РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года г.Минусинск Красноярского края,
ул.Гоголя, 66А
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Полянской Е.В.,
при секретаре Пилипенко А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации г. Минусинска к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, Главному управлению федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Минусинска обратилась в суд с административным иском к МОСП по ИНХ по г.Красноярску об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № на администрацию г.Минусинска возложена обязанность предоставить Москаевой С.А. на территории г.Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками, установленными ч.24 ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». Указанное решение суда до настоящего времени не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000,00 руб. Администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, не вправе самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. Между министерством строительства Красноярского края и администрацией г. Минусинска заключено соглашение № 9-дс от 28 декабря 2022 года. Финансирование на приобретение жилого помещения Москаевой С.А. в 2023 годы выделено не было, на 2023-2025 годы не включена. Жилые помещения приобретаются исходя из фактически сложившихся правоотношений за счет краевой субвенции в зависимости от даты вступления в законную силу решения суда. Таким образом, возможность приобрести в 2023 году жилое помещение для Москаевой С.А. отсутствует, потому что имеются 70 неисполненных решений суда, которые вступили в законную силу ранее. В 2023 году администрация г. Минусинска планирует приобрести 20 жилых помещений в соответствии с указанным соглашением. В настоящее время администрацией г.Минусинска приобретено 19 жилых помещений. Собственными средствами для приобретения жилых помещений муниципальное образование не располагает, бюджет является высокодотационным в течение более 5 лет. Исполнение решения суда по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет субвенции, предоставляемой из бюджета Красноярского края. Кроме того, следует учитывать, что приобретение жилых помещений для детей-сирот, на основании требований действующего законодательства Российской Федерации, следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе». В г.Минусинске отсутствует достаточное количество жилых помещений необходимой площадью. Имеющиеся жилые помещения не соответствуют санитарным, техническим правилам и нормам. В настоящий момент разработана аукционная документация на предоставление земельных участков под строительство многоквартирных домов на условиях последующей передачи муниципальному образованию г.Минусинск жилых помещений с целью их предоставления детям-сиротам. 04 февраля 2022 года администрация г.Минусинска обращалась к депутату Государственной думы РФ с просьбой в оказании содействия в целях изменения процедуры выделения субвенции на приобретение жилья детям-сиротам. В ответ на письмо, Министерство строительства Красноярского края по поручению депутата Государственной Думы РФ сообщило, что предполагается предусмотреть формирование специализированного жилищного фонда путем приобретения жилищных помещений у застройщиков в домах, строительство которых не завершено. Администрация г.Минусинска были выполнены все действия, направленные на исполнение решения суда. В связи с указанными обстоятельствами администрация г. Минусинска обратилась в суд с административным иском и просила освободить от уплаты исполнительного сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП по г.Красноярску от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000,00 руб. в рамках исполнительного производства № (л.д.5-7).
Определением суда от 25 декабря 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУФССП по Красноярскому краю.
Представитель административного истца администрации г.Минусинска, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, при обращении в суд ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.7).
Представители административных ответчиков МОСП по ИНХ по г.Красноярску, ГУФССП по Красноярскому краю, извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причины своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрении дела и отзыва по иску не представили.
Заинтересованные лица Минусинский межрайонный прокурор, Москаева С.А., извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причины своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрении дела и отзыва по иску не представили.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования администрации г.Минусинска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст.46 Конституции РФ, ст.218 КАС РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч. 11, 12 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст.14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим ФЗ.
В силу ст.105 указанного закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно положениям ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено по делу, решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Москаевой С.А. к администрации г. Минусинска о предоставлении жилого помещения. На администрацию г.Минусинска возложена обязанность предоставить Москаевой С.А. на территории г.Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками, установленными ч.24 ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» (л.д.30-33).
Указанное решение суда не было обжаловано сторонами, вступило в законную силу 11 февраля 2022 года и обращено к исполнению путем направления исполнительного документа серии ФС № взыскателю.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску на основании указанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации г. Минусинска, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа серии ФС № в установленный законом срок, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО3 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. (л.д.8).
Администрация г. Минусинска не согласна с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в рамах исполнительного производства №, поскольку не имеет возможности добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе в связи с недостаточностью собственных средств бюджета на исполнение решения суда, в связи с этим обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении ее от взыскания исполнительского сбора.
28 декабря 2022 года между министерством образования Красноярского края и администрацией г.Минусинска заключено соглашения о взаимодействии № 9-дс, по которому министерство образования предоставляет администрации г.Минусинска за счет средств краевого бюджета субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно спискам – приложениям к соглашениям (л.д.9-16).
10 января 2023 года между министерством финансов Красноярского края и администрацией г. Минусинска заключено соглашение о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального района (городского округа) Красноярского края №, согласно которому получатель межбюджетных трансфертов из краевого бюджета обязан: не превышать установленный п. 3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ предельный размер дефицита местного бюджета; не превышать установленный ст. 107 Бюджетного кодекса РФ верхний предел муниципального долга, в том числе по муниципальным гарантиям; не превышать установленный ст. 111 Бюджетного кодекса объем расходов на обслуживание муниципального долга (л.д.17-19).
04 февраля 2022 года администрация г.Минусинска обращалась к депутату Государственной думы РФ с просьбой в оказании содействия в целях изменения процедуры выделения субвенции на приобретение жилья детям-сиротам. В ответ на письмо, Министерство строительства Красноярского края по поручению депутата Государственной Думы РФ сообщило, что предполагается предусмотреть формирование специализированного жилищного фонда путем приобретения жилищных помещений у застройщиков в домах, строительство которых не завершено (л.д.28,29)
. Как следует из п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
Так, согласно правовой природе исполнительского сбора, выявленной и изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения представляет собой административную санкцию штрафного характера, применяемую к должнику и обязывающую должника произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Тем самым, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Проанализировав представленные административным истцом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии уважительных причин - что бюджет города Минусинска действительно является высокодотационным, администрация города Минусинска в рамках имеющихся средств, предпринимает все возможные меры для исполнения решения судов и в настоящее время не имеет возможности добровольно исполнить решение суда, в связи с недостаточностью собственных средств бюджета на исполнение решение суда, а также отсутствие свободных жилых помещений и необходимость соблюдения сроков, установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку у должника имелись объективные причины, препятствующие исполнению им исполнительного документа в установленный срок.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 360 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации г.Минусинска удовлетворить.
Освободить администрацию г.Минусинска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000,00 руб., вынесенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Минусинский городской суд.
Судья Е.В.Полянская
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2024 года.