ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-353/2017 от 04.12.2017 Южноуральского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-353/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2017 года г. Южноуральск

Южноуральский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Реутовой И.М.,

при секретаре Варнавской С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Южноуральского городского округа о признании незаконным распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Собранию депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области, администрации Южноуральского городского округа о признании незаконным решения Собрания депутатов, распоряжения Главы администрации Южноуральского городского округа.

ФИО1 в обоснование своих исковых требований указывает, что она отработала 33 года на различных муниципальных должностях, замещала должности муниципальной службы Южноуральского городского округа. Ее труд неоднократно был отмечен различными поощрениями и Государственными наградами РФ. Она награждена Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, является заслуженным работником Социальной защиты населения РФ, ветераном труда, кандидатом педагогических наук.

С ДД.ММ.ГГГГ при уходе на пенсию ей на основании решения Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 26 октября 2010 года № 118 «Об утверждении Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа», на основании распоряжения Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия за выслугу лет в размере <данные изъяты>, которая впоследствии неоднократно на основании распоряжений Главы Южноуральского городского округа пересчитывалась в сторону увеличения. В ДД.ММ.ГГГГ пенсия за выслугу лет на основании распоряжения Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты>.

Указанная пенсия ей перечислялась на банковский расчетный счет, указанными перечислениями она практически не пользовалась, так как продолжает работать в <адрес>, где получает заработную плату, кроме того, она получает пенсию по старости.

ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что на основании распоряжения Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ ей с ДД.ММ.ГГГГ пересчитали в сторону уменьшения пенсию по выслуге лет до <данные изъяты>.

В связи с чем, на следующий день ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с письменным обращением к Главе Южноуральского городского округа ФИО3 для разъяснения ситуации и получила ответ, согласно которому данное решение принято депутатами Южноуральского городского собрания в связи с дефицитом бюджета.

Как стало известно позже, на основании письма Главы Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Собрание депутатов Южноуральского городского округа принимает решение от 28 декабря 2015 года № 60 «Об утверждении Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа», суть которого – переход на новые условии назначения пенсии по выслуге лет. Именно в связи с этим ей и была уменьшена пенсия по выслуге лет.

Считает, что снижение размера назначенной ей пенсии по выслуге лет осуществлено незаконно, с нарушением действующего законодательства, снижает уровень ее пенсионного обеспечения, что нарушает ее конституционные права.

ФИО1 просила суд признать решение Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области № 60 от 28 декабря 2015 года «Об утверждении Положения о назначении, перерасчете пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа» незаконным в части не включения требований следующего содержания: «В случае если размер пенсии за выслугу лет при перерасчете уменьшается по сравнению с установленным ранее пенсия за выслугу лет выплачивается в прежнем размере впредь до возникновения права на ее получение в большем размере».

Также ФИО1 просит внести дополнение в указанное решение изложенного выше содержания.

Кроме того, ФИО1 просит признать распоряжение Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ, которым с ДД.ММ.ГГГГ ей снижена пенсия по выслуге лет с <данные изъяты> до <данные изъяты>, незаконным и отменить его. Признать не утратившим силу распоряжение Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ, которым была назначена пенсия по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию Южноуральского городского округа Челябинской области возместить недоплаченную надбавку к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в суме <данные изъяты>.

Определением Южноуральского городского суда Челябинской области от 06 июня 2017 года административное дело по исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления выделено в отдельное производство и передано по подсудности в Челябинский областной суд.

Административный истец ФИО1, ее представители ФИО2, Гром В.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены. ФИО1 представила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия и участия ее представителей.

Представитель администрации Южноуральского городского округа Мелешкина Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что распоряжение Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ, которым с ДД.ММ.ГГГГФИО1 снижена пенсия по выслуге лет с <данные изъяты> до <данные изъяты>, принято в соответствии с Решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области № 60 от 28 декабря 2015 года «Об утверждении Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа». Указанное решение также было обжаловано ФИО1, но было оставлено без изменения. А распоряжение Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ, которым была назначена пенсия ФИО1 по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ утратившим никто не признавал.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена пенсия по старости на основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Положением о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа, утвержденным решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 26 октября 2010 года № 118, ФИО1 как лицу, ранее замещавшему должность муниципальной службы названного городского округа, с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в размере <данные изъяты> Размер пенсии за выслугу лет неоднократно пересчитывался в сторону увеличения и к ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>.

Решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 28 декабря 2015 года № 60 утверждено Положение о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа.

С момента вступления в силу указанного решения утрачивает силу решение Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 26 октября 2010 года № 118 «Об утверждении Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа» (пункт 4).

В решении Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 28 декабря 2015 года № 60 норма, аналогичная норма, содержавшейся в пункте 3 решения Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 26 октября 2010 года № 118 о том, что в случае, если размер пенсии за выслугу лет при перерасчете уменьшается по сравнению с установленным ранее, пенсия за выслугу лет выплачивается в прежнем размере впредь до возникновения права на ее получение в большем размере, отсутствует.

Согласно как ранее действовавшему пункту 20 Положения о пенсии за выслугу лет, утвержденному решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 26 октября 2010 года № 118, так и пунктом 20 Положения о пенсии за выслугу лет, утвержденному оспариваемым решением, решение о перерасчете пенсии оформляется распоряжением администрации Южноуральского городского округа.

Согласно пункту 2 решения Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 28 декабря 2015 года № 60, перерасчет пенсий за выслугу лет, назначенных до вступления в силу настоящего решения, производится исходя из размера должностного оклада по последней занимаемой должности муниципальной службы, действующего на дату назначения пенсии за выслугу лет.

Распоряжением администрации Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «О перерасчете пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа», размер пенсии за выслугу лет ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере <данные изъяты>

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но необязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Особенности организации муниципальной службы в Челябинской области и правовое положение муниципальных служащих Челябинской области урегулированы Законом Челябинской области от 30 мая 2007 года № 144-ЗО, действующим в редакции от 4 июля 2017 года, «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».

Статьей 12 регионального Закона от 30 мая 2007 года № 144-ЗО предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Челябинской области «О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области».

В соответствии с частью 9 статьи 34 и частью 2 статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Решением Челябинского областного суда от 02 августа 2017 года, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании решения Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 28 декабря 2015 года № 60 «Об утверждении Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа» в части невключения требования о сохранении пенсии за выслугу лет в прежнем размере в случае, если размер пенсии за выслугу лет при перерасчете уменьшается по сравнению с установленным ранее.

Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Следовательно, финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, и они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Законодательство, имеющее большую юридическую силу по отношению к указанному нормативному правовому акту, не содержит требований об обязательном сохранении в прежнем размере ранее назначенной муниципальному служащему пенсии за выслугу лет в случае ее перерасчета до возникновения права на получение такой пенсии в большем размере.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Южноуральского городского округа, в том числе и ФИО1

Исходя из того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, проведение муниципальными образованиями перерасчета размеров таких пенсий в случае изменения органами местного самоуправления правил их исчисления, в том числе влекущих уменьшение размера пенсии за выслугу лет, не противоречит положениям федерального и регионального законодательства.

Поскольку распоряжение Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ «О перерасчете пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа», которым с ДД.ММ.ГГГГФИО1 снижена пенсия по выслуг лет до <данные изъяты>, принято в соответствии с п. 2 решения Собрания депутатов Южноуральского городского округа от 28 декабря 2015 года № 60 «Об утверждении Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа», оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании указанного распоряжения незаконным не имеется.

Требования истца ФИО1 о признании не утратившим распоряжения Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ, которым была назначена пенсия по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> также не подлежат удовлетворению, так как из содержания административного искового заявления и пояснений представителей административного истца следует, что ранее полученная до ДД.ММ.ГГГГ пенсия за выслугу лет не пересчитывалась, а уменьшение ее размера произошло после вступления в действие решения Собрания депутатов.

Поскольку исковые требования ФИО1 о признании незаконным распоряжения Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ, о признании не утратившим силу распоряжения Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению, то и в удовлетворении производных исковых требований о взыскании недоплаченной надбавки к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации Южноуральского городского округа о признании незаконным распоряжения Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ, о признании не утратившим силу распоряжения Главы Южноуральского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ, о возмещении недоплаченной надбавки к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Южноуральский городской суд Челябинской области.

Председательствующий подпись И.М. Реутова

Копия верна:

Судья И.М. Реутова