Дело № 2а-353/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Анадырь | 13 декабря 2021 года |
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Кодеса А.В.,
при секретаре судебного заседания Пананто Т.А.,
с участием прокурора Билыка М.А. и представителя Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и к начальнику Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа ФИО2 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Чукотского автономного округа обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределённого круга лиц и с учетом последующего уточнения предмета заявленных исковых требований в окончательной их редакции просил суд
1. Признать незаконным бездействие Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, выразившееся в непринятии мер по формированию в соответствии с частью 5 статьи 18, частью 3 статей 61, 63, 64, 65 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» перечня рыболовных участков, состоящего из списка рыболовных участков, в отношении которых Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству заключены договоры пользования и которым присвоены номера 223 (река Хатырка), 10 пр (р. Анадырь, залив Онемен), 252 (р. ФИО3), 1 пр (р. Хатырка), 217 (р. Хатырка), 200 (р. Хатырка), 173 (Анадырский лиман), 60 (р. Танюрер), 249 (р. Майныян), 7 (р. Анадырь), 10 (р. Танюрер), 11 (р. Танюрер), 13 (р. Анадырь), 18 (Анадырский лиман), 182 (Канчаланский лиман), 91 (Анадырский лиман), 111 (р. Великая), 49 (р. Великая), 1 (р. Великая), 183 (ФИО4), 177 (ФИО4), 9тр-р (Горло р. Анадырь, бухта Мелкая), 7пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 8пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 11пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 15пр (р. Анадырь), 5тр-р (Горло р. Анадырь), 20тр-р (протока ФИО5), 32тр-р (лагуна Эмээм), 12тр-р (протока Рыбачья), 38 (р.Гуткумка), 10тр-р (горло р.Анадырь, бухта Мелкая), 24тр-р (р.Канчалан, залив Канчалан), 8тр-р (горло р.Анадырь, бухта Мелкая), 35тр-р (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 185 (Анадырский лиман), 62 (Анадырский лиман), 73 (р.Анадырь), 6пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 119 (р.Анадырь), 170 (р.Анадырь), 9пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 5пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 1 пб (бухта Этелькуйым), 12 пб (Анадырский лиман), 13 пб (Анадырский лиман), 5тр-м (Анадырский лиман), 16 (Анадырский лиман), 17 (Анадырский лиман), 19 (Анадырский лиман), 8пб ( бухта ФИО6), 9пб (Анадырский лиман), 10пб (Анадырский лиман), 16пб (Анадырский лиман), 17пб (Анадырский лиман), 4пб (Бухта Угольная), 5пб (Бухта Угольная), 6пб (Берингово море), 7пб (Берингово море), 11пб (Анадырский лиман), 14пб (Анадырский лиман), 15пб (Анадырский лиман), 1тр-м (Анадырский лиман), 167 (Анадырский лиман), 4тр-м (Анадырский лиман), 7тр-м (Анадырский лиман), 18тр-м (Анадырский лиман), 6тр-м (Анадырский лиман), 3тр-м (Анадырский лиман), 92 (Анадырский лиман), 94 (Анадырский лиман), 96 (Анадырский лиман), 3пр (Лагуна Ориадна), 2пр (Протока Рыбачья), с указанием границ данных рыболовных участков, цели использования, площади (для речных рыболовных участков площади и длины), оформлению на бумажном и электронном носителях географических карт водных объектов рыбохозяйственного значения с нанесенными границами рыболовных участков, получению рекомендаций Комиссии по определению границ рыболовных участков в виде протокола, согласованию перечня рыболовных участков с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства;
2. Возложить на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить перечень названных выше рыболовных участков с указанием их границ, цели использования, площади (для речных рыболовных участков площади и длины), географические карты водных объектов рыбохозяйственного значения с нанесенными границами рыболовных участков на бумажном и электронном носителях, протокол Комиссии по определению границ рыболовных участков, предоставить в Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству для согласования перечень указанных рыболовных участков, содержащий список рыболовных участков с указанием их границ, цели использования, площади (для речных рыболовных участков площади и длины), географические карты (выкопировки из географической карты) водных объектов рыбохозяйственного значения с нанесенными границами рыболовных участков на бумажном и электронном носителях, протокол Комиссии по определению границ рыболовных участков (л.д. 1-9, 213-215).
В возражениях на указанный выше иск прокурора Чукотского автономного округа Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа просил суд отказать в его удовлетворении в полном объеме, сославшись на принятие названным ответчиком необходимых мер по формированию перечня спорных рыболовных участков и на направление им 29.10.2021 указанного перечня в Северо-Восточное ТУ Росрыболовства на согласование (л.д. 110-112).
ФИО2 какой-либо позиции по существу административных исковых требований прокурора Чукотского автономного округа суду не представил.
Не представили такой позиции суду и привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Комиссия по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа и Северо-Восточное ТУ Росрыболовства.
В судебном заседании прокурор Билык М.А. поддержал административный иск прокурора Чукотского автономного округа в его окончательной редакции по изложенным в нем основаниям.
Представитель Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа по доверенности ФИО1 заявила о том, что не возражает против удовлетворения второго заявленного прокурором административного искового требования. В удовлетворении первого заявленного им искового требования просила отказать по основаниям, приведенным в отзыве ее доверителя на административный иск прокурора Чукотского автономного округа.
ФИО2 в судебное заседание не явился, о его времени и месте уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал (л.д. 170).
Комиссия по определению границ рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа и Северо-Восточное ТУ Росрыболовства явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о его времени и месте уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали (л.д. 170).
Выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности:
- были ли соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п. 3 ч. 9);
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 4 ч. 9).
В силу положений ч. 11 этой же нормы КАС РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с подп. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правоотношения в области предоставления и использования рыболовных участков урегулированы Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ.
В силу положений ч. 2 ст. 18 названного Федерального закона рыболовный участок выделяется для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского рыболовства и промышленного рыболовства.
Согласно ч. 5 этой же нормы закона, перечень рыболовных участков, выделенных во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, и в территориальном море Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Исходя из положений ч. 1 и 3 ст. 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ пользование рыболовным участком осуществляется на основании договора на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыболовном участке, который заключается органом государственной власти с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Статьями 61, 63, 64 и 65 этого же Федерального закона предусмотрены переходные положения в отношении договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется ст. 29.1 указанного Федерального закона, договоров о предоставлении рыбопромыслового участка, на основании которых осуществляется рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, договоров о предоставлении рыбопромыслового участка, на основании которых осуществляется промышленное рыболовство в пресноводных водных объектах, а также договоров о предоставлении рыбопромысловых участков, на основании которых осуществляется организация любительского и спортивного рыболовства.
В частности, приведенными нормами предусмотрено, что такие договоры переоформляются без проведения торгов путем заключения до 01.01.2020 договора пользования рыболовным участком на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Заключение в таком порядке договора пользования рыболовным участком является основанием для включения соответствующего рыболовного участка в перечень рыболовных участков, предусмотренный ч. 5 ст. 18 названного выше Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ч. 1-3 ст. 61, ч. 1-3 ст. 63, ч. 1-3 ст. 64 и ч. 1-3 ст. 65 Закона).
Исходя из положений приведенных норм Закона, при заключении в порядке ст. 61, 63, 64 и 65 этого же Закона путем переоформления ранее заключенных договоров о предоставлении рыбопромыслового участка указанные договоры подлежат включению в Перечень рыболовных участков, который подлежит утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
При этом указанные рыболовные участки подлежат включению в названный Перечень органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в общем порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ.
Исходя из положений п. 1 приказа Росрыболовства «О согласовании перечней рыболовных участков» от 26.11.2018 № 689, такие Перечни рыболовных участков, представляемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для согласования в территориальный орган Росрыболовства, должны содержать список рыболовных участков с указанием их границ, цели использования, площади (для речных рыболовных участков площади и длины); географические карты (выкопировки из географической карты) водных объектов рыбохозяйственного значения с нанесенными границами рыболовных участков на бумажном и электронном носителях; протокол Комиссии по определению границ рыболовных участков.
Необходимость соблюдения указанной процедуры в полном объеме в общем порядке в отношении рыболовных участков, договоры о предоставлении которых заключены путем переоформления ранее заключенных договоров прямо разъяснена в ответах на актуальные вопросы, связанные с осуществлением разрешенных видов рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 01.01.2019 положений Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в редакции Федеральных законов от 03.07.2016 № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» и от 26.11.2018 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)», утвержденных в качестве Приложения к названному выше приказу Росрыболовства от 26.11.2018 № 689 (ответы на вопросы № 6, 8 раздела «Вопросы, связанные с осуществлением рыболовства на рыболовных (рыбопромысловых) участках», ответы на вопросы № 2 и № 5 раздела «Вопросы, связанные с формированием границ рыболовных участков»).
Согласно подп. 8 п. 2.3 Положения о Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, именно данный орган исполнительной власти названного субъекта Российской Федерации наделен полномочиями по формированию и утверждению перечня рыболовных участков Чукотского автономного округа, выделенных во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, и в территориальном море Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с федеральным законодательством (л.д. 113-122).
Как следует из материалов дела, 28.02.2020 в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа поступило письмо Северо-Восточного ТУ Росрыболовства от 21.02.2020 № 07-02-08/2360 о направлении информации о заключенных названным Управлением путем переоформления договорах пользования рыболовными участками для осуществления промышленного рыболовства, любительского и спортивного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (л.д. 38, 39-50).
В приложенной к данному письму таблице таких договоров среди прочих указаны в том числе заключенные Северо-Восточным ТУ Росрыболовства путем переоформления договоры пользования следующими рыболовными участками: № 223 (река Хатырка), № 10 пр (р. Анадырь, залив Онемен), № 252 (р. ФИО3), № 1 пр (р. Хатырка), № 217 (р. Хатырка), № 200 (р. Хатырка), № 173 (Анадырский лиман), № 60 (р. Танюрер), № 249 (р. Майныян), № 7 (р. Анадырь), № 10 (р. Танюрер), № 11 (р. Танюрер), № 13 (р. Анадырь), № 18 (Анадырский лиман), № 182 (Канчаланский лиман), № 91 (Анадырский лиман), № 111 (р. Великая), № 49 (р. Великая), № 1 (р. Великая), № 183 (ФИО4), № 177 (ФИО4), № 9тр-р (Горло р. Анадырь, бухта Мелкая), № 7пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), № 8пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), № 11пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), № 15пр (р. Анадырь), № 5тр-р (Горло р. Анадырь), № 20тр-р (протока ФИО5), № 32тр-р (лагуна Эмээм), № 12тр-р (протока Рыбачья), № 38 (р.Гуткумка), № 10тр-р (горло р.Анадырь, бухта Мелкая), № 24тр-р (р.Канчалан, залив Канчалан), № 8тр-р (горло р.Анадырь, бухта Мелкая), № 35тр-р (р. Анадырь, горло р. Анадырь), № 185 (Анадырский лиман), № 62 (Анадырский лиман), № 73 (р.Анадырь), 6пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), № 119 (р.Анадырь), № 170 (р.Анадырь), № 9пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), № 5пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), № 1 пб (бухта Этелькуйым), № 12 пб (Анадырский лиман), № 13 пб (Анадырский лиман), № 5тр-м (Анадырский лиман), № 16 (Анадырский лиман), № 17 (Анадырский лиман), № 19 (Анадырский лиман), № 8пб ( бухта ФИО6), № 9пб (Анадырский лиман), № 10пб (Анадырский лиман), № 16пб (Анадырский лиман), № 17пб (Анадырский лиман), № 4пб (Бухта Угольная), № 5пб (Бухта Угольная), № 6пб (Берингово море), № 7пб (Берингово море), № 11пб (Анадырский лиман), № 14пб (Анадырский лиман), № 15пб (Анадырский лиман), № 1тр-м (Анадырский лиман), № 167 (Анадырский лиман), № 4тр-м (Анадырский лиман), № 7тр-м (Анадырский лиман), № 18тр-м (Анадырский лиман), № 6тр-м (Анадырский лиман), № 3тр-м (Анадырский лиман), № 92 (Анадырский лиман), № 94 (Анадырский лиман), № 96 (Анадырский лиман), № 3пр (Лагуна Ориадна), № 2пр (Протока Рыбачья).
Как следует из объяснений представителя Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа по доверенности ФИО1 в судебном заседании, в установленном законом порядке указанные рыболовные участки не были включены ответчиком в названный выше Перечень рыболовных участков, подлежащий согласованию территориальным органом Росрыболовства, с указанием в нем их границ, цели использования, площади (для речных рыболовных участков площади и длины), с приложением к нему географических карт (выкопировок из географической карты) водных объектов рыбохозяйственного значения с нанесенными границами рыболовных участков на бумажном и электронном носителях. Заседание Комиссии по определению границ указанных рыболовных участков не проводилось.
На вопросы председательствующего судьи данный представитель ответчика в судебном заседании также пояснила, что указанные выше рыболовные участки не были включены и в перечень рыболовных участков, направленный Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа в Северо-Восточное ТУ Росрыболовства письмом от 29.10.2021 № 04/01-18/3593, на который названный ответчик сослался в своих возражениях на иск прокурора Чукотского автономного округа. В этот перечень были включены лишь вновь образованные рыболовные участки (л.д. 131-135).
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 18, 61, 63, 64, 65 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора Чукотского автономного округа о возложении на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа обязанности подготовить перечень названных выше спорных рыболовных участков с указанием их границ, цели использования, площади (для речных рыболовных участков площади и длины), географические карты водных объектов рыбохозяйственного значения с нанесенными границами рыболовных участков на бумажном и электронном носителях, а также протокол Комиссии по определению границ указанных рыболовных участков и предоставить их в Северо-Восточное ТУ Росрыболовства для согласования.
Предложенный прокурором срок для исполнения указанной обязанности продолжительностью три месяца со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу суд признает разумным и способным обеспечить баланс прав и законных интересов Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и неопределенного круга лиц.
Суд также принимает во внимание позицию представителя названного ответчика, которая в судебных прениях по делу заявила о том, что не возражает против удовлетворения указанного административного искового требования прокурора.
Возражений против предложенного прокурором срока исполнения решения суда в указанной части ответчики суду не представили.
Обоснованными и подлежащими удовлетворению суд признает и исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, выразившегося в непринятии мер по формированию перечня упомянутых выше спорных рыболовных участков, поскольку они должны были быть включены ответчиком в данный перечень с соблюдением предусмотренных законом процедур со дня дополнения Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ статьями 61, 63, 64 и 65 Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)» от 26.11.2018 № 421-ФЗ (п. 8-10 ст. 1 данного Закона).
Суд признает неубедительными доводы Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа о принятии названным ответчиком необходимых мер по формированию перечня спорных рыболовных участков.
В обоснование указанных доводов ответчик сослался на первоначальное утверждение такого перечня приказом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа от 01.03.2021 № 2, проект которого был предварительно согласован прокуратурой Чукотского автономного округа 17.02.2021, без проведения заседания Комиссии по определению границ указанных выше рыболовных участков и без согласования этого переченя с Северо-Восточным ТУ Росрыболовства (л.д. 96, 128-129).
Несоблюдение ответчиком предусмотренной законом процедуры формирования перечня указанных выше рыболовных участков и его согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства не может свидетельствовать об исполнении им надлежащим образом возложенной на него законом обязанности по подготовке данного перечня.
Само по себе согласование прокурором Чукотского автономного округа проекта упомянутого выше приказа Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа от 01.03.2021 № 2 не может повлечь признание законными действий ответчика по формированию перечня рыболовных участков в обход предусмотренной законом процедуры.
Неубедительными суд признает и доводы ответчика о его добросовестном заблуждении о порядке включения в перечень рыболовных участков, договоры о предоставлении которых заключены территориальным органом Росрыболовства путем переоформления ранее заключенных договоров, со ссылками на наличие неопределённости в толковании переходных положений Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ст. 61, 63, 64 и 65) в части необходимости повторного проведения в отношении таких рыболовных участков процедуры их включения в Перечень: проведения заседания Комиссии по определению границ рыболовных участков, направления проекта Перечня в научные организации, последующего направления Перечня с приложением к нему географических карт (выкопировок из географической карты) на согласование в территориальный орган Росрыболовства.
Никакой неопределенности в указанном вопросе не имеется.
Как было отмечено выше по тексту решения суда, приказом Росрыболовства «О согласовании перечней рыболовных участков» от 26.11.2018 № 689 (в редакции от 11.04.2019) был утвержден Перечень актуальных вопросов, связанных с осуществлением разрешенных видов рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 01.01.2019 положений Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в редакции Федеральных законов от 03.07.2016 № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» и от 26.11.2018 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)», в котором приведены исчерпывающие ответы на указанные выше вопросы, в том числе и на вопрос о необходимости соблюдения в полном объеме в общем порядке процедуры включения в Перечень рыболовных участков таких рыболовных участков, договоры о предоставлении которых заключены путем переоформления ранее заключенных договоров.
Более того, как следует из материалов дела, ранее письмом от 29.09.2020 № 04/01-18/2826 Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа направлял в Северо-Восточное ТУ Росрыболовства проект Перечня рыболовных участков на территории Чукотского автономного округа, сформированный в соответствии с переходными положениями ст. 61, 63-65 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ.
Заключением Комиссии названного территориального органа Росрыболовства от 16.11.2020 указанный перечень был возвращен на доработку в связи с его несоответствием законодательству: ввиду отсутствия приложенных к нему географических карт (выкопировок из географической карты) водных объектов рыбохозяйственного значения с нанесенными границами рыболовных участков на бумажном и электронном носителях и протокола Комиссии по определению границ рыболовных участков (л.д. 64-69).
Более того, 04.06.2021 прокурором Чукотского автономного округа начальнику Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа был внесен протест, в котором также было указано на необходимость соблюдения в полном объеме в общем порядке процедуры включения в Перечень рыболовных участков таких рыболовных участков, договоры о предоставлении которых заключены путем переоформления ранее заключенных договоров (л.д. 93-95).
Несмотря на указанные обстоятельства со дня поступления 28.02.2020 в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа письма Северо-Восточного ТУ Росрыболовства от 21.02.2020 № 07-02-08/2360 о направлении информации о заключенных названным Управлением путем переоформления договорах пользования рыболовными участками и вплоть до дня рассмотрения настоящего административного дела судом указанный выше Перечень рыболовных участков в установленном законом порядке и соблюдением установленных законом процедур ответчиком не сформирован и на согласование в Северо-Восточного ТУ Росрыболовства не направлен.
Доводы ответчика об отсутствии у него финансирования на выполнение указанных процедур судом также признаются неубедительными.
Как следует из объяснений представителя ответчика в судебном заседании и приказа Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа от 11.11.2021 № 251-од, указанное обстоятельство было вызвано действиями самого же ответчика, запросившего из бюджета Чукотского автономного округа необходимое финансирование лишь в конце 2021 года (л.д. 136-142).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить в полном объеме административные исковые требования прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и к начальнику Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа ФИО2.
Признать незаконным бездействие Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа, выразившееся в непринятии мер по формированию в соответствии с частью 5 статьи 18, частью 3 статей 61, 63, 64, 65 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» перечня рыболовных участков, состоящего из списка рыболовных участков, в отношении которых Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству заключены договоры пользования и которым присвоены номера 223 (река Хатырка), 10 пр (р. Анадырь, залив Онемен), 252 (р. ФИО3), 1 пр (р. Хатырка), 217 (р. Хатырка), 200 (р. Хатырка), 173 (Анадырский лиман), 60 (р. Танюрер), 249 (р. Майныян), 7 (р. Анадырь), 10 (р. Танюрер), 11 (р. Танюрер), 13 (р. Анадырь), 18 (Анадырский лиман), 182 (Канчаланский лиман), 91 (Анадырский лиман), 111 (р. Великая), 49 (р. Великая), 1 (р. Великая), 183 (ФИО4), 177 (ФИО4), 9тр-р (Горло р. Анадырь, бухта Мелкая), 7пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 8пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 11пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 15пр (р. Анадырь), 5тр-р (Горло р. Анадырь), 20тр-р (протока ФИО5), 32тр-р (лагуна Эмээм), 12тр-р (протока Рыбачья), 38 (р.Гуткумка), 10тр-р (горло р.Анадырь, бухта Мелкая), 24тр-р (р.Канчалан, залив Канчалан), 8тр-р (горло р.Анадырь, бухта Мелкая), 35тр-р (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 185 (Анадырский лиман), 62 (Анадырский лиман), 73 (р.Анадырь), 6пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 119 (р.Анадырь), 170 (р.Анадырь), 9пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 5пр (р. Анадырь, горло р. Анадырь), 1 пб (бухта Этелькуйым), 12 пб (Анадырский лиман), 13 пб (Анадырский лиман), 5тр-м (Анадырский лиман), 16 (Анадырский лиман), 17 (Анадырский лиман), 19 (Анадырский лиман), 8пб ( бухта ФИО6), 9пб (Анадырский лиман), 10пб (Анадырский лиман), 16пб (Анадырский лиман), 17пб (Анадырский лиман), 4пб (Бухта Угольная), 5пб (Бухта Угольная), 6пб (Берингово море), 7пб (Берингово море), 11пб (Анадырский лиман), 14пб (Анадырский лиман), 15пб (Анадырский лиман), 1тр-м (Анадырский лиман), 167 (Анадырский лиман), 4тр-м (Анадырский лиман), 7тр-м (Анадырский лиман), 18тр-м (Анадырский лиман), 6тр-м (Анадырский лиман), 3тр-м (Анадырский лиман), 92 (Анадырский лиман), 94 (Анадырский лиман), 96 (Анадырский лиман), 3пр (Лагуна Ориадна), 2пр (Протока Рыбачья), с указанием границ данных рыболовных участков, цели использования, площади (для речных рыболовных участков площади и длины), оформлению на бумажном и электронном носителях географических карт водных объектов рыбохозяйственного значения с нанесенными границами рыболовных участков, получению рекомендаций Комиссии по определению границ рыболовных участков в виде протокола, согласованию перечня рыболовных участков с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Возложить на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить перечень названных выше рыболовных участков с указанием их границ, цели использования, площади (для речных рыболовных участков площади и длины), географические карты водных объектов рыбохозяйственного значения с нанесенными границами рыболовных участков на бумажном и электронном носителях, протокол Комиссии по определению границ рыболовных участков, предоставить в Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству для согласования перечень указанных рыболовных участков, содержащий список рыболовных участков с указанием их границ, цели использования, площади (для речных рыболовных участков площади и длины), географические карты (выкопировки из географической карты) водных объектов рыбохозяйственного значения с нанесенными границами рыболовных участков на бумажном и электронном носителях, протокол Комиссии по определению границ рыболовных участков.
Возложить на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа обязанность сообщить суду и прокурору Чукотского автономного округа об исполнении настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его исполнения.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья , А.В. Кодес
,
,
,