ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3532/2023 от 24.05.2023 Василеостровского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД: 78RS0001-01-2023-000413-73

Дело № 2а-3532/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 24 мая 2023 года

Василеостровский районный суд города Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Дугиной Н.В.,

при секретаре Ходовой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Левина Павла Константиновича к Комитету по науке и высшей школе о признании незаконными бездействия,

установила:

Административный истец обратился в Василеостровский районный суд с административным исковым заявлением к Комитету по науке и высшей школе, в котором просил признать незаконным нарушение уполномоченным органом - Комитетом по науке и высшей школе сроков оказании государственной услуги подтверждению документов об образовании, нарушению сроков оказания услуги установленных законом, сроков уведомления заявителя о продлении срока оказания услуги подтверждения документов об образовании; обязать Комитет по науке и высшей школе устранит допущенное нарушение закона, обеспечив оказание услуги не позднее чем на следующий день после оглашения судом резолютивной части решения по делу; взыскать с Комитета по науке и высшей школе судебную неустойку в размере 1000,00 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная с дня следующего за днем оглашения резолютивной части судебного акта.

В обосновании заявленных требований административный истец указывает на то, что он 07.10.2022г обратился в Комитет по науке и Высшей школе с заявлением о предоставлении государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации (проставление апостиля). Заявление подано через портал "Государственные и муниципальные услуги в Санкт-Петербурге" 07.10.2022г и зарегистрировано за номером 51457808. Предметом обращения было подтверждение диплома о высшем образовании выданного <данные изъяты> К заявлению были приложены в соответствии с требованиями административного регламента оказания государственной услуги, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2014 г. N 1205 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной" власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации" (далее Регламент): скан копии диплома и приложений, скан копия паспорта, копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за оказания услуги. В течение указанного срока услуга оказана не была, таким образом Ответчиком незаконно допущено нарушение прав и законных интересов Истца в части сроков оказания услуги. 20.10.2022г. истец был уведомлен о продлении срока оказания услуги сообщением от портала госуслуг. С учетом регистрации заявления 07.10.2022г и 5 дневного нормативного срока оказания услуги такое уведомление не могло быть направлено позднее 14.10.2022г., по истечении 12.12.2022г предельного 45 дневного срока услуга не была оказана истцу. 16.12.2022г Истец был уведомлен об окончании проверки и необходимости предоставления оригинала диплома Ответчику для проставления апостиля через уполномоченное лицо Экспертный совет при комитете по науке и высшей школе. Оригинал диплома и прочие документы были переданы Ответчику через уполномоченное лицо, что подтверждается квитанций вх №11171 от 19.01.2023г. С учетом нахождения диплома в учебном заведении, где проходит обучение Истец, им был получен диплом на срок 1 мес., (установленный регламентом ВУЗа) рассчитанный на оказание госуслуги в срок. В связи с задержкой оказания госуслуги диплом был возвращен в ВУЗ. После получения информации о согласовании проставления апостиля Истец был вынужден повторно обратится в ВУЗ за получением диплома, что вызвало задержку в передаче диплома Ответчику, спровоцированную несвоевременным оказанием услуги и несвоевременным информированием о продлении срока оказания услуги.

В ходе рассмотрения дела, административным истцом представлено заявление об отказе от иска в части, соответствующей п.3,4 просительной части искового заявления. Административный истец указывает на то, что после обращения в суд с ответчиком завершено оказание государственной услуги - проставлен апостиль, в связи с чем требования частично удовлетворены ответчиком добровольно. Между тем, несвоевременное оказание услуги не позволило истцу обратиться в выбранное им учебное заведение в 2023, т.к. срок подачи документов для зачисления на программу истек 15.12.2022г., а на указанную дату услуга оказана не была, в нарушение установленного законом срока.

По мнению административного истца, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении административными ответчиком своих служебных обязанностей.

Административный истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.

Представитель административного ответчика Быстров К.О., действующий на основании доверенности, представивший диплом о Высшем образовании, в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска, доводы, изложенные в возражениях, поддержал, указал на то, что фактически истец был уведомлен о принятом решении 16 декабря 2022 года на портале государственных услуг.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признает их явку обязательной.

Учитывая, что реализация участниками административного судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закреплённое ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд на основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая мнение участников процесса, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, закрепляет право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица (часть 1 статьи 218).

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При осуществлении переданного полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации Комитет руководствуется Правилами подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 611 (далее - Правила), и Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2014 № 1205 (далее - Административный регламент).

Как следует из материалов дела и установлено судом, посредством Регионального портала госуслуг 07.10.2022 Левин Павел Константинович направил заявление № 51457808 о предоставлении государственной услуги по подтверждение документов об образовании и о квалификации - подтверждение диплома <данные изъяты>

К заявлению приложены в соответствии с требованиями административного регламента оказания государственной услуги, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2014 г. N 1205 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации" скан копии диплома и приложений, скан копия паспорта, копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за оказания услуги.

Региональным порталом госуслуг присвоена дата планового ответа - 12.12.2022 года.

В соответствии с пунктом 9 Административного регламента срок предоставления государственной услуги составляет от 5 до 45 рабочих дней со дня регистрации уполномоченным органом заявления.

В соответствии с пунктом 40 Административного регламента при рассмотрении заявления и прилагаемых к нему документов, осуществляется проверка сведений, указанных в представленном документе об образовании и (или) о квалификации, а именно: определение подлинности подписи и наличия у должностного лица, подписавшего документ об образовании и (или) о квалификации, полномочий на право подписи; определение в надлежащем случае подлинности печати, которой скреплен документ об образовании и (или) о квалификации; установление факта выдачи документа об образовании и (или) о квалификации лицу, указанному в этом документе в качестве его обладателя; установление соответствия представленного документа об образовании и (или) о квалификации образцу документа об образовании и (или) о квалификации (форме документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации), установленному на момент его выдачи; установление наличия в документе об образовании и (или) о квалификации всех реквизитов, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области образования являлось обязательным на момент его выдачи.

Пунктом 41 Административного регламента установлено, что проверка сведений, указанных в представленных документах об образовании и (или) о квалификации, осуществляется путем использования данных, содержащихся в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», а также посредством взаимодействия с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая выдала представленный документ об образовании и (или) о квалификации или с её правопреемником.

Информирование о предоставлении уполномоченным органом государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется: непосредственно в здании уполномоченного органа с использованием средств наглядной информации, в том числе информационных стендов и средств информирования с использованием информационно-коммуникационных технологий; посредством использования телефонной связи; посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", региональные порталы государственных и муниципальных услуг (далее - порталы государственных и муниципальных услуг).

В случае отсутствия у уполномоченного органа данных о выдаче представленного документа об образовании и (или) о квалификации, образца подписи и в надлежащем случае оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего документ об образовании и (или) о квалификации, уполномоченный орган направляет организации, выдавшей указанный документ, запрос о предоставлении соответствующей информации.

Относительно сроков предоставления государственной услуги, регламентом установлен срок предоставления государственной услуги, который не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации уполномоченным органом заявления, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Между тем, в случае необходимости получения информации срок предоставления государственной услуги может быть продлен уполномоченным органом и не может превышать 45 рабочих дней со дня регистрации им заявления. Указанный срок включает в себя время, необходимое уполномоченному органу для направления запросов.

В случае продления срока предоставления государственной услуги уполномоченный орган уведомляет об этом заявителя в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока предоставления государственной услуги.

Согласно п.З ст.6 того же закона и п.9 Регламента, в случае продления срока предоставления государственной услуги пункта уполномоченный орган уведомляет об этом заявителя в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока предоставления государственной услуги.

20.10.2022г. истец был уведомлен о продлении срока оказания услуги через портал госуслуг.

14.10.2022 в ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» в соответствии с пунктом 41 Регламента Комитетом был направлен запрос на подтверждение: факта выдачи документа об образовании; полномочия на право подписи должностного лица, подписавшего документ об образовании; запрос образца подписи должностного лица и оттиска печати, которыми был скреплен документ об образовании.

14.11.2022 в Комитет из <данные изъяты> поступило подтверждение о выдаче документа об образовании Левину П.К. и подлинности печатей и подписей уполномоченного лица, а также образцы подписи уполномоченного лица и оттиска печати.

12.12.2022 по заявлению Левина П.К. принято положительное решение. Информация о принятом решении размещена на Региональном портале госуслуг на странице заявления в разделе «Комментарий к статусу».

16.12.2022 сведения о необходимости представления заявителем документа об образовании были размещены на региональном портале госуслуг.

Оригинал документов об образовании Левина П.К. поступили в Комитет 19.01.2023 года и завершено оказание услуги по проставлению апостиля.

При этом действующим законодательством не предусмотрены сроки, в которые заявитель должен представить уполномоченному органу оригиналы документов об образовании для проставления на них апостиля.

Согласно части 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконным необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

Административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, основания для их удовлетворения отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что 45- ти дневный срок вынесения решения об удовлетворении требований получателя услуги не нарушены, положительное решение вынесено компетентным органом 12 декабря 2022 года, а услуга оказана после предоставления оригинала документов, фактическое уведомление уполномоченным органом заявителя 16 декабря 2022 года (спустя 4 дня после вынесенного решения) о необходимости предоставления оригиналов документов не повлекло нарушений прав истца.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно действующему законодательству, к бездействию относится неисполнение должностным лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Вопреки позиции административного истца, для удовлетворения его требований недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому истцу должно приводить к нарушению его прав. В то же время, в системном толковании процессуального закона, решение о признании бездействия незаконным преследует своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что право истца на предоставление государственной услуги восстановлено, нарушений прав материалы дела не содержат, равно как и не установлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым бездействием прав и законных интересов административного истца, учитывая при этом, что целью административного судопроизводства является пресечение незаконных действий и восстановление нарушенных прав, а не формальное установление факта незаконности оспариваемого действия (бездействия), оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку принятие решения об их удовлетворении на объем прав и обязанностей административного истца в настоящее время не влияет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Административное исковое заявление Левина Павла Константиновича к Комитету по науке и высшей школе о признании незаконными бездействия,- оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Санкт-Петербургский городской суд через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 12 июня 2023 года