Административное дело № 2а-352/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2017 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Е.В. Сафоновой, при секретаре Т.В. Санниковой,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС обратилось в суд с требованием к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ. № незаконным.
В обоснование требований указало, что административным ответчиком была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в филиале «Харанорская ГРЭС» АО «Итер РАО – Электрогенерация». По мнению проверяющего лица, были выявлены нарушения закона: на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. № изменен режим рабочего времени оперативного персонала цеха АСУТП, установлен 8 часовой рабочий день при дневной смене. Уведомления об изменении обязательных условий трудового договора работникам не вручены, что нарушает ст. 74 ТК РФ. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. № установлено привлечение работников из числа оперативного персонала, работающих по дневному режиму работы, к исполнению обязанностей по другим, не укомплектованным местам в смене. Письменное согласие работников на выполнение дополнительных работ не получено, дополнительные соглашения с работниками не заключены, что нарушает ст. 60.2, ст.72 ТК РФ. В связи с чем, Обществу выдано предписание ДД.ММ.ГГГГ. №-№ об устранении нарушений ст. ст. 74, 155 ТК РФ путем проведения оперативному персоналу цеха АСУТП оплаты в размере не ниже средней заработной платы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с изменением рабочего времени. Изменение обязательных условий трудовых договоров персонала цеха АСУТП провести с соблюдением требований ст.74 ТК РФ. Отменить п. 1.3 приказа от ДД.ММ.ГГГГ. №, распоряжение цеха АСУТП от ДД.ММ.ГГГГ. №. На данное предписание была подана жалоба в вышестоящий орган, но оставлена без удовлетворения (решение по жалобе от ДД.ММ.ГГГГ.). Указанное предписание не соответствует ст.ст.55, 60.2, 72, 74, 104, 155 ТК РФ, ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и фактическим обстоятельствам.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, для работников филиала, в зависимости от должности или профессии может быть установлен следующий режим рабочего времени: рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику (сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени для работников Филиала, работающих по непрерывному графику). Локальными НПА установлен двухсменный режим работы с максимальной продолжительностью одной смены 12 часов. Выводы о том, что приказами директора филиала от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. № изменен режим рабочего времени оперативного персонала цеха АСУТП, и установлен 8 часовой рабочий день, не соответствует действительности. В указанных приказах не содержится подобных формулировок, и указанный вывод не следует из их смысла. В течение 2016 года, в связи с производственной необходимостью в графики сменности вносились изменения, которые согласовывались с первичной профсоюзной организацией. С изменениями работники знакомились под роспись, возражений от них не поступало, фактов отказа от выхода на работу не было. Изменения графиков работы не повлекли за собой изменения условий трудового договора, поскольку режим работы был сохранен сменным. Следовательно, требование о внесении изменений в трудовые договоры является необоснованным. Также требование об оплате оперативному персоналу цеха АСУТП оплаты в размере не ниже средней заработной платы является необоснованным. Поскольку все нормы труда были выполнены и оплата произведена за полностью отработанное время. Необоснованными являются выводы о нарушении ст.60.2, 72, 74 ТК РФ пунктом 1.3 приказ директора филиала от ДД.ММ.ГГГГ. № и распоряжением начальника цеха АСУТП от ДД.ММ.ГГГГ. №. Данным приказом предусмотрена возможность привлечения работников из числа оперативного персонала, работающего по дневному режиму работы к исполнению обязанностей по другим не укомплектованным местам в смене. В ходе проверки не установлено ни одного факта совершения работодателем подобных действий и соответственно нарушения прав работников. Необоснованным является требование об отмене распоряжения начальника цеха АСУТП от ДД.ММ.ГГГГ. №, так как обязанность по поддержанию чистоты и порядка на рабочем месте закреплена в должностных инструкциях работников. Также в предписании не указано, трудовые права, каких именно работников были нарушены.
Просит суд признать недействительным предписание Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №
В судебном заседании представитель административного истца – АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС, по доверенности ФИО1 требования поддержал. В обоснование привел доводы, изложенные в заявлении. Суду показал, что проверка инспекцией труда была проведена на основании обращений работников. К работодателю работники не обращались, претензии не высказывали. С приказом № работники были ознакомлены. Пункт 1.3 приказа подразумевает возможность привлечения работников к работе при возникновении внештатной ситуации либо замены работника. При привлечении работника к работе вне рабочего времени, переработке или возложении дополнительных обязанностей, предусмотрена денежная компенсация. В должностных инструкциях работников написано, что рабочее место должно содержаться в чистоте. Понятие рабочего места это и территория станции и станок рабочего. Инспекция трактует рабочее место в узком смысле, т.е. работник должен соблюдать чистоту на станке и все. В распоряжении начальника цеха написано, что работник должен обеспечить уборку мусора на закрепленной территории. Вся территория станции поделена между цехами и отделами. На станции есть дневная и ночная смены, бывает и по 8 и по 12 часов. При сменном режиме работы и суммировании рабочего времени, нормальная продолжительность рабочего времени составляет 168 часов в месяц. Для каждого работника соблюдается 168 часов, ежемесячно устанавливается индивидуальная норма часов, которую работник должен отработать. Если свыше нормы, то работнику оплачивается переработка. Выработка меньше нормы, это когда работник в отпуске, либо взял отгул. По табелям учета рабочего времени идет 8 часов. В договоре работников предусмотрен сменный режим работы, продолжительность смены 12 часов, дневная и ночная смены. Работники работают по трудовому договору, условия трудового договора, график смен и режим работы соблюдают, норму часов вырабатывают. Просит суд требования удовлетворить, предписание Государственной инспекции труда признать незаконным.
Представитель административного ответчика – Государственной инспекции труда в <адрес> в судебном заседании не участвовал, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом изложенного, судом определено, в соответствии с требованиями п.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотреть административное дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, установил следующее.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов устанавливающих: полномочия органа, наделенного публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, порядок его принятия; основания для его принятия, а также соответствие содержания оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Им устанавливаются в том числе, права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов (пункт 4 ч. 2 ст. 1).
В соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ. в АО «Интер РАО – Электрогенерация» филиале Харанорская ГРЭС проведена внеплановая, документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства по обращению работников, о чем составлен акт проверки / Том 1 л.д.9-10 /.
По результатам проведенной проверки, в адрес административного ответчика вынесено предписание.
Оспариваемым предписанием Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-№ на административного истца были возложены обязанности в соответствии с требованиями ст.74, ст.155 ТК РФ произвести оперативному персоналу АСУТП оплату в размере не ниже средней заработной платы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. в связи с изменением рабочего времени. Изменение обязательных условий трудового договора оперативного персонала АСУТП провести с соблюдением требований ст.74 ТК РФ. Устранить нарушения ст.ст.60.2, 72, 74 ТК РФ, отменить п.1.3 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., распоряжение цеха АСУТП № от ДД.ММ.ГГГГ. /Том 1 л.д.11/.
Решением руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенным по жалобе представителя АО «Интер РАО – Электрогенерация» филиала Харанорская ГРЭС, предписание от ДД.ММ.ГГГГ. № оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения /Том 1 л.д.12-16/.
В соответствии со статьей 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени (часть 1).
Согласно п.5.2 Коллективному договору филиала «Харанорская ГРЭС» ОАО «Интер РАО – Электрогенерация» на 2015-2017гг., режим рабочего времени и времени отдыха для работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка филиала /Том 1 л.д.83-92/.
В соответствии п.6.1 Правил внутреннего трудового распорядка филиала «Харанорская ГРЭС» ОАО «Интер РАО – Электрогенерация» на 2015-2017гг., для работников филиала в зависимости от должности или профессии могут быть установлены следующие режимы рабочего времени: рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику (сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени для работников, работающих по непрерывному графику).
Согласно п.6.5 данных Правил, продолжительность рабочего дня установлена при рабочей неделе с предоставлением выходных по скользящему графику, либо при суммированном учете рабочего времени для работников, работающих по непрерывному графику, продолжительность смен – 12 часов.
Согласно п.6.9 данных Правил, продолжительность рабочего времени, установленная настоящими правилами, для оперативного персонала обеспечивается графиком сменности за учетный период. Сумма часов работы по графику в учетный период должна равняться норме часов этого периода. Учетный период устанавливается в один год, для сменного персонала занятого на работах с вредными (или) опасными условиями труда – квартал, для водителей учетный период – месяц /Том 2 л.д. 1-10/.
Директором филиала «Харанорская ГРЭС» изданы Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об организации работы оперативного персонала, в целях улучшения организации работы оперативного персонала, рационального использования фонда оплаты труда и Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. о дополнении к приказу «Об организации работы оперативного персонала» от ДД.ММ.ГГГГ. №, согласно которым, начальникам структурных подразделений, имеющим в подчинении оперативный персонал, дано распоряжение не допускать к работе персонал за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, регулировать норму рабочего времени работникам, работающим по сменному режиму /Том 2 л.д.11, 12/.
В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная инспекция труда в <адрес> указала на то, что приказами директора филиала «Харанорская ГРЭС» от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ. №, изменен режим рабочего времени оперативного персонала цеха АСУТП, а именно установлен 8 часовой рабочий день при дневной смене, что следует из графиков сменности, табелей учета рабочего времени от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, в п. 1 Предписания указано работодателю произвести оперативному персоналу цеха АСУТП оплату в размере не ниже средней заработной платы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с изменением рабочего времени, в соответствии с требованиями ст.74, ст.155 ТК РФ.
Однако, указаний на изменение режима рабочего времени оперативного персонала цеха АСУТП, в данных приказах, не имеется.
Кроме этого, в п.2 Предписания указано, что изменение обязательных условий трудового договора оперативного персонала АСУТП провести с соблюдением требований ст.74 ТК РФ.
Согласно положениям ст. 74 ТК РФ, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Из материалов дела следует, что в трудовых договорах работников и дополнительных соглашениях к ним, предусмотрено, что им устанавливается сменный режим работы, с продолжительностью одной смены 12 часов. С учетом особенностей производства, работникам устанавливается суммированный учет рабочего времени, в соответствии с утвержденными Графиками сменности /Том 2 л.д. 15-260, Том 3 л.д. 1-70, л.д. 94-281, Том 4 л.д. 1-174/.
Согласно приказу директора № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждены Графики работы оперативного персонала на 2016 год. Работники цеха АСУТП ознакомлены с ними под роспись. Данные Графики согласованы с Первичной профсоюзной организацией ХГРЭС. Согласно графикам смен и табелям учета рабочего времени количество часов в смене не изменилось, норма рабочего времени персоналом вырабатывалась, то есть условия трудовых договоров не изменились /Том 4 л.д.236-253/.
Следовательно, требование Государственной инспекции труда в <адрес>, указанное в Предписании, об изменении обязательных условий трудового договора оперативного персонала АСУТП с соблюдением требований ст.74 ТК РФ, является незаконным.
Кроме этого, п.3 Предписания гласит: устранить нарушения ст.ст.60.2, 72, 74 ТК РФ, отменить п.1.3 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., распоряжение цеха АСУТП № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу требований ст.60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.
Согласно п.1.3 Приказа директора филиала «Харанорская ГРЭС» от ДД.ММ.ГГГГ. № предписано начальникам структурных подразделений, имеющим оперативный персонал, обеспечить привлечение работников из числа оперативного персонала, работающих по дневному режиму работы, к исполнению обязанностей по другим неукомплектованным местам в смене, при наличии у этих работников соответствующих допусков, с целью снижения количества часов переработки персонала, работающего по сменному режиму работы /Том 2 л.д.12/.
Из содержания данного приказа следует, что в случае производственной необходимости либо возникновения внештатной ситуации, работники, работающие по дневному режиму работы, могут быть привлечены к работам в составе смены, работникам которой установлен сменный график работы, при наличии у этих работников соответствующих допусков.
Судом не установлено нарушений прав работников данным приказом, поскольку он затрагивает обязанности начальников структурных подразделений. В случае привлечения работников к исполнению дополнительных обязанностей, работодателю необходимо будет руководствоваться положениями ст.60.2 ТК РФ.
Согласно Журналу распоряжений – Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ. цеха АСУТП гласит: «напоминаю всему оперативному персоналу цеха АСУТП о выполнении данного распоряжения, это уборка снега на закрепленном участке (дорожка от входа с зебры КРУ до конца забора по пути к новой проходной) постоянно после осадков в виде снега. Ознакомить под роспись.» /Том 2 л.д.14/.
Согласно должностным инструкциям инженера 1 категории № и электрослесаря по обслуживанию автоматики № цеха АСУТП, в их должностные обязанности входит, в том числе, постоянно поддерживать оборудование в зоне своего обслуживания в чистоте, регулярно в соответствии с графиком профилактических работ, производить уборку на закрепленном за сменой участке (п.2.8 и п.2.4 Инструкций). С данными инструкциями работники цеха АСУТП ознакомлены под роспись /Том 5 л.д. 91-109/.
Кроме того, распоряжение начальника цеха не является локальным нормативным актом, распоряжением работодателя, обязательным для исполнения и не нарушает трудовые права работников.
При таких обстоятельствах, предписание Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, нельзя признать законным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования АО «Интер РАО – Электрогенерация» в лице филиала Харанорская ГРЭС удовлетворить.
Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Сафонова Е.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.05.2017г.
Решение в законную силу не вступило.
Подлинник решения подшит в материалах административного дела №2а-352/2017г., находящегося в производстве Оловяннинского районного суда <адрес>.