ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3537/18 от 20.09.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2018 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3537/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Иркутска о признании незаконным ответа, выраженного в предложении об изменении места проведения публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации г.Иркутска, требуя признать ответ администрации города Иркутска от 14.09.2018г. № 563-74-289/18 незаконным.

В обоснование своих требований административный истец указал, что 12.09.2018г. административным истцом на основании ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в адрес Администрации г. Иркутска (далее по тексту Административный ответчик, Администрация) было подано уведомление о проведении 23.09.2018г. с 14.00. до 16.00. часов по адресу: г. Иркутск, площадь Труда возле Цирка со стороны фонтана публичного мероприятия - митинга с предполагаемым количеством участников 350 человек. 14.09.2018г. он получил у административного ответчика ответ на уведомление от 12.09.2018г. В ответе, датированном 14.09.2018г. указано следующее: «В связи с тем, что на место проведения мероприятия, указанное в уведомлении, уже согласовано мероприятие - пикет «Привлечение внимание общественности к партийным проектам, в том числе приоритетному партийному проекту «Городская среда» согласно ранее поданному уведомлению от 11 сентября 2018 года, ФИО1 предложено изменить место проведения мероприятия на следующее: Дата и время проведения: 23.09.2018 с 14.00 до 16.00. Место проведения: площадь возле рынка «Филатовский», Ленинский район Количество участников: 350 человек Цель: «За смену политических элит и социально-экономического курса и освобождение политических заключенных». Считает, что ответ от 14.09.2018г. № 563-74-289/18 является незаконным и нарушает его права, гарантированные ст. 29, 31 Конституции РФ, ст.10,11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г., поскольку предельная норма наполняемости площади возле рынка «Филатовский», Ленинский район составляет 250 человек.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика администрации г. Иркутска ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала, полагала оспариваемое решение законным и просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав доводы письменного отзыва на административный иск ФИО1

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 12.09.2018г. ФИО1 подал в администрацию г. Иркутска уведомление о проведении публичного мероприятия на 23.09.2018г. с 14.00 до 16.00 часов, место проведения: площадь Труда, возле Цирка, со стороны фонтана. Предполагаемое количество участников: 350 человек; Цель данных публичных мероприятий - «За смену политических элит и социально-экономического курса и освобождение политических заключенных».

Как следует из письма администрации г. Иркутска от 14.09.2018г. № 563-74-289/18 на уведомление, поданное ФИО1 12.09.2018г., уведомление о проведении публичного мероприятия принято. В связи с тем, что на место проведения мероприятия, указанное в уведомлении, уже согласовано мероприятие пикет «Привлечение внимание общественности к партийным проектам, в том числе приоритетному партийному проекту «Городская среда» согласно ранее поданному уведомлению от 11.09.2018г., ФИО1 предложено провести мероприятие в форме митинга и изменить место проведения мероприятия на следующее: Дата и время проведения: 23.09.2018г. с 14.00 до 16.00 часов. Место проведения: площадь возле рынка «Филатовский», Ленинский район. Количество участников: 350 человек. Цель: «За смену политических элит и социально-экономического курса и освобождение политических заключенных». ФИО1 проинформирован о том, что согласно п. 2 ст. 12 и ст. 16 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организатор, а также иные участники публичного мероприятия, в случае нарушения настоящего Федерального Закона могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке. Обращено внимание на то, что в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не позднее, чем за три дня до дня проведения мероприятия ФИО1 обязан информировать орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) настоящего предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленного публичного мероприятия.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года), статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Законом о митингах, статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 вышеназванного закона, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. Под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункт 7 статьи 2 Закона о митингах).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о митингах организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 вышеназванного закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5 Закона о митингах).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Закона о митингах).

Согласно части 1 статьи 12 названного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (пункт 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (пункт 2).

Согласно пункту 4.2 раздела 1 и п. 2.1 раздела 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие и рассмотрение уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 19.01.2012г.№ 031-06-26/12 (далее - Административный регламент), органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация г. Иркутска.

Согласно п. 4.1 Административного регламента, органом, ответственным за предоставление муниципальной услуги является структурное подразделение администрации города Иркутска - Управление реализации общественных инициатив комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.

Согласно п. 3.1 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:

- подготовка письма о принятии уведомления о проведении публичного мероприятия;

- подготовка письма с предложением об устранении несоответствия указанных заявителем в уведомлении целей, форм и иных условий проведения мероприятия требованиям Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях» или законом субъекта РФ;

- подготовка письма с предложением об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия;

- подготовка письма об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в случае, если уведомление о его проведении подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях» или законом субъекта РФ проведение публичного мероприятия запрещается.

Административному истцу сообщалось, что ее уведомление принято и по результатам рассмотрения уведомления было предложено изменить место проведения митинга, а также предупредила административного истца о правовых последствиях нарушения законодательных запретов при проведении шествия и митинга с заявленной целью.

Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом местного самоуправления, процедура принятия оспариваемого решения, срок его принятия и срок вручения организатору мероприятия соблюдены.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года № 484-О-П).

При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 4-П).

Изложенное означает, что уведомление административного истца о проведении публичного мероприятия было принято и зарегистрировано в точном соответствии с предписаниями пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о митингах. В дальнейшем, в пределах предоставленных вышеназванным федеральным и региональным законодательством полномочий, администрация г. Иркутска рассмотрела их и довела до административного истца предложение об изменении места проведения публичного мероприятия. При этом предложение об изменении места проведения публичного мероприятия не является произвольным, а обосновано реально существующими обстоятельствами, а именно – согласования проведения в этом же месте и в это же время публичного мероприятия другим лицом, имеющего иную цель, чем цель проведения мероприятия, указанная административным истцом, и подавшего уведомление о его проведении ранее, чем административный истец. То есть в данном случае предложение об изменении места проведения мероприятия является обоснованным, как того и требует пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о митингах.

Таким образом, установив обстоятельства, свидетельствующие о невозможности проведения публичного мероприятия в месте, заявленном ФИО1, согласно уведомлению, административным ответчиком было предложено организатору публичного мероприятия ФИО1 место, позволяющее провести указанное публичное мероприятие, уведомление администрации г. Иркутска от 14.09.2018г. № 563-74-289/18 содержало конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и в заявленное время, а именно на место проведения мероприятия, указанное в уведомлении, администрацией г. Иркутска уже было согласовано мероприятие согласно ранее поданному уведомлению, о чем представлены суду доказательства.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение соответствует вышеуказанным нормам права.

Доводы административного истца о нарушении его прав тем, что предельная заполняемость площади возле рынка «Филатовский», Ленинский район не позволит провести там запланированное мероприятие, а также неудобность расположения данного места, суд полагает несостоятельными.

Направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия. Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Таким образом, при несогласии с предложенным местом проведения публичного мероприятия организатор мероприятия не лишен права не согласиться с предложенным местом и предложить иное место проведения публичного мероприятия, направление предложения указывает на то, что согласительные процедуры продолжаются.

Суд также учитывает, что в уведомлении указано предполагаемое количество участников публичного мероприятия.

Оспариваемое решение не касается заявленной административным истцом цели проведения публичного мероприятия, не содержит каких-либо требований (выводов) о недопустимости (невозможности) проведения публичного мероприятия с заявленной целью. Не содержит оно и никаких рекомендаций организаторам и участникам публичного мероприятия о том, какие мнения, требования, касающиеся заявленной цели публичного мероприятия, следует выдвигать, высказывать или не выдвигать и не высказывать в ходе проведения мероприятия. Следовательно, это решение, не может нарушать и не нарушает его прав на свободу мысли и свободу выражения своего мнения, гарантированных статьей 29 Конституции Российской Федерации, статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 19 Международного пакта О гражданских и политических правах.

В данном случае, публичное мероприятие не могло состояться в заявленном месте по объективным вышеназванным причинам. Какой-либо вины административного ответчика в том, что публичное мероприятие не могло быть проведено в заявленном месте, суд не усматривает.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что совокупности обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для признания решения администрации г. Иркутска, выраженного в виде предложения организатору об изменении места проведения публичного мероприятия, нет, в связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что оспариваемое решение администрации г. Иркутска вынесено 14.09.2018г., административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 17.09.2018г., суд полагает, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к администрации г.Иркутска о признании ответа администрации города Иркутска от 14.09.2018г. № 563-74-289/18 незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 20.09.2018г. Н.Н. Исакова