ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-353/2023 от 02.02.2024 Слюдянского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2024 года г. Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сачек Е.В., при секретаре Ивановой А.А., с участием представителя истца Тулисовой Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7/2024 (№ 2-353/2023, № 2а-353/2023) по административному исковому заявлению Быкова Д. А. к администрации Байкальского городского поселения Иркутской области об оспаривании решения администрации, возложении обязанности устранить нарушения прав путём проведения аукциона,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель (далее ИП) Быков Д.А. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к администрации Байкальского городского поселения, в котором просил обязать ответчика провести аукцион по заключению договора аренды земельного участка.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от "ДАТА" дело № *** по иску Быкова Д.А. к администрации Байкальского городского поселения Иркутской области передано в Иркутский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом в связи с прекращением у истца статуса индивидуального предпринимателя.

На основании сопроводительного письма № *** заместителя председателя Иркутского областного суда, дело № *** направлено в Слюдянский районный суд Иркутской области.

"ДАТА" вынесено определение суда о переходе к рассмотрению настоящего гражданского дела № *** по правилам административного судопроизводства.

В своём административном исковом заявлении, с учётом уточнения, административный истец указал на то, что ИП Быков Д.А. являлся участником аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № ***) на основании поданной им заявки.

Как следует из заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, приём заявок на участие в аукционе осуществлялся с "ДАТА" по "ДАТА" с 10 час. до 16 час.

"ДАТА"Быковым Д.А. получен ответ, согласно которому Комиссией по вопросам земельных отношений и градостроительству Байкальского городского поселения принято решение (протокол № *** по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе по извещению от "ДАТА"№ ***) о не допуске к участию в открытом аукционе и не признании участником открытого аукциона Быкова Д.А. по лоту № *** в связи с не поступлением задатка на счёт в момент рассмотрения заявок на указанной в извещении счёт администрации.

Вместе с тем, данный довод не может быть принят во внимание, поскольку "ДАТА"Быковым Д.А. денежные средства в размере 77 033 руб. были внесены.

В связи с чем сторона административного истца приходит к выводу, что вышеуказанное решение комиссии по вопросам земельных отношений и градостроительству Байкальского городского поселения, оформленная протоколом № *** по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе по извещению от "ДАТА"№ *** являются незаконным.

Административный истец, полагая, что его права были нарушены, обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее УФАС по Иркутской области), о чём вынесено решение от "ДАТА" по делу № ***, согласно которому администрация Байкальского городского поселения признана виновной на основании п. 2 ч. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) и ей выдано предписание об устранении допущенных земельных нарушений с учётом Комиссии Иркутского УФАС России, а именно:

1) завершить процедуру торгов с учётом сложившегося круга участников на этапе, на котором была подана заявка Быкова Д.А.;

2)заблаговременно известить указанных в подп. 1 п. 1 настоящего предписания лиц о возобновлении процедуры торгов;

3) обеспечить возможность лицам, указанным в подп. 1 п. 1 настоящего предписания, заново внести задаток (в случае, если они были возвращены);

4) отменить все протоколы, составленные в ходе проведения торгов.

Исполнить предписание в течение 14 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.

Об исполнении предписания незамедлительно направить информацию в Иркутское УФАС России.

Не согласившись с вышеуказанным решением, администрация Байкальского городского поселения обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным решения от "ДАТА"№ *** и предписания от "ДАТА"№ *** к УФАС по Иркутской области.

"ДАТА" решением Арбитражного суда Иркутской области по делу № *** в удовлетворении требований администрации Байкальского городского поселения отказано. Данное решение подлежит немедленному исполнению на основании ч. 7 ст. 201 АПК РФ.

Решение Арбитражного суда Иркутской области вступило в законную силу "ДАТА" в виду возврата апелляционной жалобы.

"ДАТА" административным истцом в адрес административного ответчика было направлено письмо с просьбой осуществить действия по исполнению предписания Иркутского УФАС России по делу № *** в виде повторного рассмотрения заявок или проведения аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Ответчик в ответе от "ДАТА"№ *** указал на то, что им было подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы в 4-й Арбитражный апелляционный суд, и после рассмотрения данного ходатайства заинтересованным лицом будет принято правовое решение.

В ноябре 2021 г. в адрес УФАС по Иркутской области направлена жалоба на действия администрации Байкальского городского поселения.

"ДАТА"Быковым Д.А. получен ответ УФАС по Иркутской области, в котором указано: «По результатам рассмотрения представленной Вами информации в настоящий момент должностным лицом Иркутского УФАС России решается вопрос о привлечении к административной ответственности администрации Байкальского городского поселения и виновного должностного лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством РФ действий. О результатах рассмотрения дел об административных правонарушениях Вам будет сообщено дополнительно».

Из вышеизложенных обстоятельств следует, что административным ответчиком по состоянию на "ДАТА" предписание, выданное на основании решения УФАС по Иркутской области от "ДАТА" по делу № ***, не исполнено.

Какая-либо информация в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» на официальном сайте РФ – torgi.gov.ru об организации торгов Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска отсутствует, какие-либо извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка № *** не опубликовывалось.

На основании изложенного, административный истец просит:

- признать решение Комиссии по вопросам земельных отношений и градостроительству Байкальского городского поселения о не допуске к участию в открытом аукционе и не признании участником открытого аукциона Быкова Д.А. по лоту № *** незаконным;

- обязать администрацию Байкальского городского поселения устранить допущенные нарушения, провести аукцион по заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:25:020101:3010, расположенного по адресу: "АДРЕС".

Административный истец - ИП Быков Д.А., будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца - Тулисова Д.О., будучи надлежаще извещённой о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, в связи с занятостью в другом процессе просила административное дело рассмотреть в своё отсутствие, о чем представлено письменное ходатайство.

Административный ответчик – администрация Байкальского городского поселения, будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направил. В представленном отзыве представитель Денисова Е.О., действующая на основании доверенности от "ДАТА", указала на то, что с заявленными требованиями не согласна в силу следующего. Постановлением администрации БГП от "ДАТА"№ *** «Об отмене протокола № *** по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе по извещению № ***» протокол, составленный в ходе проведения торгов, отменён. На сегодняшний день совершить процедуру торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером № *** с учётом сложившегося круга участников на этапе, на котором была подана заявка Быкова Д.А., не представляется возможными в связи с тем, что от участника ООО ПСК «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» получен отказ от участия в аукционе. "ДАТА" Градостроительный совет при Губернаторе Иркутской области одобрил стратегический мастер-план г. Байкальска (далее мастер-план). Мастер-план – документ комплексного развития Байкальска, который охватывает все сферы: туристическую, транспортную, коммунальную и экологическую. Мастер-план подготовлен в рамках исполнения поручений Президента РФ. Работу провела государственная корпорация развития ВЭБ РФ совместно с Правительством Иркутской области, администрацией г. Байкальска, бизнес-сообществом, отраслевыми экспертами и жителями города. Оператором проекта является Центр развития Байкальского региона (Байкалцентр). Согласно мастер-плану (ссылка размещения "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ") земельный участок с кадастровым номером № *** определён под размещение многоквартирных жилых домов. Также данный земельный участок на сегодняшний день включён в границы территории, подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки в границах Байкальского муниципального образования в целях реализации программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до "ДАТА", в 2019- 2025 г.г.».

Заинтересованные лица – ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», Комиссия по вопросам земельных отношений и градостроительству Байкальского городского поселения о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, отзыва относительно административного иска либо иных заявлений не представили.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещённых о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы административного дела, отзыв административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 46).

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданам, организациям и иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и п. 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и п. 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из административного иска, административный истец оспаривает законность решения Комиссии по вопросам земельных отношений и градостроительству Байкальского городского поселения о не допуске к участию в открытом аукционе и не признании участником открытого аукциона Быкова Д.А. по лоту № ***.

Из отзыва административного ответчика и материалов дела следует, что оспариваемое решение отменено на основании постановления администрации Байкальского городского поселения от "ДАТА"№ ***.

С копией возражения представитель административного истца ознакомлена, вместе с тем отказ от заявленных требований либо уточнённые требования в суд не поступали.

В соответствии с положениями ч. 1, ч. 2 ст. 46 КАС РФ, административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска, а также отказаться от административного иска полностью или частично.

То есть, право определения предмета административного иска и способа защиты нарушенного права принадлежит административному истцу, и процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска.

Согласно ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Учитывая, что административным ответчиком отменено обжалуемое решение, следовательно, отсутствует предмет спора, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований административного истца Быкова Д.А. отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Быкова Д. А. к администрации Байкальского городского поселения Иркутской области об оспаривании решения администрации, возложении обязанности устранить нарушения прав путём проведения аукциона отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.В. Сачек

Мотивированное решение изготовлено 05.02.2024.