ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-352/2021 от 02.02.2021 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №2а-352/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2021 года г. Иваново

Октябрьский районный суд города Иваново в составе:

председательствующего судьи Егоровой А.А.,

при секретаре Шарковой А.С.,

с участием административного истца Цветкова М.В.,

представителя административного ответчика СУ СК России по Ивановской области Беловой И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Цветкова М. В. к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области о признании незаконным решения,

установил:

Цветков М.В. обратился в суд с административным иском к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области (далее – СУСК России по Ивановской области) о признании незаконным решения, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии СУСК России по Ивановской области от 18.11.2020 года о возврате административному истцу заявления от 03.07.2019 года и документов, обязать жилищную комиссию СУСК России по Ивановской области принять у административного истца заявление для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность от 03.07.2019 года и прилагаемые к нему документы, а также принять решение о направлении заявления и представленных документов в жилищную комиссию СК России в соответствии с п. «г» п. 6 Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, утв. приказом СК России от 10.07.2018 № 69. Кроме того, Цветков М.В. просил взыскать с административного ответчика судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что 12.11.2020 года административным истцом в адрес председателя жилищной комиссии СУ СК России по Ивановской области направлено заявление от 03.07.2019 года и прилагаемые к нему документы, а также иные необходимые документы для рассмотрения на заседании жилищной комиссии, поскольку ранее 06.11.2020 года указанные заявление и документы были возвращены Цветкову М.В. в нарушение п. 6 Порядка без рассмотрения надлежащим образом. 18.11.2020 года жилищной комиссией СУ СК России по Ивановской области принято решение о возврате административному истцу заявления и документов к нему. В качестве основания для возвращения заявления и документов в протоколе заседания жилищной комиссии от 18.11.2020 года указано, что прилагаемые к заявлению документы не содержат актуальную информацию и не отвечают предъявляемым к ним требованиям.

Цветков М.В. полагает, что решение жилищной комиссии СУСК России по Ивановской области следственного управления от 18.11.2020 года не соответствует закону, а заявление административного истца от 03.07.2019 года и документы к нему подлежат направлению в жилищную комиссию Следственного комитета Российской Федерации для рассмотрения вопроса о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность в соответствии с п. «г» п. 6 Порядка.

В судебном заседании административный истец Цветков М.В. поддержал административное исковое заявления по основаниям в нем изложенным. Дополнительно пояснил, что считает свое заявление от 12.11.2020 года не вновь оформленным заявлением, а сопроводительным письмом к заявлению от 03.07.2019 года, соответственно приложенные к заявлению документы должны были проверяться на актуальность относительно даты 03.07.2019 года.

Представитель административного ответчика СУ СК России по Ивановской области Белова И.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям письменного отзыва.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан доказать, что оспариваемы действиями (бездействиями) нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч.1 и ч.30 ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету, путем предоставления сотрудникам Следственного комитета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).

Порядок признания сотрудников Следственного комитета нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия сотрудников Следственного комитета на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Председателем Следственного комитета.

Следственным комитетом Российской Федерации 10.07.2018 года утвержден приказ №69 «Об утверждении Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность» (далее – Порядок).

Порядок признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность регламентирует вопросы организации в Следственном комитете Российской Федерации работы по признанию сотрудников Следственного комитета Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность.

Судом установлено, что Цветков М.В. 29.07.2019 года обратился в жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации с заявлением от 03.07.2019 года о предоставлении документов для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность.

Заявление Цветкова М.В. от 03.07.2019 года было рассмотрено на заседании жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации 02 октября 2020 года, о чем составлен протокол . Согласно п. 3.239 указанного протокола заседания жилищная комиссия центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации приняла решение возвратить в жилищную комиссию СУСК России по Ивановской области заявление и документы Цветкова М.В. о признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, представленные с нарушением требований Порядка, утвержденного приказом Следственного комитета от 10.07.2018 года №69.

Письмом от 23.10.2020 года, за подписью председателя жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, в адрес и.о. руководителя СУСК России по Ивановской области были направлены выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ и возвращены заявление и документы Цветкова М.В. В письме также указано на нарушение Цветковым М.В. порядка направления заявления и документов, на необходимость предоставления копий паспортов в полном объеме, на необходимость предоставления надлежащим образом заверенной справки кредитной организации и на отсутствие сведений о неполучении Цветковым М.В. единовременной социальной выплаты. Указанное письмо поступило в СУСК России по <адрес> факсимильной связью 23.10.2020 года, почтой – с приложением всех указанных в нем документов – 02.11.2020 года.

Административный истец был ознакомлен с указанным письмом 27.10.2020 года, о чем имеется его собственноручная подпись на копии письма.

29 октября 2020 года Цветковым М.В. в адрес жилищной комиссии СУСК России по <адрес> были направлены дополнительные документы, в соответствии с замечаниями, изложенными в письме от 23.10.2020 года (л.д.16).

Письмом от 06.11.2020 года председатель жилищной комиссии СУСК России по Ивановской области, в целях исполнения письма председателя жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации от 23.10.2020 года, возвратил Цветкову М.В. заявление и приложенные к нему документы, а также документы, представленные в жилищную комиссию следственного управления (л.д.17).

13 ноября 2020 года в адрес административного ответчика поступило заявление Цветкова М.В. от 12.11.2020 года, в котором он просил рассмотреть его заявление для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность от 03.07.2019 года и прилагаемые к нему документы, а также дополнительно представленные документы, и принять решение о направлении заявления и представленных документов в жилищную комиссию СК России (л.д.18-19).

Деятельность жилищных комиссий центрального аппарата СК России и жилищных комиссий следственного органа, учреждения и организации СК России осуществляется на основании Положения о жилищных комиссиях в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Приказом СК России от 30.09.2011 года №143.

На заседании жилищной комиссии СУСК России по Ивановской области 18.11.2020 года рассмотрено заявление сотрудника следственного управления Цветкова М.В. от 12.11.2020 года о рассмотрении заявления от 03.07.2019 года о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, документов к нему, направленных в жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, дополнительно представленных документов.

В соответствии с пп. а и пп. б п. 6 Порядка жилищные комиссии следственных органов, учреждений Следственного комитета рассматривают заявления и документы представленные сотрудниками следственных органов, учреждений Следственного комитета Российской Федерации, в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 настоящего Порядка; осуществляют проверку правильности заполнения заявлений и комплектности документов, представленных сотрудником в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 настоящего Порядка.

Согласно п. 3 Порядка в случае прохождения службы в следственном органе или учреждении Следственного комитета заявления для признания нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность подаются в жилищную комиссию Следственного комитета через жилищную комиссию следственного органа или учреждения Следственного комитета. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Порядка.

В силу п.4 Порядка указанные в данном пункте документы должны содержать информацию по состоянию на дату не ранее чем за 1 месяц до даты их представления.

Копии документов должны быть заверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или представлены с предъявлением подлинников документов.

В соответствии с протоколом от 18.11.2020 года заседания жилищной комиссии СУСК России по Ивановской области членами комиссии изучено заявление Цветкова М.В. о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность от 03.07.2019 года, приложенные к нему документы, проверена правильность заполнения документов и их комплектность. Установлено, что заявление Цветкова М.В. датировано 03.07.2019 года, ряд документов не отвечают требованиям п. 4 Порядка и являются неактуальными. Заявление Цветкова М.В. о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность от 03.07.2019 года, документы к нему представлены Цветковым М.В. с нарушением требований порядка (л.д.36-40).

В силу пп. г п. 6 Порядка жилищные комиссии следственных органов, учреждений Следственного комитета не позднее чем через 2 месяца со дня поступления заявления и документов, представленных сотрудником в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящего Порядка, принимают решение: о возврате сотруднику заявления и документов, представленных с нарушением требований настоящего Порядка; о направлении заявления и документов в жилищную комиссию Следственного комитета для рассмотрения вопроса о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.

Жилищной комиссией следственного управления 18.11.2020 года принято решение о возврате Цветкову М.В. заявления о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты от 03.07.2019 года, документов к нему в соответствии с пп. «г» п. 6 Порядка, как представленных с нарушением требований, установленных Порядком.

О принятом решении административный истец был проинформирован письмом председателя жилищной комиссии СУСК России по Ивановской области от 19.11.2020 года (л.д.20).

Сторонами по делу не оспаривалось, что решение жилищной комиссии от 18.11.2020 года было принято уполномоченными лицами, в рамках предоставленных им полномочий. Заседание жилищной комиссии считается правомочным, присутствовало 100% ее членов.

Требование п. 4 Порядка о предоставлении документов по состоянию на дату не ранее чем за 1 месяц до даты их представления является императивным, направлено на актуализацию представляемых сотрудниками документов.

Кроме того, п. 5 Порядка предусматривает обязанность сотрудника в случае изменения сведений, которые должны содержаться в документах, представляемых сотрудником в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник имеет право быть признанным нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в 15-дневный срок информировать об этом соответствующую жилищную комиссию. Документы, подтверждающие произошедшие изменения, представляются сотрудником в соответствующую жилищную комиссию в течение 30 рабочих дней со дня, когда произошли изменения.

Жилищная комиссия следственного органа в силу пп. г п. 6 Порядка вправе направить заявление и документы сотрудника в жилищную комиссию Следственного комитета для рассмотрения вопроса о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность только после их рассмотрения и принятия решения об их соответствии пунктам 3 и 4 Порядка.

Учитывая, что поданное Цветковым М.В. заявление и приложенные к нему документы не соответствовали требованиям п. 4 Порядка, жилищной комиссией СУСК России по Ивановской области принято обоснованное и законное решение о возвращении административному истцу документов.

Довод Цветкова М.В. о том, что поданное им 12.11.2020 года заявление является сопроводительным письмом, а рассмотрению подлежало заявление от 03.07.2019 года, приложенное к заявлению от 12.11.2020 года, является несостоятельным, поскольку в силу Порядка жилищными комиссиями рассмотрению подлежат заявления сотрудников о признании нуждающимися, подаваемые в соответствии с требованиями Порядка, а не сопроводительные письма. При этом самим административным истцом не оспаривалось, что представленное им 12.11.2020 года заявление должно было быть проверено на соответствие пунктам 3 и 4 Порядка и рассмотрено в порядке п.6 Порядка.

Несостоятельным также является и довод административного истца о необходимости рассмотрения жилищной комиссии СУСК России по Ивановской области его заявления и приложенных документов сразу после их возвращения из жилищной комиссии центрального аппарата СК России, в силу то, что в жилищную комиссию СУСК России по Ивановской области документы были направлены не в целях их рассмотрения по существу, а для их вручения Цветкову М.В., поскольку в силу пп. г п. 8 Порядка жилищная комиссия Следственного комитета в случае предоставления ей заявления и документов с нарушением требований Порядка принимает решение об их возврате, в случае прохождения сотрудником службы в следственном органе или учреждении Следственного комитета, в жилищную комиссию следственного органа, учреждения Следственного комитета.

Кроме того, исходя из системного толкования положений Порядка, суд приходит к выводу, что у жилищной комиссии СУСК России по Ивановской области отсутствовали полномочия по рассмотрению заявления Цветкова М.В. и приложенных к нему документов, поступивших из жилищной комиссии центрального аппарата СК России.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что принятое жилищной комиссией СУСК России по Ивановской области решение от 18.11.2020 года о возврате административному истцу заявления от 03.07.2019 года и документов является обоснованным и соответствует требованиям действующего законодательства, нарушений прав Цветкова М.В. допущено не было.

Таким образом, правовые основания для удовлетворения административного искового заявления Цветкова М.В. отсутствуют.

В силу п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ суд, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (если иное не установлено КАС РФ).

Административным ответчиком ходатайства о пропуске Цветковым М.В. срока на обращение в суд с настоящим иском не заявлялось, суд полагает срок обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущенным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Цветкова М. В. к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области о признании незаконным решения отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2021 года.

Судья Егорова А.А.

КОПИЯ ВЕРНА. Судья: Секретарь: