Дело № 2а-3534/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Озаевой О.В.,
при секретаре Даниловой Н.В.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области по доверенности ФИО2, представителя заинтересованного лица УМВД России по г. Волгограду по доверенности ФИО3,
«28» декабря 2021 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД России по Волгоградской области о признании действий неправомерными, об исключении из базы данных сведений о судимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ГУ МВД России по Волгоградской области о признании действий неправомерными, об исключении из базы данных сведений о судимости.
В обоснование иска указала, что 09 августа 2000 года она была признана виновной Красноармейским районным судом гор. Волгограда в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.200 УК РФ (обман потребителя) и осуждена к наказанию в виде штрафа в размере 250 рублей, который ею был оплачен. 25 апреля 2001 года она также была признана виновной Красноармейским районным судом гор. Волгограда в совершении преступления, предусмотренного п.«а» ч.2 ст.200 УК РФ и осуждена к 1 году лишения свободы, на основании ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком на 1 год. После вступления приговора в законную силу была поставлена на учет в исполнительную инспекцию и снята после отбытия наказания.
В 2019 году она сменила место работы с более высокой оплатой труда. При проверке работодателем была установлена ее судимость на основании справки ИЦ УВД России по Волгоградской области. В приеме на работу ей было отказано и рекомендовано обратиться в Информационный центр самостоятельно для внесения сведений о погашении судимости. При ее обращении, 20 июня 2019 года и 19 октября 2021 года, были выданы справки о наличии судимости без сведений об их погашении. Полагает, что в соответствии со ст. 10, 86 УК РФ, ФЗ от 08.12.2003 г. № 162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», ст.45 Конституции РФ должны быть внесены, в справки о наличии судимости, данные о их погашении.
По этим основаниям административный истец просит суд применить положения Федерального закона от 08.12.2003 г. № 162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» к ФИО1 и исключить судимость; обязать Информационный центр ГУ МВД России по Волгоградской области внести в базу данных о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования, в отношении ФИО1 об исключенных судимостях 09.08.2000 года Красноармейским районным судом гор. Волгограда по ч.1 ст.200 УК РФ к штрафу в размере 250 рублей и от 25.04.2001 года Красноармейским районным судом гор. Волгограда по п.«а» ч.2 ст.200 УК РФ к 1 году лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год.
В судебном заседании административный истец - ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме. При этом пояснила, что 20 лет назад она продала просроченный товар, за что и была осуждена. В настоящее время ей стало известно, что ст.200 УК РФ утратила силу, однако при трудоустройстве сведения о судимости при их запросе потенциальным работодателем становятся ему известны, и она получает отказ. В настоящее время ей отказали в трудоустройстве в центр «Семья», поскольку работа в центре связана с инвалидами.
В судебном заседании представитель административного ответчика - ГУ МВД России по Волгоградской области по доверенности ФИО2 заявленные требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. При этом пояснила, что в соответствии с приказами, в том числе с приказом МВД России № 660 от 27.09.2019 года, утвержден порядок и хранение информации, в том числе и о привлечении к уголовной ответственности, о наличии или отсутствии судимости. Учитывая, что 09.08.2000 года административный истец осуждена Красноармейским районным судом гор. Волгограда по ч.1 ст.200 УК РФ, 25.04.2001 года Красноармейским районным судом гор. Волгограда по п. «а» ч.2 ст.200 УК РФ, и приговоры по настоящее время не отменены, то ГУ МВД России по Волгоградской области в соответствии с нормативно-правовыми актами обязан хранить эти сведения. Закон не предусматривает оснований для внесения изменений в справки, что статья была декриминализирована.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - УМВД России по г. Волгограду по доверенности ФИО3 заявленные требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, считая, что оснований для их удовлетворения не имеется.
Выслушав административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области по доверенности ФИО2, представителя заинтересованного лица УМВД России по г. Волгограду по доверенности ФИО3, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для принятия решения об удовлетворении требований следует установить совокупность условий: незаконность действий и нарушение прав заявителя, после чего восстановить нарушенное право.
В соответствии со ст.55 Конституции РФ перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В связи с чем, из ч.3 ст.55 Конституции следует, что федеральные законы могут ограничивать права и свободы человека и гражданина в определенных случаях, а именно: если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу ст.17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция наделена полномочиями по обработке данных о гражданах, необходимых для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе, о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, о лицах, осужденных за совершение преступления.
Частью 5 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Формирование и ведение таких банков данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленным законодательством РФ, а именно в соответствии со следующими законодательными актами: Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», Федеральным законом от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации».
Статьей 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрены государственные информационные системы, которые создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки, обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом и допускается в случаях, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Соответствующие положения содержатся в ч.7,8 ст.17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»: обработка полицией персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».
В соответствии с пп.4 п.11 указанного Положения Министерство внутренних дел Российской Федерации уполномочено на осуществление нормативно-правового регулирования вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Согласно пп.8 п.12 Положения МВД России имеет право формировать и вести в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные учеты, информационные системы, в том числе банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке учетами и информационными системами других федеральных органов исполнительной власти.
Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации приказомот12.02.2014№89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/ 324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.03.2014, регистрационный номер 31681, утвердило Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).
Сроки хранения учетных документов определены пунктом 15 Приложения № 1 к Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного совместным приказом МВД России от 12.02.2014 № 89дсп.
Приложение № 1 к Наставлению содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение.
Согласно п.15.1 Приложения № 1, в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и информационных центрах учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
В соответствии с пп.«г» п.15.2 Приложения № 1, в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки формы 1-б хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы – до достижения ими 80-летнего возраста.
Порядок изъятия документированной информации из оперативно-справочных картотек информационного центра устанавливается нормативными документами МВД России, согласно которым из пофамильных картотек изымаются учетные документы в отношении реабилитированных лиц на основании процессуальных документов (постановление следователя, дознавателя, постановление или определение суда, оправдательный приговор суда).
Согласно п.76.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом МВД России от 27.09.2019 № 660, в графе "имеются (не имеются) сведения об осуждении на территории Российской Федерации" при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, дата и основание снятия судимости.
Таким образом, по смыслу п.76.3 указанного Административного регламента, в справке о наличии судимости сведения о погашении судимости, декриминализации деяния не предусмотрены.
Из вышеизложенного следует, что сроки хранения документированной информации устанавливаются нормативными документами МВД России, в связи с чем, такие сведения не подлежат изъятию при отсутствии факта прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям и соответствующих процессуальных документов (постановление следователя, дознавателя, постановление или определение суда, оправдательный приговор суда).
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
В судебном заседании установлено, что согласно справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования от 20.06.2019 года, от 19.10.2021 года административный истец ФИО1 была осуждена 09 августа 2000 года Красноармейским районным судом гор. Волгограда по ч.1 ст.200 УК РФ к штрафу в размере 250 рублей; 25 апреля 2001 года осуждена Красноармейским районным судом гор. Волгограда по п.«а» ч.2 ст.200 УК РФ 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
Учетные алфавитные карточки формы 1 в отношении ФИО1 поставлены на оперативно-справочный учет информационного центра в соответствии с приказом от 12.07.2000г. № 752дсп «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации».
Таким образом, учитывая, что 09 августа 2000 года ФИО1 осуждена Красноармейским районным судом гор. Волгограда по ч.1 ст.200 УК РФ; 25 апреля 2001 года осуждена Красноармейским районным судом гор. Волгограда по п.«а» ч.2 ст.200 УК РФ, то имелись основания для внесения соответствующих сведений в базу данных Информационного центра.
Учитывая, что срок хранения информации о судимости в отношении ФИО1 не истек, хранение в базе данных ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области сведений о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности соответствует требованиям закона и не может быть признано нарушающим права административного истца.
Действующим законодательством не предусмотрено внесение в базы данных сведений о датах погашения судимостей, поскольку порядок погашения судимости закреплен законом. Декриминализация деяния не является основанием для исключения сведений о судимости административного истца из соответствующей базы данных. Факт погашения судимости административного истца не свидетельствует о незаконности деятельности ГУ МВД России по Волгоградской области по обработке данных о ней.
Кроме того, наличие в базе данных информации об имевшейся у административного истца судимости само по себе не влечет неблагоприятных последствий. ГУ МВД России по Волгоградской области осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте судимости и не принимает решение о допуске к выбираемой гражданином деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такого факта.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика по внесению в базу данных сведений о привлечении административного истца к уголовной ответственности и их сохранению, требованиям действующего законодательства соответствуют, каких-либо нарушений прав ФИО1 предусмотренных Конституцией РФ, другими нормативно-правовыми актами РФ, не установлено.
В связи с чем, заявленные требования административного истца суд считает не подлежащими удовлетворению.
При этом не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о том, что необходимо применить положения Федерального закона от 08.12.2003 г. № 162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в силу следующего.
В соответствии с п.125 ст.1 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» статья 200 УК РФ признана утратившей силу.
В соответствии с ч.1 ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу.
Согласно п.4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 года N 4-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 10 УК РФ...» применение нового уголовного закона, устраняющего или смягчающего ответственность за преступление и, следовательно, имеющего обратную силу, может осуществляться на любых стадиях уголовного судопроизводства, начиная с возбуждения уголовного дела и заканчивая пересмотром вступивших в законную силу судебных решений и исполнением приговора. Вступивший в законную силу приговор может быть приведен в соответствие с новым уголовным законом и путем его пересмотра в надзорном порядке, с участием сторон и может выражаться в отмене или изменении постановленных по уголовному делу приговора и последующих судебных решений. Независимо от вида процедуры, в какой будет разрешаться вопрос о приведении ранее принятых по уголовному делу судебных решений в соответствие с уголовным законом, устраняющим или смягчающим ответственность за преступление, - они должны обеспечивать конституционные гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Согласно п.1 ч.1 ст.401.3 УК РФ кассационные жалоба, представление подаются на приговор, определение и постановление районного суда - в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах законом предусмотрен порядок пересмотра вступивших в законную силу приговоров районного суда на основании декриминализации статьи уголовного закона. Применение Федерального закона, вносящего изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в порядке административного судопроизводства данный порядок не предусматривает.
Таким образом, учитывая, что сведения о привлечении к уголовной ответственности ФИО1 внесены в базу данных Информационного центра на основании вступивших в законную силу приговоров Красноармейского районного суда гор. Волгограда и до настоящего времени не отмененных, соответственно оснований для исключения информации о наличии у административного истца судимости из учетов Информационного центра ГУ МВД России по Волгоградской области не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ГУ МВД России по Волгоградской области о признании действий неправомерными, об исключении из базы данных сведений о судимости - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись О.В. Озаева
Мотивированное решение изготовлено 10 января 2022 года.
Председательствующий: О.В. Озаева