ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3538/2016 от 05.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Булаткиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Макарова С. С.ча к Администрации г.о.Самара, Департаменту промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства Администрации г.о.Самара, <адрес>, Прокуратуре <адрес> о признании незаконными действий, признании незаконным постановления и обязании совершить действия,

Установил:

Макаров С.С. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Администрации г.о.Самара, Департаменту промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства Администрации г.о.Самара, <адрес>, Прокуратуре <адрес> о признании незаконными действий, признании незаконным постановления и обязании совершить действия, указав, что Администрацией г.о.Самары на основании ежегодно предоставляемых ею предложений по результатам проводимых анализов утверждается регламент продажи льготных талонов для проезда граждан на садово-дачные маршруты по их социальным картам с одинаковым набором количества талонов (по 4, 8, 16). В этом году в постановлении добавлено слово «не более 24 талонов», однако расшифровка отсутствует, а также о том, что транспортным предприятиям вменяется обязанность провоза участников ВОВ по садово-дачным маршрутам до 10 км бесплатно, что уже не согласуется с Постановлением Администрации 2016 года о льготах. При этом льготные талоны продаются только на один месяц в строго ограниченный промежуток времени, которые в случае нереализации возврату и использованию в последующие месяцы дачного периода не подлежат. Указанные обстоятельства нарушают права истца. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконными действия прокуратуры <адрес> и прокуратуры <адрес>, уклонившихся от надлежащей проверки организации ежегодных льготных поездок по садово-дачным маршрутам льготников и обязать их принять необходимые меры по устранению нарушения со стороны Администрации <адрес> и Департамента транспорта его законных прав, интересов и социальной справедливости со всеми льготниками в вопросе льготного проезда по садово-дачным маршрутам; признать незаконным постановление Администрации <адрес>, Департамента транспорта РФ 2016 года «Об организации регулярных перевозок на садово-дачные массивы», согласно которому предусмотрена реализация льготных талонов по 4, 8 и 16, но не более 24 с приобретением в рамках с 24 числа текущего и до 5 числа следующего месяца, без права использования и возврата неиспользованных в последующий период садово-дачных маршрутов и обязать обоих принять немедленные меры (так как дачный сезон скоротечен) по устранению допущенных нарушений и его (Макарова С.С.) законных контитуционных прав равенства всех перед законом и социальной справедливости; просил обязать Администрацию <адрес> и Департамент транспорта немедленно изготовить чековые книжки по 80 чеков в каждой книжке из расчета 16 поездок в месяц в течение 5 оставшихся месяцев дачного сезона, по которым контролеры будут их обилечивать, точно также как сейчас по льготным талонам, с правом возврата нереализованных им чеков в этой книжке в любое время, в том числе в течение месяца после закрытия перевозок по дачным маршрутам.

В судебное заседание истец Макаров С.В. не явился, причины неявки не сообщил, извещен надлежаще.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г.о.Самара по доверенности Евтюшенкова Е.Л. исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента транспорта Администрации г.о. Самара по доверенности Зубков В.В. исковые требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 49-56).

В судебное заседание прокуратура <адрес> своего представителя не направила, представила отзыв (л.д. 36-38), в котором в удовлетворении требований Макарова С.С. просила отказать.

В судебное заседание прокуратура <адрес> своего представителя не направила, представила отзыв, в котором просила административное исковое заявление Макарова С.С. оставить без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Положениями ст.ст. 9 и 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации такого обращения.

Установлено, что в 2015 году Макаров С.С. обращался в прокуратуру <адрес> и в прокуратуру <адрес> по вопросу обеспечения его прав на льготный проезд в транспорте садово-дачных маршрутов. Проверкой по обращению Макарова С.С. установлено, что маршрутная сеть по регулярным перевозкам на садово-дачные массивы в 2015 году, стоимость проезда, а также порядок реализации проездных документов, дающих право на долгосрочный льготный проезд отдельным категориям граждан, утверждены постановлением Администрации г.о. Самара от 29.04.2015 года № 389 «Об организации регулярных перевозок на садово-дачные массивы в 2015 году».

Согласно постановлению право проезда по льготному долгосрочному проездному билету ("сезонка") на садово-дачные массивы в 2015 году предоставляется гражданам, имеющим право на получение и использование транспортного приложения социальной карты жителя <адрес> в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в <адрес> для граждан, которым меры социальной поддержки оказываются за счет средств федерального и областного бюджетов» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при предъявлении талона, "сезонки" и документа, подтверждающего право на получение и использование транспортного приложения социальной карты жителя <адрес>. Стоимость "сезонки" устанавливается в зависимости от протяженности установленного автобусного маршрута и количества поездок в один конец (в одном направлении).

Полная стоимость проезда определяется из расчета 1,80 руб. за 1 км пути, не ниже стоимости проезда, установленной на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта городского округа Самара за наличную оплату, в соответствии с приложением к постановлению Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта городского округа Самара». При этом оплата проезда по указанному тарифу может производиться как наличными денежными средствами, так и с использованием бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Карта школьника" с ДД.ММ.ГГГГ по 10.2015 года.

Указанное количество поездок определено в соответствии с ежегодным анализом пассажиропотока, а также с учетом предложений пассажиров. В целях организации более удобной оплаты департаментом транспорта г.о. Самара проводится работа по внедрению на садово-дачные маршруты системы оплаты проезда с использованием бесконтактных транспортных карт.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что указанное постановление, определяющее маршрутную сеть регулярным перевозкам на садово-дачные массивы в 2015 году, стоимость проезда, а также порядок реализации проездных документов, дающих право на срочный льготный проезд отдельным категориям граждан, издано Администрацией г.о. Самара в рамках полномочий, предоставленных ей Законом Самарской области от 07.07.2006 года № 58-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации транспортного обслуживания населения на территории <адрес>», в целях обеспечения перевозок населения городского округа Самара на садово-дачные массивы в 2015 году. Обращений, заявлений граждан в прокуратуру области о нарушении их прав Постановлением в 2014-2015 годы не поступало, приобретение льготных долгосрочных проездных билетов на садово-дачные массивы является добровольным волеизъявлением. В связи с этим, оснований для вмешательства в деятельность Администрации г.о. Самара по реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения у прокуратуры области и прокуратуры города не имелось.

Как установлено судом, и подтверждается материалами дела на указанные обращения Макарова С.С. в прокуратуру <адрес> и прокуратуру <адрес> были даны ответы в установленный законом месячный срок, что фактически не оспаривалось истцом.

Доводы истца о том, что действия прокуратуры <адрес> и прокуратуры <адрес> являются незаконными в связи с тем, что они уклонились от надлежащей проверки, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как установлено судом, и следует из данных истцу ответов на его обращения, они даны по существу заявлений Макарова С.С. в установленный законом срок.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем несогласие Макарова С.С. с содержанием ответов не свидетельствует о незаконности действий указанных ответчиков при рассмотрении обращений.

При этом суд отмечает, что согласно части 1 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

При указанных обстоятельствах, учитывая, что все обращения Макарова С.С. были рассмотрены в установленный законом срок, ответы даны по существу поставленных в обращениях вопросов, оснований для признания незаконными действий прокуратуры <адрес> и прокуратуры <адрес> не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу о отказе в удовлетворении требований истца в этой части.

Согласно положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для оспаривания решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением, либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.

Постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 года № 220-ФЗ), Законом Самарской области от 18.01.2016 года № 14-ГД «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории <адрес>, о внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> и признании утратившими силу отдельных законодательных актов <адрес>», Законом Самарской области от 07.07.2006 года № 58-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации транспортного обслуживания населения на территории Самарской области» (далее - Закон Самарской области от 07.07.2006 года № 58-ГД).

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 года №220-ФЗ межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статье 1 Закона Самарской области от 07.07.2006 года № 58-ГД органы местного самоуправления городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам в части регулярных перевозок на садово-дачные массивы. Статья 2 Закона Самарской области от 07.07.2006 года № 58-ГД наделяет органы местного самоуправления следующими полномочиями: определение потребностей населения в регулярных перевозках на садово-дачные массивы, утверждение расписания движения транспортных средств, регулирование тарифов на перевозки, ведение реестра маршрутов, выполнение функций заказчика по вышеуказанным регулярным перевозкам.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 года № 220-ФЗ регулярные перевозки осуществляются с применением тарифов, установленных органами местного самоуправления с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Следовательно, органы местного самоуправления уполномочены устанавливать как регулируемые тарифы на перевозки, так и льготы на проезд по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (в том числе категории льгот и условия их предоставления).

Между тем, оспариваемое истцом постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ не содержит в себе сведений о количестве доступных для приобретения гражданами льготных проездных билетов. Вышеуказанным постановлением утвержден реестр межмуниципальных маршрутов, а также расписание движения, т.е. в оспариваемом истцом постановлении отсутствуют положения, которые, по мнению истца, нарушают его права и законные интересы.

Регулируемые тарифы и стоимость льготных проездных билетов утверждены постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении регулируемых тарифов на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на садово-дачные массивы» (далее - постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно указанному постановлению стоимость льготного проездного билета («сезонки») устанавливается дифференцированно в зависимости от количества талонов.

Так, гражданин может приобрести «сезонку» на 4, 8 или 16 талонов. В месяц можно приобрести 1 и более «сезонок», общее количество поездок по которым не будет превышать 24 поездки.

Регулируемые тарифы, стоимость льготных проездных билетов, а также количество поездок установлены на основании рекомендаций комиссии Администрации городского округа Самара, что подтверждается протоколом оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что указанное количество талонов определено согласно проведенному анализу пассажиропотока, поскольку анализ пассажиропотока за 2015 год показал, что самыми востребованными у населения являются «сезонки» на 4 и 8 поездок. Количество талонов в «сезонке» определяется средним количеством дачных дней в месяц - 16 дней (среда, пятница, суббота и воскресенье).

Доводы истца о нарушении его прав реализацией «сезонок» с 24 числа текущего месяца до 5 числа следующего месяца проверялись судом, однако не нашли своего подтверждения, поскольку нормы об установлении периода для реализации льготных проездных билетов не содержатся ни в постановлении Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, которое просит признать незаконным истец, ни в постановлении Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные билеты реализуются непосредственно предприятиями-перевозчиками.

Не состоятелен довод истца о том, что Администрация городского округа Самара не выделяет денежные средства для осуществления перевозок на садово-дачные массивы для льготных категорий граждан, поскольку пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено возмещение расходов транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета в случаях установления льгот для пассажиров.

При этом, постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара «Развитие городского пассажирского транспорта в городском округе Самара» на 2016- 2020 годы» подтверждает факт наличия предусмотренных в бюджете городского округа Самара денежных средств на выплату субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке граждан автомобильным транспортом общего пользования на пригородных маршрутах на садово-дачные массивы по тарифам, установленным Администрацией городского округа Самара. В судебном заседании установлено, что в 2016 году на эти цели выделено <данные изъяты>.

Кроме того, законность постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются результатами проведенной прокуратурой <адрес> правовой и антикоррупционной экспертизы. Департаментом промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства Администрации городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры <адрес> для проведения экспертизы были направлены проекты вышеуказанных постановлений Администрации городского округа Самара. Проведенной экспертизой установлено отсутствие противоречий указанных проектов постановлений с федеральным законодательством, отсутствие коррупциогенных факторов, замечаний к юридической технике.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №Об организации регулярных перевозок на садово-дачные массивы» принято в рамках предоставленных городскому округу Самара полномочий и не противоречит нормативным правовым актам.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд считает, что какие-либо права и законные интересы административного истца нарушенными не являются. В связи с этим оснований для удовлетворения требований административного истца судом не усматривается.

В удовлетворении требований истца в части возложения на Администрацию г.о.Самара и Департамент промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства Администрации г.о.Самара обязанности по немедленному изготовлению чековых книжек, суд также считает необходимым отказать, поскольку, решение указанного вопроса не входит в компетенцию суда.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Макарова С. С.ча к Администрации г.о.Самара, Департаменту промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства Администрации г.о.Самара, <адрес>, Прокуратуре <адрес> о признании незаконными действий, признании незаконным постановления и обязании совершить действия - оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11.07.2016 года.

Судья (подпись) Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь