ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-352/2024 от 11.01.2024 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД 34RS0005-01-2023-005584-95

Дело № 2а-352/2024 (2а-3897/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Волгоград 11 января 2024 года

Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Юдиной Ю.Н.,

при секретаре судебного заседания Трафимовой Д.Д.,

с участием старшего помощника Волгоградского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Веприцкого И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волгоградского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Волгоградский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действуя в интересах и в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным иском, требования мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен. В помещении служебного кабинета Волгоградской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Хользунова, д. 3, с использованием служебного компьютера, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при помощи модема, осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен в целях обеспечения безопасности в обороноспособности Российской Федерации. Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялись с использованием программы браузера «Yandex». В адресной строке браузера при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов «ГОСТ РВ 52375-2005» отобразился список ресурсов (Интернет-сайтов). Установлено, что на Интернет - странице: https://c.fractr.xyz/file/1198175/ имеются ссылки на скачивание текста государственного военного стандарта «ГОСТ РВ 52375-2005» «Система менеджмента качества. Оборонная продукция. Общие требования к программам обеспечения качества опытных и серийных изделий». Файлы в формате «pdf» с текстом указанного государственного военного стандарта перемещен на служебный компьютер и распечатан в бумажном варианте для сверки. В последующем прокурором осуществлен выход в АО «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес> и в служебном кабинете генерального директора выполнена сверка текста государственного военного стандарта «ГОСТ РВ 52375-2005» «Система менеджмента качества. Оборонная продукция. Общие требования к программам обеспечения качества опытных и серийных изделий», скаченного путем использования указанных страниц, с текстом данного государственного военного стандарта, имеющегося в собственности АО «<данные изъяты>». В соответствии с приказом Минпромторга России от 27.09.2022 года № 4070 АО «<данные изъяты>» включено в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного п.6 Положения о ведении Сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса». Сопоставление текста документа, полученных путем скачивания через интернет-страницу: https://c.fractr.xyz/file/1198175/ с текстом государственного военного стандарта «ГОСТ РВ 52375-2005» «Система менеджмента качества. Оборонная продукция. Общие требования к программам обеспечения качества опытных и серийных изделий», имеющегося в собственности АО «<данные изъяты>» и зарегистрированного в качестве документа, содержащего служебную тайну, показало, что содержание текста идентично, кроме ограничительной пометки «Для служебного пользования», отсутствия номера экземпляра и инвентарного номера. На титульном листе государственного военного стандарта «ГОСТ РВ 52375-2005» «Система менеджмента качества. Оборонная продукция. Общие требования к программам обеспечения качества опытных и серийных изделий», имеющегося в собственности АО «<данные изъяты>» имеется ограничительная пометка «Для служебного пользования», указан инвентарный номер -131 дсп, учтен 25.01.2007. Ссылаясь на то, что данный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом, признание указанной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации необходимо для последующего ограничения доступа к этому сайту в установленном действующим законодательством порядке, административный истец просит признать информацию, расположенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расположенную по URL-адресу: https://c.fractr.xyz/file/1198175/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник Волгоградского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Веприцкий И.И. на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия, в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу представил в адрес суда письменные объяснения, согласно которым просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений относительно удовлетворения требований прокурора не заявил.

Суд, выслушав прокурора, участвующего в деле, исследовав письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц ил передачу информации неопределенному кругу лиц (ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Закона N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 6 ст. 7 Федерального закона N 149-ФЗ установлено, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.

Согласно положениям ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в частности являются решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено, что Волгоградской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен.

Из материалов дела, следует, что в рамках осуществления надзорных полномочий по исполнению законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в том числе, сети «Интернет» 11 декабря 2023 года был проведен мониторинг Интернет-ресурсов, в ходе которого установлено, что на Интернет - странице: https://c.fractr.xyz/file/1198175/ размещен текст государственного военного стандарта.

Как следует из справки о сверке документов от 11 декабря 2023 года, выявлена страница Интернет-сайта, содержащая текст «ГОСТ РВ 52375-2005» «Система менеджмента качества. Оборонная продукция. Общие требования к программам обеспечения качества опытных и серийных изделий».

В последующем, прокурором осуществлен выход в АО «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес> и в служебном кабинете генерального директора выполнена сверка текста государственного военного стандарта «ГОСТ РВ 52375-2005» «Система менеджмента качества. Оборонная продукция. Общие требования к программам обеспечения качества опытных и серийных изделий», скаченного путем использования указанных страниц, с текстом данного государственного военного стандарта, имеющегося в собственности АО «<данные изъяты>».

Сопоставление теста документов, полученных путем скачивания через интернет-страницу: https://c.fractr.xyz/file/1198175/ с текстом государственного военного стандарта «ГОСТ РВ 52375-2005» «Система менеджмента качества. Оборонная продукция. Общие требования к программам обеспечения качества опытных и серийных изделий», имеющегося в собственности АО «<данные изъяты>» и зарегистрированного в качестве документа, содержащего служебную тайну, показало, что содержание текста идентично, кроме грифа «Для служебного пользования», отсутствия номера экземпляра и инвентарного номера.

На титульном листе государственного военного стандарта «ГОСТ РВ 52375-2005» «Система менеджмента качества. Оборонная продукция. Общие требования к программам обеспечения качества опытных и серийных изделий», имеющегося в собственности АО «<данные изъяты>» имеется ограничительная пометка «Для служебного пользования», указан инвентарный номер -131 дсп, учтен 25.01.2007.

Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют.

На момент проверки указатели страниц вышеуказанного сайта, на котором размещена запрещенная информация, в единый реестр доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включены.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными закон (служебная тайна), включены в перечень сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188.

В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» (далее - Положение N 1233) служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

В соответствии с п. 1.2 Положения N 1233 к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п. 1.3 Положения N 1233).

Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляют их государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ)).

На том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (п. «к» раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567 (далее - Положение N 1567).

Согласно пп. «ж» и «ч» и. 2 раздел I Положения N 1567 «государственный военный стандарт» - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией; «распространение документов по стандартизации оборонной продукции» - предоставление в установленном порядок же официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.

Из положений пп. «л» п. 2 раздела I и п. 34 раздела VII Положения N 1567 следует, что информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, т.е. представление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменении состава таких документов) или содержании отдельных документов, а также распространение указанных документов, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня.

Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи исполнение служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случае, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которое предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Таким образом, результаты проверки свидетельствуют о том, что информация, содержащаяся на сайте по электронному адресу https://c.fractr.xyz/file/1198175/, распространение которой запрещено, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

Согласно сведениям сайта https://c.fractr.xyz/file/1198175/ данные о правообладателе указанных интернет-страниц отсутствуют.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» основаниями для включения в реестр являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти так и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228.

Пункт 4 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101, установлен исчерпывающий перечень информации, в отношении которой Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр.

Вход на указанные сайты и просмотр размещенной на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение также отсутствует.

Административное исковое заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 и статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию не только не исключается, но и возможна путем рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства.

По делам о признании указанной информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Действующее законодательство в настоящее время не предусматривает возможности установления факта распространения запрещенной к распространению в Российской Федерации информации во внесудебном порядке.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 (далее - Положение) Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Орган, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктом 5.1.7 Положения предусмотрено, что Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

С учетом этого, в целях формирования единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление Волгоградского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.

Признать информацию, расположенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расположенной по URL-адресу: https://c.fractr.xyz/file/1198175/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Председательствующий: Ю.Н. Юдина

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 12 января 2024 года.

Судья: Ю.Н. Юдина