты Рязанской области для принятия решения о соответствии административного истца критериям программы переселения соотечественников.

При таких обстоятельствах, рассматривая заявленные административным истцом требования о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, о признании административного истца соотечественником в терминологии указанной программы, выдаче ему удостоверения соотечественника в соответствии с Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006, суд, с учетом приведенных норм действующего законодательства, на основе анализа материалов дела, приходит к выводу о том, что указанные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку обжалуемое решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий при наличии на то законных оснований, с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством, в строгом соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения сторон, не являются произвольными, не нарушает баланс частных и публичных интересов. Следовательно, в удовлетворении заявленных административных исковых требований необходимо отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области, Министерству труда и социальной защиты Рязанской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, о признании административного истца соотечественником в терминологии указанной программы, выдаче ему удостоверения соотечественника в соответствии с Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья