ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-353/2024 от 01.02.2024 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№ 2а-353/2024

70RS0004-01-2023-005916-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2024 года Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Несмеловой С.С.,

с участием:

представителя административного истца Мосиявич Ю.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Томской области), действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным иском о признании информации, размещенной на интернет-сайте ..., информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

В обоснование требования указано, что по имеющейся в Управлении Роспортебнадзора по Томской области информации, а также по результатам мониторинга интернет-сайтов было установлено, что пользователям сети Интернет предоставляется свободный доступ к интернет-сайту ..., где размещена информация о возможности приобретения услуг дезинфекции с нарушением требований положений п.8 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которым в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами; реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций, признается недостоверной. Сайт ... имеет красочное оформление, которое привлекает к себе внимание, использует в верхнем левом углу сайта наименования «Санэпидемстанция» «Санитарно-эпидемиологическая служба». Вышеуказанные обстоятельства внушают доверие гражданам, вводя их в заблуждение, что данная услуга предоставляется органом государственной власти и побуждает их к заключению договора об оказании услуг. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь Интернета. Информация на указанном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует. При этом действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе, а также за нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации. В силу п.6 ст.10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет распространения информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к вышеуказанному интернет-сайту, содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Овсепян Г.Л.

Участвуя в судебном заседании, представитель административного истца Мосиявич Ю.Д. требование административного иска поддержала. Суду пояснила, что обозначенная в административном исковом заявлении информация на сайте ... в сети Интернет в части содержания наименований «Санэпидемстанция» «Санитарно-эпидемиологическая служба» на дату рассмотрения дела остается доступной и размещена на всех разделах сайта без исключения, что подтверждается актом осмотра интернет-ресурса от ДД.ММ.ГГГГ и скриншотами страниц сайта.

Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (Управление Роскомнадзора по Томской области), получившее извещение о дате и времени рассмотрения дела по почте ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание своего представителя не направило, согласно письменному отзыву полагает возможным удовлетворить заявленное требование.

Заинтересованное лицо Овсепян Г.Л. в суд не явился, в целях его уведомления о времени и месте судебного разбирательства судом направлялось заказным почтовым отправлением судебное извещение по адресу регистрации (<адрес>), сведения о котором по запросу суда предоставлены ООО ..., однако им не получено и возвращено в суд в связи с истечением срока хранения.

Учитывая, что судом была исполнена обязанность по извещению заинтересованного лица Овсепяна Г.Л. о времени и месте рассмотрения дела в порядке, предусмотренном ч.4 ст.96 КАС РФ, при этом он самостоятельно распорядился своим правом не являться в суд и не получать судебные извещения по своему месту жительства, суд приходит к выводу о надлежащем извещении Овсепяна Г.Л. о времени и месте судебного заседания.

На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Томской области, заинтересованного лица Овсепяна Г.Л.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Томской области по следующим основаниям.

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации закреплены конституционные права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Согласно п. 7 ч. 4 ст. 40 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Пунктом 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора о 09.07.2012 № 690, предусмотрено, что в полномочия Управления входит, в том числе, обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Из материалов дела следует, что при проверке имеющейся в Управлении Роспортебнадзора по Томской области информации и мониторинге интернет-сайтов было установлено, что пользователям сети Интернет предоставляется свободный доступ к интернет-сайту ..., где размещена информация о возможности приобретения услуг дезинфекции. Сайт ... имеет красочное оформление, которое привлекает к себе внимание, содержит наименования «Санэпидемстанция» «Санитарно-эпидемиологическая служба».

Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь Интернета. Информация на указанном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.

При этом круг потребителей и количество лиц, пользующихся услугами данного сайта, как на территории Томской области, так и на территории Российской Федерации в целом, определить не представляется возможным.

Изложенное подтверждается актом осмотра интернет-ресурса от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотами страниц сайта ..., представленными в материалы дела.

Согласно информации, предоставленной УМВД России по Томской области по запросу суда (ответ от ...), в качестве организации регистратора доменного имени сайта ... является Общество с ограниченной ответственностью ООО ... (ИНН , ОГРН , сокращенное наименование – ООО ...). Услуги хостинга ресурсу оказывает ПАО ... (ИНН , ОГРН ).

По информации, полученной из ООО ... (ответ от ДД.ММ.ГГГГ) администратором доменного имени ... является Овсепян Г.Л. (<адрес>).

Следует отметить, что свою историю Санитарно-эпидемиологическая служба ведет с 15 сентября 1922 года, когда был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики». Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 года и положение о них - 8 октября 1927 года.

23 декабря 1933 года ЦИК и СНК РСФСР утвердили постановление «Об организации Государственной санитарной инспекции РСФСР» ГСИ), на которую были возложены функции по борьбе с эпидемиями и по улучшению санитарного состояния промышленных городов и поселков.

В 1935 году было принято постановление о создании Всесоюзной Государственной санитарной инспекции (ВГСИ) при Совете народных Комиссаров СССР, в которую впервые предусматривалось ввести научно-исследовательские учреждения, занимающиеся вопросами санитарии и эпидемиологии.

В 1963 году было принято Положение «О государственном санитарном надзоре в СССР», утвержденное постановлением Совета Министров СССР 29 октября 1963 года № 1107, которое позволило осуществить значительные комплексные мероприятия по дальнейшему расширению и укреплению всей системы санэпидслужбы в республиках, областях, краях, крупных городах и сельской местности России.

В 1991 году Совет Министров РСФСР утвердил новое Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе в РСФСР. Санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) были переименованы в Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) и получили вертикальное подчинение Комитету государственного санэпиднадзора Российской Федерации.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) реорганизована в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в 2004 году. единственной организацией, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор в г. Томске является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области.

Таким образом, в связи со своей многолетней историей существования, и несмотря на реорганизацию, наименование «Санитарно-эпидемиологическая служба», используемое на страницах интернет-сайта ..., до сих пор ассоциируется у граждан с государственным органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и может вводить потребителей в заблуждение при выборе услуг по дезинфекции и дератизации.

Согласно ч. 4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Положениями ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

В силу ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы -гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В силу статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В целях указанного закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (ст.3 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

В соответствии с п.2 ч.5 ст.5 Федерального закона 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе, а также за нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации (ст.14.3 КоАП РФ и ст.17.10КоАП РФ).

Повторной проверкой, проведенной должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Томской области, установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация на сайте ... в части содержания наименований «Санэпидемстанция» «Санитарно-эпидемиологическая служба» доступна и размещена на всех разделах сайта без исключения.

Результаты проверки отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ с приложением скриншотов страниц указанного Интернет-сайта, из которых видно, что на сайте используются наименования «Санэпидемстанция» «Санитарно-эпидемиологическая служба», а также эмблема Роспотребнадзора.

При таких обстоятельствах размещенная на Интернет-сайте ... информация о возможности приобретения услуг со ссылкой на наименование государственной санитарно-эпидемиологической службы (СЭС), имеющей длительную историю существования, правопреемником которой является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), указывающей на то, что объект рекламирования одобряется органом государственной власти, фактически является распространением запрещенной информации, и подпадает под запрет под угрозой административного наказания.

Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 15.5 Федерального закона № 149-ФЗ).

В силу п.п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

На территории Томской области соответствующие функции выполняет Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области.

Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-сайту ..., содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Принимая во внимание, что Управлением Роспотребнадзора по Томской области заявлены требования о признании информации, размещенной на вышеуказанном Интернет-сайте информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а не о запрете указанного Интернет-сайта как такового или о запрете использования самого сайта ..., удовлетворение судом заявленного требования не повлечет за собой изменение объема прав и обязанностей ни администратора этого сайта, ни каких-либо иных лиц (в том числе прав на распространение размещенной на сайте информации).

При таких обстоятельствах, в ином порядке, кроме судебного, ограничить доступ к информации, размещенной на вышеназванном Интернет-сайте, доступной для просмотра любому пользователю сети Интернет, не представляется возможным.

Учитывая изложенное, суд признает, что размещение на Интернет-сайте ... информации о возможности приобретения услуг по дезинфекции с указанием на то, что объект рекламирования одобряется органом государственной власти, нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а потому требование Управления Роспотребнадзора по Томской области обосновано и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте: ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для внесения указателя страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированный текст решения изготовлен 14.02.2024.

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.