ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3534/2023 от 23.01.2024 Минусинского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2024 года г.Минусинск Красноярского края,

ул.Гоголя, 66А

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Полянской Е.В.,

при секретаре Пилипенко А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации г. Минусинска к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, Главному управлению федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.Минусинска обратилась в суд с административным иском к МОСП по ИНХ по г.Красноярску об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу на администрацию г.Минусинска возложена обязанность предоставить Андросовой Ю.В. на территории г.Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками, установленными ч.24 ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». Указанное решение суда до настоящего времени не исполнено. 26 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000,00 руб. Администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, не вправе самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. Между министерством строительства Красноярского края и администрацией г. Минусинска заключено соглашение № 9-дс от 28 декабря 2022 года. Финансирование на приобретение жилого помещения Андросовой Ю.В. в 2023 годы выделено не было, на 2023-2025 годы не включена. Жилые помещения приобретаются исходя из фактически сложившихся правоотношений за счет краевой субвенции в зависимости от даты вступления в законную силу решения суда. С Андросовой Ю.В. заключено мирового соглашение и оно утверждено судом. В 2023 году администрация г. Минусинска планирует приобрести 20 жилых помещений в соответствии с указанным соглашением. В настоящее время администрацией г.Минусинска приобретено 19 жилых помещений. Собственными средствами для приобретения жилых помещений муниципальное образование не располагает, бюджет является высокодотационным в течение более 5 лет. Исполнение решения суда по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет субвенции, предоставляемой из бюджета Красноярского края. Кроме того, следует учитывать, что приобретение жилых помещений для детей-сирот, на основании требований действующего законодательства Российской Федерации, следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе». В г.Минусинске отсутствует достаточное количество жилых помещений необходимой площадью. Имеющиеся жилые помещения не соответствуют санитарным, техническим правилам и нормам. В настоящий момент разработана аукционная документация на предоставление земельных участков под строительство многоквартирных домов на условиях последующей передачи муниципальному образованию г.Минусинск жилых помещений с целью их предоставления детям-сиротам. 04 февраля 2022 года администрация г.Минусинска обращалась к депутату Государственной думы РФ с просьбой в оказании содействия в целях изменения процедуры выделения субвенции на приобретение жилья детям-сиротам. В ответ на письмо, Министерство строительства Красноярского края по поручению депутата Государственной Думы РФ сообщило, что предполагается предусмотреть формирование специализированного жилищного фонда путем приобретения жилищных помещений у застройщиков в домах, строительство которых не завершено. Администрация г.Минусинска были выполнены все действия, направленные на исполнение решения суда. В связи с указанными обстоятельствами администрация г. Минусинска обратилась в суд с административным иском и просила освободить от уплаты исполнительного сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП по г.Красноярску от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000,00 руб. в рамках исполнительного производства (л.д.5-7).

Определением суда от 25 декабря 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУФССП по Красноярскому краю.

Представитель административного истца администрации г.Минусинска, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, при обращении в суд ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (оборот л.д.6).

Представители административных ответчиков МОСП по ИНХ по г.Красноярску, ГУФССП по Красноярскому краю, извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причины своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрении дела и отзыва по иску не представили.

Заинтересованные лица Минусинский межрайонный прокурор, Андросова Ю.В., извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причины своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрении дела и отзыва по иску не представили.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования администрации г.Минусинска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст.46 Конституции РФ, ст.218 КАС РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.

В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с ч. 11, 12 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст.14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим ФЗ.

В силу ст.105 указанного закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно положениям ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Как установлено по делу, решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Андросовой Ю.В. к администрации г. Минусинска о предоставлении жилого помещения. На администрацию г.Минусинска возложена обязанность предоставить Андросовой Ю.В. на территории г.Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками, установленными ч.24 ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» (л.д.24-27).

Указанное решение суда не было обжаловано сторонами, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и обращено к исполнению путем направления исполнительного документа серии ФС взыскателю.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску на основании указанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации г. Минусинска, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа серии ФС в установленный законом срок, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО3 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. (л.д.8).

Администрация г. Минусинска не согласна с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в рамах исполнительного производства -ИП, поскольку не имеет возможности добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе в связи с недостаточностью собственных средств бюджета на исполнение решения суда, в связи с этим обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении ее от взыскания исполнительского сбора.

28 декабря 2022 года между министерством образования Красноярского края и администрацией г.Минусинска заключено соглашения о взаимодействии № 9-дс, по которому министерство образования предоставляет администрации г.Минусинска за счет средств краевого бюджета субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно спискам – приложениям к соглашениям (л.д.15-18).

10 января 2023 года между министерством финансов Красноярского края и администрацией г. Минусинска заключено соглашение о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального района (городского округа) Красноярского края , согласно которому получатель межбюджетных трансфертов из краевого бюджета обязан: не превышать установленный п. 3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ предельный размер дефицита местного бюджета; не превышать установленный ст. 107 Бюджетного кодекса РФ верхний предел муниципального долга, в том числе по муниципальным гарантиям; не превышать установленный ст. 111 Бюджетного кодекса объем расходов на обслуживание муниципального долга.

04 февраля 2022 года администрация г.Минусинска обращалась к депутату Государственной думы РФ с просьбой в оказании содействия в целях изменения процедуры выделения субвенции на приобретение жилья детям-сиротам. В ответ на письмо, Министерство строительства Красноярского края по поручению депутата Государственной Думы РФ сообщило, что предполагается предусмотреть формирование специализированного жилищного фонда путем приобретения жилищных помещений у застройщиков в домах, строительство которых не завершено.

Как следует из п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.

Так, согласно правовой природе исполнительского сбора, выявленной и изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения представляет собой административную санкцию штрафного характера, применяемую к должнику и обязывающую должника произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Тем самым, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Проанализировав представленные административным истцом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии уважительных причин - что бюджет города Минусинска действительно является высокодотационным, администрация города Минусинска в рамках имеющихся средств, предпринимает все возможные меры для исполнения решения судов и в настоящее время не имеет возможности добровольно исполнить решение суда, в связи с недостаточностью собственных средств бюджета на исполнение решение суда, а также отсутствие свободных жилых помещений и необходимость соблюдения сроков, установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку у должника имелись объективные причины, препятствующие исполнению им исполнительного документа в установленный срок.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 360 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации г.Минусинска удовлетворить.

Освободить администрацию г.Минусинска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000,00 руб., вынесенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Минусинский городской суд.

Судья Е.В.Полянская

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2024 года.